Главная Аналитические статьи и мнения

Россия и США могут возобновить переговоры о РСМД

2
428

Один из важнейших советско-американских договоров 80-х годов прошлого столетия ‒ о ракетах средней и малой дальности (РСМД) ‒ может снова стать предметом переговоров Москвы и Вашингтона. США беспокоит возможность выхода России из Договора о РМСД. Однако подобное решение, если оно будет принято, скорее всего, ударит в первую очередь по интересам самой России.

Официальный представитель американского ведомства Мари Харф заявила, что Москве направлено предложение обсудить на высшем уровне выполнение Договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД). Время и место предстоящей встречи пока неизвестно. Однако понятно, что катализатором для реакции Белого дома стало выступление Владимира Путина в Крыму, где он заявил, что Москва может в одностороннем порядке выйти из международных договоров, как это в свое время сделал Вашингтон.

Ракета средней дальности РСД-10 «Пионер» (индекс НАТН – SS-20)

«США взяли и в одностороннем порядке вышли из Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений, и дело с концом, ‒ сообщил Путин. ‒ Они исходили, как они считают, из соображений своей национальной безопасности. И мы будем делать точно то же самое тогда, когда посчитаем выгодным и нужным для обеспечения наших интересов».

Трудности перевода

О каком именно договоре говорил президент России, понятно не совсем. Возможно, он просто оговорился, перепутав Договор по ПРО с СНВ. Однако для Вашингтона посыл оказался более чем понятен – они первым делом вспомнили РСМД, бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности, подписанный Москвой и Вашингтоном 8 декабря 1987 года. Участники соглашения обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней – от 1 тыс. до 5,5 тыс. – и малой – от 500 до 1 тыс. км – дальности.

Под действие договора со стороны Москвы тогда попали такие комплексы, как РСД-10 «Пионер», крылатые ракеты наземного базирования РК-55 «Гранат», а также оперативно-тактические ракеты «Темп-С»» и «Ока». Вашингтон убрал из Западной Германии и впоследствии уничтожил ракетные комплексы «Першинг-2» и BGM-109G – сухопутный аналог крылатой ракеты «Томагавк».

К июню 1991 года СССР уничтожил 1846 своих ракетных комплексов. США в ответ уничтожили 846 ракет.

«Выход из РСМД действительно допускается по статье XV.2 с уведомлением за шесть месяцев в случае, если одна из сторон решит, «что связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы», ‒ пояснил газете ВЗГЛЯД руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.

Вопрос исполнения Москвой Договора о РСМД попал в Вашингтоне под подозрение еще 2011 году. Тогда США обвинили Россию в том, что она испытала ракету РС-26 «Рубеж», прозванную с подачи вице-премьера Дмитрия Рогозина «убийцей ПРО», и оперативно-тактическую крылатую ракету Р-500, использующуюся на комплексе «Искандер-К». В ответ было указано на испытания самими Соединенными Штатами ракет-мишеней для систем ПРО, производство вооруженных ракетами беспилотников и создание унифицированной пусковой установки Мк-41, способной запускать крылатые ракеты средней дальности ASROC, «Си Спарроу», ESSM и «Томагавк».

«В очередной раз можно порадоваться за прагматичность американцев, ‒ полагает вице-президент ПИР-Центра Дмитрий Поликанов. ‒ Американцы традиционно не любят международно-правовые оковы, поэтому грех был бы не воспользоваться ситуацией и не сбросить ограничения по РСМД. Тем более, когда всю вину за это можно повесить на Россию, вытащив на свет сомнительные истории трехлетней давности, ситуацию на Украине и бог знает что еще. Не исключено, что все закончится выходом Вашингтона из договора, как это в свое время случилось с Договором по ПРО».

Бывший начальник штаба ракетных войск стратегического назначения Виктор Есин, напротив, считает, что разрыв договора контрпродуктивен для обеих стран.

«В военном отношении польза не просматривается, ‒ говорит Есин. – Фактически мы возвращаемся на 40 лет назад, когда США развернули в Германии 108 ракет «Першинг-2». Тогда действительно возникла опасность «обезглавливающего удара» по советской системе ядерного сдерживания. Всего 7‒10 минут полета ракет до Москвы ‒ и все наши пункты управления РВСН уничтожены. После выхода из Договора о РСМД ракеты можно поставить хоть в Прибалтике».

Поправка на ветер

Алексей Арбатов говорит, что разрыв российско-американских договоров еще ни разу не обеспечил сторонам хоть какого-то преимущества.

«Выход США из Договора по ПРО в 2002 году ‒ огромная ошибка американцев, ‒ уверен эксперт. ‒ Сейчас это признают и многие в Вашингтоне. Ведь грандиозные планы создания НПРО так и не осуществились. Например, по договору им можно было развернуть до 100 стратегических антиракет, а они планируют к 2020 году разместить всего 40 перехватчиков наземного базирования.

Все вопросы развертывания ограниченной ПРО для защиты от ракет средней дальности третьих стран можно было решить и через согласование поправок к договору от 1972 года. А вышло, что весь процесс сокращения наступательных стратегических вооружений зашел в тупик. Более того, и Россия, и Китай форсировали в ответ свои наступательные ракетные программы и программы ПРО. Так чего ради было огород городить?» ‒ вопрошает Арбатов.

Бывший начальник 4-го НИИ Минобороны, отвечавшего за обоснование и подсчет от урона при использовании ядерного оружия, Владимир Дворкин не менее категоричен.

«Все необходимое, чтобы сдерживать ближних и дальних соседей, у нас уже есть, ‒ заявил газете ВЗГЛЯД генерал. – У нас есть межконтинентальные ракеты и стратегические бомбардировщики, которые с помощью крылатых ракет могут решить любые задачи средней дальности, не выходя за границы страны. И для этого нам сегодня не нужны ракеты ни малой, ни средней дальности. Если кому-то взбредет в голову выйти из РСМД, то это будет не военное, а чисто политическое решение».

Дворкин уверен, что в этой ситуации чувствовать себя некомфортно придется обеим сторонам. Только за последние годы Россия испытала и поставила на вооружение три стратегических ракетных комплекса: «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования, мобильный многоблочный комплекс РС-24 «Ярс» и новую морскую баллистическую ракету «Булава».

У американцев ситуация схожая с нашей. «Достать врагов» поодиночке или скопом они всегда могут с собственной территории с помощью межконтинентальных ракет. Но вот создать противоракеты, не нарушая РСМД, получается плохо.

Межконтинентальный мезальянс

«В случае выхода США из РСМД у России, конечно, появится возможность критиковать Вашингтон за расшатывание стратегической стабильности, ‒ говорит Дмитрий Поликанов. ‒ Зато у американцев будут развязаны руки по созданию новых видов вооружений, а при желании ‒ и их размещению в Европе под соусом противодействия «российской агрессии».

«Это возврат к полномасштабной холодной войне, ‒ уверен генерал Дворкин. – И это будет военно-политической катастрофой». Эксперты согласны, что консультации нужны в любом случае. Ни Москва, ни Вашингтон в реальности не планируют разрыва отношений по РСМД.

«Выход из Договора о РСМД даст России возможность развертывать ракеты средней дальности, пригодные для применения против третьих стран, но никак не влияющие на стратегический баланс с Вашингтоном, ‒ говорит Алесей Арбатов, ‒ а вот Вашингтон в таком случае получит возможность развернуть ракеты средней дальности на территории союзников в Европе. Причем, в отличие от начала 1980-х годов, эти ракеты в результате расширения НАТО на восток будут с кратчайшим подлетным временем простреливать всю российскую территорию до Урала и дальше. Возникнет серьезный стратегический дисбаланс, не говоря уже о начале совершенно нового, как казалось недавно, «забытого» этапа противостояния с Западом».

/Дмитрий Литовкин, www.vz.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Виталий

    Хе-х. Я так понимаю, что нас пытаются убедить в том, что этот договор нам полезен? А по мне так и тогда он был нам невыгоден, а теперь и подавно.

  2. кот-333

    ВИТАЛИЙ,согласен с вами на все 1000%.Если кто будет против,зовите,порву тех кто против.