Со времён появления первых военных радиолокационных станций, неотъемлемой частью любой воздушно-космической наступательной, либо оборонительной операций является лишение противника средств получения информации, для чего и был разработан класс противорадиолокационных ракет.
Первое боевое крещение американских ПРЛР AGM-45 «Shrike» произошло в 60-е годы во время войны во Вьетнаме, их носителями выступали многоцелевые истребители F-4C «Phantom-II». Находясь на подвеске носителя, ГСН AGM-45 «Shrike» была заранее запрограммирована на тип излучения одной РЛС, и не получала целеуказание от системы предупреждения об облучении РЛС (СПО) AN/ALR-17 и системы наведения на излучающий источник ER-142, американские разработчики ещё не вышли на такой уровень прогресса, чтобы ПРЛР могла работать по внезапно запеленгованным целям.
Итак, ракета ориентировала свою пассивную радиолокационную ГСН на это излучение (излучение вьетнамских РЛС сопровождения целей РСН-75), а затем стартовала к цели со скоростью около 1000 м/с. Конечно, начинающие «Шрайки» были мало эффективны: соотношение количества пусков к удачному поражению РЛС составляло 7:1, 10:1. Ракеты снабжались специальными дымовыми шашками, чтобы, упав вблизи РЛС противника, примерно указать место бомбардировщикам B-52 или другим «Фантомам», которые затем выполняли ковровое бомбометание для гарантированного уничтожения РЛС. А когда наши военные советники научили вьетнамцев тактике временного отключения РЛС, эффективность устаревших «Шрайков» опустилась до нуля.
Сейчас инженерная мысль уже ликвидировала эти недостатки, и, чтобы сбить с толку современную высокоскоростную ПРЛР, нужно не только выключение, но и спецсредства интенсивного РЭП, например «Газетчик-Е», мобильность базы РЛС, широкочастотная перестройка излучения, минимальное время свёртывания и ухода из обнаруженной зоны.
В нашей сегодняшней статье речь пойдёт о двух, на мой взгляд, технологических «мэтрах» в выполнении задач подавления ПВО.
Первая разработка – отечественная. Спроектирована в МКБ «Радуга» при участии главного конструктора Селезнёва И.С. в 1982г. Противорадиолокационная ракета Х-58 и её усовершенствованная модификация Х-58УШКЭ. Тяжёлая ПРЛР Х-58 имеет максимальную дальность пуска – 250 км (при стратосферном пуске с носителя, на высоте более 12000 м). В качестве самолёта-носителя могут выступать практически все российские «многоцелевики» семейства Су-30 (МК, МК2, СМ, МКИ), МиГ-29СМТ, МиГ-33, 35, высокоточные бомбардировщики Су-24М и Су-34 (поколение 4++), а также штурмовики Су-39 с подвесными контейнерами РТР.
Ракета Х-58 имеет массу 650 кг и мощную осколочно-фугасную БЧ – 149 кг, длину 4,85 м (4,19 м у Х-58УШКЭ). Касаемо радиолокационной заметности: Х-58 – объект с достаточно большой ЭПР (0,2 м2), что делает её весьма видимой для современных многофункциональных РЛС, но эта заметность с лихвой компенсируется лучшими в мире скоростными возможностями. ТРД разгоняет Х-58 до 4200 км/ч, благодаря чему ракета неподвластна скоростным лимитам поражаемых целей большинства самоходных ЗРК стран НАТО.
Ракета находится в самом дальнем диапазоне скоростей перехвата ЗРК «Patriot PAK-2», и может быть перехвачена его средствами, или средствами корабельной системы «Иджис», лишь в случае отсутствия активного радиопротиводействия с дружественной стороны или одиночного выстрела; и одно, и второе почти исключено. Мало какая система способна разобраться даже с маленьким залпом (4 ракеты) таких ПРЛР, а при подавлении сложной ПВО будет использоваться 1-2 звена Су-34 (до 32 ракет), ещё и с нескольких ракурсов!
Первые 3,6 с после старта двигатель ракеты имеет тягу в 6 тонн, затем благодаря конструктивному снижению плотности твердотопливного наполнителя, тяга переходит на маршевую стадию (1 тонна). С этого момента двигатель работает около 15 с, и ПРЛР, полностью стабилизировав свой полёт, выполняет манёвр (с перегрузкой 12-15G) для дальнейшей нисходящей траектории подлёта с одновременным захватом своей пассивной РГСН источника излучения.
Реализован и метод скрытой атаки с высоты полёта менее 100 м от подстилающей поверхности, в таком случаи, из-за ограничений в плотной атмосфере, дальность снижается до 60 км. При максимальной скорости полёта в 4000-4200 км/ч, в средневысотном полёте, лобовые аэродинамические элементы могут нагреваться свыше 500°С, поэтому аэродинамические рули и стабилизаторы выполнены из титана.
Пассивная радиолокационная головка самонаведения ПРГС-58М имеет высокую степень помехозащищённости, аппаратную память на координаты выключившейся цели, а также на меняющийся частотный диапазон. Вероятность поражения цели составляет не менее 0,8.
Новейшая модификация Х-58УШКЭ отличается меньшим размахом стабилизаторов, меньшей ЭПР, закруглённым концом радиопрозрачного обтекателя ПРГСН, а также возможностью установки во внутрифюзеляжные отсеки таких перспективных авиационных комплексов как Т-50 ПАК-ФА. Подсчитав всю совокупность качеств Х-58, а также возможность применения в комплексе с контейнером РЭП «Сорбация» или «Хибины», можно сказать, что это «комплекс тотального прорыва ПВО».
Вторая, не менее «продвинутая» ПРЛР,- англо-американская «ALARM». Разработана в 1988 г. мощностями компаний Texas Instruments и Matra BAe Dynamics для смены устаревающих AGM-45 «Shrike» и AS-37 Martel. Ракета может применяться практически с любого военного самолёта Королевских ВВС: от многоцелевого палубного истребителя Sea Harrier FA.2 до ударного «тактика» Tornado GR-4. Ракета принадлежит к лёгкому классу (стартовый вес – 268 кг), имеет длину 4,3 м. Максимальная дальность применения составляет около 95 км. Предельная скорость полёта приближается к 2500 км/ч. Масса БЧ – 50 кг. Ракета практически по всем параметрам уступает отечественной Х-58. Но не всё так просто.
Во-первых, ракета имеет диаметр 0,23 м и компактные аэродинамические плоскости стабилизации и управления, и следовательно ЭПР колеблется в пределах 0,05-0,07 м2, а это уже сверхмалоразмерная цель. Многофункциональная РЛС ЗРАК «Панцирь-С1» способна обнаружить её на расстоянии 13 км.
Во-вторых, разработчики наделили ракету уникальной способностью скрытного низковысотного пуска с последующим использованием метода барражирования над неразведанной местностью. Предположим, что экипаж тактического истребителя-бомбардировщика «Торнадо» получил задание «Подавление ПВО». Местность новая, радиотехническая разведка по ней ещё не работала. Тогда «Торнадо» снижается до высоты 70-100 м и осуществляет пуск ПРЛР «ALARM» в сторону предполагаемого расположения ЗРК с дистанции 35-40 км. Ракета стартует с рельсовой направляющей подвески с перегрузкой около 4 ед., и устремляется вверх под углом 30-35 град.
Выйдя на «статическую горку» высотой свыше 12000-20000 м над вражеской территорией, двухрежимный ТРД с тягой 2,5 тонны отключается , срабатывает парашютный блок в хвосте фюзеляжа ракеты, парашют раскрывается, и ракета медленно спускается пассивной РГСН вниз, осуществляя обзор территории на наличие излучающей РЛС в течении 120-180 с. После её обнаружения и захвата ПРГСН, парашют откидывается, включается второй режим ракетного двигателя, и ПРЛР пикирует на цель с быстрым набором скорости. Практически вертикальный подлёт «ALARMA» к своей цели в любом из режимов позволяет ликвидировать, видимый при горизонтальном подлёте, пульсирующе-дезориентирующий сигнал т.н. боковых лепестков диаграммы направленности РЛС.
В обыкновенном режиме атаки ракета также способна, при потере сигнала от РЛС-цели, летя в её сторону по старым координатам (на случай её включения), производить поиск новых источников, и если первая РЛС не включится, ПРЛР полетит на новый найденный источник излучения. Ракета синхронизируется с БЦВМ носителя по специальному радиоканалу стандарта MIL STD 1553, благодаря чему можно уже в полёте перепрограммировать «железо» ПРГС к частотному диапазону новых РЛС.
ПРЛР «ALARM» представляет огромную угрозу для устаревших и даже новых ЗРК малой дальности. Например, у МРЛС ЗРК Тор-М1 угломестная зона обзора составляет от 0 до 65 град, и «ALARM», запущенный с большой высоты, пройдёт над потолком поражения «Тора» (более 6 км), выйдет на 70-90-градусный угол, и начнёт пикировать, последствия могут быть плохими, но этот сценарий не сильно вероятен. «Панцирь-С1» с его оптико-локационным комплексом может сопровождать ПРЛР даже в 85-градусном угле атаки, и наиболее защищён от таких «подлётов».
Несмотря на низкую скорость ракеты «ALARM», она, наряду с нашей ракетой Х-58, остаётся лучшим в мире инструментом подавления ПВО, превосходя даже AGM-88 «HARM». И вызывают огромное сомнение заявления Минобороны Великобритании о снятии с вооружения ракеты «ALARM» в начале 2014 года.
/Евгений Даманцев/
Специалист я знаю наизусть все 32 боевых модификаций ракет АLARM шикарная ракета настоящий убийца РЛС.
Каждая последующая модификация становилась все смертоносней и опасней для зенитных расчетов и Антенн ПВО связи и различных станций включая радиостанции полевого типа.
Абсолютно точное описание ПРР и в целом грамотная статья, за исключением маленького нюанса, у ЗРК С – 75 никогда не было ни РЛС-подсвета, ни РЛС сопровождения целей, а кабина «П» (которая собственно и являлась целью) входила в состав СНР. 🙂
А вообще автору СПАСИБО.
Специалист
Сергей Кончаков
А вот вам справка на то как вы хорошо знаете комплекс С-75.
С-75В «Волхов» (SA-2E) с В-755 20Д (Guideline mod.3)
В 1961 году была создан последняя крупносерийная версия С-75 – Волхов. Система оснащалась Селектором Движущихся Целей (СДЦ) и имела режим работы ПОДСВЕТ, что позволило точнее отслеживать обстреливаемою цель. Названия кабин снова изменились: ПВ – станция наведения ракет, УВ – кабина управления огнем, АВ– инструментальная кабина, (ПВ – распределить электроэнергии и дизель генератор).
ТТХ известны…. тактика борьбы с Алармами отработаны уже на всех полигонах. Висящая на парашюте, она имеет бОльшую заявленной эффективную отражающую поверхность, сравнимую с линзой Люниберга, по которой стрельба не представляет сложности(уж не говорю про комплексы с АФР). Работа описана практически во всех правилах стрельбы и боевой работы комплексов ближнего действия и средней дальности. Успешные испытания ракет-мишеней с идентичными ТТХ проведены. Остаётся только увидеть её применение где-нибудь в Сирии(надеюсь этого не случится). Статья хорошая, спасибо автору.
А сколько модификаций ракет ALARM и ГСН вам известно?
Специалист
Интересно, а где была отработана тактика борьбы, у цели практически нулевая скорость на парашюте, например на тех же проводимых учениях в США «Красный Флаг» на такой высоте не одна МЗА не была способна ее достать.
А ЭПР ракеты какая?
Вам известно? Вообще их несколько вариантов и три десятка модификаций ГСН и ракет, да ракету конечно можно увидеть некоторыми РЛС, но у многих ЗРК есть так называемая мертвая воронка, в результате сбивать такую ракету придется расчетом другого ЗРК. Все это достаточно трудная задача, конечно выполнимая, но в тоже время требует определенной сложной работы, а где гарантия к примеру, что, Вы все уведите в условиях постановки по вам помех подавляющей мощности, и как пример, Вы не видите со своей позиции данною ракету, а четвертая или десятая ракета вас уже захватила, и пошла на вас, в любом случае получается игра в кошки мышки, кто кого перехитрит. Да плюс истребители подавления с подвесными контейнерами аппаратуры РЭБ группа перекрытия, данная ракета во всем мире признанна как самая опасная ПРР.