Купим фрегаты у китайцев? А почему нет?

Сегодня, когда не утихают страсти по поводу строящихся для России во Франции десантно-вертолетных кораблей-доков (ДВКД) типа «Мистраль» («поставят или не поставят?»), поднимать вопрос об импорте военно-морской техники для ВМФ РФ кажется так же неуместным, как говорить о веревке в доме повешенного. И все-таки эта тема, на наш взгляд, актуальна как никогда.

Взять те же «Мистрали», которые должны пополнить, если все сложится благополучно, Тихоокеанский флот (ТОФ). Первый из них – «Владивосток» – планируется перевести к месту постоянного базирования к концу следующего года, второй – «Севастополь» – годом позже. А кто будет эскортировать российские «мистрали»?

Купим фрегаты у китайцев? А почему нет?Китайский фрегат Yantai типа 054A

Надводные силы России на огромном дальневосточном океанском театре чрезвычайно скудны. В строю – ракетный крейсер «Варяг» и четыре больших противолодочных корабля проекта 1155. Все они построены еще в советские времена и интенсивно эксплуатируются. Их часто можно увидеть не только в Японском, Охотском и других примыкающим к нашим берегам морях, но и у Африканского Рога, где они защищают гражданские суда от набегов пиратов, а также в Средиземном море в миссиях группировки ВМФ РФ.

От трех эскадренных миноносцев ТОФ проекта 956, относящихся к кораблям основных классов, проку немного. И не только потому, что предназначены они, прежде всего, для выполнения ударных, а не эскортных и противолодочных задач. Два из них бесконечно долго ремонтируются. Третий – «Быстрый» – в мае этого года принял участие в российско-китайских учениях «Морское взаимодействие-2014». Но отпускать его дальше Восточно-Китайского моря командование, судя по всему, не рискует. Уж очень ненадежная у кораблей этого типа котлотурбинная энергетическая установка. Какой уж тут эскорт, когда самим 956-м эсминцам требуется постоянное сопровождение буксиров. Так, на всякий случай.

Купим фрегаты у китайцев? А почему нет?Осенью этого года РПКСН «Александр Невский» должен прийти к месту постоянного базирования на Камчатке

А ведь на каждый «Мистраль» нужна охрана из двух-трех, а в идеале – из четырех сторожевых кораблей, желательно класса «фрегат». Но еще раньше французских ДВКД на Камчатку придут два ракетных подводных крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей»: «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Их появление ожидается в конце этого или начале будущего года. Базы этих РПКСН нуждаются в постоянном и надежном прикрытии на дальних подступах к ним надводными кораблями, подводными лодками и авиацией. Надводные корабли необходимы и для безопасного развертывания стратегических субмарин.

Где взять требуемые надводные корабли ПЛО и эскорта? Отечественная судостроительная промышленность набирает темп, но со скрипом. Сейчас на Амурском судостроительном заводе для нужд Тихоокеанского флота строятся два корвета проекта 20380. Когда они войдут в строй, пока неясно. Головной – «Совершенный» – обещают ввести в строй в 2015 году. Но это далеко еще не факт. Его спуск на воду и сроки сдачи ВМФ не раз переносились. Да и два таких корабля слишком мало для надежной защиты даже одного «Мистраля».

На «Северной верфи» в Санкт-Петербурге ведется сборка фрегатов нового поколения проекта 22350 для пополнения Северного и Тихоокеанского флотов. Головной «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был заложен 1 февраля 2006 года. Спустили его на воду 29 октября 2010 года. С тех пор корабль стоит у достроечной набережной завода и никак не может от нее оторваться.

Причина долгостроя – комплексная. Тут и недофинансирование, и неготовность отдельных образцов оружия и электронной техники, и срыв графика поставок оборудования. По самым оптимистическим оценкам фрегат выйдет на ходовые испытания не раньше поздней осени этого или весны следующего года. Еще пять кораблей данного типа строятся или заказаны. Но когда они будут доведены до боеготовного состояния, сегодня не может сказать никто.

Читайте также  «Мистраль» не готов к бою. История одной фотографии

Купим фрегаты у китайцев? А почему нет?В 2015 г. ДВКД «Владивосток» должен уже базироваться в Приморье

Проблемы с этими кораблями еще более усугубились в связи с эмбарго Киева на поставки газотурбинных энергетических установок (ГТУ) предприятиям российского судпрома. На сегодняшний день изготовлены и поставлены «Северной верфи» только две установки М56 мощностью 60000 л.с. для фрегатов «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов». Вопрос об оснащении этими двигателями четырех других кораблей данного типа в настоящее время остается открытым.

Похожая ситуация сложилась и на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», на котором строятся пять фрегатов проекта 11356Р/М для Черноморского флота. На калининградскую верфь из Украины поставлены три газотурбинных агрегата М7Н1 мощностью 54000 л.с. для комплектации трех кораблей. Деньги за изготовление еще трех ГТУ заплачены, но маловероятно, что заказ будет выполнен. Похоже, именно поэтому откладывается закладка шестого корабля серии.

Купим фрегаты у китайцев? А почему нет?Вид на вертикальные пусковые установки ЗРК HQ-16, а чуть впереди их – 76-мм артустановка PJ26

Как сообщил представитель компании «Турборус» (совместное предприятие рыбинского НПО «Сатурн» и николаевской фирмы «Зоря-Машпроект»), это СП берет на себя обслуживание газотурбинных установок украинского производства. Более того, оно полностью обеспечит шеф-монтажные и наладочные работы на строящихся кораблях, поскольку Киев отозвал бригады, которые должны были выполнить эту работу.

Но что делать с корпусами, на которые ГТУ не поставлены? Ведь, как заявил руководитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, лишь к концу 2016 г., то есть через два года, в нашей стране начнутся испытания газотурбинных агрегатов для военных кораблей. Разработки, подтвержденные стендовыми испытаниями, в этой области есть. Созданы двигатели М75РУ мощностью 7000 л.с., М70ФРУ мощностью 14000 л.с. и М90ФР мощностью 27500 л.с., которые являются высокоэкономичными автоматизированными судовыми газотурбинными установками четвертого поколения. Однако их доводка до серийного производства требует времени.

Вот почему есть смысл закупить корабельные ГТУ у Китая. Тем паче, что они весьма близки к тем, что необходимы российским кораблям, поскольку они являются дальнейшим развитием газотурбинных установок украинской фирмы «Зоря-Машпроект». (На сегодняшний день корабельные ГТУ выпускают британская компания Rolls-Royce, американская корпорация General Electric и украинское предприятие «Зоря-Машпроект». Совсем недавно к этому элитному клубу присоединился Китай).

Весьма радикальным решением дефицита корабельного состава Тихоокеанского флота может стать приобретение боевых единиц непосредственно у КНР.

Многие десятилетия Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) создавались при прямом или косвенном участии советского, а затем и российского ОПК. Но время бежит. И вот уже ученики заметно обогнали своих учителей, особенно в сфере надводного кораблестроения. Поэтому не грех обратиться к ним за содействием. Тем более что Пекину на руку укрепление российского флота на Дальнем Востоке, так как он поможет ВМС НОАК уравновесить баланс сил с ВМС США и Морскими силами самообороны Японии и даже добиться определенного перевеса над ними.

Купим фрегаты у китайцев? А почему нет?Пуск ЗУР комплекса HQ-16 с борта фрегата Yulin типа 054А

В Китае сегодня строится много надводных кораблей разных проектов. Наиболее оптимальными для ВМФ РФ, на наш взгляд, являются фрегаты типа 054А (Jiangkai-II – по натовской классификации). Они собираются на верфях Hudong-Zhonghua в Шанхае и Huangpu в Гуанчжоу с 2005 г., то есть это практически ровесники нашего фрегата проекта 22350. На сегодняшний день в строю ВМС НОАК насчитывается 16 кораблей этого типа, 4 спущены на воду, а два – в стадии сборки на стапелях. С учетом двух предсерийных кораблей типа 054, имеющих более слабый состав вооружения, к 2016 г. китайский флот будет располагать 24 такими фрегатами.

Полное водоизмещение фрегатов типа 054А – 4050 т, длина – 131 м, а ширина – 16 м.
Оснащенные экономичной дизельной энергетической установкой они развивают максимальную 27-узловую скорость.
Дальность плавания составляет более 8000 миль.
Экипаж – 165 человек.

Вооружение включает 2 счетверенные пусковые установки ракет C-803, предназначенные для стрельбы по морским и береговым целям, установку для вертикального пуска 32 ракет ЗРК HQ-16, 76-мм универсальное артиллерийское орудие PJ26, два семиствольных 30-мм автомата обороны ближнего рубежа типа 730, два трехтрубных 324-мм противолодочных торпедных аппарата и два 240-мм шестиствольных РБУ.

Имеется ангар и площадка для размещения одного вертолета Ка-28 или Z-9C.

Почему фрегаты типа 054А привлекли наше внимание? Оснований для этого несколько.

Читайте также  Морские стратегические силы России

Во-первых, создание их велось при участии санкт-петербургского Северного ПКБ – ведущей российской проектной организации по надводным кораблям основных классов, в том числе фрегатов проектов 11356 и 22350.

Купим фрегаты у китайцев? А почему нет?Массовая постройка фрегатов типа 054А ведется в Шанхае и Гуанчжоу с 2005 года

Во-вторых, они оснащены вооружением и электронной техникой, созданной преимущественно на базе российских образцов, то есть по массогабаритным параметрам легко заменимой на отечественные изделия. Так, ЗРК HQ-16 – китаизированная версия российского зенитного ракетного комплекса «Штиль-1». Главный артиллерийский калибр – 76-мм установка PJ26 является облегченным вариантом российской АК-176, облаченной к тому же в стелсовскую башню. На кораблях установлены РЛС «Фрегат-МАЭ-5», МР-90 «Орех» и «Минерал-МЭ». По данным некоторых источников, корабли имеют также российскую гидроакустическую станцию МГК-335.

В-третьих, безусловно, фрегаты типа 054А отвечают современным требованиям к кораблям данного класса по вооруженности, малой заметности, мореходности и дальности плавания. Они отличные ходоки и лихо бороздят воды Тихого и Индийского океанов, Атлантики, Средиземного и Черного морей.

Купим фрегаты у китайцев? А почему нет?Проекции фрегата Xuzhou – головного типа 054А

Наконец, на недавних российско-китайских учениях эти фрегаты ВМС НОАК отлично взаимодействовали с крейсером «Варяг», большим противолодочным кораблем «Адмирал Пантелеев» проекта 1155, эскадренным миноносцем «Быстрый» проекта 956 и другими кораблями и судами Тихоокеанского флота. То есть они хорошо вписались в российский «ансамбль», что немаловажно для их адаптации к эксплуатации в наших условиях.

Разумеется, российский вариант фрегата, который мы условно назовем проектом 054R или 054Р, то есть «054 российский», будет отличаться от прототипа. На кораблях ВМФ целесообразно установить уже достаточно хорошо отработанные системы вооружения. Например, зенитно-ракетный комплекс «Ураган-Торнадо» с ракетами 9М317М заменит китайский ЗРК HQ-16. В средней части корпуса на месте пусковых установок ПКР C-803, а также по бортам вертолетного ангара можно разместить вертикальные ПУ интегрированного ракетного комплекса «Калибр-НК» или «Оникс». А если такое решение окажется слишком затратным, то эти ракеты, так же как и китайские, займут свое место в наклонных контейнерных ПУ.

Вместо артустановки PJ26 было бы желательно установить более мощное 100-мм орудие А190 «Универсал», а вместо 30-мм автоматов обороны ближнего рубежа типа 730 двенадцатиствольные отечественные системы «Дуэт» того же калибра. Само собой, найдется замена и противолодочному оружию: на место 324-мм торпедным аппаратам придет комплекс «Пакет-НК», а вместо 240-мм реактивных бомбометов – РБУ-6000.

Новое российское вооружение и оборудование может устанавливаться на корабли прямо на китайских верфях либо на дальневосточных предприятиях РФ: «Дальзаводе» или «Звезде». Учитывая высокие темпы кораблестроения в КНР, к 2018-2020 гг. Тихоокеанский флот может получить от 8 до 12 фрегатов проекта 054Р. И это пополнение значительно укрепит позиции России в регионе и даст возможность отечественной промышленности без форс-мажора перейти к строительству более совершенных кораблей следующего поколения.

/Александр Мозговой, oborona.ru/

26 КОММЕНТАРИИ

  1. Я не знаю как думают сами моряки, но я на минуту представил что я-военный моряк и конечно мне было бы куда приятнее и моё чувство гордости за свою страну было бы неизмеримо сильнее, ходи я в море-океан на родной технике, все-таки считаю что для военного это должно быть важно, а уж тем более для моряка, незнаю, может ошибаюсь, но я думаю, что покупкой техники за границей убивается сам дух армии, в какой-то степени и её традиции. Думаю, что я не одинок в своих мыслях…

    • Должен с Вами не согласится. Боевой дух не зависит от того, на чём воевать. В пример — обратите своё внимание на какой технике воевали наши деды в ВОВ. Покрышкин — трижды Герой СССР — воевал как на наших самолётах так и на Bell P-39 Аэрокобра. Герои лейтенант Н.И. Фокин, старший лейтенант А.И. Войтов, старший сержант П.К. Гладких, старший сержант С.Т. Дороженко воевали на пехотном танке Матильда2 вполне успешно. К боевой технике нужно относиться как к инструменту и такого инструмента должно быть не просто в достатке а в избытке. Потому как нет никакой гарантии в том, что в условиях современной войны будут функционировать заводы по ремонту и производству техники на все 100%. Они будут так же являться целями для врагов как и танки и самолёты и корабли на полях сражения… а скорее всего будут иметь приоритет в уничтожении. Возражение закончил ))).
      По теме:
      Очень хорошо и правильно – всё делать у себя и производить. ! АКСИОМА. Теперь спустимся на землю и посмотрим – что в реальности: Верфи забиты заказами под завязку. Под боком США спровоцировало конфликт и выставляет нас агрессорами. Военный блок НАТО в прямую объявил нас врагами. Наша страна имея громадную морскую границу не имеет должного её прикрытия. Только недавно более или менее перекрыли страну радиолокационными станциями. Чтобы уничтожать носители первого обезоруживающего удара это нужно делать на дальних подступах… пока эти носители не опустошили свои погреба и вместо 100 целей наша оборона не столкнулась с тысячами…
      Чтобы уничтожать потенциальные носители нужны универсальные корабли, коими на данный момент и являются фрегаты способные работать и по воздушным и по морским целям, подходят и по соотношению цена-количество. Вопрос стоит в том – когда они у нас появятся? Программа перевооружения насколько помниться до 2020 года рассчитана! И не факт что мы их получим к тому времени — вот интересная ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B0_22350, Согласитесь не быстро с условием – что «потенциальные друзья» уже стучатся в дверь. И Опять же протяжённость морских границ составляет 38 807 км — хватит 20 фрегатов ? Вот потому и не стоит отказываться от параллельной закупки корпусов, тем более они российского образца. А дальше набирать и обучать персонал – и у достроечной стенки комплектовать современным вооружением! Получаем в итоге: больше боевых единиц в ближайшем будущем, и обученный персонал по производству.
      А рассмотрите начало любого вооружённого конфликта… эти 20 фригатов закончатся в первые часы войны. И уже никакого ленд-лиза не будет. Поэтому нужно просто создавать больше и с запасом.

      • Одно замечание к вашему комментарию. В большей степени универсальны «эсминцы», «фрегаты»из за относительно малого водоизмещения, не обладают универсальностью. Как правило,по набору вооружения, они имеют узкую специализацию, противолодочную и противовоздушную.

        • согласен — эсминцы более подходящие по вопросу универсальности. т.к сейчас технологии позволяют изготовить вооружение используя элементную базу меньших размеров — фрегаты получают вооружение позволяющее вести борьбу с наземными и воздушными целями. Тот пример, который я приводил: Фрегаты проекта 22350. Имеет на своём борту ЗРК «Полимент-Редут» способный поражать цени в зависимости от типа ракет до 150 км, так же несёт на своём борту КР «Калибр-НКЭ» способный бороться с кораблями либо подлодками. А эсминцы почему не хотят ставить?
          Возможно тут две причины — первая это внедрение в серию нового перспективного эсминца. Вот предположительно что планируется в оснащение : 2-4 х 8 х Универсальный Корабельный Стрельбовой Комплекс (УКСК) 3К14 «Калибр» — установка вертикального пуска 3С14У1, ракеты комплекса «Калибр-НК» (3М54Т, 3М54Т1, 3М14Т, 91РТ2) с дальностью действия более 300 км в т.ч. с ПКР «Оникс» 3М55 / П-160. ЗРК дальней зоны: 2 х пусковые установки ЗРС С-500 «Прометей». ЗРК ближней зоны: 2 х пусковые установки вертикального пуска по 14 ЗУР комплекса «Редут-Полимент», боекомплект — от 28 до 112 ЗУР класса 9М96 или подобных. Система управления комплекса с РЛС «Полимент» с 4 ФАР способна выдавать целеуказание одновременно на 16 целей (по 4 на ФАР).
          Артиллерия: 1 х 130 мм универсальная артиллерийская установка создаваемая по ОКР «Картаун» ЗРАК / АК: 2 боевых модуля ЗРАК «Панцирь-М» или 6 модулей ЗРАК «Палаш» Торпедные аппараты: 2 х 6 х ПУ СМ-588 комплекса «Пакет-НК».
          Постановка помех: 2 х ПУ КТ-308-058 х ПУ КТ-216 / комплекс ПК-10 или аналоги. РБУ: нет данных. Планируется: посадочная площадка и ангар для 1-2 вертолетов типа Ка-27. И вторая — соответственно Стоимость. разработки и самой серии. Отсюда вытекает и время поставки в ВС. Думаю фригаты — это такой «хреновенький» способ сделать хоть что-нибудь. Или хотя бы с чего-нибудь начать.

          • Как то так,но не стоит называть фрегаты «хреновенькими», каждый корабль заточен под конкретную задачу, к примеру;на Балтике предпочтительней фрегат, а на океанском просторе лучше эсминец, хотя бы потому что, у эсминца,из за большего водоизмещения больший боезапас.

        • Правильно, согласен с Вами, я и говорю, что если берем корпус за основу, надо смотреть качество стали, сборку и т.д. и т.п; что-бы с «фуфлом» в таких случаях не оказаться. А на счет боевого духа-да, пожалуй все верно, главное понимать за что сражаешься, хорошо если у человека это так, но многие воспринимают очень по-разному, в зависимости от прошлого опыта, позитивного, либо не очень…

  2. P.S. Русский человек издревле силен именно этим, еще идя на рать и держа в руках щит меч, он понимал, а часто и лично в лицо знал того, кто их делал. Конечно, кое-что можно и прикупить, если кто-то делает к примеру хорошую радиостанцию на данный момент или прибор ночного видения-это не будет критично. Смотря что. Просто каждый раз вопрос надо прорабатывать и согласовывать с серьезными, дальновидными экспертами. Да блин, я когда в магазин иду, и то думаю-а сдалось ли оно мне именно сейчас и оно ли мне надо, а у нас любят кота в мешке купить а потом ещё оказывается, что там суслик…

  3. в Крыму надо загружать судостроительный завод, да и вообще у нас есть крылатые стелс ракеты дальностью 5500 км, надо совершенствовать космическую разведку, выводить бпла в космос, как у амеров типа х 37, который висел бы в нужном районе и давал целеуказание

  4. коту-333 С того момента как объявили программу перевооружения. Самому интересно — куда их пошлют на службу эти 20 фригатов.

  5. Ну были бы фрегаты,а куда их заслать не проблема. Например;10 на Балтику-10 на Чёрное море.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя