Море начинается с берега

Развитие ВМФ России как единой сбалансированной боевой системы предполагает создание адекватной системы базирования сил. Подобная система призвана обеспечить базирование кораблей и судов, летательных аппаратов, вооружения, военной и специальной техники, их ремонт и нормальную эксплуатацию, защиту от ударов противника, боевую подготовку и отдых личного состава, приведение сил в готовность и развертывание их для боевых действий.

Система базирования должна быть удобной и безопасной в навигационно-гидрографическом отношении, располагать необходимым резервом материальных средств. Ее костяк составляют основные пункты базирования (ОПБ) кораблей и судов, аэродромы морской авиации (МА). Инфраструктура включает также места постоянной дислокации береговых войск и других сил, сеть командных пунктов, узлов связи и наблюдения, ремонтных предприятий, складов оружия и материальных запасов.

Море начинается с берега

В ОПБ размещаются органы управления соединений (дивизий, бригад) и частей (отдельных дивизионов, групп), оборудуются пункты управления со средствами связи. Типовой ОПБ включает целый ряд комплексов сооружений, в том числе причальный фронт, склады оружия и горюче-смазочных материалов, гаражно-складскую группу, передающий радиоцентр, казарменный и жилой городки, резервную дизельную электростанцию, инженерные сети, площадки для складирования и уничтожения бытового мусора.

Кроме ОПБ на флотах заблаговременно, в угрожаемый период и в ходе военных действий оборудуют пункты рассредоточенного базирования, а именно – пункты маневренного базирования, снабжения, рассредоточенного судоремонта и места стоянки.

Для соединений и частей МА создается сеть основных, запасных и ложных аэродромов. По характеру инженерного оборудования они могут быть постоянными и полевыми. Постоянные возводятся заблаговременно, имеют капитальные сооружения и в основном стационарное оборудование. Полевые аэродромы строятся как в мирное, так и в военное время. Они оборудуются минимально необходимым количеством временных сооружений и подвижных средств.

Типовой аэродром рассчитан на базирование одного авиаполка трехэскадрильного состава. На аэродромный узел (два-три основных, один-два запасных и столько же ложных аэродромов) дислоцируется эквивалент авиационной дивизии в составе трех полков.

Оптимальная география

На современном этапе базирование ВМФ России осуществляется в рамках единой системы. При этом силы распределены между 23 ОПБ: Североморск, Полярный, Гаджиево, Видяево, Заозерск, Северодвинск (Северный флот), Владивосток, Фокино, Советская Гавань, Корсаков, Вилючинск, Петропавловск-Камчатский (Тихоокеанский флот), Балтийск, Ломоносов, Кронштадт, Приозерск (Балтийский флот), Севастополь, Феодосия, Новороссийск, Темрюк (Черноморский флот), Астрахань, Махачкала, Каспийск (Каспийская флотилия).

Большинство ОПБ не отвечают сегодняшним требованиям берегового обеспечения кораблей и судов, в наиболее сложном положении – ТОФ и Каспийская флотилия. Несмотря на то, что в постсоветский период количественный состав флота уменьшился более чем в 2,5 раза, обеспечение кораблей и судов сил постоянной готовности по-прежнему представляет серьезную проблему. При этом современный подход к развитию ВМФ основан на принципе разумной достаточности и ориентирован на повышение эффективности его использования при ограниченных затратах на содержание.

Последние причалы для кораблей и судов ВМФ в нашей стране были построены в 70-е годы прошлого века. Срок службы этих гидротехнических сооружений, как правило, не превышает 50 лет. Поэтому к 2020 году все причалы выслужат назначенные календарные сроки эксплуатации, потребуется либо их капитальный ремонт, либо новое строительство. Что касается сооружений ранней постройки, вопрос об их ремонте и модернизации актуален уже сегодня.

Ситуация осложняется тем, что вводимые в настоящее время в боевой состав ВМФ корабли и суда четвертого поколения требуют принципиально иной системы базирования. В частности, при их нахождении в ОПБ не предполагается использование бортовых систем и агрегатов для обеспечения различными энергосредами. Подача электроэнергии, пресной и котельной воды, пара, воздуха высокого давления должна осуществляться с берега.

В связи с физическим и моральным устареванием объектов береговой инфраструктуры, при ускоренном выводе из боевого состава ВМФ кораблей и судов, выслуживших назначенные сроки эксплуатации или требующих неоправданно высоких затрат, и ограниченном поступлении новостроев стали объективно неизбежны консолидация и оптимизация элементов системы базирования ВМФ. Эта установка в настоящее время реализуется. Закрыты ОПБ в Гремихе, Гранитном, Лиинахамари (Севфлот), Магадане, Бечевинке, Кратерном, Павловске (ТОФ) и аэродромы МА Балтийская коса, Нивенское, Донское (на Балтике), Сафоново (на Севере), Хороль, Пристань, Постовая (на Дальнем Востоке).

В результате на флотах сложилась в целом сходная конфигурация системы базирования: выдвинутые вперед и таким образом максимально приближенные к районам предназначения флотилий, эскадр, дивизий главные базы, включающие по несколько ОПБ, и отнесенные вглубь резервные – в составе одного-двух ОПБ, а также судоремонтных заводов и испытательных полигонов.

Не исключено, что в обозримом будущем процесс оптимизации продолжится, в первую очередь за счет ОПБ, находящихся в удаленных районах с недостаточно развитой инфраструктурой и имеющих, как правило, статус закрытых административно-территориальных образований. В частности, под вопросом судьба Видяево и Фокино на Северном и Тихоокеанском флотах соответственно. Кроме того, может быть закрыт и ОПБ Кронштадт, если осуществятся планы переноса из Петербурга на остров Котлин части мощностей Объединенной судостроительной корпорации.

Претерпела изменения и сеть аэродромов МА. Помимо вышеперечисленных, закрытых в связи с общим сокращением группировки, аэродром Веретье в Псковской области передан в ведение армейской авиации Сухопутных войск. При этом Центр боевой подготовки и переучивания летного состава (ЦБП и ПЛС) МА был организован на новом месте, в Ейске. Базировавшиеся на аэродромах Оленья и Каменный Ручей полки дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 Северного и Тихоокеанского флотов, будучи формально переподчинены в 2011 году ДА ВВС, фактически продолжают действовать в интересах ВМФ. Они наряду с атомными подводными ракетными крейсерами являются основным средством борьбы с авианосными соединениями в дальней морской зоне.

Более того, предполагается, что ДА будет действовать на море комплексно и сразу всеми типами самолетов: Ту-22М3 уничтожают надводные корабли, а стратегические ракетоносцы Ту-95 и Ту-160 – объекты береговой инфраструктуры.

В два этапа реорганизована система материально-технического обеспечения (МТО) флотов. На начальном – с 1 декабря 2011 года входящие в нее объекты были объединены в рамках флотских баз комплексного обеспечения сил в пунктах базирования (КБО) и комплексных баз материально-технического обеспечения (КБМТО). На втором этапе – с 1 сентября 2012 года элементы обеих подсистем были консолидированы во флотских центрах МТО (ЦМТО).

Последние включают районы базирования сил флота с отделениями морской инженерной службы, береговыми базами соединений и частей, комендатурами охраны и обслуживания, отрядами специального назначения по противодиверсионной борьбе, отдельные морские инженерные и автомобильные батальоны, технические базы вооружения – ракетные и минно-торпедные, базы артиллерийского вооружения и боеприпасов, объединенные центры обеспечения средствами связи и радиотехническим вооружением, отряды судов обеспечения и аварийно-спасательные отряды, судоремонтные комплексы, учебные центры с учебно-тренировочными комплексами по борьбе с водой и пожаром, службы радиационной безопасности, отделы комплексного хранения в службах горючего, продовольственной и вещевой.

Характерной чертой этого процесса стала последовательная трансформация многочисленных отдельных войсковых частей в филиалы укрупненных организационных единиц, коими были до недавнего времени флотские КБО и КБМТО и остаются ЦМТО флотов, с концентрацией финансовых ресурсов и права распоряжения ими в руках ограниченного круга должностных лиц в интересах укрепления бюджетной дисциплины.

Передовая причального фронта

Командование ВМФ России считает, что перспективная система базирования надводных кораблей и подводных лодок должна отвечать следующим принципам: благоприятные военно-географические и природно-физические условия, возможность оперативного развертывания в районы боевого применения, близость к мобилизационным ресурсам, урбанизированным районам и транспортным узлам, минимизация финансово-экономических затрат, развитость инфраструктуры материально-технического обеспечения, наличие судостроительных и ремонтных мощностей, обязательность комфортных социальных условий для проживания военнослужащих и членов их семей, защищенность от природных и техногенных угроз.

Читайте также  Корабли РФ готовы к борьбе с «Исламским государством»

Море начинается с берега

В период 2013–2020 годов основные усилия государства будут направлены на поддержание и восстановление технического состояния причального фронта и береговой обеспечивающей инфраструктуры всех четырех флотов и Каспийской флотилии. Задача – в процессе дальнейшей оптимизации создать качественно новые условия для базирования подводных лодок и надводных кораблей существующих и перспективных проектов. Предусматриваются модернизация существующих ОПБ и оснащение их береговыми комплексами автоматизированного (роботизированного) обеспечения энергосредами, пополнения оружия, запасов и материальных средств.

Такие задачи решаются, в частности, на территории Мурманской области (Североморск, Гаджиево, Заозерск – Севфлот), Камчатского и Приморского краев (Вилючинск, Владивосток – ТОФ), Краснодарского края (Новороссийск, Темрюк – ЧМФ). Здесь идут сооружение и обустройство причальных фронтов, пирсовых зон, объектов технического обеспечения. Обновление систем базирования ведется в Балтийске Калининградской области и Махачкале.

На Северном и Тихоокеанском флотах указанные проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы призваны обеспечить, начиная с конца 2014 года, базирование ракетных атомных подводных крейсеров проекта 955 «Борей», вооруженных баллистическими ракетами с подводным стартом 3М-30 «Булава», и несение ими боевого дежурства. Речь идет о дооборудовании площадок причального фронта в ОПБ Гаджиево (губа Ягельная) и Рыбачий (бухта Крашенинникова), включая реконструкцию существующих, а также установку и укрепление новых плавучих тяжелых железобетонных причалов, рейдового оборудования и наземных объектов снабжения энергосредами.

В число задач также входит дооборудование зон хранения, пунктов погрузки и выдачи ракетного и минно-противолодочного вооружения в Североморске (губа Окольная), Гаджиево, Рыбачьем (мыс Казак), строительство объектов социального, культурного и бытового назначения.

Первый этап работ в Гаджиево и Североморске завершается в июне 2014 года. Созданная береговая инфраструктура позволяет обеспечивать АПЛ всеми необходимыми энергосредами. Окончание первого этапа работ в Рыбачьем (Вилючинске) ожидается в 2015-м. Завершение строительства всей системы базирования ПЛАРБ проекта 955 «Борей» на обоих флотах запланировано на 2016–2017 годы. Параллельно ведутся работы по дооборудованию объектов площадки причального фронта и пунктов погрузки оружия под обеспечение атомных подводных крейсеров проекта 855 «Ясень».

На Тихоокеанском флоте в 2012 году осуществлены капитальный ремонт и реконструкция причальной зоны и инфраструктуры береговой базы 36-й дивизии надводных кораблей в бухте Золотой Рог (ОПБ Владивосток). Ранее соединение базировалась в бухте Абрек (ОПБ Фокино). Обновленные пять причалов позволяют обеспечить стоянку до 10 боевых надводных кораблей основных классов, включая гвардейский ракетный крейсер «Варяг».

Одновременно закончено проектирование и начато строительство гидротехнических сооружений и объектов береговой инженерной инфраструктуры, призванных обеспечить базирование в бухте Улисс (ОПБ Владивосток) десантных вертолетоносцев типа «Владивосток» и кораблей новых проектов, которые пополнят надводные силы флота в будущем. Здесь предусматриваются строительство и реконструкция причального фронта общей протяженностью более 2700 метров, в том числе 1600 метров стационарного пирса и более 1100 метров плавпирсов. Планируется полностью заменить системы водоснабжения и энергообеспечения, оптоволоконные линии связи.

Будут воздвигнуты административные и хозяйственные здания, реконструированы железнодорожные и автомобильные подъездные пути, кардинально изменится пункт погрузки оружия. Окончание первого этапа строительства запланировано на сентябрь 2015-го, завершение второго этапа и строительства всей системы базирования – на конец 2017 года.

На Северном флоте должно быть завершено дноуглубление Северодвинского морского подходного канала и акватории военного порта в ОПБ Северодвинск.

В связи с перевооружением и развертыванием в бригаду дислоцирующегося в Смоляниново (Приморский край) 72-го отдельного берегового ракетного полка ТОФа в 2014 году предстоит выполнить работы по обустройству военного городка в Павловске для размещения подвижного противокорабельного ракетного комплекса «Бал-У». Не исключено, что будут задействованы законсервированные объекты наземной инфраструктуры бывшей базы АПЛ, включая подземные галереи-укрытия.

На Балтийском флоте с 2012 года ведутся работы по капитальному ремонту и реконструкции площадки причального фронта, новому строительству комплекса инженерных сетей (систем снабжения водой, паром и топливом), дноуглублению гаваней ОПБ Балтийск. Конкретная цель – обеспечить базирование эсминцев, фрегатов и корветов 128-й бригады надводных кораблей, а также подводных лодок перебазируемой из Кронштадта 123-й бригады.

Общая протяженность нового причального фронта составит около 3000 метров. Объем грунта, который предстоит поднять при дноуглублении, превышает 1,3 млн. кубов. Окончание работ запланировано на конец 2015 года, однако первые корабли Балтфлота уже могут швартоваться к обновленным причалам с минувшей весны.

С 2011 года идет масштабное обустройство переформируемых частей Балтийского флота: в гарнизонах Балтийска, Калининграда, Гвардейска и Гусева возводятся четыре комплексных военных городка, на территории которых расположены типовые казармы на 440 человек каждая, служебные помещения, учебные корпуса, столовые, парки и склады для ВВТ, спортивно-оздоровительные и культурно-досуговые центры, медико-санитарные части и т. п. Окончание работ по обустройству войск запланировано на 2020 год.

На южных рубежах

На Черноморском флоте с 2005 года ведутся работы по строительству объектов Военной гавани (бывший Геопорт) ОПБ Новороссийск. Общий объем финансирования федеральной целевой программы составляет 86,7 млрд. рублей. Ее реализация предусмотрена в три этапа.

Первый (2005–2010) и второй (2011–2016) включают возведение объектов пункта базирования кораблей и судов в Новороссийске, создание необходимой инфраструктуры в местах постоянной дислокации соединений морской пехоты в Темрюке и Мессажае, обустройство объектов береговой ракетно-артиллерийской бригады в Уташе (близ Анапы), ЦБП и ПЛС МА ВМФ в Ейске, технической базы вооружения и объединенного склада хранения ВВТ и технического имущества в Семигорье и Натухаевской (под Новороссийском) соответственно, а также аэродрома МА Витязево (близ Анапы).

На третьем этапе предусмотрено строительство пункта базирования катеров и вспомогательных судов в Темрюке, завершение обустройства инфраструктуры МА, подразделений морской пехоты и береговых войск, строительство объединенного склада и технической базы вооружения.

Море начинается с берега

К настоящему времени в эксплуатацию введены 48 объектов: в ОПБ Новороссийск построены пять причалов (четыре стационарных общей протяженностью 740 метров и один плавучий – 150-метровый), осуществлено общее берегообразование и берегоукрепление на площади около 8 гектаров, частично возведены волнозащитные сооружения: корневая и средняя части Восточного мола-причала (1660 метров) и корневая часть Западного мола с топливными причалами (910 метров), реконструированы системы жизнеобеспечения, построены общежития для личного состава, подготовлена площадка под судоремонтный комплекс.

Завершаются проектирование и организация обустройства береговой инфраструктуры, включая склады, погрузочно-разгрузочные устройства, топливохранилища, инженерные сети, железнодорожные пути и линии энергоснабжения. Для ремонта кораблей будут сооружены сухие доки и пирсы. В 2014 году запланировано приступить к реконструкции трех причалов и капитальному ремонту еще двух, завершить работы на Восточном моле и продолжить их на Западном. Строительство причального фронта и комплекса волнозащитных сооружений предполагается закончить на год раньше контрольного срока, предусмотренного ФЦП.

Новый ОПБ в Новороссийске будет в состоянии обеспечить базирование строящихся для Черноморского флота шести дизельных подводных лодок проекта 06363, а также кораблей бригады охраны водного района Новороссийской военно-морской базы. Уже зимой 2013–2014 годов ОПБ Новороссийск активно использовался большими десантными кораблями проекта 775 не только Черноморского, но и трех других флотов, решавших задачи боевой службы в Средиземном море и участвовавших в перевозках сил и средств по маршруту Новороссийск – Севастополь – Новороссийск.

В связи с кардинальными изменениями, обусловленными принятием в состав России Республики Крым и Севастополя, перечень объектов, спланированных к строительству в рамках ФЦП, будет еще раз уточнен (последние изменения в программу вносились в 2008-м) с учетом заявленного руководством российского военного ведомства намерения полностью восстановить в Севастополе до декабря 2015 года систему базирования соединений надводных кораблей, подводных лодок, вспомогательных судов и частей обеспечения Черноморского флота на тех принципах, которые действовали здесь до раздела флота между Россией и Украиной в 1997-м. При этом Минобороны намерено завершить все запланированные мероприятия по созданию ОПБ Новороссийск ускоренными темпами и принять его в эксплуатацию уже в конце этого года.

Читайте также  Тихоокеанский флот РФ: пятый по силе на Тихом океане

На Каспии в ОПБ Махачкала с 2009 года ведутся работы по обеспечению базирования ракетного корабля «Дагестан» проекта 11661. Объем работ включает дноуглубление акватории и берегоукрепление, инженерное обеспечение плавпричала (водоснабжение, канализация, электроснабжение, связь), а также строительство 36-квартирного жилого дома для членов семей экипажа. Окончание работ намечено на этот год.

Ранее проведены реконструкция и дооборудование ОПБ Астрахань (Золотой затон) для обеспечения базирования малых ракетных и артиллерийских кораблей новых проектов. Завершено обустройство 46-го отдельного берегового ракетного дивизиона, вооруженного береговым ракетным комплексом «Бал» в Каспийске (Дагестан).

Базы во всеоружии

В соответствии с ведомственной целевой программой (ВЦП) «Совершенствование инфраструктуры системы хранения и эксплуатации ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов на 2012–2014 годы» (подпрограмма «Арсеналы») на Северном, Тихоокеанском и Балтийском флотах и в частях центра ведутся проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы по развитию зон хранения вооружения и боеприпасов.

План включает демонтаж старых построек и возведение новых объектов. Это 140 железобетонных и два металлических хранилища, семь комплексных цехов подготовки вооружения, четыре погрузочно-разгрузочные платформы и семь разгрузочных площадок. Предусмотрено обустройство охранного периметра протяженностью 51 км, 84 км подъездных дорог, инженерных коммуникаций протяженностью 89 км, 143 пожарных водоемов и 158 молниезащитных устройств. Работы ведутся на флотских объектах в Североморске, Гаджиево, Вилючинске, Дунае (Фокино), Прохладном, Большой Ижоре.

Море начинается с берега

В масштабах всего ВМФ реализуется программа оснащения флотских учебных центров учебно-тренировочными комплексами по борьбе за живучесть. Они запланированы к установке в Полярном, Владивостоке, Вилючинске, Новороссийске, Балтийске, Ломоносове, Выборге, Санкт-Петербурге. Еще один многофункциональный учебно-тренировочный комплекс, призванный обеспечить подготовку специалистов 328-го экспедиционного аварийно-спасательного отряда специального назначения ВМФ, будет установлен в Ломоносове.

С 2011 года реализуется программа поэтапной модернизации и строительства 70 военных аэродромов и вертолетодромов. Реконструируются не только взлетно-посадочные полосы (ВПП). Строятся рулежные дорожки, водосточно-дренажные системы, локальные очистные сооружения. Устанавливается современное светосигнальное, радионавигационное и связное оборудование. В настоящее время завершены или находятся в завершающей стадии строительно-монтажные работы по первым пусковым комплексам на аэродромах МА Северного (Североморск-1), Тихоокеанского (Елизово), Балтийского (Чкаловск, Храброво) и Черноморского (Витязево) флотов, ЦБП и ПЛС ВМФ (Ейск), а также на аэродроме Приволжский, который хотя и находится в ведении ВВС, тем не менее обеспечивает при необходимости маневр силами и средствами МА в зону ответственности Каспийской флотилии.

Проектом реконструкции аэродромов Североморск-1, Елизово, Чкаловск и Храброво предусмотрены замена (демонтаж старой и сооружение новой) и удлинение ВПП до 3500 метров (3350 метров в Храброво), что позволит принимать все виды воздушных судов, включая стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-22М3, противолодочные самолеты дальней морской зоны Ту-142, тяжелые военно-транспортные Ан-124 и Ил-76, воздушные пункты управления Ил-96-300ПУ.

На 2014 год намечено выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции аэродрома Кипелово и гидроаэродрома Сафоново (Северный флот), аэродромов Каменный Ручей, Николаевка и Кневичи (Тихоокеанский флот), Черняховск (Балтийский флот), Остафьево (часть центрального подчинения). Не исключено, что после соответствующего обследования будет рассмотрен вопрос о реконструкции крымских аэродромов Гвардейское, Октябрьское, Бельбек, Кача и Новофедоровка.

От полюса до космоса

В связи с тем что до конца 2014 года на базе Северного флота будет создано пятое объединенное стратегическое командование (СФ-ОСК) с передачей ему арктических бригад Сухопутных войск, частей ВВС и ПВО, а также дополнительных органов управления, особую актуальность приобретает строительство объектов инфраструктуры, обеспечивающих присутствие ВМФ в Арктике.

Запланированы проектно-изыскательские работы по реконструкции аэродромов Рогачево (Новая Земля), Нагурская (Земля Франца-Иосифа), Темп (архипелаг Новосибирские острова), Тикси (арктическое побережье Якутии) и обустройству военных городков в Алакуртти (Мурманская область) и Салехарде (Ямало-Ненецкий автономный округ) для двух отдельных мотострелковых бригад (арктических), а также военных городков в Североморске и Анадыре (Чукотский автономный округ) для двух полков с комплексами беспилотных летательных аппаратов.

По ФЦП «Глобальная навигационная система» к 2011 году в местах базирования ВМФ были размещены станции ГЛОНАСС. Они находятся в ведении гидрографической службы четырех флотов и Каспийской флотилии. Навигационная станция может с высокой точностью (в радиусе 10 метров) определить место нахождения кораблей и судов. Это упрощает обзор водного пространства и способствует незамедлительному оказанию помощи в аварийных ситуациях, при иных происшествиях. Радиус действия спутниковых систем ГЛОНАСС составляет приблизительно 300 км, однако при проведении испытаний сигнал наблюдался и в радиусе около 450 км. На сегодня прием зафиксированных навигационных координат осуществляется в пределах 300–350 км.

Рейдовый охват

Особое внимание при развитии инфраструктуры системы базирования уделяется обновлению рейдовых плавучих средств, предназначенных для обеспечения безопасного нахождения надводных кораблей и подводных лодок в пунктах базирования. За период с 2009 по 2017 год ВМФ России примет в свой состав около 80 рейдовых судов обеспечения различных классов: буксиры, водолазные катера, универсальные аварийно-спасательные платформы модульного типа и плавучие краны.

Строящиеся плавсредства отличаются многофункциональностью и призваны снизить количество классов и типов судов. Так, например, судно комплексного портового обслуживания проекта 03180 заменяет сразу четыре класса: нефтемусоросборщик, большой гидрографический катер, малый морской транспорт и малый морской танкер. Модульные малотоннажные катера – проекта 23370 для внешнего рейда и проекта 23040 для внутреннего рейда – могут использоваться не только для проведения водолазных, поисковых, осмотровых и обследовательских работ, но и для тушения пожаров на плавучих и береговых объектах, откачки воды с аварийных судов и выдачи на них электропитания.

Дополнительно для решения задач поисково-спасательного обеспечения (ПСО) в интересах ВМФ на период до 2025 года запланировано строительство 44 многофункциональных судов ПСО пунктов базирования: 10 – для Северного, 12 – для Тихоокеанского, по восемь – для Черноморского и Балтийского флотов, шесть – для Каспийской флотилии. Стоит также отметить, что применение в рейдовых буксирах новой постройки азимутального принципа движения существенно повышает их маневренные качества при проведении буксировочных и кантовочных операций, тушении пожаров, ликвидации разлива нефти и выполнении других функций.

Таким образом, до 2020 года будут созданы качественно новые условия для обеспечения базирования подводных лодок, боевых надводных кораблей и вспомогательных судов перспективных проектов. При этом под особым контролем руководства российского военного ведомства находится процесс синхронизации поставок новой техники и развития инфраструктуры.

В качестве итогового замечания: ни военно-политическая турбулентность в Восточной Европе и Восточном Средиземноморье, ни начавшаяся «арктическая гонка», ни возможная активизация исламских радикалов в Прикаспийском регионе не должны отвлекать ВМФ России от наращивания и обустройства группировки сил и средств в зоне Тихого океана. Там будут решаться судьбы мира и нашей страны в XXI столетии.

/Максим Шеповаленко, Центр АСТ, vpk-news.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя