Главная Аналитические статьи и мнения

Инновационный облик штурмовой авиации

23
2710

В текущем военном конфликте за независимость братской Новороссии войска ПВО новообразованных республик чётко указали на введение кардинально инновационного подхода к построению отечественной штурмовой авиации.

На пылающем ТВД Донбасса войска ополчения располагают более чем 100 ПЗРК различных типов («Стрела-1, 2», «Гром», «Игла-С»), а также несколькими ЗРСК «Стрела-10М3», «Гюрза», «Оса-АК/АКМ», эффективные действия которых наглядным образом продемонстрировали главные недостатки классической методики миссий по «непосредственной поддержке войск» с воздуха, а также склонили чашу весов в сторону внедрения в авиапарк штурмовиков Су-25 более «резвого» тактического ударного самолёта.

Штурмовик Су-25

Несмотря на все конструктивные и лётно-технические преимущества Су-25, такие как: бронезащита кабины лётчика с помощью 10-24 миллиметровой титановой бронекапсулы, а также защиты главных элементов силовой установки, отличных маневренных качеств в низкоскоростном боевом режиме, самолёт на сегодняшний день стал ещё более уязвимым перед современными зенитными огневыми средствами. Не являются исключением и модернизированные варианты «Грача» — Су-25СМ, Су-25Т, ТМ (Су-39), которые несут богатейший «багаж» оптико-электронных ударно-оборонительных систем.

Киевский режим, имеющий на вооружении Су-25 первой модификации, за 3 месяца боевых действий потерял около 15 таких самолётов. В ВВС России «Грач» также является основным ударным самолётом для проведения штурмовых операций, и это навивает на необходимость некоторых подвижек.

Рассмотрим главные причины уязвимости Су-25, принимая во внимания современные угрозы:
— низкая максимальная скорость (около 980 км/ч) и «вязкое маневрирование» при совершении противозенитного манёвра с полным боезапасом (тяговооружённость не более 0,5);
— отсутствие оптико-электронной станции обнаружения атакующих ракет (СОАР). Последняя проходит испытания в составе комплекса управления вооружением истребителя МиГ-35.

Первая причина позволяет атакующей ЗУР вдогон настигнуть дозвуковой штурмовик, не потеряв при этом энергетический потенциал скорости, который даст возможность ракете сманеврировать в «неповоротную» цель.

По второй причине лётчик не может быть проинформирован об обстреле ракетой с пассивным наведением (ИК-ТВ ГСН) с нижней, задней, и лобового сектора передней полусфер, что дало бы возможность для выполнения спасительного манёвра.

Альтернативные инновации, в дополнение к классическому подходу, могут черпать идею из прошлого.

МиГ-27М – возвращение в перспективу ударной авиации вполне целесообразно

В 1972-м г. перед широкой публикой любителей боевой авиации и военных экспертов предстал совершенно новый образец российской инженерной мысли, который на протяжении более чем двух десятков лет держал в страхе всех натовских прихвостней. Это был истребитель-бомбардировщик поколения 3+ МиГ-27. Один из самых технологичных высокоточных бомбардировщиков своего времени, МиГ-27 имеет изменяемую геометрию крыла, мощный ТРДФ Р-29Б-300, максимальную скорость – 1810 км/ч (на высоте), 1350 км/ч (около земли).

Благодаря получению свойства изменения геометрии крыла, МиГ-27, с 4000 кг подвесного вооружения, может уверенно добираться до операционной зоны в режиме раскрытого крыла. Непосредственно в ОЗ крыло складывается, и МиГ, набрав 1150-1200 км/ч на низкой высоте, наносит удары по наземной бронетехнике широчайшей номенклатурой вооружения класса «воздух-земля»: от ПРЛР Х-27ПС до высокоточного ракетного комплекса «Угроза», о нём ниже.

Имея ТРД с форсажным режимом, самолёт со сложенным крылом и тяговооружённостью около 0,75 может очень энергично уклоняться от ЗУР с ИК ГСН, используя все плюсы своей маневренности, особенно – скороподъёмность. МиГ-27 обладает радиусом действия около 800 – 820 км, что по более, чем у Су-25. МиГ-27 создавался на базе семейства истребителей-перехватчиков МиГ-23, а точнее – их первых модификаций. МиГ-23МФ и БН отлично показали себя, успешно перехватывая израильские F-16A и F-15A ракетами Р-23Р в Ливанской войне. МиГ-27 также участвовали в этих конфликтах, и проявили себя на высоте.

Динамически МиГ-27 отличается от МиГ-23М немного более слабым двигателем (11,5 т против 13 т) и меньшей на 700 км/ч скоростью (1810 км/ч против 2500 км/ч). На уменьшение скорости, кроме более слабого двигателя повлияло конструктивное отличие: на МиГ-27, в отличии от 23-го, нерегулируемый воздухозаборник. В целом же, ЛТХ остались на высоте, особенно разгонные при принятии крылом максимального угла стреловидности.

Одна из наиболее распространённых модификаций 27-го – МиГ-27М предусматривала оснащение ПРЛР Х-31П для уничтожения ЗРК «Patriot» и «Hawk». Для проявления лучших качеств штурмовика, ОКБ «Микояна» вместо радиопрозрачного обтекателя БРЛС «Сапфир-23» установило на самолёт блок с лазерным дальномером-целеуказателем и низкоуровневым ОЛПК с телевизионным каналом визирования, изображение с которого выводилось на монохромный ЭЛТ в правой части кабины лётчика.

Самолёт был очень прост в эксплуатации, вынослив и терпел многие мелкие ошибки пилотирования; к тому же во многих эпизодах на Ближнем Востоке МиГ-27 показал себя сверхживучей боевой машиной, где лихие пилоты подбитых МиГ-27 умудрялись выполнить точечный удар по цели, а потом ещё и протянуть более 100 км до ВПП дружественной авиабазы. Так что этот самолёт явно более многофункциональная машина для современного ТВД, чем Су-25. Теперь перейдём к комплексу управляемого вооружения «Угроза», который входит в список вооружения МиГ-27.

Оптико-локационная система МиГ-27 вполне приемлема для высокотехнологичного штурмовика, возможно глубокое усовершенствование

По сути, данный комплекс является перспективным усовершенствованием НУРС С-5, С-8, С-13, которые получили в конце названия частицу «Кор» (знач.,- корректируемый). Усовершенствование касалось установки системы самонаведения, а также оснащения импульсными ракетными двигателями для коррекции полёта. Системой самонаведения стали полуактивные лазерные ГСН, подсвет для которых осуществляют либо целеуказатели носителя, либо сторонние наземные и др. системы целеуказания.

С-5Кор (калибр – 57 мм) имеет вес боевой части 0,5 кг, дальность стрельбы до 7 км, скорость полёта 1650 км/ч, бронепробиваемость – 200 мм; С-8Кор (80 мм): вес БЧ – 1,5 кг, дальность – 8 км, скорость – 1730 км/ч, бронепробиваемость – 400 мм; С-13Кор (120 мм): вес БЧ -7 кг, дальность – 9 км, скорость – 1830 км/ч, бронепробиваемость около 900 мм. Боевые части УРС (управляемых реактивных снарядов) – осколочно-фугасные, точность (КВО) всех УРС – 800-1800 мм, эффективность поражения приближается к 1,0.

УРС С-8Кор и С-13Кор – ВТО, которое может применяться практически со всех видов фронтовой авиации, как современной, так и устаревшей

Лазерная подсветка для коррекции длиться всего 1 с. УРСы комплекса «Угроза» позволяют бороться с бронетехникой и укрепобъектами противника с точностью дорогих средств ВТО, при этом стоимость модернизации стандартных неуправляемых ракет невелика. Ракеты комплекса «Угроза» могут применяться со стандартных направляющих-ТПК, поэтому их установка очень проста и может производиться даже в условиях военных частей и полигонов.

Звено самолётов МиГ-27 с установленными комплексами «Угроза», ПРЛР Х-31П, а также оснащённое СОАР, могло бы стать отличной моделью штурмовой авиации первого эшелона будущего, но как известно, все российские МиГ-27М сейчас на консервации, что очень удивительно и нецелесообразно, если взглянуть на его ТТХ. Пока же остаётся уповать на пополнение парка Су-25СМ.

/Евгений Даманцев/

23 КОММЕНТАРИИ

  1. Виталий

    В своё время в ОКБ Сухого разрабатывался самолёт Су-37 (первый с таким названием). Так вот его концепция была очень похожа.

  2. Алик

    Что за мура здесь написана! Это когда МИГ-27 успел стать ультранадежным штурмовиком? Да, он имел высокую скорость полета у земли, но это был и его бич. Летчик просто не успевал идентифицировать цель и прицелится,хотя вид из кабины был просто прекрасным, приходилось идти на второй круг. Дела шли лучше, если координаты цели и ее тип были известны заранее. Надежность и безотказность бортовых боевых радиосистем (особенно у МИГ-27К)была, была… ну просто никакой. Срок работы на отказ некоторых электронных узлов составлял меньше 80 часов. Машина, по сравнению с СУ-25 имела весьма слабое бронирование, и впечатляющую тепловую сигнатуру двигателей, что облегчало его уничтожение при помощи ЗРК с головками теплового наведения. Да, МИГ-27 имел очень мощную и эффективную пушку ГШ-6-30,о которой в статье не слова,которая была в разы эффективние пушки установленной на СУ-25 , но при всех минусах самолета, пушка погоды не делает. МИГ-27 имел сильное перетяжеление носовой части что накладывало на на его аэродинамические характеристики, а так же на технику его пилотирования очень негативный след. Не был, ну не был он таким вертким, как здесь написано. Так же МИГ-27 был (по советским понятиям)самолетом излишне требовательным к обслуживанию и профилактическим мероприятиям, малейшее отклонение от которых грозило фатальными последствиями. Несомненным плюсом МИГ-27 была возможность несколько быстрее добраться до непосредственного театра военных действий, большая практическая дальность полета и возможность дольше пребывать в зоне боевых действий,для более эффективной и качественной поддержки войск,что в условиях современных, особенно региональных конфликтов, весьма привлекательная черта. Из его плюсов, пожалуй все… Уже ясно, что необходимо создать облик нового штурмовика, включающего в себя все лучшие качества МИГ-27, то есть скорость (пусть и не такую высокую),большую дальность полета и мощное пушечное вооружение, и СУ-27-го, то есть возможность атаковать цель на дозвуковой скорости, хорошую защищенность и неприхотливость в обслуживании.

  3. кот-333

    Чем отличались Советские штурмовики СУ-2 и ИЛ-2 от штурмовиков других стран?Тем что,они могли продолжительное время висеть над целью,при мощном зенитном противодействии,то-есть они были 100% штурмовики,а ни эрзац истребителя и бомбёра.Алик ПРАВ,на все 100.

  4. Виталий

    Су-2 это бомбардировщик. А с Аликом в принципе согласен.

  5. кот-333

    Как раз нет.Су-2 был конкурент ИЛ-2,просто ТТХ СУ-2 отвечали более широкому спектру.Его можно было использовать как бомбёр и как разведчик,главный его плюс по отношению к ИЛ-2,он никогда не вспыхивал,даже если было прямое попадание в бак(есть американская хроника; в которой кадры прямого попадания зенитного снаряда в топливные баки самолёта,после которого самолёт моментально превращается в факел,следственно экипаж труп,с СУ-2 такого не случалось,а это большой плюс).Я честно говоря не могу взять в толк,почему было отдано предпочтение ИЛ-2.У меня напрашивается параллель с Т-34 85,а точнее оснащение их 85 мм стволом Д-5С и ЗИС С-53.

  6. Виталий

    Рациональное зерно в статье есть. Скорость и тяговооружонность нужно увеличивать, также нужен мощный ПНК и система обороны. Но высокую маневренность и живучесть сохранить нужно обязательно.

  7. кот-333

    Виталий.порой нужна не скорость,а возможность гарантированного преодоления препятствий.Рационального зерна в статье нет.

  8. Виталий

    Что значит гарантированное преодоление препятствий?

  9. кот-333

    Ну, к примеру, препятствие, это мобильная армейская ПВО, довольно серьёзное препятствие. Скорость преодолеть данную систему не очень то поможет (просто будет частый тупой пролёт над целью, по причине — лётчик просто не сумеет среагировать когда ему нужно будет управлять самолётом, уклонятся от противодействия ПВО, пытаться распознать и определить цель, а после атаковать).

  10. Виталий

    Видите-ли Кот, проблема не в скорости как таковой, проблема в низкой несущей способности традиционного крыла (стреловидного, треугольного) расчитаного на достижение большой скорости на скорости до 0,5 маха. Пилот в районе цели просто не мог сбросить скорость для того чтобы распознать цель и прицелиться, тем более, что ПНК у ударных машин предыдущего поколения были достаточно слабые и пилот обнаруживал и распознавал цель визуально. Сейчас ситуация очень сильно поменялась, прежде всего в аэродинамике и конструкции силовых установок. Сейчас можно сконструировать планер самолёта таким образом, что он будет обладать отличным качеством на всех режимах полёта, а силовая установка с УВТ обеспечит отличную тяговооружённость и управляемость на любой скорости и на любом угле атаки. А современный ПНК, средства разведки и закрытые каналы связи обеспечат повышенную дальность обнаружения цели. Так-что сейчас есть возможность создать такую универсальную машину.