Любого военного специалиста, да и простого патриота России, разбирающегося в тонкостях военного дела, уже не один год серьёзно беспокоит проблема нашего ВМФ, в котором наблюдается приличная нехватка крупных ударных кораблей различного назначения, последний проект которого (пр.22350 «Адмирал Горшков») беспричинно простаивает в плавдоке Северной верфи. Но это не единственное неприятное явление нашего флота.
Единственный российский тяжёлый ракетный авианесущий крейсер пр.1143.5 «Адмирал Кузнецов», имея собственную образцовую противоракетную оборонительную систему, которая представлена семейством из трёх зенитных систем: ЗРК «Кинжал», ЗРК «Кортик» и ЗАК АК-630М, имеет авиапарк с относительно низкими тактическими возможностями. Давайте его рассмотрим.
На сегодня, авиационный состав представлен 20 летательными аппаратами: 14 истребителей Су-27К (Су-33), 2 многоцелевых высокоманевренных истребителя МиГ-29К, 2 МиГ-29КУБ, 2 Су-25УТГ, и это всё! Проект же предусматривает 50 авиационных единиц: 26 МиГ-29К или Су-33, 4 вертолёта ДРЛО Ка-27РЛД, 18 многоцелевых вертолётов Ка-29, 2 поисково-спасательных Ка-27ПС.
Из 14 истребителей-перехватчиков Су-33, только 8 стабильно присутствует на борту авианесущего крейсера, остальные 6 базируются на береговой ВПП, приданной 279-му ОКИАП (отдельный корабельный истребительный авиационный полк). Наличие на борту вертолётов Ка-27РЛД не подтверждено. С таким положением не может быть и речи о выполнении какого-либо дальнего стратегического военно-морского задания, того же завоевания господства в воздухе над морским ТВД.
Что мы видим у заклятого противника по минимуму, к примеру, Франции,- «левой руки» США по выполнению вероломных военных операций в мире.
Есть компактный, по американским меркам, авианосец R-91 «Charles de Gaulle». Его длина составляет всего 265 м, что на 41 м меньше нашего, и на 62 м – американского класса «Нимиц». Также, как и наш флагман, «француз» обладает хвалёным оборонительным ЗРК «PAAMS» (версии Aster-15 с возможностью использования ЗУР Aster-30), что позволяет ему не только оказывать самооборону ордера кораблей АУГ в ближней зоне, но и частично оказывать территориальную ПРО в радиусе 20-60 км (в зависимости от версии ЗУР «Астер») за счёт высоких боевых качеств «PAAMSa», способного на борьбу с высокоскоростными баллистическими целями.
Есть у «Шарля де Голя» и вполне полноценная боевая информационно-управляющая система «Zenit-8», позволяющая одновременно сопровождать 2000 целей различного типа на земле, воде и в воздухе. Данная система способна синхронизировать в одну высокоскоростную локальную сеть передачи тактической информации 50 боевых единиц (истребители, боевые корабли соединения, самолёты ДРЛО и т.д.). БИУС «Адмирала Кузнецова» — «Марс-Пассат», не доработанная до логического завершения, не способна на подобную тактическую увязку элементов АУГ.
Единственный недостаток «Шарля де Голля» — отсутствие мощного бортового ПКРК, подобного нашему «Граниту», а также КЗРК ближней зоны «Sadral» с очень низкими, по сравнению с «Кортиком», показателями.
Теперь подробно об авиакрыле французского авианосца, в сравнении с нашим 279-м ОКИАП. Авиапарк истребительного авиаполка R91, в прямом смысле слова, – совершенный. На борту постоянно находится около 30 авиационных единиц: 15-20 многоцелевых истребителя «Rafale-M», 5-6 морских штурмовиков «Super Etendard», 1 или 2 самолёта ДРЛО E-2C «Hawkeye» и многоцелевые вертолёты SA-365. Группировка значительно больше нашей, но насколько эффективнее?
Палубный многоцелевой истребитель «Рафаль-М», как и остальные модификации самолёта, относится к поколению истребителей 4++. Оснащённый по последнему слову техники «Рафаль-М» имеет перед Су-33 ряд ключевых преимуществ, характеризущих превосходство над последним в выполнении боевых задач в сложной тактической обстановке.
Первое – БРЛС RBE-2AA. Собрана РЛС на базе АФАР, состоящей из 1000 ППМ; способна сопровождать на проходе 40 целей и одновременно вести перехват 8 из них ракетами «MICA» на расстоянии 65 км. RBE-2AA имеет дальность обнаружения цели типа «истребитель» с ЭПР 5 м2 -165 км. Минимальная ЭПР цели, обнаруживаемой на фоне подстилающей поверхности составляет 0,05 м2, а дальность её обнаружения – 40-45 км.
Также в арсенале «Рафаля» имеется подвесной контейнер с ТВ-ИК визиром PDLCT-TV – FLIR и оптико-локационная станция OSF (встроенная аналогично отечественной ОЛС-27К на Су-33). Данная система обнаруживает в пассивном режиме истребитель на форсажном режиме с расстояния 80 км, идентифицирует на 45 км и определяет точную дистанцию лазерным дальномером с 30 км.
В общем, комплекс средств выполнения задач «воздух-воздух» и «воздух-земля» внушительный. ЛТХ самолёта также на высоком уровне, что можно пронаблюдать в уникальном «энергетическом» пилотаже истребителя на каждом авиасалоне в Ле-Бурже и МАКС. Суммарная тяга двух ТРДДФ М88- приближается к 18900 кг/с. При взлётной массе истребителя 16000 кг и 80%-м форсаже, тяговооружённость составляет 1,15, что на уровне лучших мировых показателей.
Теперь рассмотрим характеристики Су-33 и МиГ-29К/КУБ. В первом случае всё выглядит весьма блекло. При всём уважении к семейству самолётов на базе Су-27, Су-33 можно отнести лишь к поколению 4.
На морской «сушке», как и на базовом Су-27, установлена устаревшая БРЛС Н001 «Меч» с дальностью обнаружения цели с ЭПР 3 м2 не более 110 км. Её антенная решётка собрана по типу Кассегрена и может сопровождать на проходе не более 10 воздушных целей, а атаковать только две, но только при условии адаптации СУВ истребителя к ракетам РВВ-АЕ (Р-77), при использовании полуактивн6ых Р-27ЭР, можно обстреливать только одну цель.
БРЛС Н001 «Меч» не имеет аппаратной возможности в работе по наземным целям, что относит Су-33 к «чистокровному» палубному истребителю-перехватчику для завоевания превосходства в воздухе. Он, конечно, может наносить ракетно-бомбовые удары по морским и наземным целям, но только по внешнему целеуказанию.
Из оптико-электронных агрегатов можно видеть ОЛС-27К. Дальность обнаружения воздушных целей составляет около 60 км в ЗПС, в ППС – не более 15 км. Лазерный дальномер осуществляет измерение дальности только на 3000 м(у «Рафаля» до 30000 м); реализовано сопровождение только 2 целей, «Рафаль» способен «вести» 8 целей. Из подвесных контейнеров с разведывательным оборудованием кроме комплекса РЭБ «Сорбация» ничего не предусмотрено.
Из окружающего лётчика информационного поля кабины можно отметить достаточно качественную нашлемную систему целеуказания «Щель-Зум» (для ведения ближнего воздушного боя) и один монохромный МФИ для вывода тактических данных. В кабине французского «палубника» для этих целей установлены 2 цветных крупнодиагональных МФИ в левой и центральной частях приборной панели, ещё 2 МФИ в ПРАВОЙ части панели служат для диагностики БРЭО, управления вооружением и силовой установкой. Су-33 сильно отстаёт от западных образцов по данному показателю.
ЛТХ Су-33 достаточно высокие, но лишь в ближнем бою и при условии минимальной боевой нагрузки. Из-за установки ПГО и усиления фюзеляжа и шасси под более жёсткие правила палубной посадки, Су-33 потяжелел, по сравнению с Су-27, на 3 тонны, вследствие чего пришлось увеличить общую форсажную тягу двигателей АЛ-31Ф 3-й серии с 25000 до 25600 кг, чего в итоге оказалось недостаточно.
При стандартной взлётной массе самолёта 28000 кг, коэффициент тяговооружённости не превышает 0,91, что негативнейшим образом сказывается на скороподъёмности и угловой скорости разворота, которая колеблется в пределах 21 град/с против 24-25 град/с у «Рафаля». Благо для манёвров у статически неустойчивой «сушки» есть специальная «коронная» фигура высшего пилотажа «Кобра Пугачёва», здесь он «уделает» любой натовский истребитель.
В общем счёте, Су-33, без установки обновлённой БРЛС с ПФАР («Сокол» или Н011М «Барс»), значительно уступает современным западным машинам как в воздушных баталиях, так и в выполнении операций по наземным целям. Единственный большой плюс – радиус действия 1500 км без дозаправки.
Спасительную для 279-го ОКИАП роль могут сыграть многоцелевые истребители-бомбардировщики МиГ-29К (поколение 4+) и МиГ-29КУБ (4++). Сегодня на палубе «Адмирала Кузнецова» находится только четыре таких самолёта, но ожидается обновление.
МиГ-29К (изделие 9-31) – машина очень маневренная, также обладает способностью выполнения «Кобры Пугачёва». Истребитель имеет два двигателя с суммарной тягой 18800 кг, и при взлётном весе 18000 кг, обладает тяговооружённостью 1,04, что в совокупности с отличными аэродинамическими решениями МиГовского планера делает его маневренность лучше, чем у истребителя «Рафаль». Имея на борту ОЛПК ОЭПрНК-29М и БРЛС Н010 «Жук», МиГ-29К может вести сверхманевренный бой ракетами Р-73 и Р-77 и наносить удары по наземным целям ракетным вооружением: Х-29Л, Х-29Т, ПКР Х-35 и Х-31А. БРЛС «Жук» работает по наземным целям, а также сопровождает 10 воздушных целей, атакует одновременно 4.
МиГ-29КУБ (изделие 9-41/47) – истребитель совершенно нового уровня. Являясь двухместной боевой машиной, имеет значительно более высокий боевой потенциал благодаря наличию места оператора систем, что даёт психологическую разгрузку экипажа при длительных операциях. Кабины пилотов «напичканы» богатым информационным оборудованием: в передней кабине лётчика установлено три больших тактических МФИ, в задней кабине оператора систем – аналогично. Решена задача использования самолёта в учебно-тренировочных целях.
БРЭО с открытой архитектурой приближено к «начинке» современнейшего на сегодня детища РСК «МиГ» — МиГ-35. На самолёт устанавливается БРЛС с АФАР «Жук-АЭ», за счёт чего истребитель может одновременно сопровождать 30, а обстреливать 8 целей. Станция может обнаруживать типовые цели на дистанции 180-200 км и работать даже по ПРЛР и простым баллистическим объектам в сложной помеховой обстановке. В «изделии 9-41» применена возможность дозаправки в воздухе типа «истребитель-истребитель», стоит сказать, что и Су-33 обладает такой возможностью.
Авиакрыло 279-го ОКИАП остро нуждается в этих палубных моделях, как собственно и в самолёте ДРЛО, проект которого был глупо свёрнут.
Вертолёт ДРЛО Ка-31, в отличии от самолёта E-2C «Hawkeye», имеет маленькую рабочую высоту, ничтожно малую дальность и посредственные дозорные возможности радиотехнического комплекса Э-801 «Око». Дальность обнаружения истребителя у этой подфюзеляжной РЛС составляет всего 150 км (у «Хокая» — 500 км), количество сопровождаемых целей – 20 (у «Хокая» — 800, у новой модификации – 2000).
О каком завоевании превосходства в воздухе или борьбы с крупнейшими натовскими АУГ может идти речь с такими характеристиками систем РЛДН, ведь высококлассный А-50У сухопутного базирования не будет всегда сопровождать нашу единственную АУГ в дальних морских походах, в вероятном глобальном конфликте этому самолёту будет что делать над континентальной частью России.
Вот такой примерно расклад с нашей палубной авиацией на сегодняшний, далеко не безопасный день. И ближайшая цель для нашего Минобороны – скорейшее устранение технологического контраста в различных родах войск РФ.
/Евгений Даманцев/
Согласен с автором на все 100%. Единственный авианосец могли бы содержать в лучшем виде.
Их бы штуки три
Вчерашний день.