Поводы и предлоги для военных операций

На протяжении всей своей истории Пентагон «излучает» неприкрытую агрессию по отношению к остальному миру. В наше время военные операции вооруженных сил стран Запада проводятся под благовидными предлогами установления мира и принуждения к миру, борьбы с терроризмом и с распространением ОМУ, восстановления законности и предотвращения геноцида и т.п.

В «старое доброе время» все было значительно проще и откровеннее: западные «демократии» не стеснялись прямо называть цель проводимых ими военных операций. Вот, например, решение Верховного Совета Антанты от 28 ноября 1917 года об интервенции в Россию: «Союзники примут меры, чтобы установить для защиты своих интересов… действительный контроль над развитием русской внешней политики. В осуществлении этого контроля главную роль будут играть США и Япония, заключившие между собой специальное соглашение».

И уже через несколько месяцев началась военная интервенция 14 государств против нашей страны. Американцы в мае 1918 года высадили десант в Мурманске, а в августе–сентябре – экспедиционный корпус во Владивостоке. Снабжая оружием всех, кто боролся против нашей страны, янки надеялись, что их корпус доберется до европейской части России. Но и применение химического оружия не спасло интервентов от краха авантюры. Казалось, преподанный Россией урок был усвоен в США, в Англии, Франции и Японии.

Поводы и предлоги для военных операцийБлагодаря высокой мобильности и огромному боевому потенциалу авианосные ударные группы и соединения остаются главным средством силовой компоненты внешней политики Вашингтона

Однако не успела закончиться Вторая мировая война, как США тут же приступают к планированию военных операций против СССР. В 1949 году Комитет начальников штабов ВС США разработал план войны против СССР (Dropshot), предусматривавший разгром ВС главного противника после нескольких лет ведения военных действий с последующей оккупацией и расчленением СССР в интересах достижения мировой гегемонии Соединенных Штатов.

После победоносного завершения войны Пентагон намечал разделение территории бывшего СССР на несколько зон оккупации с более чем двумя десятками районов. В каждой зоне планировалось сформировать по одному авиационному соединению с 7–8 авиагруппами (авиакрыльями) в каждом. На просторах от Прибалтики до Дальнего Востока намечалось размещение 26 оккупационных дивизий (двух в Москве, по одной в других крупных городах, таких как Севастополь, Одесса, Новороссийск, Мурманск, Владивосток). В Черном море и на Балтике должны были выполнять полицейские функции по одной авианосной ударной группе (АУГ). В наше время этот запланированный конечный этап войны назвали бы «крупномасштабной операцией по стабилизации».

Руководство к действиям

В 1992 году Пентагон разработал проект руководящих указаний по оборонному планированию на 1994–1999 годы, в котором подчеркивалось: «США должны демонстрировать руководство, необходимое для установления и защиты нового мирового порядка, позволяющего убедить потенциальных соперников в том, что они не должны стремиться играть более активную роль или занять более агрессивную позицию для защиты своих законных интересов».

Вот пример из разработанных в подтверждение этого документа «иллюстративных» сценариев возможных конфликтов. Пришедшее к власти «экспансионистское авторитарное правительство» РФ (это формулировка авторов указаний) при поддержке Белоруссии потребовало от Литвы, Латвии и Эстонии предоставления русским автономии. Через 6–8 месяцев возрастания напряженности 18 российских и 4 белорусские дивизии наносят удар вдоль польско-литовской границы.

В течение 30 суток ОВС НАТО развертывают в прилегающих районах, в Польше и на Балтийском море 18 дивизий сухопутных войск (СВ), в том числе 7 армейских дивизий и 1 экспедиционную дивизию морской пехоты США, 6 американских АУГ, 66 эскадрилий тактической авиации, из них 45 американских, и обеспечивают поддержку операции четырьмя американскими эскадрильями тяжелых бомбардировщиков. После 90 суток военных действий силы США/НАТО, по мнению составителей указаний, празднуют победу.

На бумаге все планы казались выполнимыми, на практике, особенно в Корее и во Вьетнаме, все вышло иначе. Но прошлое постепенно забывается, и «вьетнамский синдром» перестал действовать с 80-х годов, когда США медленно, но верно стали возвращаться к военным акциям, а затем и к все более крупным военным операциям все дальше от континентальной части страны.

В 1983 году была покорена Гренада, в 1986 году предпринята попытка уничтожения лидера Ливии, в 1989 году «восстановлен порядок» в Панаме, в 1991 году одержана победа над Ираком, в 1994-м готовилось вооруженное вторжение на Гаити, в 1999-м от Сербии отторгнуто Косово, в 2001-м свергнута власть талибов в Афганистане, в 2003-м свергнут режим партии БААС в Ираке, в 2011 году завершено отрешение от власти М. Каддафи в Ливии, а на 2013 год планировалось свержение руководства Сирии…

По крайней мере часть этих действий осуществлялась по шкале постепенного нарастания напряженности противостояния с использованием средств информационной борьбы, приемов экономического давления, с введением морского карантина, с ограниченным применением оружия для демонстрации решимости применить в дальнейшем военную силу в полном объеме. В последней декаде минувшего века начато регулярное установление запретных для враждебной страны полетных зон, пока ограниченное использование различных видов нелетального оружия, средств и способов киберборьбы, а в этом веке США приступили ко все возрастающему применению разведывательно-ударных БЛА и сил специальных операций.

По принципу объединенности

В последние 25–30 лет довольно четко проявилось разделение военных операций США и стран НАТО на два полярных вида.

К первому виду относятся операции объединенных командований (ОК) или объединенных оперативных формирований (ООФ) с участием компонентов от всех видов ВС, включая наземные силы (сухопутные войска и морскую пехоту), проводимые в наземном, воздушном и морском пространствах противостоящего государства. При этом общая численность ОК/ООФ достигает нескольких сот тысяч человек, а группировка авиации доводится до 2–4 тыс. летательных аппаратов (ЛА). Это, так сказать, классические военные операции. Такие операции провели США со своими союзниками против Ирака (в 1991 и 2003 годах).

Ко второму виду относятся операции ОК/ООФ, в которых боевые действия в наземном, воздушном и морском пространстве противостоящего государства ведут только силы и средства воздушного нападения (береговая и палубная авиация, ракетное оружие). Это, если прибегнуть к современной терминологии, «объединенные воздушно-морские сражения». Общая численность ООФ или привлекаемых к такой операции сил ОК не превышает 100 тыс. человек, а группировку авиации, усиленную стратегической авиацией США, представляют 250–1000 ЛА.

Примером являются военные операции США/НАТО против Югославии в 1999 году и в Ливии в 2011 году, когда победа была достигнута без участия наземных сил союзников. Для нанесения поражения Югославии потребовалось 37 500 вылетов авиации (из них 37% на удар) для накрытия более 4000 целей с использованием за 78 суток 23 600 авиабомб, авиационных и корабельных ракет.

Для свержения режима Каддафи пришлось за 227 суток выполнить свыше 28 тыс. вылетов авиации (из них около 37% на удар) и уничтожить более 5900 целей. Опыт военной операции против Югославии в какой-то степени подтвердил идеи итальянского генерала Дуэ, показав, что цели современной войны против небольших стран могут быть достигнуты союзниками с применением только сил и средств воздушного нападения.

Особенности подготовки

Мероприятия по подготовке военной операции достаточно сложны и объемны. В американских ВС они подразделяются на несколько этапов. Сначала осуществляется разработка курса действий (course of action). В соответствии с указаниями гражданского военно-политического руководства (ВПР) страны председатель Комитета начальников штабов (КНШ) отдавал предварительное распоряжение (warning order), в котором он определял цель и задачи военной операции, предполагаемое время начала боевых действий (D-Day) и их продолжительность, правила применения военных сил (rules of engagement), предполагаемое время начала мобилизации (M-Day), время начала перебросок войск/сил, военной техники и других материальных средств из США в назначенные районы (C-Day), организацию управления, степень боевой готовности сил (DEFCON), уровень готовности выделенных к переброске сил и средств их переброски, выделяемые войска/силы для проведения военной операции объединенным командованием (ОК), а также используемые порты и право использования воздушного пространства для перебросок войск/сил.

В этом же распоряжении председатель КНШ требовал от командующего ОК разработать курс действий и представить свою оценку обстановки и расчеты по развертыванию сил. Одновременно с разработкой вариантов действий командующий ОК отрабатывал предварительный план операции, уточнял чрезвычайные планы, определял необходимые модули сил. На этапе выбора курса действий председатель КНШ отдавал приказ на начало планирования (planning order) по избранному курсу действий до принятия окончательного решения ВПР страны. В это время переброски войск/сил могли быть начаты только с разрешения министра обороны.

Читайте также  Россия и Договор СНВ-III

На этапе планирования военной операции председатель КНШ, действуя на основе уже утвержденного ВПР курса действий и замысла операции, отдавал приказ (alert order) на повышение готовности выделяемых сил и проведение детализированного планирования военной операции. Командующий ОК с учетом уже имевшихся у него и реально выделявшихся ему войск/сил осуществлял детализированное планирование и представлял в КНШ приказ (OPORD) на проведение военной операции.

Далее наступал период выполнения военной операции. В соответствии с директивой президента министр обороны и председатель КНШ подписывали приказ на выполнение операции (execute order), утверждая план командующего ОК и назначая точное время начала выполнения плана военной операции (D-Day, H-hour). Войска/силы ОК в назначенное время приступали к выполнению приказа командующего.

В далекие 80-е годы фигурировал такой сценарий подготовки США к всеобщей войне на фоне резкого и быстрого обострения напряженности обстановки в мире.

За 15–17 суток до начала всеобщей войны США приступали к стратегическому развертыванию своих ВС. С объявлением для всех ВС боевой готовности № 2 (DEFCON 2) и полной мобилизации в стране (M-Day) осуществлялся перевод ВС с мирного на военное положение. С объявлением для ВС дня «Ц» (C-Day) начиналось проведение стратегических перегруппировок войск/сил из США в передовые районы Европы и Азии, одновременно выполнялось оперативное развертывание войск/сил США на будущих театрах войны и на театрах военных действий (ТВД).

Как это ни парадоксально, но на реальное развертывание войск/сил США для проведения крупномасштабной военной операции на удаленном ТВД требовалось больше времени, чем на теоретическое (по сценарию) стратегическое развертывание ВС страны для ведения всеобщей войны.

Отработка сценариев

Как схема подготовки военной операции действует на учениях и на практике? На одной из командно-штабных игр в конце прошлого века отрабатывался такой сценарий событий в зоне Тихого океана. За три месяца до начала боевых действий ВС США получают стратегическое предупреждение (strategic warning) от ВПР о неизбежном их задействовании. Спустя некоторое время имеет место агрессия. СБ ООН предъявляет стране-агрессору требование вывести свои войска в срок до 50 суток.

На этапе передислокации войск/сил в район боевого предназначения и обеспечения этого района ВС США создают ООФ, состоящее из компонентов всех видов ВС. За десять суток до истечения срока ультиматума СБ ООН командующий ООФ устанавливает в районе агрессии исключительную воздушную зону (запретную для полетов авиации агрессора) и вводит исключительную морскую зону (запретную для входа и выхода кораблей и судов агрессора и его союзников).

При отработке на командно-штабных учениях менее масштабных действий, например, операции по «эвакуации некомбатантов», приказ на подготовку (alert order) мог быть отдан за шесть суток до ее начала, на передислокацию войск/сил и оперативное развертывание в течение трех суток – за пять суток и на исполнение – за сутки до начала операции.

При подготовке войны против Ирака (операция проведена в январе–феврале 1991 года) приказ на усиление группировки Объединенного центрального командования (ОЦК) компонентами видов ВС США был отдан за 164 суток до начала военных действий, а приказ на двойное усиление группировки ОЦК с утверждением замысла операции и назначением предварительной даты начала войны отдан за 79 суток.

Решение относительно окончательной даты и времени начала выполнения военной операции принято за 11 дней до избранной даты, а приказ на выполнение военной операции с 03.00 17 января 1991 года (по местному времени) был подписан министром обороны и председателем КНШ за 26–27 часов до ее начала. Примечательно, что резолюция СБ ООН на использование после 15 января для прекращения оккупации Кувейта всех необходимых средств была принята за 49 суток до начала операции, то есть спустя один месяц после принятия решения в США.

Поводы и предлоги для военных операцийВ ходе операции «Буря в пустыне» основной вклад в уничтожение бронетехники иракской армии внесла авиация

К разработке плана следующей крупномасштабной военной операции против Ирака в США приступили за 14 месяцев до ее начала. Информационная подготовка стартовала более чем за полгода, когда президент США призвал ГА ООН лишить Ирак оружия массового уничтожения. За 86 суток до начала военной операции министр обороны отдал приказ на последовательное усиление всех компонентов ОЦК. Когда переброски и оперативное развертывание сил США и союзников на Ближнем Востоке практически были завершены, президент США потребовал от руководителя Ирака покинуть страну в течение двух суток. Через два дня после предъявления ультиматума, 20 марта 2003 года, ВС США и их союзников официально начали военную операцию против Ирака.

Иногда подготовка операции осуществляется в весьма сжатые сроки. Так, например, решение на проведение военной операции против Афганистана в 2001 году было принято за 20 суток до ее начала, приказ на усиление группировки ОЦК отдан за 18 суток, а окончательное решение на проведение операции объявлено за 5 суток до ее начала.

По единым стандартам

Подготовка военной операции ОВС НАТО ранее в общих чертах соответствовала американскому стандарту с той разницей, что приходилось согласовывать состав привлекавшихся к ней сил и средств стран-участниц и действовать в условиях единогласия на высшем уровне. Руководящие органы блока (Совет НАТО и Военный комитет НАТО) определяли цели, масштаб и замысел операции и издавали соответствующие директивы. Общее планирование операции осуществлял верховный главнокомандующий (ВГК) ОВС НАТО, детализированное – командующий ОК или ООФ.

После получения директивы на задействование сил (force activation directive) ВГК предупреждал командование национальных ВС о предстоящем задействовании сил (activation warning) и одновременно сообщал предварительный перечень потребных ему сил и возможностей. Затем он направлял командованию национальных ВС запрос на выделение для НАТО необходимых конкретных сил и подготовку их к передислокации (activation request), завершал разработку детального плана передислокации и представлял руководящим органам блока план операции ОК/ООФ. Примечательно, что часть выделяемых сил могла начать передислокацию после получения предупреждения или запроса ВГК.

Руководящие органы блока после утверждения плана операции и правил применения военной силы направляли ВГК директиву на исполнение плана (execution directive). ВГК отдавал приказ на задействование сил (activation order) с объявлением состава сил, даты вступления в действие плана передислокации, порядка передачи сил из национального подчинения под оперативное управление НАТО.

После этого уже все выделенные силы приступали к передислокации в назначенные районы сосредоточения, где поступали в подчинение командующему ОК/ООФ НАТО и под его управлением осуществляли оперативное развертывание. В дальнейшем ВГК доводил до ОК/ООФ правила применения военной силы (ROE implementation) и объявлял время начала боевых действий (execution date). В свою очередь, командующий ОК/ООФ отдавал приказ на выполнение плана операции.

Порядок организации и проведения крупномасштабной военной операции НАТО периодически отрабатывался на командно-штабных учениях и на других мероприятиях оперативной подготовки НАТО. В качестве примера приведем краткое содержание условных действий блока в конце прошлого века на одном из учебных мероприятий по сценарию «кризис на полуострове».

СБ ООН предъявляет агрессору ультиматум с требованием вывести войска с оккупированной им территории в срок до 60 суток. Под эгидой НАТО создается многонациональное экспедиционное ООФ в составе до 8 дивизий СВ, более 20 эскадрилий ВВС, 2 авианосных ударных и 2 авианосных противолодочных групп, 1 амфибийно-десантного соединения, 4 групп ПЛ, а костяком ООФ становится контингент НАТО численностью в 200 тыс. человек. Первый этап подготовки операции, включая цикл планирования (с завершением разработки и рассылки проекта плана операции) и перевод выделенных сил в трехсуточную готовность к началу передислокации, занимает около 24 суток. Этап развертывания и устрашения (на нем предусматривалась отработка установления эмбарго для противника и защита своих морских коммуникаций) длится около 36 суток.

Читайте также  В 2015 году ПРО США сможет блокировать удар России

Почему на учебных мероприятиях ОВС НАТО считалось, что СБ ООН дает агрессору 60 суток на вывод его войск/сил с захваченной территории? Это объясняется возможностями НАТО по времени для приведения выделяемых сил в готовность и для переброски их на соответствующий театр военных действий. Например, имелись силы первоочередного развертывания НАТО (NATO response force) численностью в 25 тыс. человек. Половина этих сил приводилась в готовность к переброске за 2–30 суток, а другая – за 10–60 суток. В сухопутных войсках евро-азиатских стран НАТО предусмотрено иметь девять армейских корпусов быстрого развертывания с номинальной численностью личного состава в каждом до 100 тыс. человек (срок формирования корпуса – 60–90 суток).

Сроки приведения в готовность и переброски в удаленные районы выделяемых в ООФ НАТО компонентов ВМС и особенно ВВС значительно меньше, чем у СВ, что в целом, видимо, и определяет для ООФ НАТО способность приступить к осуществлению военной операции через 60 суток после получения мандата СБ ООН или Совета НАТО. Это же верно и в отношении американцев. Например, в 1990 году через неделю после захвата Ираком Кувейта в зоне ОЦК были две, а спустя три недели – уже четыре АУГ ВМС США. К исходу седьмого дня кризисной обстановки группировка ВВС США была усилена первым авиакрылом тактической авиации и в дальнейшем продолжала наращиваться.

Через 18 суток после агрессии Ирака в зоне ОЦК уже была в полной боевой готовности 7-я экспедиционная бригада морской пехоты (переброшенный по воздуху из США ее личный состав в количестве 18 тыс. человек получил с судов заблаговременно складированную военную технику), а спустя 52 суток с начала агрессии полностью боеготовой стала и 24-я пехотная дивизия СВ (личный состав в количестве 17 400 человек доставлен из США по воздуху, военная техника и другие материальные средства переброшены транспортными судами).

В 2003 году на переброску из США в зону ОЦК (личный состав – воздухом, техника – морем) потребовалось с момента объявления приказа 35 суток для 82-й воздушно-десантной дивизии, 37 суток для 101-й воздушно-штурмовой дивизии, более 70 суток для 4-й пехотной дивизии США и более 75 суток для переброски из ФРГ 1-й бронетанковой дивизии Великобритании. 3-ю пехотную дивизию США, личный состав которой после переброски по воздуху принимал военную технику, складированную в Кувейте, Катаре и на судах, развернули за 35 суток.

Несомненно, что сроки подготовки операций и состав привлекаемых для их проведения сил в реальности и на учебных мероприятиях меняются в зависимости от реально складывающейся или задаваемой учебной обстановки. Например, различны как сроки подготовки военной операции США/НАТО против Югославии в 1998–1999 годах и против Ливии в 2011 году, так и состав привлекавшихся сил в операциях США и их союзников против Ирака в 1991 и 2003 годах.

Всестороннее обеспечение и переброска сил

При подготовке военной операции страны Запада тщательно планируют не только боевое, тыловое, техническое и специальное обеспечение. Все большее значение приобретает способность осуществлять наступательные информационные операции (психологическую борьбу, РЭБ, дезинформацию, действия в компьютерных сетях) для создания хаоса в противостоящей стране и в ее ВС. Осуществляется настройка общественного мнения стран Запада на борьбу «сил добра против сил зла» и подстрекательство населения «плохого» противостоящего государства к антиправительственным выступлениям и формированию в этом государстве «пятой колонны».

Силы и средства РЭБ готовятся к ослеплению и оглушению противника электронными и огневыми средствами – подавлению или уничтожению РЛС, узлов связи, радио- и телевизионных центров и других подобных объектов. Готовится внедрение в связные, радиовещательные и телевизионные каналы противника своих средств для передачи дезинформации.

Планируется ввести в действие более двух десятков отрядов национальной и боевой кибернетической поддержки, которые еще до начала военной операции призваны продемонстрировать противнику угрозу последствий в случае эскалации им напряженности, а в ходе операции – нейтрализовать работу объектов сетевой инфраструктуры, использование заложенной в компьютерах информации, функционирование органов управления ВПР и органов управления войсками/силами и оружием противника.

Намечается еще до начала боевых действий заброска на территорию противника более 600 разведывательно-диверсионных отрядов, призванных с началом операции нейтрализовать значимые военные и гражданские объекты.

Если раньше в основе подготовки операции лежало тыловое обеспечение, то теперь многое строится на трех китах – тыловом, разведывательном и связном обеспечении. Два примера.

В 1990–1991 годах против Ирака союзники сосредоточили в зоне ОЦК до 750 тыс. военнослужащих со штатной техникой и запасами расходных материальных средств на 45–60 суток ведения боевых действий. За время подготовки и проведения операции более 400 американских больших военных и гражданских транспортных самолетов перебросили в зону ОЦК свыше 500 тыс. человек и полмиллиона тонн грузов, а 300 военных и зафрахтованных американцами судов доставили около 3 млн. тонн сухих грузов (и это без учета доставленных в зону ОЦК на танкерах всех видов горючего). Так было организовано транспортное обеспечение, переброски личного состава, подвоз и накопление материальных средств.

В 2003 году в зоне ОЦК для обеспечения проведения аналогичной операции против Ирака союзниками было сосредоточено 118 разведывательных пилотируемых и беспилотных ЛА и 46 самолетов ДРЛОиУ. При этом для ведения разведки, поддержания связи, осуществления навигационного и других видов обеспечения использовались 50 космических аппаратов. Это пример подготовки боевого, технического и специального обеспечения.

Планирование организации перебросок личного состава и военной техники ведется в соответствии с курсом действий, определяющим порядок и последовательность ввода в сражение компонентов видов ВС, родов войск/сил видов ВС. Например, в 2003 году в течение 48 часов против Ирака были задействованы сначала силы специальных операций, на следующие сутки начали наступление сухопутные войска и морская пехота, еще через сутки к проведению воздушного наступления подключились ВВС и ВМС союзников.

В 1991 году наземные силы коалиции участвовали в полуторамесячной операции против Ирака лишь в ее последние четверо суток, завершая усилия ВВС и ВМС союзников. Отсюда в 90-е годы получила популярность идея «формирования боевого пространства» – создание в течение полутора или нескольких недель благоприятной обстановки для предстоящего проведения решающего наступления наземных сил.

Этап формирования боевого пространства включал завоевание господства на море и превосходства в воздухе, проведение морской десантной операции, ведение ограниченных боевых действий на суше наземными силами, оказание непосредственной авиационной поддержки морской пехоте и сухопутным войскам, изоляцию районов боевых действий, уничтожение ОМУ, ракетного оружия, выполнение блокадных действий и наступательных минных постановок. В наши дни идея формирования боевого пространства получила развитие концепцией совместного оперативного доступа.

Очевидно, что революция в военном деле повлияла на подготовку военной операции, повысив степень осведомленности по обстановке, сократив сроки принятия решения на проведение операции и длительность процесса планирования операции с проведением многочисленных расчетов. Но этот выигрыш во времени пока не сопровождается резким ускорением сроков перевода войск/сил в готовность и сроков их перемещения в пространстве.

Отсутствие такого резкого ускорения у стран Запада определяет реально существующие сроки переброски в удаленные районы предназначения крупных контингентов войск/сил и соответствующих материальных средств и необходимость для США иметь близ потенциальных очагов напряженности как заблаговременно развернутый наряд войск/сил, так и заблаговременно заскладированный запас материальных средств на суше и на судах в море для перебрасываемых авиацией военных контингентов.

При подготовке региональных военных операций столь же очевидна важность скорейшего сосредоточения в удаленных районах предназначения сил и средств воздушного нападения и сил специальных операций США/НАТО. Фактором стратегического и регионального сдерживания устрашением на этапе приготовления крупномасштабной военной операции становится угроза и искусство осуществления тех наступательных киберопераций демонстративного и предупредительного характера, которые не требуют сколько-нибудь длительного времени на подготовку.

/Маркелл Бойцов, nvo.ng.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя