Сегодня, когда не утихают страсти по поводу строящихся для России во Франции десантно-вертолетных кораблей-доков (ДВКД) типа «Мистраль» («поставят или не поставят?»), поднимать вопрос об импорте военно-морской техники для ВМФ РФ кажется так же неуместным, как говорить о веревке в доме повешенного. И все-таки эта тема, на наш взгляд, актуальна как никогда.
Взять те же «Мистрали», которые должны пополнить, если все сложится благополучно, Тихоокеанский флот (ТОФ). Первый из них – «Владивосток» – планируется перевести к месту постоянного базирования к концу следующего года, второй – «Севастополь» – годом позже. А кто будет эскортировать российские «мистрали»?
Надводные силы России на огромном дальневосточном океанском театре чрезвычайно скудны. В строю – ракетный крейсер «Варяг» и четыре больших противолодочных корабля проекта 1155. Все они построены еще в советские времена и интенсивно эксплуатируются. Их часто можно увидеть не только в Японском, Охотском и других примыкающим к нашим берегам морях, но и у Африканского Рога, где они защищают гражданские суда от набегов пиратов, а также в Средиземном море в миссиях группировки ВМФ РФ.
От трех эскадренных миноносцев ТОФ проекта 956, относящихся к кораблям основных классов, проку немного. И не только потому, что предназначены они, прежде всего, для выполнения ударных, а не эскортных и противолодочных задач. Два из них бесконечно долго ремонтируются. Третий – «Быстрый» – в мае этого года принял участие в российско-китайских учениях «Морское взаимодействие-2014». Но отпускать его дальше Восточно-Китайского моря командование, судя по всему, не рискует. Уж очень ненадежная у кораблей этого типа котлотурбинная энергетическая установка. Какой уж тут эскорт, когда самим 956-м эсминцам требуется постоянное сопровождение буксиров. Так, на всякий случай.
А ведь на каждый «Мистраль» нужна охрана из двух-трех, а в идеале – из четырех сторожевых кораблей, желательно класса «фрегат». Но еще раньше французских ДВКД на Камчатку придут два ракетных подводных крейсера стратегического назначения проекта 955 «Борей»: «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Их появление ожидается в конце этого или начале будущего года. Базы этих РПКСН нуждаются в постоянном и надежном прикрытии на дальних подступах к ним надводными кораблями, подводными лодками и авиацией. Надводные корабли необходимы и для безопасного развертывания стратегических субмарин.
Где взять требуемые надводные корабли ПЛО и эскорта? Отечественная судостроительная промышленность набирает темп, но со скрипом. Сейчас на Амурском судостроительном заводе для нужд Тихоокеанского флота строятся два корвета проекта 20380. Когда они войдут в строй, пока неясно. Головной – «Совершенный» – обещают ввести в строй в 2015 году. Но это далеко еще не факт. Его спуск на воду и сроки сдачи ВМФ не раз переносились. Да и два таких корабля слишком мало для надежной защиты даже одного «Мистраля».
На «Северной верфи» в Санкт-Петербурге ведется сборка фрегатов нового поколения проекта 22350 для пополнения Северного и Тихоокеанского флотов. Головной «Адмирал флота Советского Союза Горшков» был заложен 1 февраля 2006 года. Спустили его на воду 29 октября 2010 года. С тех пор корабль стоит у достроечной набережной завода и никак не может от нее оторваться.
Причина долгостроя – комплексная. Тут и недофинансирование, и неготовность отдельных образцов оружия и электронной техники, и срыв графика поставок оборудования. По самым оптимистическим оценкам фрегат выйдет на ходовые испытания не раньше поздней осени этого или весны следующего года. Еще пять кораблей данного типа строятся или заказаны. Но когда они будут доведены до боеготовного состояния, сегодня не может сказать никто.
Проблемы с этими кораблями еще более усугубились в связи с эмбарго Киева на поставки газотурбинных энергетических установок (ГТУ) предприятиям российского судпрома. На сегодняшний день изготовлены и поставлены «Северной верфи» только две установки М56 мощностью 60000 л.с. для фрегатов «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал флота Касатонов». Вопрос об оснащении этими двигателями четырех других кораблей данного типа в настоящее время остается открытым.
Похожая ситуация сложилась и на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь», на котором строятся пять фрегатов проекта 11356Р/М для Черноморского флота. На калининградскую верфь из Украины поставлены три газотурбинных агрегата М7Н1 мощностью 54000 л.с. для комплектации трех кораблей. Деньги за изготовление еще трех ГТУ заплачены, но маловероятно, что заказ будет выполнен. Похоже, именно поэтому откладывается закладка шестого корабля серии.
Как сообщил представитель компании «Турборус» (совместное предприятие рыбинского НПО «Сатурн» и николаевской фирмы «Зоря-Машпроект»), это СП берет на себя обслуживание газотурбинных установок украинского производства. Более того, оно полностью обеспечит шеф-монтажные и наладочные работы на строящихся кораблях, поскольку Киев отозвал бригады, которые должны были выполнить эту работу.
Но что делать с корпусами, на которые ГТУ не поставлены? Ведь, как заявил руководитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, лишь к концу 2016 г., то есть через два года, в нашей стране начнутся испытания газотурбинных агрегатов для военных кораблей. Разработки, подтвержденные стендовыми испытаниями, в этой области есть. Созданы двигатели М75РУ мощностью 7000 л.с., М70ФРУ мощностью 14000 л.с. и М90ФР мощностью 27500 л.с., которые являются высокоэкономичными автоматизированными судовыми газотурбинными установками четвертого поколения. Однако их доводка до серийного производства требует времени.
Вот почему есть смысл закупить корабельные ГТУ у Китая. Тем паче, что они весьма близки к тем, что необходимы российским кораблям, поскольку они являются дальнейшим развитием газотурбинных установок украинской фирмы «Зоря-Машпроект». (На сегодняшний день корабельные ГТУ выпускают британская компания Rolls-Royce, американская корпорация General Electric и украинское предприятие «Зоря-Машпроект». Совсем недавно к этому элитному клубу присоединился Китай).
Весьма радикальным решением дефицита корабельного состава Тихоокеанского флота может стать приобретение боевых единиц непосредственно у КНР.
Многие десятилетия Военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК) создавались при прямом или косвенном участии советского, а затем и российского ОПК. Но время бежит. И вот уже ученики заметно обогнали своих учителей, особенно в сфере надводного кораблестроения. Поэтому не грех обратиться к ним за содействием. Тем более что Пекину на руку укрепление российского флота на Дальнем Востоке, так как он поможет ВМС НОАК уравновесить баланс сил с ВМС США и Морскими силами самообороны Японии и даже добиться определенного перевеса над ними.
В Китае сегодня строится много надводных кораблей разных проектов. Наиболее оптимальными для ВМФ РФ, на наш взгляд, являются фрегаты типа 054А (Jiangkai-II – по натовской классификации). Они собираются на верфях Hudong-Zhonghua в Шанхае и Huangpu в Гуанчжоу с 2005 г., то есть это практически ровесники нашего фрегата проекта 22350. На сегодняшний день в строю ВМС НОАК насчитывается 16 кораблей этого типа, 4 спущены на воду, а два – в стадии сборки на стапелях. С учетом двух предсерийных кораблей типа 054, имеющих более слабый состав вооружения, к 2016 г. китайский флот будет располагать 24 такими фрегатами.
Полное водоизмещение фрегатов типа 054А – 4050 т, длина – 131 м, а ширина – 16 м.
Оснащенные экономичной дизельной энергетической установкой они развивают максимальную 27-узловую скорость.
Дальность плавания составляет более 8000 миль.
Экипаж – 165 человек.Вооружение включает 2 счетверенные пусковые установки ракет C-803, предназначенные для стрельбы по морским и береговым целям, установку для вертикального пуска 32 ракет ЗРК HQ-16, 76-мм универсальное артиллерийское орудие PJ26, два семиствольных 30-мм автомата обороны ближнего рубежа типа 730, два трехтрубных 324-мм противолодочных торпедных аппарата и два 240-мм шестиствольных РБУ.
Имеется ангар и площадка для размещения одного вертолета Ка-28 или Z-9C.
Почему фрегаты типа 054А привлекли наше внимание? Оснований для этого несколько.
Во-первых, создание их велось при участии санкт-петербургского Северного ПКБ – ведущей российской проектной организации по надводным кораблям основных классов, в том числе фрегатов проектов 11356 и 22350.
Во-вторых, они оснащены вооружением и электронной техникой, созданной преимущественно на базе российских образцов, то есть по массогабаритным параметрам легко заменимой на отечественные изделия. Так, ЗРК HQ-16 – китаизированная версия российского зенитного ракетного комплекса «Штиль-1». Главный артиллерийский калибр – 76-мм установка PJ26 является облегченным вариантом российской АК-176, облаченной к тому же в стелсовскую башню. На кораблях установлены РЛС «Фрегат-МАЭ-5», МР-90 «Орех» и «Минерал-МЭ». По данным некоторых источников, корабли имеют также российскую гидроакустическую станцию МГК-335.
В-третьих, безусловно, фрегаты типа 054А отвечают современным требованиям к кораблям данного класса по вооруженности, малой заметности, мореходности и дальности плавания. Они отличные ходоки и лихо бороздят воды Тихого и Индийского океанов, Атлантики, Средиземного и Черного морей.
Наконец, на недавних российско-китайских учениях эти фрегаты ВМС НОАК отлично взаимодействовали с крейсером «Варяг», большим противолодочным кораблем «Адмирал Пантелеев» проекта 1155, эскадренным миноносцем «Быстрый» проекта 956 и другими кораблями и судами Тихоокеанского флота. То есть они хорошо вписались в российский «ансамбль», что немаловажно для их адаптации к эксплуатации в наших условиях.
Разумеется, российский вариант фрегата, который мы условно назовем проектом 054R или 054Р, то есть «054 российский», будет отличаться от прототипа. На кораблях ВМФ целесообразно установить уже достаточно хорошо отработанные системы вооружения. Например, зенитно-ракетный комплекс «Ураган-Торнадо» с ракетами 9М317М заменит китайский ЗРК HQ-16. В средней части корпуса на месте пусковых установок ПКР C-803, а также по бортам вертолетного ангара можно разместить вертикальные ПУ интегрированного ракетного комплекса «Калибр-НК» или «Оникс». А если такое решение окажется слишком затратным, то эти ракеты, так же как и китайские, займут свое место в наклонных контейнерных ПУ.
Вместо артустановки PJ26 было бы желательно установить более мощное 100-мм орудие А190 «Универсал», а вместо 30-мм автоматов обороны ближнего рубежа типа 730 двенадцатиствольные отечественные системы «Дуэт» того же калибра. Само собой, найдется замена и противолодочному оружию: на место 324-мм торпедным аппаратам придет комплекс «Пакет-НК», а вместо 240-мм реактивных бомбометов – РБУ-6000.
Новое российское вооружение и оборудование может устанавливаться на корабли прямо на китайских верфях либо на дальневосточных предприятиях РФ: «Дальзаводе» или «Звезде». Учитывая высокие темпы кораблестроения в КНР, к 2018-2020 гг. Тихоокеанский флот может получить от 8 до 12 фрегатов проекта 054Р. И это пополнение значительно укрепит позиции России в регионе и даст возможность отечественной промышленности без форс-мажора перейти к строительству более совершенных кораблей следующего поколения.
/Александр Мозговой, oborona.ru/
Автор статьи дерьмократ и предатель, таких Сталин в расход пускал?, и был прав.
Согласен
Вопрос интересный — для полноты мнения хотел бы дополнить эту статью похожей, советую к прочтению: http://defendingrussia.ru/iron/skandal_vokrug_mistralej
наше мнение не имеет значение и не является важным по большому-то счёту… но хотел бы высказать и своё, в какой-то мере склоняюсь к тому, чтобы наше Мин Обороны, чтобы скорее решить вопрос с восполнением количественного состава сил ВМФ — допускало такое развитие событий как закупка вооружения, но только ограниченным числом и в виде корпусов (тем более корпуса являются копиями российских). С до оснасткой Российским вооружением всех бортов.
Такое решение как бы середина всего о чём обсуждается на данный момент: С таким подходом сократим время укомплектования флота необходимыми кораблями, соберём и научим собственные производственные кадры. форсируя вопрос «латания дыр» за счёт сторонних производителей освободим производственные мощности для более значимых проектов. Скажем нового проекта эсминца. Так что наверно не стоит отвергать различные варианты решения нашей обороны… Собственные производственные линии это хорошо — но для нас скорее всего это долгосрочная перспектива. А если завтра война… вот тут и становиться вопрос — либо что-то… либо ничего.
С лейтмотивом комментария «так мимо проходил» согласен. А лейтмотив статьи-продажный. Кстати, корпус Черноморского лидера «ТАШКЕНТ» строился в Италии. А вооружение было установлено в СССР.
Народ, о чём спор? Покупали ГТУ на Украине? Покупали. Ну и покупаем дальше… У Китая. А в чём разница? ГТУ почти те же. У китайцев небось ещё и осовремененные. Правда в Китае хромает пока что металлургия. Но ведь выбирать всё равно не из чего.
Что же касается корпусов, то вопрос гораздо сложнее. Покупка корпусов не разгрузит наши мощности никак. Дело в том, что стапели ими да — не будут заняты. Но будут заняты достроечные стенки и персонал верфей. Кроме того дооборудование их нашим оружием и системами так же очень не быстрый процесс. То есть это решение так же не мгновенное.
Ну и последнее: Прежде чем принимать решение о закупках эсминцев (уж простите, не укладывается у меня в голове забугорная классификация) у Китая, необходимо всё же сначала избавиться от каши в головах нашего флотского начальства. Я имею в виду концепцию ведения войны на море в целом. У нас ведь как в армии перешли на новые военные округа и забросили дивизии, перейдя к корпусам, так и на море нет чёткого представления как применять оставшиеся силы и средства флота в возможной войне. Тут в комментариях привели статью о Мистралях. Нам де нужны «аж вилы» десантные корабли. А куда, простите, мы собираемся высаживаться? В Японию? На Аляску?
Так я замечу — Япония просто не подпустит к своим берегам эти колоши при любом охранении. Хоть при 12 китайских эсминцах хоть при 20 отечественных. У Японии для этого достаточно сил флота + сил базовой авиации. Аляска, скажете? А Мистрали эти вообще способны в водах северных широт держаться на поверхности то? Там вед лёд «иногда бывает» и штормы такие что «мама не горюй». Кроме того, Берингов пролив столь узок, что в принципе вполне можно на деньги, потраченные на Мистрали, наштамповать десантных судов на воздушной подушке вроде «Зубра» — высаживайся — не хочу. У «Зубра» и скорость такая что он один за одно и тоже время сможет перебросить не менее половины той группировки что везёт Мистраль. А прикрывать «Зубров» эсминцами ни к чему, так как вполне можно обойтись базовой авиацией, размещённой на Чукотке. И что немаловажно — эти корабли могут двигаться ПО ЛЬДУ.
Получается, что единственное ограничение — штормовая обстановка. Ну так и Мистраль в этом плане не далеко стоит. Короче, надо сначала понять как применять то, что мы хотим построить, и тогда уже строить. А то может лучше нам 50 «Варшавянок» слепить для ТОФа, но с воздухонезависимой силовой установкой. Вот это действительно будет перевес американскому флоту. Их АУГи к берегам Евразии будут бояться подходить вообще. А вот с эсминцами АУГ вполне справятся с воздуха.
Вот, по поводу покупки корпусов, Константин просто мою мысль сказал. Да и по поводу вопроса с концепцией тоже.
Константин. Фрегат и Эсминец совершенно разные типы кораблей.Что касаемо каши в головах Адмиралов, то как говорят; не в бровь а в глаз.Что касаемо «Мистралей», то эти корабли отвечают за подготовку к военным действиям, так сказать подготовка позиций к часу Х. А уже во время битвы, они становятся малопригодными, из-за высокого процента поражаемости. Что касается покупок у Китая чего либо,то это что либо,раньше изготавливали в СССР. А теперь на этой почве строчатся продажные статейки, типа этой.
Как временный вариант-можно конечно, нет в этом ничего особо страшного, но свои верфи строить обязатеьно! Все мы видим, как легко могут портиться отношения между странами, данный случай не стоит добавлять в иключения.
Правильно.Нужно в срочном порядке развивать своё независимое производство.А не ныть изнасилованной проституткой.
Они содрали все российские технологии , а Вы предлагаете еще у них покупать то , что ВПК РФ и само без проблем сделает и даст развитие дальнейшим технологиям . Такой же бред , как и покупка Мистралей . Все дерьмо за откаты собирают .
ВПК, никлаус, может сейчас даже пепелац выдать, критический вопрос-то состоит в том в основном, что сейчас имеющиеся мощности под завязку забиты, много на экспорт делаем, чтоб своя деньга завелась, и в то-же время для себя нужно сделать, на разрыв работаем. Поэтому выход-в расширении, вопрос не только экономический, еще и кадры нужны, толковых ребят во многих случаях на месте можно обучать у тех спецов, кто еще остался, ну и попутно новые вещи осваивать, все это возможно. Китай со всего мира идеи сдирает, где только может, не только у нас и в своем случае правильно делает, с таким заселением без форсажа им и не выжить было-бы, хотя основное он у нас конечно содрал. Плохо другое, у нас до сих пор примерно половина толковых выпускников учебных заведений хотят при первой возможности съехать отсюда, на нормальную зарплату, так-как не видят перспектив на родине, а они на самом деле-есть, просто все не так быстро. А нормально жить все хотят в перспективе и это нормальное желание.
А Василий, как ни прискорбно, прав.
Я согласен , но ведь китайское качество это практически нарицательное , не лучшее .
Тойоты 60-х были хуже 412-го Москвича.
Ну на отрез от всего отказываться,думаю не стоит. И всё называть дерьмом,то-же не стоит.