Рынок подводных лодок Азиатско-Тихоокеанского региона

Страны Азиатско-Тихоокеанского региона уже сегодня применяют более половины от общего числа субмарин в мире. На протяжении последнего времени подводным лодкам в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) уделялось очень большое внимание, особенно в связи с неоднократными инцидентами на индийских субмаринах. Но, несмотря на подобные случаи, эксперты констатируют существенный рост объемов этого рынка в АТР.

Достаточно быстрыми темпами увеличивают размеры своего подводного флота военно-морские силы Народно-освободительной армии Китая (ВМС НОАК). Согласно недавним отчетам КНР в апреле осуществляла подготовку к морским испытаниям новой модификации дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) проекта 041 шифр «Юань» (Yuan).

После того как в декабре 2013 года в Интернете появились фото этой ДЭПЛ, существование модернизированной версии субмарины проекта 041 официально признано. Она производится Китайской государственной кораблестроительной корпорацией CSSC (China State Shipbuilding Corporation) и по конфигурации рубки внешне напоминает современные подлодки производства Германии. В основании рубки возможна установка дополнительной высокочастотной системы звуковой локации, а водоизмещение ДЭПЛ может достигать 3,5 тысячи тонн.

Китайская угроза и ответные меры

Начиная с 2004 года КНР построила 12 подлодок проекта 041. Американские эксперты полагают, что может быть сконструировано до 20 таких субмарин. Последние подобные ДЭПЛ оснащались воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). КНР также производит экспортную версию этой подлодки водоизмещением 2,3 тысячи тонн, получившую обозначение S20.

Рынок подводных лодок Азиатско-Тихоокеанского региона

25 марта текущего года адмирал Сэмюэл Локлиар, глава Тихоокеанского командования ВМС США, заявил о существенных возможностях китайского подводного флота: «Я считаю, что в следующем десятилетии ВМС НОАК будут располагать 60–70 субмаринами». Это количество для региональной державы является значительным.

Адмирал отметил, что КНР продолжает строительство атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), а также то, что ПЛАРБ будут оснащены новыми баллистическими ракетами JL-2 с дальностью действия порядка четырех тысяч морских миль (около 7,4 тыс. км). «В результате КНР получит эффективное средство ядерного сдерживания, возможно, даже до конца 2014 года», – сообщил Локлиар. Предполагается, что основным носителем ракет станет ПЛАРБ проекта 094 шифр «Цзинь» (Jin). Снимки со спутника подтверждают наличие в строю как минимум четырех таких субмарин. Американская исследовательская группа «Джейнс» (IHS Jane’s) оценивает размеры ВМС НОАК в четыре ПЛАРБ, пять ударных атомных подводных лодок (ПЛАТ) и 53 ДЭПЛ.

Генерал-лейтенант Майкл Флинн, директор разведывательного управления Министерства обороны США (Defense Intelligence Agency), 11 февраля выступил перед комитетом сената США по вооруженным силам с ежегодной оценкой различных угроз: «Мы ожидаем, что ПЛАРБ ВМС НОАК начнут регулярно выходить в море на боевое дежурство уже в этом году». Особое внимание Флинн уделил размещению китайских атомных подводных лодок в Индийском океане.

В настоящее время, как отмечают западные эксперты, идут российско-китайские переговоры по строительству подводных лодок типа «Лада» или совместной разработке новой субмарины на ее основе. Предварительное соглашение предусматривает дальнейшее углубление технического сотрудничества, что является свидетельством стремления КНР усовершенствовать свой подводный флот.

Соединенные Штаты готовят ответные меры. В частности, на протяжении пяти-шести лет в Тихом океане будет развернуто около 60% кораблей ВМС США, в том числе самой новой постройки. Предполагается в течение года завершить техническое обслуживание ПЛАТ «Топек» (Topek) типа «Лос-Анджелес». Четвертая подводная лодка этого же класса разместится на базе «Гуам». Представители ВМС США неоднократно подчеркивали значимость Азиатско-Тихоокеанского региона и необходимость переброски в него части новейшей техники и кораблей (как надводных, так и подводных), поступающих на вооружение американских военно-морских сил.

На встрече премьер-министров Японии и Австралии принято решение начать переговоры по выработке общих положений договора о совместных работах в области создания продукции военного назначения (ПВН). Первой заявленной темой стало изучение гидродинамики, включая анализ эффективности работы силовых установок и оценку влияния формы корпуса субмарин на сопротивление воды. Япония является одним из признанных лидеров в области проектирования неатомных подводных лодок (НАПЛ). Подводный флот этой азиатской страны считается одним из наиболее малозаметных в регионе.

Также в документе от 2011 года, регулировавшем развитие оборонной программы Японии, принято решение ответить на растущую китайскую угрозу увеличением числа подлодок с 16 до 22 ДЭПЛ. К одной из наиболее новых субмарин относится подводная лодка типа «Сорю» (Soryu) водоизмещением 2,9 тысячи тонн. Она оснащена ВНЭУ 4V-275R MK-III производства компании «Кавасаки» (Kawasaki). На данный момент в строю находятся пять таких ДЭПЛ, запланирована поставка еще пяти субмарин. Ожидается, что темпы передачи подлодок составят одну единицу в год.

Перспективы ВМС Кореи и проблемы Тайваня

Программа строительства подводного флота Республики Корея (РК) включает три этапа. На первом – в 2009–2010 годах ВМС передано девять подводных лодок проекта 209/1200, на которые впоследствии установлены инерциальные навигационные системы «Сигма-40XP» (Sigma-40XP).

В настоящее время осуществляется строительство по лицензии подводных лодок проекта 214, разработанных компанией «Ховальдтсверке-дойч верфт» (Howaldtswerke-Deutsche Werft, HDW). Три эти подводные лодки водоизмещением по 1,86 тыс. т, оснащенные РЛС «Сфинкс-D» (SPHINX-D) производства французской компании «Талес» (Thales), уже находятся в строю. ВМС РК продолжают переговоры о приобретении шести подлодок проекта 214 с топливными баками-отсеками производства компании «Сименс» (Siemens). Первая из этих субмарин спущена на воду в августе 2013 года.

Читайте также  Возвращение надводных рейдеров. Возможно ли оно?

По мнению экспертов, наиболее мощной подводной лодкой ВМС РК станет разрабатывающаяся в настоящее время субмарина KSS-III. Ожидается приобретение в общей сложности девяти таких лодок. Поставка первой партии, как отмечают аналитики, состоится не ранее 2020 года. KSS-III предполагается оснастить крылатыми ракетами «Хюнмоо-3» (Hyunmoo-3). Систему управления для субмарины разрабатывает компания «Самсунг Талес» (Samsung Thales).

Подводный флот Тайваня в настоящее время испытывает ряд проблем в связи с невозможностью получить стабильный источник поставок кораблей. Еще в 2001 году представители президентской администрации Джорджа Буша-младшего обещали поставить на остров восемь подводных лодок, однако прекращение производства дизель-электрических силовых установок отодвинуло срок передачи. Европейские государства, опасаясь санкций со стороны КНР, не осуществляют продажи субмарин Тайваню.

Единственным выходом из сложившейся ситуации, как замечают эксперты, является развитие собственной программы по строительству подводного флота. В апреле этого года глава оборонного ведомства Тайваня Йен Мин, выступая перед законодателями, сообщил: США стремятся оказать нам помощь в совместном производстве подводных лодок. Несмотря на определенную неясность в словах Йен Мина, США могут укрепить сдерживание КНР путем оказания военно-технической помощи Тайваню при разработке подводных лодок.

Обновление ВМС Сингапура, Бангладеш, Мьянмы

Сингапур подтвердил подписание 2 декабря 2013 года контракта с компанией «Тиссен-Крупп марин системс» (ThyssenKrupp Marine Systems, TKMS) на поставку двух субмарин проекта 218SG. Это событие является в определенной мере знаковым, так как ранее основу подводного флота этой азиатской страны составляли бывшие в применении шведские субмарины.

Поставка новых немецких подлодок начнется с 2020 года, их точные тактико-технические элементы (ТТЭ) не раскрываются. После этого Сингапур сможет вывести из состава своих ВМС три устаревшие субмарины типа «Челленджер» (Challenger). Наиболее современные корабли в составе подводного флота этой страны – две модернизированные ПЛ типа «Арчер» (Archer) водоизмещением 1,5 тысячи тонн, поставленные в 2011–2012 годах.

Шведская компания «Сааб» (Saab) в апреле текущего года заключила с TKMS договор о намерениях по поводу выкупа шведских верфей. В официальном заявлении «Сааб» утверждается, что данное соглашение соответствует стремлению компании к расширению производства флота и удовлетворяет желание Швеции получить мощности для проектирования, производства и технического обслуживания подводных лодок и надводных боевых кораблей. Эксперты считают, что этот шаг может вызвать увеличение объемов экспорта шведских субмарин в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Согласно некоторым аналитическим изданиям Бангладеш приобретет две бывшие в применении подводные лодки проекта 035 типа «Мин» (Ming) производства КНР. В соответствии с соглашением общей стоимостью 206 млн. долларов эти ПЛ будут поставлены в ВМС Бангладеш к 2019 году. Неизвестно, каким образом сделка была одобрена Министерством финансов этой страны, денежные ресурсы которой являются очень ограниченными. Таиланд, которому КНР предлагала приобрести подлодки S20, также стремится включить в состав своих ВМС новые ПЛ.

Рост подводных флотов стран АТР существенно ограничивают высокие затраты на их техническое обслуживание. В частности, Мьянма, которая недавно приобрела две подводные лодки класса «Скорпен» (Scorpen), обнаружила, что стоимость обслуживания ПЛ за первые пять лет составила около двух третей от суммы контракта.

Поставки в Индонезию и Вьетнам

В настоящее время южнокорейская компания «Дэу шипбилдинг энд марин инжиниринг» (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, DSME) строит три ПЛ проекта 209/1200 для Индонезии. Этот контракт является первым международным соглашением на поставку субмарин производства Республики Корея. Первые две будут готовы к 2019 году и заменят в строю такое же количество подлодок проекта 209/1300, произведенных в 70-х годах.

Джакарта намерена вести строительство субмарин и своими силами. В частности, местная компания PT PAL принимает участие в создании третьей новой ПЛ. Индонезийские чиновники заявляли, что подлодка будет построена к 2018-му, однако эксперты «IHS Джейнс» называют более реалистичный срок – 2022 год. 206 представителей этой азиатской страны работают сегодня в сотрудничестве с DSME.

Ранее Россия предлагала Индонезии приобрести бывшие в строю подлодки проекта 877, однако в марте 2013-го переговоры по выработке контракта прекращены. Индонезия стремится к увеличению своего подводного флота до 12 подлодок и неоднократно выражала надежды на собственные судостроительные компании в связи с возможным наложением эмбарго.

Рынок подводных лодок Азиатско-Тихоокеанского региона

Вьетнам в декабре 2009 года заказал шесть российских ПЛ проекта 636.1 (шифр «Варшавянка»), стоимость контракта составила примерно два миллиарда долларов. Торжественная церемония по поводу включения в состав ВМС страны первых двух субмарин состоялась 3 апреля текущего года. Завершение поставок по контракту ожидается в 2016-м.

Читайте также  «Зверь из глубины» - не повод нам обольщаться

Подлодки оснащены крылатыми ракетами ЗМ-14Е, входящими в состав комплекса «Клаб-С» (Club-S), которые предназначены для поражения наземных целей. Это вооружение позволяет, например, поразить объекты КНР, расположенные на острове Хайнань. Также в настоящее время с российской помощью в заливе Камрань строится база ПЛ, что существенно увеличивает мощь вьетнамского подводного флота.

Усиление индийского флота

ВМС Индии в настоящее время ожидают прибытия шести подлодок класса «Скорпен». После этого предполагается постройка шести субмарин проекта 75I, конструкция которых будет основана на иностранном проекте. В декабре 2013 года министр обороны страны подтвердил, что четыре подводные лодки этого типа будут построены индийскими государственными компаниями. Три соорудят «Мазагон док лимитед» (Mazagon Dock Limited), а одну – «Хиндустан шипярд» (Hindustan Shipyard).

Запросы на предоставление информации отправлены французской DCNS, испанской «Навантиа» (Navantia), российскому центральному конструкторскому бюро морской техники (ЦКБ МТ) «Рубин» и немецкой HDW. Предполагается, что субмарины проекта 75I оснастят сверхзвуковыми индийско-российскими крылатыми ракетами «БраМос» (BraMos) подводного базирования.

С целью усиления возможностей своего атомного подводного флота Индия взяла в лизинг на 10 лет атомную подлодку проекта 971У, получившую в составе индийских ВМС обозначение «Чакра» (Chakra). В настоящее время Индия и Россия активно проводят переговоры по сдаче в лизинг на десятилетний период еще одной подлодки этого проекта. Западные эксперты предполагают, что для Индии, вероятно, будет достроена АПЛ «Ирбис» с установкой части элементов подлодок проекта 885 (шифр «Ясень»).

Рынок подводных лодок Азиатско-Тихоокеанского региона

Ядерный реактор первой АПЛ индийской разработки «Арихант» (Arihant) запущен 10 августа 2013 года. В настоящее время субмарина водоизмещением шесть тысяч тонн проходит морские испытания. Ожидается, что она официально войдет в состав ВМС Индии уже в этом году. При строительстве второй подлодки этого класса – «Аридаман» (Aridaman) – возник ряд проблем. В частности, в марте во время проверки корпуса на воздействие давления погиб рабочий.

С индийским подводным флотом ранее неоднократно случались инциденты с человеческими жертвами. В августе 2013-го в доке города Мумбай загорелась и затонула ПЛ «Синдуракшак» (Sindurakshak). Погибли 18 человек. В феврале 2014 года во время выполнения учебно-боевой задачи на одной из субмарин погибли два офицера. Инциденты привели к отставке главкома ВМС адмирала Девендра Джоши.

В марте текущего года состоялся первый подводный запуск БРПЛ K-4, которую создала Организация по оборонным разработкам Министерства обороны Индии (Defence Research and Development Organisation, DRDO). Дальность действия ракеты – 3,5 тыс. км. Предполагается, что она будет установлена на индийских ПЛАРБ. Также проведены испытания БРПЛ К-15 «Сагарика» (Sagarika) с дальностью действия 750 км.

О планах Пакистана и Австралии

Министр обороны Пакистана в конце марта текущего года обсудил в Пекине совместные с КНР проекты в области строительства военно-морского флота, в том числе и подводных лодок. Представители Китая в феврале заявляли, что Пакистан, как ожидается, приобретет до шести субмарин производства КНР, предположительно проекта S20. Китайские чиновники ранее сообщали, что переговоры по поводу этого контракта завершатся в ближайшее время.

Как считают эксперты, этот шаг укрепит военно-техническое сотрудничество и политические отношения между Пакистаном и КНР. В настоящее время Пакистан переводит пять своих подводных лодок – две «Агоста-70» (Agosta-70) и три «Агоста-90В» (Agosta-90B) – на морскую базу «Джинна». Однако, как сообщали официальные представители страны, процесс передислокации вызвал ряд затруднений.

Австралия согласно «Белой книге» Министерства обороны страны от 2009 года рассчитывала заменить шесть ПЛ класса «Коллинз» (Collins) на 12 более новых субмарин. На данный момент официальные представители Австралии отказались поддерживать слухи о возможном сокращении числа ПЛ, которое предполагается закупить. Министр обороны Дэвид Джонстон заявлял, что рассматривалась возможность как приобретения уже предлагающейся на рынке вооружений модели, так и разработки на ее основе собственной субмарины.

Правительство сейчас рассматривает возможность создания ПЛ «с нуля» и глубокой модернизации субмарин проекта «Коллинз». Ожидается, что техническое задание будет опубликовано в «Белой книге» 2015 года. Министр обороны Австралии отметил, что в связи со стремлением ВМС страны получить три новые ПЛ к 2017 году доступность подлодок «Коллинз» является положительным фактором.

В целом эксперты полагают, что в период 2014–2021 годов на Азиатско-Тихоокеанский регион придется около 23,8 % от мирового рынка подводных лодок. Контр-адмирал Филипп Сойер, глава подводного флота Тихоокеанского командования ВМС США, подчеркнул рост объемов продаж субмарин в АТР, сообщив об увеличении риска столкновения подлодок в регионе. Как считают аналитики, в настоящее время страны АТР применяют более 60% подводных лодок от общего числа субмарин в мире. Со временем этот показатель, вероятно, будет увеличиваться.

/Дмитрий Федюшко, vpk-news.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя