Предлагаем вашему вниманию продолжение статьи (начало см. здесь), посвященной лучшим образцам военно-морской техники всех времен и народов. Мощь, красота и отвага.
*****
Подводная лодка — морская гроза,
Под черной пилоткой стальные глаза.
Военная тайна: существует два типа кораблей. Подлодки и мишени. Так было, так есть и так будет всегда — слишком велика скрытность у субмарин. И слишком велики их боевые возможности по сравнению с любым из их надводных противников.
На этих ребят можно положиться! «Лузитания», «Вильгельм Густлофф» и крейсер «Эдинбург» с грузом золота… Они записали на свой счет крупнейшую победу в истории флота (авианосец «Синано», 70 тыс. тонн). Ночью, царапая килем дно, пролезли по узким проливам Скапа-Флоу и устроили погром в главной базе британского флота (рейд U-47 Гюнтера Прина, потопление линкора «Ройал Оук»).
Провели учебную торпедную атаку на крейсер «Де Мойн» с президентом США на борту (дерзкий поход С-360, 1959 год). А в другой раз 13 часов шли под днищем авианосца «Энтерпрайз», так и оставшись незамеченными кораблями охранения АУГ.
Они могли погружаться в морские глубины на километр («неуловимый Майк» — экспериментальная титановая подлодка К-278 «Комсомолец»). Совершать переходы с Северного флота на Камчатку вокруг мыса Горн, без единого всплытия на поверхность (52-суточный групповой поход К-116 и К-133, 1966 год). Или провести скрытное развертывание целой дивизии АПЛ у побережья противника (операция «Атрина», 1987 год)…
Не спал и наш «вероятный противник»:
Британская АПЛ «Конкеррор» срезала антенну ГАС за кормой советского противолодочного корабля и бесследно растаяла с добычей в океане (операция «Официантка»).
Американские подводники похитили образцы новейших мин с показательных учений ВМФ СССР в проливе между Владивостоком и о. Русский (сейчас мы знаем имя «героя» — подлодка специальных операций ВМС США «Грейбек»). Позже «Грейбек» украдет две термоядерные бомбы с разбившегося в Охотском море Ту-95, прежде чем до него доберутся наши спасатели (операция «Голубое солнце», 1976 год).
Вот какие чудеса творят «живые мертвецы», запертые в своих «стальных гробах»!
Славный дебют — потопление трех британских крейсеров («Хок», «Альбукир» и «Крейсси») немецкой керосин-электрической подлодкой U-9 под командованием Отто Веддигена 22 сентября 1914 г. Экипаж U-9 состоял из 25 человек. Британцы потеряли в том бою 1459 человек.
На представленной диаграмме — распределение потерь японского флота от действий американских подлодок, палубной и базовой авиации, выставленных мин, надводных артиллерийских кораблей и случайных факторов. Узрев данную иллюстрацию, читатель наверняка изменит свое преставление о ходе сражений на Тихоокеанском ТВД, традиционно представляемом в виде «авианосных дуэлей». 200 субмарин ВМС США устроили кошмарную резню, перебив половину военных кораблей и практически весь торговый флот противника, лишив того всякой воли и возможности к сопротивлению.
Страшная мистическая история связана с крейсером «Индианаполис» (потоплен 30 июля 1945 г. подлодкой I-58). Японцы опоздали всего на четверо суток — крейсер успел доставить на Тиниан компоненты ядерного устройства. Теперь город Нагасаки был обречен.
Лодка-музей «Кавелла». В первом же боевом походе малышке удалось «грохнуть» тяжелый авианосец «Сёкаку» и 1272 члена его экипажа. Месть за Перл-Харбор!
«Кокон». Вот такую штуку с радиоизотопным источником питания выловили со дна Охотского моря. Сейчас эта легенда уже утратила гриф секретности: субмарины «Хэлибат», «Парче» и «СиВулф» десять лет прослушивали кабель связи между штабом ТОФ и бухтой Крашенинникова (базой наших стратегических ракетоносцев). «Спалились» случайно, раздавив кабель корпусом лодки. Позже, похожее устройство подняли со дна Белого моря.
К-276 «Кострома» после столкновения с американской подлодкой «Батон Руж» (Баренцево море, 1992 г.). Тревожит не столько факт столкновения — советский титановый монстр раздавил «американку», полностью выведя её из строя. Но каким образом иностранная АПЛ спокойно разгуливала прямо под носом у всего СФ, оставаясь незамеченной до самого момента столкновения с нашей лодкой?
Майки членов экипажа голландской подлодки «Валрус». На международных учениях JTFEX-99 малышка растерзала в клочья 12-ю АУГ ВМС США, сфотографировав вблизи 9 кораблей (авианосец «Т. Рузвельт» и его эскорт), оставшись при этом необнаруженной. Невероятно, но факт — в реальном бою это означало бы потерею пары кораблей «непобедимой АУГ» от действий скромной «дизелюхи». Янки признали поражение, срочно приняли инициативу DESI (противодействие ДЭПЛ, коих в мире осталось 300+ штук), взяли на два года в лизинг шведскую НАПЛ «Готланд» и потратили тысячи часов, пытаясь понять, «как они это делают». Увы, как показали результаты последних натовских учений, янки так ничего и не поняли. Слишком велика скрытность у современных неатомных подлодок с анаэробным двигателем.
Да простит меня читатель за столь долгую прелюдию к рейтингу самых потрясающих кораблей. Но факт есть факт — подлодки реально «жгут» и доминируют на просторах океана!
3 место — «Наутилус»
«Underway on nuclear power!» (идем на ядерной энергии). Историческое радиосообщение с борта «Наутилуса» навечно изменило облик подводного флота, сделав его по-настоящему «подводным».
Много удивительных подвигов совершил этот корабль. Он мог месяцами не всплывать на поверхность, демонстрируя недостижимый для обычных «дизелюх» уровень скрытности и продолжительности подводного хода. 3 августа 1958 г. штурман передал командиру «Наутилуса» записку: координаты 90° с. ш. «Наутилус» стал первым кораблем, достигшим Северного полюса.
В остальном, как и все экспериментальные корабли, «Наутилус» оказался полным «трэшем». Маленьким, шумным и скорее опасным для своего экипажа, чем для противника. Корпус вибрировал так, что гидроакустики переставали что-либо слышать уже на 4 узлах.
Но главное — его великое наследие: к настоящему времени семейство атомоходов в мире разрослось до 500 с лишним штук! Несмотря на это, атомными подводными флотами располагают всего шесть государств — Россия, США, Великобритания, Франция, Индия и Китай.
2 место — У-бот VII серии
Иссиня-черный скальпель, которым немцы «чикали» своих противников. В комплекте — 703 заточенных лезвия, готовых в любой миг войти сквозь плоть и перерезать все важные артерии, обрекая врага на мучительную смерть.
У подводников Кригсмарине не было ядерных реакторов и сонаров бокового обзора. Лишь примитивный шумопеленгатор и гирокомпас, показывающий, где же север под этой чертовой водой. И, тем не менее, результаты встреч с У-ботами оказались шокирующими — 123 потопленных боевых корабля и 2770 транспортов союзников. «Волчьи стаи» едва не загрызли Британскую империю.
Первые полтора года войны, не встречая организованного сопротивления, лодки добивались феноменальных счетов (40:1). С введением конвойной системы и усиления ПЛО «жирным годам» пришел конец — соотношение побед и потерь стало 10:1 в пользу Кригсмарине. Но настоящий перелом произошел в 1943 г. — союзники, используя промышленную мощь США, смогли выставить по десять противолодочных кораблей и самолетов на каждую немецкую лодку. Новое оружие, новые тактики и средства обнаружения…
Для сохранения позиций немцам следовало немедленно выводить в океан технику нового поколения — электроботы XXII и XXIII серий. Но увязшая на востоке Германия оказалась неспособна дать в срок адекватный ответ. В бой по-прежнему шли устаревшие «семерки» — с отстреливаемыми ловушками-имитаторами «Болд», радар-детекторами «Фляйге» и самонаводящимися торпедами «Цаункёниг». Шансов у них уже не было. Германия проиграла битву за Атлантику.
В чем же было главное достижение немецких «семерок»? Помимо рациональной конструкции, прочнейшего корпуса (рабочая глубина погружения 220 метров — вдвое больше, чем у любой др. лодки того времени) и обилия хитроумных устройств (от шифровальной «Энигмы» до буксируемой ловушки «Афродита»), эти малышки доказали на практике какую опасность представляет подводный флот. И какие колоссальные ресурсы необходимо затратить противнику, чтобы нейтрализовать подводную угрозу!
1 место — ракетные подводные крейсеры стратегического назначения
Самые разрушительные и смертоносные корабли в истории флота. Их боевые возможности позволяют им запросто выжечь жизнь на всех континентах, погрузив мир во мрак бесконечной ночи.
К счастью, они еще не успели потрясти мир. Опасные игрушки в руках судьбы, они бесшумно выписывают «восьмерки» в холодных глубинах, «держа на прицеле» города по другую сторону Земли.
Собственно, уже само решение разместить ядерное оружие на борту субмарин говорит о многом. Даже янки, традиционно делающие ставку на непобедимые авианосные группы (полный контроль над морем и воздухом), не рискнули доверить АУГ баллистические ракеты, выбрав в качестве носителя ЯО лодки-одиночки. Невзирая на все подстерегающие опасности, у ПЛАРБ больше всего шансов уцелеть и выполнить поставленную задачу.
Кто из них достоин первого места в рейтинге 10 лучших кораблей?
Пуск БРПЛ Р-11ФМ с борта Б-67, сентябрь 1955 г.
Дизель-электрическая подлодка Северного флота Б-67, осуществившая первый в мире пуск баллистической ракеты с борта ПЛ?
«Жора Вашингтон» — первый по-настоящему боеспособный подводный ракетоносец, определивший облик всех последующих РПКСН/ПЛАРБ во всех странах мира. И его арсенал из 16-ти запускаемых из подводного положения ракет «Поларис», совершивших революцию в области морских стратегических ядерных сил.
Ракетоносец К-407 «Новомосковск» (пр. 667БДРМ «Дельфин»), установивший до сих пор никем не побитый военно-технический рекорд. Залповая стрельба всем боекомплектом с минимальными интервалами между пусками ракет. Шестнадцать 40-тонных «болванок» — как из пулемета! (Операция «Бегемот-2», 1991 год).
Серия из 14-ти лодок типа «Огайо» с 24-мя ракетными шахтами под ракеты «Трайдент»/»Трайдент-2». Мощь, техническое совершенство и высочайший уровень надежности. 30 лет на боевой службе! Полторы сотни успешных пусков. Коэффициент оперативного напряжения 0,8 — лодки большую часть своей жизни провели в море.
Наконец, ультимативные подводные корабли пр. 941 «Акула». Самые огромные из когда-либо созданных субмарин — с пятью прочными корпусами, двумя ядерными реакторами и 19 отсеками. Под стать был боекомплект — двадцать 90-тонных твердотопливных БРПЛ Р-39. Наш достойный ответ «Огайо»!
Единственная общая проблема всех «убийц городов» — до сих пор не было создано сколько-либо надежной и эффективной системы связи с идущими на глубине лодками. Подводники рискуют случайно «пропустить» Судный день и сохранить жизнь на планете Земля, несмотря на отчаянные приказы главнокомандующих и политиков, приговоривших мир к ядерной катастрофе.
/Олег Капцов, topwar.ru/
Автор очень сильно ошибается, насчёт «пропуска Судного дня»
А для чего тогда АПЛ, да и НАПЛ тянут за собою сотни метров антенн типа металлических троссов? Да, HD фильм при той скорости передачи не посмотришь — как никак — ДВ, но принять вовремя сигнально-кодовое сообщение — без проблем.