От бронетехники военных держав требуется больше защищенности, мобильности и надежности. Вооруженные силы Соединенного Королевства принимали участие во всех конфликтах последних лет, где присутствовал контингент НАТО. Соответственно появился серьезный опыт применения бронетехники в современных условиях, а на его основе родилась программа обновления практически всей линейки – от тяжелых танков до санитарных транспортеров.
В связи с изменившейся природой конфликтов, в которых основным противником выступает не регулярная армия, а различные повстанческие группировки, боевые задачи стали носить другой характер. Как следствие возникла необходимость в реструктуризации парка бронемашин. На что же делает ставку Туманный Альбион?
Обновить и сократить
Существенному сокращению подвергнутся основные боевые танки (ОБТ) – «Челленджер-2» (Challenger 2). Ранняя версия боевой машины под обозначением «Челленджер-1» (Challenger 1) была впервые развернута в 1984 году. Предполагается, что парк ОБТ «Челленджер-2» полностью сокращаться не будет – Министерство обороны Великобритании планирует оставить их на вооружении еще длительное время.
В настоящее время Королевские ВС располагают 386 ОБТ «Челленджер-2» (Challenger 2), однако планируют сохранить в строю только 227 этих танков. Предполагается, что они будут модернизированы, в частности нарезное 120-мм орудие L30A1 заменят на гладкоствольное аналогичного калибра производства компании «Рейнметалл» (Rheinmetall), которым оснащены опытные образцы «Челленджер-2».
Те ОБТ, что останутся в строю, к 2022 году пройдут цикл модернизации. Это позволит существенно увеличить срок их службы. В конечном итоге в бронетанковых войсках Великобритании останется три танковых батальона по 56 машин в каждом, а также некоторое число ОБТ для подготовки экипажей и поставки запчастей в связи с закрытием их производства.
Министерство обороны Великобритании в последние несколько лет стало уделять больше внимания закупкам боевых бронированных машин (ББМ) различного назначения. Легкую бронетехнику производства компании «Элвис» (Alvis), например танки FV 107 «Скимитар» (Scimitar), предполагается заменить унифицированной машиной SSV. Опытный образец, получивший название MTR (Mobile Test Rig), был собран в Австрии на базе БТР ASCOD II в мае 2013 года. На данный момент он прошел около 10 тысяч километров ходовых испытаний.
Предполагается сборка еще шести опытных образцов, три из которых будут поставлены в версии разведывательных машин и оснащены боевым модулем производства компании «Локхид Мартин UK» (Lockheed Martin UK) с 40-мм орудием CTWS и спаренным пулеметом калибра 7,62 миллиметра, усовершенствованной системой управления огнем (СУО) и электронно-оптическими комплексами производства «Талес UK» (Thales UK).
Планируется поставка еще трех машин в ремонтной, бронированной ремонтно-эвакуационной и PMRS (Protected Mobility Recce Support) версиях. Требования к последней определены в апреле текущего года. Эти версии входят в партию «Блок-1» (Block 1). В «Блок-2» (Block 2) включена разработка бронированной медико-эвакуационной, инженерной и командной машин. Поставку корпусов обеспечит компания «Дженерал дайнэмикс – Санта Барбара лэнд системз», находящаяся в Испании, а их доводку осуществит британская DSG (Defence Support Group) в Доннингтоне.
Для локальных войн
Вторая значительная программа новой ББМ для британской армии получила название WCSP. Главным подрядчиком по ней является компания «Локхид Мартин UK», не имеющая крупного опыта в строительстве боевых бронированных машин. Работы, как ожидается, будут проводиться на предприятиях компании DSG.
Стоимость всей программы WCSP оценивается в миллиард фунтов стерлингов (1,7 млрд. долл.) и включает подпрограммы по модернизации вооружения БМП «Уорриор» (Warrior) WFLIP (Warrior Fightability Lethality Improvement Programme) и улучшению защищенности WMPS (Warrior Modular Protection System), которая позволит оснащать машину различными средствами пассивной и активной динамической защиты, а также по совершенствованию электронных систем WEEA (Warriror Enhanced Electronic Architecture).
Согласно WFLIP предполагается заменить 30-мм орудие «РАРДЕН» (RARDEN) на 40-мм автоматическую пушку CTWS и сохранить 7,62-мм спаренный пулемет. В настоящее время производится 11 опытных образцов с этим вооружением в различных конфигурациях.
В результате различных операций в Афганистане и Ираке представители ВС Великобритании уделяют особое внимание развитию ББМ класса MRAP, которые получили обозначение PPV (Protected Patrol Vehicle). В настоящее время основу их парка составляют машины «Риджбэк» (Ridgeback) и «Мастиф» (Mastiff) производства «Дженерал дайнэмикс – лэнд системз форс протекшн Юроп» (General Dynamics – Land Systems Force Protection Europe) и «Хаски» (Husky), изготовленные американской «Навистар дифенс» (Navistar Defense). Предполагается, что и первые, и вторые будут сохранены в составе ВС после вывода из Афганистана и Ирака.
Первая британская ББМ класса MRAP, представлявшая собой адаптированную версию американской боевой машины «Кугар» (Cougar), получила название «Мастиф-1» (Mastiff 1) и опробовалась в Ираке в декабре 2006 года. Затем была приобретена модернизированная версия – «Мастиф-1,5» (Mastiff 1.5). В составе первых двух партий производитель поставил медико-эвакуационные и транспортные версии «Мастиф-1,5».
Усовершенствования тормозной и светосигнальной системы привели к появлению ББМ «Мастиф-2» (Mastiff 2), 174 единицы которой приобретены и размещены в Афганистане к марту 2009 года. Осуществлялись поставки трех версий этой ББМ: машина связи, медико-эвакуационная, БТР для перевозки войск.
В дальнейшем в результате глубокой модернизации была разработана ББМ класса MRAP «Мастиф-3» (Mastiff 3). Ее основными отличиями стали усиленные мосты, улучшенная подвеска, генератор тока с повышенной мощностью (до 400 А), увеличенное боевое отделение, в котором могли перевозиться восемь десантников (в ранних версиях – семь) и два члена экипажа, складные, защищенные от взрыва сиденья, усовершенствованные системы контроля поля боя, пожаротушения двигателя и топливного бака. В начале 2011 года ББМ «Мастиф-3» были развернуты в Афганистане.
В составе британских ВС находятся еще две версии «Кугара». Развертывание ББМ «Риджбэк» началось в середине 2009 года. Она представляет собой версию «Мастиффа» с колесной формулой 4х4 и предназначена для перевозки войск, применения в качестве медико-эвакуационной машины и командного поста. ББМ «Уолфхаунд» (Wolfhound), развертывание которой началось в 2010 году, является версией «Мастифа», созданной для логистической поддержки войск. В целом Великобритания располагает более 700 ББМ класса MRAP «Кугар».
В декабре 2013 года Министерство обороны заявило о намерении включить практически все 2000 машин, приобретенных для выполнения тактических задач в Афганистане, в программу технического переоснащения ВС. Помимо семейства ББМ «Кугар» в состав техники, которую предполагается сохранить, входят 400 легких патрульных машин «Фоксхаунд» (Foxhound) производства «Дженерал дайнэмикс-форс протекшн Юроп» (General Dynamics-Force Protection Europe – GD-FPE), 325 машин «Хаски» (Husky) производства «Навистар дифенс» (Navistar Defense), 100 ББМ «Уорсог» (Warthog) производства «ST кинетикс» (ST Kinetics), 400 патрульных машин «Джэкал» (Jackal), 70 ББМ тактической поддержки «Койот» (Coyote) производства «Сьюпакэт» (Supacat).
В апреле 2014 года три британские оборонно-промышленные компании получили контракт на обслуживание и ремонт примерно тысячи ББМ, которые были закуплены для отправки в Афганистан и в настоящее время становятся одним из ключевых элементов программы технического переоснащения сухопутных войск (СВ).
В группу компаний, которую возглавляет главный подрядчик «Морган эдвэнсд матириалз» (Morgan Advanced Materials – MAM), входят также «Риккардо» (Ricardo) и «Ультра электроникс» (Ultra Electronics). Согласно договоренности с Министерством обороны Великобритании они будут осуществлять сервисное обслуживание в том числе 685 машин с противоминной защитой класса MRAP (Mine-Resistant Ambush-Protected), которые приобретены у компании «Форс протекшн» (Force Protection). Соглашением подразумевается сервисное обслуживание шестиколесной и четырехколесной версий ББМ «Кугар», известных в Великобритании под обозначениями «Мастиф» и «Риджбэк» соответственно, а также бронированных грузовиков «Уолфхаунд» (Wolfhound).
В общей сложности у предшественника компании «Дженерал дайнэмикс лэнд системз – форс протекшн» (General Dynamics Land Systems-Force Protection – GDLS-FP) было приобретено около 700 ББМ класса MRAP «Кугар», а также несколько машин расчистки заминированных путей «Баффало» (Buffalo). Целью покупки стало повышение уровня защиты британских солдат в Афганистане от самодельных взрывных устройств.
В прошлом году три компании объявили о своем объединении в группу для участия в тендере по данному контракту. MAM, которая в дальнейшем получила название «НП Аэроспейс» (NP Aerospace), разработала и интегрировала специальную броневую защиту и электронные устройства во все три ББМ семейства «Кугар» в соответствии с британскими требованиями. Базовый срок выполнения контракта составляет два года, в дальнейшем он может быть увеличен еще на пять лет.
Объявляя о выдаче контракта, британский министр по оборудованию, материально-техническому обеспечению и технологиям Филипп Данн сообщил: «20 миллионов фунтов, которые планируется выделить в базовом соглашении, не только позволят приспособить эти машины к современным условиям театра военных действий, но и обеспечат работу высококвалифицированным сотрудникам британских оборонных компаний».
Для штабов и разведки
С целью замены общевойсковой машины «Лэнд Ровер» (Land Rover) Министерство обороны Великобритании провело конкурс и выбрало машину «Оцелот» (Ocelot) производства «Дженерал дайнэмикс – лэнд системз форс протекшн Юроп», получившую обозначение «Фоксхаунд» (Foxhound). Было заказано 400 машин, которые производятся в настоящее время.
Инженерные части ведут модернизацию 33 инженерных машин «Троджан» (Trojan) и 33 мостоукладчиков «Тайтэн» (Titan) по стандарту FABS (Final Acceptance Built Standard). В августе 2014 года «БАе Системз» завершит поставку 60 инженерных машин «Терьер» (Terier), которые заменят устаревшие CET (Combat Engineer Tractor).
Королевские ВС получат также 589 новых боевых разведывательных машин (БРМ) «Скаут SV» (Scout SV) в различных вариантах. Соответствующее соглашение с британским подразделением компании «Дженерал дайнэмикс» (General Dynamics) – «Дженерал дайнэмикс UK» (General Dynamics UK) подписано 3 сентября, его стоимость составила 3,5 миллиарда фунтов стерлингов (5,9 млрд. долл.). Согласно заявлениям военных это соглашение является одним из самых крупных контрактов по приобретению бронетехники начиная с завершения холодной войны. Предполагается, что первая бригада ВС Великобритании будет оснащена новыми разведывательными машинами «Скаут SV» к концу 2020-го.
БРМ передадут подразделениям СВ в период 2017–2024 годов. Поставки включают девять вариантов бронемашины «Скаут SV». Они будут введены в состав мотострелковых бригад, лежащих в основе структуры британских ВС. Помимо БРМ «Дженерал дайнэмикс UK» обеспечит первоначальную техническую поддержку техники, а также подготовку экипажей. Осуществление контракта позволит подрядчику создать около 1300 рабочих мест, из них 300 будут организованы на предприятии в Оукделе.
Кто такой «Скаут SV»?
Боевая разведывательная машина «Скаут SV» является одной из самых современных в своем классе. Она обладает высокими показателями защищенности, выживаемости, надежности и мобильности. БРМ может проводить разведку, собирать данные (в том числе для целеуказания), распознавать цели в любых погодно-климатических условиях. Поставки шести вариантов дадут возможность армии Великобритании проводить сетецентрические операции с облегченным логистическим обеспечением техники. БРМ «Скаут SV» может применяться совместно с техникой других видов и в составе международных контингентов в различной боевой обстановке.
Универсальная цифровая архитектура машины позволяет объединить в ней различную аппаратуру разведки, сбора данных и наблюдения. В пресс-службе «Дженерал дайнэмикс UK» отметили, что оборудование, интегрированное в состав ББМ, включает системы акустического обнаружения, оповещения о лазерном обнаружении, контроля боевой обстановки, электронного противодействия, маркировки маршрута, а также мощную силовую установку. Полная масса «Скаут SV» варьируется в пределах 38–42 тонн.
БРМ «Скаут SV» могут поставляться в двух типах. Первый оснащен башней разработки британского подразделения компании «Локхид Мартин» (Lockheed Martin), в состав основного вооружения которой входит 40-мм автоматическая пушка CTAS (Case Telescoped Armament System). Второй вариант, получивший обозначение PMRS (Protected Mobility Reconnaissance Support), поставляется с дистанционно-управляемым башенным модулем класса RWS (Remote Weapon Station) производства норвежской компании «Консберг» (Konsberg). На основе этих двух типов созданы девять вариантов БРМ.
ВС Великобритании предполагают закупить 245 БРМ с башней и 344 боевые машины с дистанционно-управляемыми модулями. Из 245 машин с башней 198 единиц составят разведывательно-ударные модификации R и S (Reconnaissance/Strike), 23 – машины управления артиллерийским огнем JFC (Joint Fire Control), 24 – мобильные РЛС GBS (Ground Based Surveillance).
В составе 344 БРМ с башенными модулями будут приобретены 59 бронетранспортеров APC (Armoured Personnel Carrier), 112 машин управления и контроля C2 (Command&Control), 34 машины разведки FRO (Formation Reconnaissance Overwatch), 51 машина инженерной разведки ER (Engineer Reconnaissance), 50 ремонтных машин R (Repair), 38 бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ) с обозначением R (Recovery).
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон отметил, что это соглашение на поставку «Скаут SV» является крупнейшим с 80-х годов.
По данным АРМС-ТАСС, БРМ «Скаут SV» предназначена для замены в сухопутных войсках боевой разведывательной машины «Скимитар MkII» (Scimitar MkII). На вооружении СВ Великобритании на 1 июля 2014 года состояло около 300 «Скимитаров» различных модификаций (в том числе в версии легких танков).
Ранее на выставке «Евросатори-2014» (Eurosatory 2014) представители компании «Дженерал дайнэмикс юропиан лэнд системз» (General Dynamics European Land Systems – GDELS) подтвердили, что в качестве базового шасси для БРМ «Скаут SV» был выбран тяжелый гусеничный бронетранспортер (БТР) «Аскод» (ASCOD) разработки испанского и австрийского подразделений «Дженерал дайнэмикс». Допустимо также применение в качестве базового шасси улучшенной версии «Аскода» – БТР «АСКОД-2» (ASCOD II).
Устаревшая британская техника снимается с вооружения и передается союзникам страны по НАТО. Так, Великобритания поставит Латвии 123 боевые разведывательные машины (БРМ) CVR (T) (Combat Vehicle Reconnaissance (Tracked). Ранее, в 2014 году обе стороны подписали протокол о намерениях по данному вопросу, который на данный момент оформлен в виде контракта.
Не выбрасывать же…
Стоимость сделки составляет 39,4 миллиона фунтов стерлингов (66,5 млн. долл.). Предполагается провести восстановление и техническое обслуживание БРМ, которые ранее находились в составе британских воинских контингентов, развернутых в Косове, Боснии и Герцеговине, Ираке, Афганистане.
Сообщение о продаже БРМ CVR (T) Латвии было опубликовано через 24 часа после того, как Майкл Фэллон подписал контракт с компанией «Дженерал дайнэмикс Ю-Кей» (General Dynamics UK) на производство новых боевых разведывательных машин, предназначенных для замены CVR (T), а также ряда других платформ.
Министр обороны Великобритании тогда отметил, что продажа БРМ CVR (T) позволит оказать поддержку балтийским странам – участницам Североатлантического альянса в меняющейся геополитической ситуации.
Великобритания также разрабатывает и перспективные направления бронетехники. Согласно докладу «Глобальные стратегические тенденции до 2045 года», подготовленному национальным Министерством обороны, ведущие военные державы уже к 2024 году будут готовы задействовать робототехнику, способную выполнять широкий спектр задач на поле боя.
«В ближайшие десять лет, по мнению ряда аналитиков, роботы заменят солдат на театре боевых действий, – отмечается в докладе. – При этом автоматические системы будут быстро распространяться не только на суше, но и в воздухе и на море, включая подводные системы». Согласно оценкам британских специалистов к 2045 году пятерка ведущих военных держав будет выглядеть следующим образом: США, Китай, Индия, Россия и Великобритания. При составлении рейтинга учитывались размеры расходов на оборону.
Одновременно военные аналитики предупредили, что с развитием военного роботостроения и распространения соответствующей технологии доступ к ней могут получить террористические группировки.
/Николай Новичков, Дмитрий Федюшко, vpk-news.ru/