В текущем военном конфликте за независимость братской Новороссии войска ПВО новообразованных республик чётко указали на введение кардинально инновационного подхода к построению отечественной штурмовой авиации.
На пылающем ТВД Донбасса войска ополчения располагают более чем 100 ПЗРК различных типов («Стрела-1, 2», «Гром», «Игла-С»), а также несколькими ЗРСК «Стрела-10М3», «Гюрза», «Оса-АК/АКМ», эффективные действия которых наглядным образом продемонстрировали главные недостатки классической методики миссий по «непосредственной поддержке войск» с воздуха, а также склонили чашу весов в сторону внедрения в авиапарк штурмовиков Су-25 более «резвого» тактического ударного самолёта.
Несмотря на все конструктивные и лётно-технические преимущества Су-25, такие как: бронезащита кабины лётчика с помощью 10-24 миллиметровой титановой бронекапсулы, а также защиты главных элементов силовой установки, отличных маневренных качеств в низкоскоростном боевом режиме, самолёт на сегодняшний день стал ещё более уязвимым перед современными зенитными огневыми средствами. Не являются исключением и модернизированные варианты «Грача» — Су-25СМ, Су-25Т, ТМ (Су-39), которые несут богатейший «багаж» оптико-электронных ударно-оборонительных систем.
Киевский режим, имеющий на вооружении Су-25 первой модификации, за 3 месяца боевых действий потерял около 15 таких самолётов. В ВВС России «Грач» также является основным ударным самолётом для проведения штурмовых операций, и это навивает на необходимость некоторых подвижек.
Рассмотрим главные причины уязвимости Су-25, принимая во внимания современные угрозы:
— низкая максимальная скорость (около 980 км/ч) и «вязкое маневрирование» при совершении противозенитного манёвра с полным боезапасом (тяговооружённость не более 0,5);
— отсутствие оптико-электронной станции обнаружения атакующих ракет (СОАР). Последняя проходит испытания в составе комплекса управления вооружением истребителя МиГ-35.
Первая причина позволяет атакующей ЗУР вдогон настигнуть дозвуковой штурмовик, не потеряв при этом энергетический потенциал скорости, который даст возможность ракете сманеврировать в «неповоротную» цель.
По второй причине лётчик не может быть проинформирован об обстреле ракетой с пассивным наведением (ИК-ТВ ГСН) с нижней, задней, и лобового сектора передней полусфер, что дало бы возможность для выполнения спасительного манёвра.
Альтернативные инновации, в дополнение к классическому подходу, могут черпать идею из прошлого.
МиГ-27М – возвращение в перспективу ударной авиации вполне целесообразно
В 1972-м г. перед широкой публикой любителей боевой авиации и военных экспертов предстал совершенно новый образец российской инженерной мысли, который на протяжении более чем двух десятков лет держал в страхе всех натовских прихвостней. Это был истребитель-бомбардировщик поколения 3+ МиГ-27. Один из самых технологичных высокоточных бомбардировщиков своего времени, МиГ-27 имеет изменяемую геометрию крыла, мощный ТРДФ Р-29Б-300, максимальную скорость – 1810 км/ч (на высоте), 1350 км/ч (около земли).
Благодаря получению свойства изменения геометрии крыла, МиГ-27, с 4000 кг подвесного вооружения, может уверенно добираться до операционной зоны в режиме раскрытого крыла. Непосредственно в ОЗ крыло складывается, и МиГ, набрав 1150-1200 км/ч на низкой высоте, наносит удары по наземной бронетехнике широчайшей номенклатурой вооружения класса «воздух-земля»: от ПРЛР Х-27ПС до высокоточного ракетного комплекса «Угроза», о нём ниже.
Имея ТРД с форсажным режимом, самолёт со сложенным крылом и тяговооружённостью около 0,75 может очень энергично уклоняться от ЗУР с ИК ГСН, используя все плюсы своей маневренности, особенно – скороподъёмность. МиГ-27 обладает радиусом действия около 800 – 820 км, что по более, чем у Су-25. МиГ-27 создавался на базе семейства истребителей-перехватчиков МиГ-23, а точнее – их первых модификаций. МиГ-23МФ и БН отлично показали себя, успешно перехватывая израильские F-16A и F-15A ракетами Р-23Р в Ливанской войне. МиГ-27 также участвовали в этих конфликтах, и проявили себя на высоте.
Динамически МиГ-27 отличается от МиГ-23М немного более слабым двигателем (11,5 т против 13 т) и меньшей на 700 км/ч скоростью (1810 км/ч против 2500 км/ч). На уменьшение скорости, кроме более слабого двигателя повлияло конструктивное отличие: на МиГ-27, в отличии от 23-го, нерегулируемый воздухозаборник. В целом же, ЛТХ остались на высоте, особенно разгонные при принятии крылом максимального угла стреловидности.
Одна из наиболее распространённых модификаций 27-го – МиГ-27М предусматривала оснащение ПРЛР Х-31П для уничтожения ЗРК «Patriot» и «Hawk». Для проявления лучших качеств штурмовика, ОКБ «Микояна» вместо радиопрозрачного обтекателя БРЛС «Сапфир-23» установило на самолёт блок с лазерным дальномером-целеуказателем и низкоуровневым ОЛПК с телевизионным каналом визирования, изображение с которого выводилось на монохромный ЭЛТ в правой части кабины лётчика.
Самолёт был очень прост в эксплуатации, вынослив и терпел многие мелкие ошибки пилотирования; к тому же во многих эпизодах на Ближнем Востоке МиГ-27 показал себя сверхживучей боевой машиной, где лихие пилоты подбитых МиГ-27 умудрялись выполнить точечный удар по цели, а потом ещё и протянуть более 100 км до ВПП дружественной авиабазы. Так что этот самолёт явно более многофункциональная машина для современного ТВД, чем Су-25. Теперь перейдём к комплексу управляемого вооружения «Угроза», который входит в список вооружения МиГ-27.
Оптико-локационная система МиГ-27 вполне приемлема для высокотехнологичного штурмовика, возможно глубокое усовершенствование
По сути, данный комплекс является перспективным усовершенствованием НУРС С-5, С-8, С-13, которые получили в конце названия частицу «Кор» (знач.,- корректируемый). Усовершенствование касалось установки системы самонаведения, а также оснащения импульсными ракетными двигателями для коррекции полёта. Системой самонаведения стали полуактивные лазерные ГСН, подсвет для которых осуществляют либо целеуказатели носителя, либо сторонние наземные и др. системы целеуказания.
С-5Кор (калибр – 57 мм) имеет вес боевой части 0,5 кг, дальность стрельбы до 7 км, скорость полёта 1650 км/ч, бронепробиваемость – 200 мм; С-8Кор (80 мм): вес БЧ – 1,5 кг, дальность – 8 км, скорость – 1730 км/ч, бронепробиваемость – 400 мм; С-13Кор (120 мм): вес БЧ -7 кг, дальность – 9 км, скорость – 1830 км/ч, бронепробиваемость около 900 мм. Боевые части УРС (управляемых реактивных снарядов) – осколочно-фугасные, точность (КВО) всех УРС – 800-1800 мм, эффективность поражения приближается к 1,0.
УРС С-8Кор и С-13Кор – ВТО, которое может применяться практически со всех видов фронтовой авиации, как современной, так и устаревшей
Лазерная подсветка для коррекции длиться всего 1 с. УРСы комплекса «Угроза» позволяют бороться с бронетехникой и укрепобъектами противника с точностью дорогих средств ВТО, при этом стоимость модернизации стандартных неуправляемых ракет невелика. Ракеты комплекса «Угроза» могут применяться со стандартных направляющих-ТПК, поэтому их установка очень проста и может производиться даже в условиях военных частей и полигонов.
Звено самолётов МиГ-27 с установленными комплексами «Угроза», ПРЛР Х-31П, а также оснащённое СОАР, могло бы стать отличной моделью штурмовой авиации первого эшелона будущего, но как известно, все российские МиГ-27М сейчас на консервации, что очень удивительно и нецелесообразно, если взглянуть на его ТТХ. Пока же остаётся уповать на пополнение парка Су-25СМ.
/Евгений Даманцев/
Ха-ха! В точку! Ладно, спецы получше нас пускай разбираются какая машина нужна. Приятно было подискутировать.
Мне также,приятно с вами вести беседу.