Пятая республика располагает оружием, которое является залогом ее независимости в принятии важнейших стратегических и внешнеполитических решений. Франция является членом НАТО, но в отличие от соседней Великобритании ее ядерные силы не включены в состав Североатлантического альянса.
Как ожидается, Париж в долгосрочной перспективе по-прежнему будет проводить политику сохранения независимости своего ядерного арсенала, не разделяя ни с кем контроль над ним, то есть по рецептам Шарля де Голля. В этой связи представляется интересным проследить историю создания и формирования стратегического арсенала Франции, оценить его состояние и перспективы развития.
Ядерная программа Франции стартовала в октябре 1945 года, когда был создан комиссариат по атомной энергии (Commissariat l’Energie Atomique). Его возглавил нобелевский лауреат Фредерик Жолио-Кюри. Создав еще в 30-е годы зрелую научную школу и неплохую техническую базу, Франция была способна относительно быстро возобновить работы по атомной энергии.
15 декабря 1948 года заработал первый французский тяжеловодный реактор, а к началу 1954-го – второй. Но до середины 50-х военно-политическое руководство страны не помышляло о создании собственного ядерного оружия и полностью полагалось на США. Скажем, в июле 1952 года Национальное собрание приняло первый пятилетний план развития атомной индустрии, который имел подчеркнуто мирный характер, хотя и предполагал строительство предприятия по промышленному производству плутония.
В 1987 году началась модернизация ранее построенных ПЛАРБ с оснащением их усовершенствованной БРПЛ М-4В (ее дальность возросла до 5 тыс. км). Процесс завершился в 1993-м, когда четыре корабля типа «Редутабль» вернулись к боевому патрулированию. Только головная субмарина была выведена из состава сил постоянной готовности, списана и переведена в музейную экспозицию.
С принятием на вооружение в 1984 году новейшего сверхзвукового истребителя-бомбардировщика «Мираж 2000» (боевой радиус – до 1480 км) началась его сертификация для выполнения ядерных задач, модернизация до уровня «2000N». Первые комплекты ASMP для них были поставлены в июле 1988-го, а для палубных «Супер Этандар» – в июне 1989-го.
Наземный компонент французских СЯС развивался за счет одноступенчатой твердотопливной оперативно-тактической ракеты (ОТР) «Адес» с дальностью стрельбы до 480 км. Ее разработка началась в 1984-м, полигонные испытания комплекса на колесном шасси – в 1988-м.
Военные программы привели к качественному скачку возможностей национальных СЯС, получивших новые БРПЛ на подлодках и самолеты с управляемыми крылатыми ракетами класса «воздух-поверхность». Особенно существенно увеличились боевые возможности морского компонента – дальность стрельбы возросла в 1,5 раза, круговое вероятное отклонение (КВО) снизилось в два раза (у М-20 было 1000 метров, у М-4А и М-4В – 450–500), плюс оснащение РГЧ ИН.
В 1998 году ВВC получили новый истребитель-бомбардировщик «Рафаль» наземного базирования в двух модификациях – двухместный «В» и одноместный «С». Боевой радиус действия в варианте перехватчика – 1,8 тысячи километров, а ударного – 1,1 тысячи. Два года спустя ВМС приняли палубный истребитель-бомбардировщик «Рафаль-М» в одноместной модификации. Часть парка этих типов в дальнейшем была сертифицирована для выполнения ядерных задач. В конце 90-х открылась ОКР по глубокой модернизации ракеты ASMP, а завершиться она должна в следующем десятилетии.
Тогда же правительство решило ограничиться строительством четырех новых ПЛАРБ вместо планировавшихся шести. Снизились темпы: головная подлодка «Триумфан» была заложена в июне 1989-го, а вторая («Темерер») – только в декабре 1993-го. «Триумфан» вошла в боевой состав ВМС в марте 1997 года, имея 16 БРПЛ М-45 новой разработки. Эта трехступенчатая твердотопливная ракета имеет дальность стрельбы с РГЧ ИН до шести тысяч километров, а в субстратегическом варианте, то есть с одним боевым блоком, – до восьми тысяч.
В конце 1997 года заложена третья подлодка серии под наименованием «Виджилант». В 1999-м введена ПЛАРБ «Темерер», а в 2000-м началась постройка последнего корабля этого типа – «Террибль». Она получит новую БРПЛ М-51, полномасштабная разработка которой началась в 1998-м.
Программа перевооружения ядерных сил Франции 1996 года была в основном реализована к концу 2005-го. В ноябре 2004 года в боевой состав ВМС вошла ПЛАРБ «Виджилант», которая заменила «Эмдомтабль». Вместе с тем ПЛАРБ «Энфлексибль» постройки 1985 года находилась в строю до 2008 года в связи с задержкой строительства четвертой подлодки типа «Триумфан» – «Террибль», которая вышла на боевое дежурство в 2010-м.
В 2000 году авианосец «Фош» списали и продали Бразилии, где он стал «Сан-Паулу». Взамен построен авианосец «Шарль де Голль» – первый французский надводный боевой корабль с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ). На нем может размещаться до 40 самолетов и вертолетов, автономность плавания составляет 45 суток.
В 2005-м были сняты последние бомбардировщики «Мираж IVP», остались только истребители-бомбардировщики «Мираж 2000N» и палубные «Супер Этандар» с ракетами ASMP.
В 2006 году правительство приняло очередную программу модернизации ядерных сил, рассчитанную до 2015 года. В результате стратегический арсенал страны был оптимизирован под новые задачи. В 2009-м на вооружение ВВС официально приняли усовершенствованную ракету ASMP-A. Дальность пуска возросла до 500 км, точность наведения улучшилась в 3,5 раза.
Спустя два года этой ракетой были перевооружены все самолеты СЯС. До 2010-го она оснащалась боевой частью TN-81, как у ракеты ASMP, а с 2011 года – термоядерной TNA нового поколения. Эта легкая, безопасная в эксплуатации и устойчивая к поражающим факторам ядерного взрыва головная часть обладает избираемой мощностью подрыва в 20, 90 и 300 кт.
Обновление парка осуществляется также путем постепенной передачи функции носителя ядерного оружия от самолетов «Мираж 2000N» и «Супер Этандар» многофункциональным «Рафаль F3» и «Рафаль-М F3», которые оснащены одной ракетой ASMP-A. К июлю 2010 года общее число носителей наземного базирования сокращено с 60 до 40 единиц. Авиационный компонент СЯС теперь представлен двумя эскадрильями наземного базирования (по 20 «Мираж 2000N» и «Рафаль F3») и одной авианосной – 12 «Рафаль-М F3» на авианосце «Шарль де Голль». С учетом обменного фонда и резерва для них выделяется до 57 ядерных боевых частей к ракетам ASMP-A. До 2018 года предусмотрена замена всех оставшихся «Мираж 2000N» на «Рафаль F3».
В феврале 2009 года одна из четырех ПЛАРБ третьего поколения – «Виджилант» – столкнулась в Атлантике с британской подлодкой. Французский корабль находился в ремонте до октября 2012-го, одновременно перевооружившись на новые БРПЛ М-51, и в состав сил постоянной готовности вернулся только летом 2013 года.
Сейчас продолжается модернизация ПЛАРБ для оснащения БРПЛ М-51 вместо устаревших М-45. Трехступенчатая твердотопливная ракета М-51 принята на вооружение в 2010 году в версии М-51.1 (с РГЧ ИН, которой оснащена БРПЛ М-45). Дальность стрельбы достигает восьми тысяч километров. Работы серьезно осложнены тем, что масса М-51.1 в 1,6 раза больше, чем М-45. Габариты тоже превышают: по длине – на 95 сантиметров, по диаметру – на 42 сантиметра. При проведении 5 мая 2013-го испытательного пуска М-51.1 с борта «Виджиланта» ракета отклонилась от заданной траектории и самоликвидировалась. Случившееся может негативно сказаться на темпах производства ракеты.
По состоянию на январь 2013-го на БРПЛ М-51.1 перевооружены ПЛАРБ «Террибль» и «Виджилант». Ожидается, что к 2018 году две другие лодки серии получат БРПЛ М-51.2. Эта ракета с РГЧ ИН, оснащенной шестью боеголовками новой разработки TNO (каждая мощностью 150 кт), может поступить на вооружение в 2015 году. По оценкам, дальность стрельбы возрастет до 9 тыс. км за счет более легкой головной части.
Эти корабли входят в 3-ю эскадру атомных ракетных подводных лодок стратегического морского командования ВМС Франции, базируясь на Иль-Лонг вблизи Бреста. В составе боеготовых сил постоянно находятся три ПЛАРБ. Одна осуществляет боевое патрулирование, две несут боевое дежурство в пункте базирования, поддерживая установленную готовность к выходу в море. Считается, что ракетная стрельба с атомоходов типа «Триумфан» производится из подводного положения, но некоторые источники указывают, что они, как российские аналоги, способны пускать ракеты из надводного положения. Четвертая лодка находится на ремонте или перевооружении с выводом из состава сил постоянной готовности.
Устоявшаяся за десятилетия система эксплуатации ПЛАРБ позволяет командованию ВМС Франции экономить на поставках ракет и ядерных головных частей: заказывается на один боекомплект меньше количества находящихся в боевом составе лодок. Значит, группировка французских ПЛАРБ имеет 48 БРПЛ с 288 ядерными боеголовками. Общие их запасы для морских СЯС, по оценкам, составляют примерно 300 единиц, учитывая обменный фонд и резерв. А в общей сложности в составе ядерных сил Франции находится 100 носителей – 52 авиационных и 48 морских, на которых может быть развернуто 340 ядерных боеприпасов. Общий запас зарядов предположительно не превышает 360 единиц.
Основным постулатом ядерной стратегии Франции, выработанным еще в 60-е годы, является принцип «сдерживания по всем азимутам». Для этого СЯС должны быть способны «помешать любому потенциальному агрессору посягнуть на жизненные интересы Франции путем создания угрозы, которой он в этом случае подвергнется».
Проведенная оценка состояния и перспектив развития ядерного арсенала позволяет утверждать, что эта страна располагает таким потенциалом, который адекватно соответствует основному постулату ее стратегии и, что немаловажно, является залогом ее независимости в принятии важнейших стратегических и внешнеполитических решений, гарантией достаточно высокого статуса страны в мире. Именно к этому стремился Шарль де Голль, когда принимал решение о создании национального ядерного арсенала. Как представляется, цель достигнута.
/Виктор Есин, генерал-полковник, профессор Академии военных наук РФ и факультета мировой политики МГУ, vpk-news.ru/