Про истребители пятого поколения

Я уже писал про американский новейший «суперсамолёт» F-22, в статье: «Про клубнику, редиску и F-22 Raptor». Самолёт хоть и сильно разрекламированный, но в серию так и не запущенный. Не прошёл по критерию стоимость-эффективность. К тому же требует более 30 часов технического обслуживания после каждого часа полетов.

Короче, американский ВПК устроил попил бабла американских налогоплательщиков и отчитался за F-22. Отсюда и реклама этому чудо-изделию. Чтобы пипл схавал. Пипл то может и схавал, а вот Пентагон – нет. Самолёт забраковали. Сейчас вместо F-22 хотят впарить Пентагону его упрощенную модификацию — F-35. Тот же F-22, но с одним двигателем вместо двух.

В РФ тоже показали самолёт пятого поколения. В связи с чем автор статьи подробно разобрал F-35 и за одно весь подход американского ВПК к проектированию и изготовлению истребителей.

Мне показалось интересно и познавательно

Совершенно необязательно, чтобы самолёт пятого поколения оказался лучше и эффективнее в бою самолёта 4-го поколения. Само исчисление поколений в каком-то смысле рекламное, «манипуляционное». Что вообще кроется за термином пятого поколения? Некие новые свойства? Какие? Обычно считается малозаметность и многофункциональность. То есть малозаметный истребитель-бомбардировщик? Обычно все универсальные вещи получаются хуже специальных, оптимизировать устройство приходится по большему числу параметров. Универсальность — всегда компромисс между противоречивыми требованиями.

Про истребители пятого поколения

Например, между бомбовой нагрузкой и максимальной скоростью. Поэтому истребитель-бомбардировщик всегда имеет меньше бомб, чем бомбардировщик и меньшую скорость, чем обычный истребитель. То есть все специфические боевые задачи он выполняет хуже. Тогда зачем он вообще нужен? Правильный ответ: экономия средств. Разные боевые задачи редко необходимо выполнять одновременно. Поэтому один и тот же самолёт может выполнить задачу как перехвата, так и бомбардировки, то есть вместо двух самолётов нужен один.

Один универсальный самолёт эквивалентен двум специализированным на фронте и при этом его очевидно будут заказывать производителю больше чем, бомбардировщиков и истребителей. А это и удешевление производства, там тираж изделия очень сильно влияет на издержки. При нынешних ценах на боевую технику это очень важный аргумент. Но при одном важном условии — универсальный самолёт не должен стоить в два раза дороже специализированных, иначе эффекта экономии средств не будет. Перспективный американский F-35 как раз не слишком удовлетворяет этому требованию. И американцы это заметили сами, правда уже после того, как F-35 поступил на испытания.

Американская корпорация Lockheed Martin продолжит выпуск самолетов серии F-16даже после начала серийного производства истребителей пятого поколения F-35,которые изначально позиционировались в качестве замены F-16. Новые модификации могут быть востребованы на рынках многих стран из-за невысокой по сравнению с F-35 стоимости, сообщает DefPro со ссылкой на данные исследования, опубликованного американским аналитическим центром Forecast International. В частности, как отмечает издание, последние модификации F-16 50/52 и 60/E/F не только доступнее по цене по сравнению с новыми истребителями, но и отвечают самым современным требованиям, предъявляемым к самолетам этого класса. Кроме этого, F-16 до сих пор востребованы потребителями… По мнению экспертовForecastInternational, производство F-16 будет продолжено минимум до 2016года, хотя, не исключено, что и по истечении этого срока Lockheed Martin будет получать заказы на истребители.

Как видим, дело с «многофункциональностью» практически прогорело. Он конечно может и «многофункциональный», но эффекта от этого никакого.Не компенсирует оно увеличение стоимости, значительно дешевле покупать обычные истребители. Хотя конкретную стоимость F-35 Lockheed Martin пока не называет.Зависит от контрактов. Так стоимость первого опытного истребителя F-35 «Лайтнинг-2″ для ВВС Нидерландов составит 114 млн евро. В то время,как поставка в Марокко 24 истребителей F-16 Fighting Falcon обойдётся этой небольшой стране в 841,9 миллиона долларов, то есть примерно в 35 млн долларов за самолёт. Нидерландам вместо одного F-35 можно было бы купить три F-16! И это при том, что F-35 считается недорогой альтернативой F-22 Raptor!

Если же говорить про F-22, то только его себестоимость оценивается в 137,5 млн долларов, а полная цена с учётом всех косвенных затрат и при ожидаемом объёме производства — 350 млн. Это в буквальном смысле самолёт «на вес золота» — стоимость 19,7 тонн чистого золота (вес пустого F-22A) в 2006году составляла те же 350 млн долларов! F-35 лишь в три раза дешевле — примерно эквивалентно 6,5 тонн золота. Есть о чём спорить в парламенте, Нидерланды до сих пор не могут этот вопрос утрясти. Израиль, которому удалось сторговаться значительно дешевле — «всего» по цене 80 млн за штуку, так же сомневается.

Но может F-35 сильно лучше по боевым качествам? Если судить по «многофункциональности»? Последние модификации F-16 тоже сделали того»ударным», то есть «многофункциональным», хотя модификации коснулись только систем вооружений. И на истребитель можно навесить бомбы, было бы желание. Может F-35 сильно удачнее в этом плане? F-35 — это облегчённый F-22, его удешевили очень просто — убрав один двигатель. Но что будет, если у нормального самолёта убрать один двигатель? В самих США есть здравые голоса,которые утверждают, что проект F-35 Joint Strike Fighter — крупный просчёт министерства обороны США. Известный конструктор боевых самолётов Пьер Спрей(Pierre Sprey)* и директор проекта Straus Military Reform Уинслоу Уиллер(Winslow Wheeler) отмечают следующие недостатки у F-35:

— Избыточный и некомпенсированный тягой вес: при взлётной массе в варианте»воздух-воздух» 49500 фунтов (22450 кг), тяга двигателя составляет42000 фунтов (19050 кг), и это станет для нового истребителя значительным шагом назад в тяговооружённости.

— При этом весе и площади крыла всего лишь 460 квадратных футов (43 кв.м) в вариантах для военно-воздушных сил и морской пехоты, удельная нагрузка на крыло составит 108 фунтов на квадратный фут (>520 кг/кв.м). Истребителю необходимо иметь крылья большой площади по отношению к весу самолёта, чтобы он могли маневрировать и выживать. F-35 на самом деле менее маневренный, чем крайне уязвимый F-105 Lead Sled, который в большом количестве сбивался над Северным Вьетнамом в период войны в Индокитае.

— С нагрузкой всего лишь в две 2000-фунтовые (907 кг) бомбы во внутреннем отсеке — гораздо меньше, чем у любого американского истребителя периода войны во Вьетнаме — F-35 является практически первым в классе лёгким бомбардировщиком. Если же взять больше бомб и повесить их под крыльями, F-35моментально перестаёт быть «незаметным», и МО не планирует серьёзно испытывать его в такой конфигурации в течение многих лет.

— В качестве самолёта непосредственной авиационной поддержки (НАП), помогающего американским войска, участвующим в боях, F-35 является неприемлемым. Он слишком быстрый, чтобы успеть обнаружить и обстрелять тактические цели; он слишком «деликатный» и легко воспламеняющийся, чтобы выдержать огонь с земли,ему не хватает полезной нагрузки и особенно возможности устойчиво»висеть» над силами США, пока те маневрируют на земле.Специализированные для выполнения подобных задач и имеющиеся у военно-воздушных сил штурмовики A-10 намного превосходят F-35 в этой роли.

Читайте также  Зимний день на аэродроме с Су-34. Фоторепортаж

Но попробуем сравнить по основным параметрам наши современные отечественные самолёты с американскими самолётами пятого поколения, чьи характеристики уже давно рекламируются. По мнению Шурыгина они не могут конкурировать. Так уж получилось, что у F-35 будет два отечественных противника с похожими названиями- Миг-35 и Су-35 (Су-37 ныне и есть Су-35). Вот что получилось при сравнении:

Про истребители пятого поколения

Здесь указаны и примерные цены на самолёты. 80 млн. долларов для F-35 — это та цена, по которой его собирался закупать сам Пентагон. Ещё в 2001 году Министерство обороны (МО) прогнозировало закупку 2866 единиц за $226 млрд, то есть $79 млн. за каждый самолёт.

Однако последняя официальная оценка даёт меньшее число самолётов (2456 единиц) при большей стоимости ($299 млрд.). Это означает54-процентное увеличение затрат на один самолёт – до $122 млн, а поставки будут идти с двухлетним опозданием. Цены на российские самолёты указаны оценочные — в результате средних цен по контрактам на экспорт Миг-29 и Су-27. При официальном коммерческом экспорте МиГ-29 — разброс цен составлял от 11 до 32 млн. долл,Су-27 от 28 до 36 млн. долл.

Конечно, точные характеристики F-35 пока не известны, сегодня их производитель уже называет несколько иные цифры: 1900 км/ч для максимальной скорости (ранее называлось 1600 км/ч) и более высокая максимальная взлётная масса — до 32700 кг(вместо 22680 кг). Как это удалось добиться при том же единственном двигателе -не совсем понятно, видимо надежды разработчиков связаны с модернизацией двигателя — GE F136 вместо P&W F135, который, в свою очередь, является модернизацией Pratt & Whitney F119, используемый на F-22. Тяга F119 на форсаже составляла 15,875 тонн (35000 lbf) , F135 даёт уже 19,504 тонны (43000 lbf), но F136 даёт меньше F135 — 18,143 тонны.

Тяговооружённость (отношение тяги двигателя к максимальной взлётной массе) F-35 (0,55) значительно хуже, чем у F-22 (0,83) и уступает Миг-35 и Су-35 (0,74 — 0,75). Тут интересно заметить,что версия F-35 для морской пехоты F-35B, (short-takeoff andvertical-landing-STOVL) разрабатывалась с участием КБ Яковлева и использует технологии, разработанные российскими конструкторами для российского самолёта с вертикальным взлётом и посадкой Як-141. Ввиду очевидных недостатков этот самолёт не был принят на вооружение. Основным из них являлся большой расход топлива при вертикальном взлёте — до 30% всего запаса. В результате радиус действия истребителя сокращается всего до 300 км. «Столь низкий показатель означает, что Як-141 не может защищать корабль, на котором он базируется,поскольку дальность действия крылатых ракет «воздух-корабль»превышала 300 км ещё в начале 60-х годов прошлого века».

Тяга двигателя при вертикальном взлёте должна превышать взлётный вес и потому тяговооружённость Як-141 — 1,52 и это не выливается в скоростные показатели истребителя — 1800 км/ч. Что это значит для палубных вариантов F-35? Для самолёта, у которого тяга и так мала? Требование уровнять тягу двигателя с весом самолёта приводит к снижению как боевой нагрузки, так и запаса топлива -до 50%. У Як-141 тяга двигателей была 24 тонны в сравнении с 18 тоннами F-35.Значит и взлётный вес F-35B не будет превышать этих 18 тонн.

Пустой F-35B весит 15,8 тонн и это значит, что для топлива и вооружений остаётся только 2 тонны!Як-141 имел для этого 4 тонны, 3 тонны для топлива и одна — для вооружений.Радиус действия F-35B не будет превышать радиуса Як-141, у которого были лучше тяговые характеристики, то есть не более 300 км. По сути F-35B должен заходить на посадку сразу после взлёта, никакой защиты кораблю от него не будет.

МиГ — это наш «лёгкий», тактический истребитель, и уже его лётные характеристики значительно лучше F-35. Тяжёлый Су-35 существенно мощнее и виртуальные поединки американских F-35 и российских истребителей в рамках секретных учений Pacific Vision-2008, которые были проведены в августе 2008года на авиабазе ВВС США Хикэм на Гавайских островах, показали очевидным образом преимущества российского самолёта.

Результаты тестов стали известны через австралийское военное ведомство, представители которого присутствовали на учениях. По словам австралийского военного аналитика Денниса Дженсена, самолёты F-35 были «биты как пингвины». После этого Австралия засомневалась в целесообразности закупок F-35 и США стоило больших усилий убедить австралийцев всё же не отказываться от них.

Реальную конкуренцию нашим «устаревшим» Су может составить только»золотой» F-22 с максимальной скоростью в 2.3 Маха (2750 км/ч) и максимальной боевой нагрузкой более 8 тонн. Но и этот супер-истребитель имеет существенный недостаток — радиус действия у F-22 всего 750 км. Видимо именно за счёт запаса топлива повышена боевая нагрузка и тяговооружённость. Поэтому можно предположить, что Су-35 с полупустыми баками догонит F-22. По этой же причине F-22 плохо приспособлен для патрулирования, он не может долго находится в воздухе. Боевую эффективность самолёта из-за его сверхвысокой стоимости производителю приходится сильно завышать — раз уж он дороже старых F-16 в десять раз, то должен быть в тридцать раз эффективнее.

Именно поэтому»относительные потери «Рапторов» в воздушном бою с истребителями семейств Су-27 или МиГ-29 – при условии соразмерного уровня подготовки пилотов– оцениваются аналитиками Lockheed Martin и ВВС США как 1 к 30.» Тут трудно ожидать чего-то иного: хочешь продать — убеди покупателя в выгодности покупки.Даже если приходится при этом запредельно врать преувеличивая значение тех»новшеств», которые имеют новые изделия.

Важнейшим новшеством нового поколения боевых самолётов является их малозаметность. Сейчас это качество новых самолётов звучит более скромно,нежели «невидимость», которой обладал известный предшественник этому поколению — F-117. Однако после потерь нескольких F-117, сбитых ракетами ПВО ещё старых советских систем, этот термин потускнел и приобрёл более реалистичное звучание. По поводу «невидимости» F-35 и сами американцы сомневаются.

А что можно сказать по поводу аргументов защитников программы F-35 о его двух наиболее ценных характеристиках: stealth и передовая авионика? Почему ВВС не говорит, что самолёт stealth вполне поддаётся обнаружению при помощи радиолокатора, это просто вопрос типа РЛС и ракурса, с которого наблюдается самолёт? Спросите об этом пилотов двух «невидимых» F-117, которых сербы успешно атаковали с помощью наводимых по радиолокатору ракет в 1999 году,в период воздушной войны в Косово. Что касается весьма сложной электроники для атаки воздушных целей, то F-35, как и F-22 до него, надеется на успех за счёт гипотетической возможности обнаруживать противника на сверх-большой дальности. Однако в реальной воздушной войне количество дальних ракетных боев намного ниже. Электроника, обеспечивающая действия F-35 в режиме»воздух-земля», обещает чуть больше, чем упрощение управления использованием имеющихся боеприпасов.

Про истребители пятого поколения

В связи с упоминанием «невидимок» F-117 стоит припомнить историю появления этой технологии у американцев. Дело в том, что эта технология»невидимости» была разработана советским учёным П.Я. Уфимцевым ещё в70-х годах. Тогда, американцы делали первые опыты по созданию малозаметных самолётов, так, в 1964 г. совершил первый полет Lockheed SR-71 — их первый опыт в этом направлении. И основной идеей их первых попыток было использование радиопоглощающих покрытий. Однако это позволяло снизить интенсивность отражённого сигнала на проценты, но не в разы.

Читайте также  Истребитель Су-37: загубленный проект

В 1972 году на глаза инженеров Lockheed Martin попал английский перевод книжки П.Я. Уфимцева «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Она указала принципиально новый путь понижения заметности — за счёт изменения формы самолёта. Поскольку в большинстве радарных систем приёмником и передатчиком служит одна и та же антенна (или антенная решётка), то уменьшить видимость самолёта можно, снизив отражение в направлении локатора. Для этого нужно: — убрать плоские в направлении на радар элементы; — убрать перпендикулярные в направлении на радар кромки; — убрать прямые углы, поскольку прямой угол – идеальный отражатель.

Однако честное решение задачи дифракции этим не исчерпывается, и Уфимцев разработал специальную теорию «краевых волн» позволяющую рассчитывать дифракцию радиоволн на сложных объектах. Именно этот инструмент позволил сотрудникам фирмы Lockheed создать истребитель F-117, первый полет которого состоялся в 1981 году.

Однако метод Уфимцева создания «невидимости» нарушал всякую аэродинамику. F-117, который имел максимальную скорость как у пассажирских авиалайнеров- около 990 км/ч, трудно было назвать истребителем. Никакой воздушный бой он бы не выдержал. Его основной задачей стали скрытные рейды в тыл противника с нанесением точечных ударов по «ценным» наземным целям. В Ираке, где средства ПВО были уничтожены обычной авиацией и крылатыми ракетами, он показался полезным. Хотя, по данным МО РФ, во время войны в Персидском заливе один F-117A был сбит иракским ЗРК «Игла».

Самолёт упал в пустыне, в Саудовской Аравии, откуда, по данным еженедельника «Аргументы и факты», некоторые образцы его оборудования и материалов были вынесены на своих плечах офицерами одной из групп спецназа ГРУ Генерального штаба МО РФ. Однако только после Югославии стало известно, что «невидимость» F-117 весьма относительна. Отражение луча радара хоть и меньше в разы, но даже старые советские радары имеют возможность его заметить. После этого открытия стало очевидным, что F-117 совершенно бесполезен и он был немедленно снят с вооружения.

«Министерство обороны США официально признало, что общая стоимость самолётов F-117A с учётом всей программы (64 машины на 1990 год – Г.В.) составила $6,56 млрд., что включает $2 млрд. на разработку, $4,27 млрд.на закупку и $295,4 млн. на оборудование мест базирования и проч. Стоимость одного самолёта по программе составляет $111,2 млн.» И эта программа стоимостью в $6,56 млрд. долларов оказалась тем самым «попилом бабла»,что либеральная оппозиция обычно приписывает нашим государственным проектам.

У метода Уфимцева есть и вполне серьёзный принципиальный изъян — излучение радара всё же не поглощается, а переизлучается в различных направлениях. Поэтому стоит разнести источник радиолокационного сигнала и приёмник отражённого импульса (т.е. использовать бистатическую схему локации) — и»невидимка» становится видимой. Об этом рассказал сам Уфимцев своим американским ученикам в 1990 году, после того, как его пригласили работать в Калифорнийский университет. Наши военные специалисты никогда не считали этот метод достаточно перспективным и потому не секретили работы Уфимцева. Даже позволили тому выехать из страны ещё в советское время.

Нынешнее пятое поколение «невидимок» — это продолжение опыта F-117, но с учётом уже аэродинамики, которой не стали жертвовать в угоду невидимости. Да, формы зализаны, оружие упрятано в корпус, нанесено радиопоглощающее покрытие. Это не эффективно на 100%, но уменьшает ЭРП в несколько раз. Что позволяет сократить дистанцию обнаружения, но не более того. Проекты F-22 и F-35 развивались в виде компромисса между требованием метода Уфимцева и требованиями по аэродинамике самолёта и потому они более видимы, чем F-117 и обладают худшей аэродинамикой,чем обычный F-16.

Нет сомнений, что в России также ведутся подобные разработки, однако в силу их большой секретности конкретные сведения о них практически отсутствуют.

12 января 1999 г. Авиационный научно-промышленный комплекс (АНПК) «МиГ»продемонстрировал на аэродроме в Жуковском самолет под индексом 1.44 -экспериментальный самолёт, созданный в ходе разработки отечественного перспективного многофункционального фронтового истребителя (МФИ) — «проект1.42». Показанному на аэродроме самолёту приписывалось широкое использование технологии «стелс» и достижение значения ЭПР в передней полусфере 0,1 кв.м.Пока на все лады обсуждалось явное отсутствие в самолёте «1.44» признаков каких-либо целенаправленных работ по снижению заметности, в том числе отсутствие РПМ и специальных покрытий, директор Исследовательского центра имени М.В. Келдыша академик РАН Анатолий Коротеев сделал сенсационное заявление.

Суть его заключается в том, что российские учёные разработали новые технологии обеспечения малозаметности летательных аппаратов (ЛА), основанные на иных(нежели у американцев) физических принципах. Вокруг ЛА создаётся специальное плазменное образование, которое, с одной стороны, поглощает энергию электромагнитных волн облучающей РЛС противника, а с другой стороны, заставляет электромагнитные волны огибать облако плазмы. Таким образом происходит резкое снижение уровня отражённого сигнала РЛС, работающих как в непрерывном, так и в импульсном режимах.

Моё резюме: не получаются у амеров истребители. И никогда не получались. Скопировали угнанный из СССР Миг-25 и на его основе создали целое поколение неплохих истребителей. А сейчас тот задел исчерпан, а конструкторская школа в США не готова двигаться дальше.

Сильная сторона амер авиации – бомбардировщики и пассажирские лайнеры. Так сложилось исторически. Для самозащиты за океанами истребители были не нужны. Вот и не уделяли истребителям должного внимания. Сейчас это сказывается.

Ну и бабло в ихнем ВПК пилят немеряно. Так привыкли. И система принятия решений в США способствует. Крадут и пилят в таком количестве, что нашим олигархам и не снилось. Много больше, чем в России. Если не в процентах к бюджету, то уж в абсолютных величинах точно.

Был такой анекдотический пример из 80х. годов. Какой-то сенатор, которому не успели залепить рот зелёным пластырем раскопал смету на новый бомбардировщик. И там были такие перлы: «Деталь индекс ххх хххх хххх хххх ххххх (двадцатизначный номер). Краткая характеристика: выполнена из негорючего ударопрочного пластика. Индекс ххх хххххххх хххх ххххх. Гарантируется сохранность при падении самолёта с высоты не менее 5000 футов. Цена: 21700 долларов».

И что вы думаете из себя представляла эта чудо-деталь, детище передовой американской науки? Ни за что не угадаете: сиденье для унитаза! (Продающееся во всех магазинах за 19,9 доллара.)

Вот так и получаются золотые самолёты.

PS: Кстати: ранее разрекламированный «невидимка» F-117, недавно снят с вооружения как доказавший свою неэффективность. А чего за него держаться? Деньги на него давно освоены и попилены. Пора двигаться вперёд. Ещё что-нибудь такое эдакое предложить конгрессу на предмет финансирования…

/Борис Булочников, continentalist.ru/

84 КОММЕНТАРИИ

  1. Цитата: «В РФ тоже показали самолёт пятого поколения.»
    Нет, в России показали что-то отдаленно напоминающее самолет 5-го поколения :

    У F-22 и F-35 вся обшивка, практически на 100% изготовлена из углепластика.

    В России полностью отсутствуют необходимые мощности для производства компонентов
    для полимерных композитов, например самих полимеров. Так же отсутствуют
    возможности получения высокочистых функциональных наполнителей (в том числе
    ультрадисперсных [нано]), необходимых для радиопоглощающих материалов. В России
    даже углеродные волокна «приличные» не делают, так же как и не делают приличного
    сырья для их производства.

    Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что крылья у ПАК ФА металлические,
    силовые элементы тоже. В России даже для крыльев гражданских самолетов не могут
    сделать полимерный композит, а тут военный стелс. Россия не конкурент США в области
    композитов, ни в одной из возможных областей. Иногда контрабандой из западных стран в
    Россию ввозят углеродные волокна для спец. изделий. Причем марки волокон экспорт
    которых в Россию естественно запрещен.

    Если говорить о реальных РПМ которые могут быть использованы в специальных изделиях,
    то в России отсутствует производство всех без исключения термостойких полимеров,
    которые могли бы быть использованы в качестве матрицы (температурные режимы
    сверхзвука не позволят использовать каучуки, полиэтилен и полипропилен). Причем это
    касается как термопластов так и реактопластов. Из термопластов подошли бы
    полифениленсульфид, полиэфирэфиркетон, полиэфиримид, полифениленоксид. В России
    даже не налажен синтез термостойких эпоксидов, не говоря о современных сшитых
    полимерах, типа того же бисмалеинимида (матрица планера Раптора). А прогресс идет, на
    подходе качественно улучшенные полимеры, с температурой длительной эксплуатации под
    300 градусов.

    Так же отсутствует промышленное производство высокочистых наполнителей, с заданной
    структурой (аморфных металлов например).
    Но наиболее принципиальный вопрос отсутствие производства высокомодульных
    углеродных волокон, без которых невозможно создать композитных планер. На данный
    момент российские углепластики имеют предел прочности меньше 2 ГПа, что не подходит
    даже гражданским самолетам (на западе материалы ПКМ в «гражданских крыльях»
    имеют прочность в 2,3 ГПа). РПМ включается в силовую структуру планера на стадии
    проектирования. И без полноценного композитного планера полноценного стелса не
    получить. А такой планер в России не могут создать.

    • так отсутсвуют, потомучто вся политика правительства направлена на уничтожение предприятий и уничтожение россии с 1991г ибо враги у власти.
      Ну а насчет самолетов. Что машины, что самолеты у нас попрежнему лучшие. Просто кто у власти их не хотят создавать, им же поотрывают сразу головы вместе с их подружками( странами анти-российскими. Посмотрел фоты и характеристики самолетов, посмеялся.Что та сторона, что вутинская воровская, показывает рук дел наших дедов, глупые маленькие напыщенные дети. В своё время это было что-то, но сейчас это смех в песочнице. Вот послушайте характеристики моего самолета. Грузоподьемность миллион тонн, ускорение такое, что если нажать на полную на газ, все живие существа просто умрут от перегрузки. И это не максимальные параметры, которые позволяют сделать нынешние технологии. Вот только бы кто сделал, ведь у нас даже хлеб испечь вырастить не могут, что говорить о таких вещах. Не могут потомучто, не боряться с врагами, ведутся на их подачки, как в песни маваши, подачки черного дракона, или хз как там слова, смысл примерно таков. Для вас написал, чтоб веру вы не потеряли а Родину в Русь и знали правду кто лучший а кто лох педаьный и огребеться через 3 секунды так , что куски мяса разлетяться поразным сторонам вселенной. А те кто не лохи и у кого руки не из опы растут звониет 89105928868 Игорь сделаем о чем говорю и сделаем ещё очень много вещей. На все про всё уйдет не больше 20копеек. Может это вам покажеться фантастикой, но и самолет ведь вам кажется фантастикой с грузоподьёмностью в милион тонн не правда ? Вы поймите я не дурак писать и делать такие предложения на всяких зачмыренных сайтах, но по другому до вас не достучаться, это сродни как писать на заборе одно и тоже. Если кто и дурак так только вы, копающиеся в мелочах и обсуждающие мусор. Русских просто не осталось и мне хотябы одного найти было бы за счастье. Если ты русский или брат русского, и у тебя есть желание отстоять свою родину, элементарно потомутчо ты её любишь и ты здесь родился и всякой крысе не дашь проползти и есть желание действовать и не болтаьь, заниматься писаниной спором на убогих чатах с полудурками, и считаешь что реально можешь помочь, а ведь много не надо как я и написал звони дв сдеаем то что должны и не посрамим дедов своих, покажем что не зря труды их и нас не зря воспитывали, годны мы ещё и на многое годны.

    • я конечно не эксперт в авиации, но если сами амеры признают, что раптор не осилит даже су-35 в бою….
      Вообще америка страна иллюзий:
      ядерный потенциал мощнее Российского -иллюзия,самолёты самые лучшие в мире — иллюзия, лучшая в мире армия -иллюзия, сплошь и рядом одни иллюзии для выкачивания денег из налогоплательщиков

  2. То есть T-50 будет в значительной степени металлическим. Причем харктеристики
    российских композитов значительно уступают таковым в США (в том числе по
    радиопоглащению).

    Поэтому ЭПР F-22 0.0001 м2, а ЭПР T-50 0.5 м2.
    Источник ЭПР F-22:
    http://www.globalsecurity.org/military/systems/aircraft/f-35-design.htm
    http://www.f-16.net/f-22-news-article3275.html
    http://www.aviationnewsreleases.com/2009/02/f-22-raptor-to-make-paris-air-show.html
    Источник ЭПР T-50:

    http://www.inosmi.ru/army/20100313/158588233.html

    Также на T-50 нет S-образных воздухозаборников, а лопатки компрессора дают значительный
    вклад во фронтальную ЭПР.

    фото лопаток компрессора: http://militaryrussia.ru/i/284/254/N0ReA.jpg

    Добавим к этому совершенное БРЭО раптора:

    Способность радара работать в режиме Низкой Вероятности Перехвата (LPI) делает
    бесполезными обычные системы СПО/РТР. Радар AN/APG-77 способен осуществлять
    активный радарный поиск самолета-истребителя, оборудованного аппаратурой СПО/РТР
    таким образом, чтобы цель не знала, что она облучается. В отличие от обычных радаров,
    которые излучают мощные импульсы энергии в узком диапазоне частот, AN/APG-77 излучает
    низкоэнергетические импульсы в широком диапазоне частот, используя технику, названную
    широкополосной передачей. Когда многократные эхо-сигналы возвращаются, процессор
    обработки сигналов РЛС объединяет эти сигналы. Количество энергии, отраженной назад к
    цели — на том же самом уровне, как и у обычного радара, но так как каждый импульс LPI
    имеет значительно меньшее количество энергии и различную структуру сигналов, цели будет
    трудно обнаружить F-22.

    На F-22 есть станция радиотехнической разведки ALR-94, которая позволяет, если у
    противника включена БРЛА, пускать по нему ракеты включая свою БРЛС очень
    кратковременно, или даже вообще не включая её на излучение.

    И сразу станет ясно, что шансов у T-50 против F-22 мало.

    • Почитал и чуть под стол от смеха не выпал!)По производству композитов мы отстаём в гражданской отрасли но никак не в военной.И Т-50 пока не вышел в серию и доподлинно знать из что и в каком количестве там используется нельзя.И стоит к этом добавить чрезвычайно высокую аварийность раптора то ваше последнее заключение кажется смешным!А вот моё заключение по поводу вашей аналитики «Очередной хохлосрач»)

      • Сам то понял, — что написал :)? Если даже производство композитов для гражданских самолетов не освоено … о чем дальше беседовать то? Да не партесь — настругаете деревянных аэропланов с ЁПТ — 0,0000001м2 вместо ЭПР и ни один радар не догадается что это может летать 😉

        • Больное Мнение — всегда все лучшее было в оборонке, при чем тут «..гражданские самолеты с композитами «? Так что на счет настругать — это к твоему папе, это тебя он настругал, бУратино 🙂

    • вся поверхность т50 покрыта пластиком, плюс краска магнитная , плазма в воздухозаборниках

        • скоро пульсирующий движок поставят , весь планер будет покрывать плазма в момент приближения ракеты противника, так что т50 будет щелкать рапторы как орехи ))

  3. Как показала многовековая практика — мозгов у наших кострукторов хватает — у чиновников — только спинной…

  4. Отличная статья. Ещё немного, достаточно просто ничего не делать, и США (да и весь Запад) полностью разоружатся перед Россией, затратив на это кучу собственніх денег. Путину можно сокращать военный бюджет и наконец-то строить больницы, школы, дороги. Ну, или ещё одну Олимпиаду провести. 😉

  5. сборище тупорылых
    ни когда в совдепии не было высокотехнологических материалов начиная с подшипнтков, кончая компьютерами с воздуха и из сырости ни чего не появляется нет базы технологической, производим говно сказки про секретные подземные завода расказывайте бабушкам и проституткам на ноч, что бы дали

    • Уровень грамотности подтверждает уровень знаний… Вася,чтоб ты был в курсе: в СССР был уникальный, единственный в мире завод по производству микроподшипников для космической отрасли и подводного кораблестроения. Такого не было даже в «продвинутых» США, у них была только лаборатория для подобных целей. Так что не надо ля-ля про «совдепию». Если не знаешь, то и не стоит брызгать слюной…

  6. Как меня задрал офисный планктон который ни рожна не понимает в сути вопроса, но понтов…. Минимум академики. Комментаторы так их растак. Пересмотрят дискавери и думают что всё знают.
    Первое: такие проекты как Т-50 для того и затеваются чтобы создать под них производство, что и происходит. На «Авиастаре» делают крупногабаритные панели из композитов, «Алабуга-волокно» производит углеродное волокно. Эти предприятия появились в последние пять лет. Эти предприятия построены под такие проекты.
    Второе: наши радары, станции РЭБ и прочая военная электроника не хуже буржуйской. Элементарная база не очень, но архитектура и алгоритмы лучшие. Так-что раптор отгребёт от т-50.

  7. покеда, при боевлм пртмнении совдеповские самолетики побед не имеют
    те же самые евреи, как хотят так и летают, кого хотят того и бомбят
    а совдеповские РЛС и ЗРК ни ухо ни рыло

    • Вася! Я думаю,что у тебя множество проблем. Самая главная беда — у тебя очень плохое образование. Ты школу хоть закончил?

  8. А первые модели F-22 году так 87-89м назывались Лайтнинг или Лаитинг,а потом он стал Раптором.(С чего это вдруг?)

  9. Кстати — радиолампа способна работать при температуре 400 градусов и выше. А на Васю не стоит обращать внимание, он же Вася.

  10. Да сырой этот Т50 — то горит, то не взлетит. Заявленные характеристики не соответствуют реальным, оттого индусы уже свалили из этого проекта. Пока (если) россияне запустят это 5е поколение у пиндосов уже будет 6-е. Как говорится пиз.. не мешки ворочать. А в статьях всякую херню писать можно — результат от этого не изменится! После Союза нормальных мозгов в стране почти нет. Кто мог — тот уехал зарубеж работать, а кто не смог — тот там нах не нужен. Вот такие «кулибины» и ваяют теперь наш ВПК (((

      • Бизнес как-бы свой имеется. А это что — теперь обязательно для изложения своих мыслей на данном ресурсе?

        • Да нет, не обязательно. Только вы не ту статью комментируете. Она про самолёты, а не про то кто где и когда спи…дел и кто куда свалил.

      • индусы хотят на шару технологии наши поиметь, да кто ж им в мире их даст , вот и дергаются то к францам то к амерам

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя