Инновационный облик штурмовой авиации

В текущем военном конфликте за независимость братской Новороссии войска ПВО новообразованных республик чётко указали на введение кардинально инновационного подхода к построению отечественной штурмовой авиации.

На пылающем ТВД Донбасса войска ополчения располагают более чем 100 ПЗРК различных типов («Стрела-1, 2», «Гром», «Игла-С»), а также несколькими ЗРСК «Стрела-10М3», «Гюрза», «Оса-АК/АКМ», эффективные действия которых наглядным образом продемонстрировали главные недостатки классической методики миссий по «непосредственной поддержке войск» с воздуха, а также склонили чашу весов в сторону внедрения в авиапарк штурмовиков Су-25 более «резвого» тактического ударного самолёта.

Инновационный облик штурмовой авиацииШтурмовик Су-25

Несмотря на все конструктивные и лётно-технические преимущества Су-25, такие как: бронезащита кабины лётчика с помощью 10-24 миллиметровой титановой бронекапсулы, а также защиты главных элементов силовой установки, отличных маневренных качеств в низкоскоростном боевом режиме, самолёт на сегодняшний день стал ещё более уязвимым перед современными зенитными огневыми средствами. Не являются исключением и модернизированные варианты «Грача» — Су-25СМ, Су-25Т, ТМ (Су-39), которые несут богатейший «багаж» оптико-электронных ударно-оборонительных систем.

Киевский режим, имеющий на вооружении Су-25 первой модификации, за 3 месяца боевых действий потерял около 15 таких самолётов. В ВВС России «Грач» также является основным ударным самолётом для проведения штурмовых операций, и это навивает на необходимость некоторых подвижек.

Рассмотрим главные причины уязвимости Су-25, принимая во внимания современные угрозы:
— низкая максимальная скорость (около 980 км/ч) и «вязкое маневрирование» при совершении противозенитного манёвра с полным боезапасом (тяговооружённость не более 0,5);
— отсутствие оптико-электронной станции обнаружения атакующих ракет (СОАР). Последняя проходит испытания в составе комплекса управления вооружением истребителя МиГ-35.

Первая причина позволяет атакующей ЗУР вдогон настигнуть дозвуковой штурмовик, не потеряв при этом энергетический потенциал скорости, который даст возможность ракете сманеврировать в «неповоротную» цель.

По второй причине лётчик не может быть проинформирован об обстреле ракетой с пассивным наведением (ИК-ТВ ГСН) с нижней, задней, и лобового сектора передней полусфер, что дало бы возможность для выполнения спасительного манёвра.

Альтернативные инновации, в дополнение к классическому подходу, могут черпать идею из прошлого.

Инновационный облик штурмовой авиацииМиГ-27М – возвращение в перспективу ударной авиации вполне целесообразно

В 1972-м г. перед широкой публикой любителей боевой авиации и военных экспертов предстал совершенно новый образец российской инженерной мысли, который на протяжении более чем двух десятков лет держал в страхе всех натовских прихвостней. Это был истребитель-бомбардировщик поколения 3+ МиГ-27. Один из самых технологичных высокоточных бомбардировщиков своего времени, МиГ-27 имеет изменяемую геометрию крыла, мощный ТРДФ Р-29Б-300, максимальную скорость – 1810 км/ч (на высоте), 1350 км/ч (около земли).

Читайте также  Су-34 заменит сразу две модели боевых самолетов

Благодаря получению свойства изменения геометрии крыла, МиГ-27, с 4000 кг подвесного вооружения, может уверенно добираться до операционной зоны в режиме раскрытого крыла. Непосредственно в ОЗ крыло складывается, и МиГ, набрав 1150-1200 км/ч на низкой высоте, наносит удары по наземной бронетехнике широчайшей номенклатурой вооружения класса «воздух-земля»: от ПРЛР Х-27ПС до высокоточного ракетного комплекса «Угроза», о нём ниже.

Имея ТРД с форсажным режимом, самолёт со сложенным крылом и тяговооружённостью около 0,75 может очень энергично уклоняться от ЗУР с ИК ГСН, используя все плюсы своей маневренности, особенно – скороподъёмность. МиГ-27 обладает радиусом действия около 800 – 820 км, что по более, чем у Су-25. МиГ-27 создавался на базе семейства истребителей-перехватчиков МиГ-23, а точнее – их первых модификаций. МиГ-23МФ и БН отлично показали себя, успешно перехватывая израильские F-16A и F-15A ракетами Р-23Р в Ливанской войне. МиГ-27 также участвовали в этих конфликтах, и проявили себя на высоте.

Динамически МиГ-27 отличается от МиГ-23М немного более слабым двигателем (11,5 т против 13 т) и меньшей на 700 км/ч скоростью (1810 км/ч против 2500 км/ч). На уменьшение скорости, кроме более слабого двигателя повлияло конструктивное отличие: на МиГ-27, в отличии от 23-го, нерегулируемый воздухозаборник. В целом же, ЛТХ остались на высоте, особенно разгонные при принятии крылом максимального угла стреловидности.

Одна из наиболее распространённых модификаций 27-го – МиГ-27М предусматривала оснащение ПРЛР Х-31П для уничтожения ЗРК «Patriot» и «Hawk». Для проявления лучших качеств штурмовика, ОКБ «Микояна» вместо радиопрозрачного обтекателя БРЛС «Сапфир-23» установило на самолёт блок с лазерным дальномером-целеуказателем и низкоуровневым ОЛПК с телевизионным каналом визирования, изображение с которого выводилось на монохромный ЭЛТ в правой части кабины лётчика.

Самолёт был очень прост в эксплуатации, вынослив и терпел многие мелкие ошибки пилотирования; к тому же во многих эпизодах на Ближнем Востоке МиГ-27 показал себя сверхживучей боевой машиной, где лихие пилоты подбитых МиГ-27 умудрялись выполнить точечный удар по цели, а потом ещё и протянуть более 100 км до ВПП дружественной авиабазы. Так что этот самолёт явно более многофункциональная машина для современного ТВД, чем Су-25. Теперь перейдём к комплексу управляемого вооружения «Угроза», который входит в список вооружения МиГ-27.

Читайте также  Пентагон возвращает новый дальний бомбардировщик NGB

Инновационный облик штурмовой авиацииОптико-локационная система МиГ-27 вполне приемлема для высокотехнологичного штурмовика, возможно глубокое усовершенствование

По сути, данный комплекс является перспективным усовершенствованием НУРС С-5, С-8, С-13, которые получили в конце названия частицу «Кор» (знач.,- корректируемый). Усовершенствование касалось установки системы самонаведения, а также оснащения импульсными ракетными двигателями для коррекции полёта. Системой самонаведения стали полуактивные лазерные ГСН, подсвет для которых осуществляют либо целеуказатели носителя, либо сторонние наземные и др. системы целеуказания.

С-5Кор (калибр – 57 мм) имеет вес боевой части 0,5 кг, дальность стрельбы до 7 км, скорость полёта 1650 км/ч, бронепробиваемость – 200 мм; С-8Кор (80 мм): вес БЧ – 1,5 кг, дальность – 8 км, скорость – 1730 км/ч, бронепробиваемость – 400 мм; С-13Кор (120 мм): вес БЧ -7 кг, дальность – 9 км, скорость – 1830 км/ч, бронепробиваемость около 900 мм. Боевые части УРС (управляемых реактивных снарядов) – осколочно-фугасные, точность (КВО) всех УРС – 800-1800 мм, эффективность поражения приближается к 1,0.

Инновационный облик штурмовой авиацииУРС С-8Кор и С-13Кор – ВТО, которое может применяться практически со всех видов фронтовой авиации, как современной, так и устаревшей

Лазерная подсветка для коррекции длиться всего 1 с. УРСы комплекса «Угроза» позволяют бороться с бронетехникой и укрепобъектами противника с точностью дорогих средств ВТО, при этом стоимость модернизации стандартных неуправляемых ракет невелика. Ракеты комплекса «Угроза» могут применяться со стандартных направляющих-ТПК, поэтому их установка очень проста и может производиться даже в условиях военных частей и полигонов.

Звено самолётов МиГ-27 с установленными комплексами «Угроза», ПРЛР Х-31П, а также оснащённое СОАР, могло бы стать отличной моделью штурмовой авиации первого эшелона будущего, но как известно, все российские МиГ-27М сейчас на консервации, что очень удивительно и нецелесообразно, если взглянуть на его ТТХ. Пока же остаётся уповать на пополнение парка Су-25СМ.

/Евгений Даманцев/

23 КОММЕНТАРИИ

  1. Виталий,,даже сейчас,в нынешних условиях,не возможно создать универсальный боевой самолёт.Как-бы не были совершенны системы наведения оружия самолёта и его аэро-динамические характеристики,он просто не сможет вовремя реагировать,на быстро-меняющуюся боевую обстановку(без подсказки корректировщиков(если они останутся живы)),во время современного боя.Следственно нужен самолёт подобный ИЛ-2 и СУ-2,адаптированные к современности.

  2. Под словом универсальный я подразумевал лётные характеристики, улучшение ЛТХ ни одному самолёту ещё не повредило. А работать по наводке с земли для самолёта непосредственной поддержки основной вид работы.

  3. Прошу прощения за вмешательство в ваш разговор 🙂 Предложу взглянуть на проблему с несколько иного ракурса: В статье говорится о том, что для сглаживания недостатков су-25 необходимо повысить информативность о воздушной обстановке для пилота и усилить тягу. На мой же взгляд это не поможет. Так же не поможет как увеличение скорости штурмовика. Ведь недаром же отказались в своё время от МиГ-27 в пользу Су-25 у нас и создали тихоходный А-10 в США. Штурмовик не должен быть быстрым. Он реально не будет способен успевать распознавать, захватывать и атаковать цели. Так же думаю, что простая информативность об атаках по штурмовику будет весьма сильно отвлекать пилота, хотя будет давать ему шанс уйти. Но главное — выполнение цели от этого постоянно будет срываться. Так вот, считаю, что пора говорить о системах активной защиты штурмовика от атак с земли (да и с воздуха). Имеется ввиду блок распознающий такую атаку и кроме передачи информации об этом пилоту — уничтожающий атакующую ракету. То есть подвешивать дополнительно блок небольших управляемых или нет зарядов, предназначенных уничтожать атакующие самолёт ракеты. Будь то зенитные или воздух-воздух. Впрочем для простоты можно на зенитных сначала сконцентрироваться. В этом случае штурмовик сможет спокойно и относительно безопасно «висеть» над полем боя, выбирать и уничтожать цели. До тех пор пока есть заряды активной защиты. Заряды эти причём можно использовать только тогда когда ракету не удалось увести иными средствами, такими как ИК ловушки, например. Что даст большее время для выполнения задачи. Правда есть одно «но». Такой блок будет тяжёл с одной стороны. Что потребует, таки, усиления тяги двигателей. И второе — если такой блок подвешивать дополнительно, то снижается количество свободных держателей для оружия. Но, тут, думайте что приоритетнее.

  4. Константин,вы так сказать,сформулировали условия задачи.С вашим мнением согласен.

  5. Я предвижу реакцию Кота на мои слова, но «висеть» над полем боя получится если подавленна ПВО противника. Если ПВО не подавленна то и линкор Ямато в решето превратят. Чтобы подавить ПВО надо сначала её разведать. Для этого нужна эффективная система РЭР во-первых, во-вторых нужно провести радиолокационную, оптическую, ИК разведку, всё суммировать и выдать целеуказание. Дальше в дело вступают тяговооружённые маневренные машины с противорадиолокационными и управляемыми ракетами и бомбами. Когда и если мы подавили ПВО в дело вступают маневренные ну и достаточно тихоходные машины и укатывают всё что осталось. Но многие требования можно совместить в одной машине.

  6. Виталий, во Ветнаме американцы так и делали, но все их потуги накрывались медным тазом, когда наши стали включать и выключать ,поочерёдно локационные станции, а как же средства ПВО с пассивным наведением ? И ещё,-а какая должна быть у меня реакция?

  7. Ну я думал реакция будет более эмоциональной. Во Вьетнаме да, а вот Феду евреи подавили именно так. По поводу универсальных машин скажу, что они уже появляются. Су-34 например. Мощная система РЭБ, отличные ЛТХ, совершенный ПНК, конструктивная защита, но у него сделан упор на ЛТХ и электронику, а можно сделать машину с упором на живучесть или вообще модульным.

  8. Виталий, судя по всему, мы говорим о разных вещах, СУ-34 это одно, СУ-25 это другое.СУ-34 хорош для подавления и боевой работы,как бы сказать, стационарной ПВО, как в 2008г. А СУ-25 предназначен для работы в ближнем бою, так сказать в грязи, когда все стройные схемы не работают.Согласитесь, противо-радарная ракета против ДШК бесполезна.

  9. Су-34 я привёл в качестве примера и только. Да у него другая специализация, но если повысить тяговооружённость, сделать всепогодным, увеличить дальность обнаружения целей машины типа Су-25, с сохранением плюсов, и такая возможность есть, то эффективность и живучесть его не упадёт точно.

  10. Виталий, всё должно быть в меру, не стоит делать из фронтового штурмовика космический корабль. Пример: расчёт ДШК или ПЗРК, который ползает по оврагам и прячется в кустах и ничем себя не выдаёт до времени. Виталий, вам не кажется, что у нас повтор, аля Армата.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя