Проблема применения вооруженных сил в войне является перманентной для каждого государства, потому что до сих пор считается одним из основных путей разрешения межгосударственных конфликтов и противоречий и на каждом этапе развития ВС осуществляется в системе операций, обусловленных историческими традициями и особенностями. Прослеживаются коренные различия между войнами XIX века в двухмерном пространстве, ХХ века в трехмерном и ведением военных действий в настоящее время.
Опыт ряда последних конфликтов с участием ведущих стран Запада убедительно свидетельствует, что современные и тем более перспективные войны будут вестись во всех средах – земля, вода, воздух, космос, информационная. Ни у кого уже не вызывает сомнения, что центр тяжести вооруженной борьбы смещается в воздушно-космическую и информационную сферы. Поэтому проблема применения войск (сил) ВКО в современных условиях является крайне острой и актуальной.
Вооруженные Силы применяются в определенных формах и способах. В современной военной науке существует множество формулировок понятий «форма» и «способ». Вместе с тем всегда прослеживается их взаимосвязь через содержание военных действий. При этом каждая из категорий выражает одну из сторон содержания.
Поэтому под формой военных (боевых) действий предлагается понимать их организационную сторону, взаимоувязывающую цель, задачи, состав привлекаемых войск, уровень руководства и масштабы действий. Традиционно это операции, сражения, одиночные или систематические боевые действия, бои, удары и маневр войсками (силами).
Оборона и нападение
Форма военных действий имеет сложную структуру, представляемую совокупностью форм нижнего уровня (операции, боевые действия, бои, удары). Каждой из перечисленных форм присущи свои отличительные признаки, позволяющие описывать рассматриваемую форму, например, как операцию, а не боевые действия или удар.
Под способом ведения военных (боевых) действий предлагается понимать порядок, последовательность и приемы применения войск, сил и отдельных средств для достижения цели войны, решения задач операции, боевых действий и удара. В отличие от форм военных действий способы всегда подвижны.
С учетом рассмотренных подходов к определению категории «форма» была разработана система форм применения Вооруженных Сил Российской Федерации на период до 2020 года, которая явилась основой для разработки основополагающих уставных документов по подготовке и ведению военных действий в мирное и военное время. Эти документы определяют систему стратегических операций Вооруженных Сил Российской Федерации.
Войска ВКО принимают участие во всех стратегических операциях в формах боевых, разведывательно-информационных и обеспечивающих действий. Проведение самостоятельных операций Войсками ВКО в настоящее время не предусматривается.
Войска ВКО – довольно молодой высокотехнологичный род войск, созданный 1 декабря 2011 года на базе Космических войск и оперативно-стратегического командования ВКО из состава ВВС. За два с половиной года с момента своего создания в Войсках ВКО проведено достаточное количество мероприятий, в том числе стратегического уровня.
Анализируя результаты проведенных мероприятий, можно сделать ряд выводов, основными из которых являются следующие:
1. Угрозы для Вооруженных Сил и страны в целом со стороны сил и средств воздушно-космического нападения противника недооцениваются. Поэтому не находит должного понимания важность задач, решаемых Войсками ВКО.
2. Задачи Войск ВКО в современных стратегических операциях детально не определены.
3. Задачи, возлагаемые на Войска ВКО в стратегических операциях, не соответствуют их составу и возможностям.
Недооценка угроз со стороны сил и средств воздушно-космического нападения противника приводит к тому, что роль Войск ВКО в ходе выполнения мероприятий стратегического уровня была приниженной.
Этому есть субъективные и объективные причины. Одной из субъективных может быть отношение к Войскам ВКО как к преемнику Космических войск, выполнявших в стратегических формах военных действий Вооруженных Сил в основном обеспечивающие задачи. Объективной же причиной на сегодня является ограничение возможностей Войск ВКО лишь Центральным промышленным районом.
Из перечисленных причин логичным образом вытекают и направления решения выявленной проблемы:
1. Уточнение, а порой и пересмотр роли и места Войск ВКО в существующей системе операций Вооруженных Сил РФ.
2. Приведение состава и возможностей Войск ВКО в строгое соответствие со стоящими перед ними задачами.
По первому пункту хотел бы отметить, что в Военной академии ВКО в ходе выполнения ряда НИР разработаны предложения о пересмотре роли и места Войск ВКО в современной системе стратегических действий ВС РФ, в частности в стратегической операции, предусматривающей поражение важных объектов на территории противника (СОПВОП).
Результаты анализа ряда последних стратегических учений показали, что при планировании стратегической операции, предусматривающей поражение важных объектов на территории противника, рассматривалась в основном только наступательная составляющая этой операции и практически не учитывалась оборонительная. Очевидно, что противником будет вскрыт факт подготовки к операции, он предпримет все меры по заблаговременному срыву.
Наиболее вероятно срыв нашей стратегической операции будет осуществляться проведением воздушной операции с задачами поражения самых важных объектов. Таковыми являются пункты управления Вооруженными Силами и государством в целом; центры оповещения; объекты систем разведки, целеуказания, навигации, связи, сбора и обработки информации; объекты СЯС и ВКО, а также экономики, инфраструктуры и жизнеобеспечения.
Подобный сценарий действий подтверждает характер всех последних операций, проводимых НАТО, в Ливии: «Одиссей. Рассвет», «Начало пути» и «Объединенный защитник». В ходе нанесения ударов средствами поражения НАТО в первую очередь были уничтожены объекты ПВО, военного и государственного управления, в том числе резиденция ливийского лидера, офисы СМИ, административного управления. Во вторую очередь поражались войска и объекты военной инфраструктуры.
Следовательно, до стратегической операции, в ходе и после ее проведения должно планироваться отражение ударов средств воздушно-космического нападения противника. Основная роль в этих операциях должна принадлежать Войскам ВКО. На них возложено решение таких основных задач, как прикрытие критически важных объектов на территории РФ и ее союзников, а также группировок войск (сил), участвующих в СОПВОП.
При решении первой задачи следует учитывать, что конкретный перечень наиболее важных объектов на территории РФ и ее союзников, которые стремится поразить потенциальный противник, должен определяться Генеральным штабом ВС РФ исходя из возможностей СВКН противника, а также условий развития стратегической (оперативно-стратегической) обстановки. Хотелось бы отметить, что существующий перечень объектов, подлежащих обязательному прикрытию в военное время (то есть наиболее важных объектов на территории РФ), должен быть пересмотрен как не соответствующий возможностям современной системы ВКО и прогнозируемому характеру действий противника.
Задача прикрытия наиболее важных объектов на территории РФ и ее союзников будет считаться решенной Войсками ВКО, если ущерб, наносимый в результате упреждающих, ответно-встречных и ответных ударов СВКН противника, не превысит размеров приемлемого для РФ ущерба.
При решении второй задачи следует учитывать, что прикрытию от ударов СВКН в ходе СОПВОП подлежат созданные группировки войск (сил) в местах их оперативного предназначения и силы дальней авиации на маршрутах полета к рубежам пуска ВТО БД.
Задача прикрытия группировок войск (сил), участвующих в СОПВОП, будет считаться решенной Войсками ВКО, если потери, понесенные этими группировками от упреждающих, ответно-встречных и ответных ударов СВКН противника, позволяют наносить ущерб наиболее важным объектам противника не ниже заданного уровня.
Особенностью применения Войск ВКО при проведении СОПВОП является то, что выполнение ими задач по прикрытию ударных группировок, а также наиболее важных объектов на территории РФ и ее союзников должно осуществляться на всех этапах операции – при подготовке, в ходе ведения и после завершения.
Не стоит также забывать, что Войска ВКО в ходе СОПВОП будут выполнять задачи в пределах одного или нескольких стратегических направлений, а также смежных, вплоть до решения отдельных задач на всей территории РФ и ее союзников. То есть и по временным, и по пространственным показателям боевые действия Войск ВКО могут и должны выходить за рамки СОПВОП, для чего им необходимо обладать соответствующими составом и возможностями. В этом заключается второе направление их развития, учитывая круг задач, которые определены в указе президента РФ от октября 2012 года.
Нужен единый орган управления
Направления совершенствования состава Войск ВКО подробно проанализированы в публикациях докторов наук Кирилла Макарова и Сергея Ягольникова. Очевидно, что их реализация принципиальным образом изменит роль и место Войск ВКО в формах военных действий ВС РФ.
Вместе с тем в части, касающейся перспективной структуры Войск ВКО, есть ряд предложений, которые мне хотелось бы затронуть. Речь, прежде всего, идет о необходимости создания единого органа управления всеми силами и средствами, способными вести борьбу в воздушно-космической сфере. Он может быть назван главным или стратегическим командованием ВКО, не суть важно. Главное, чтобы он имел соответствующие полномочия управления всеми силами и средствами, участвующими в решении сформулированных выше задач.
Вызывает сомнение целесообразность подчинения соединения ПРО объединению ПВО-ПРО. Общеизвестно, что система ракетно-космической обороны функционально состоит из подсистем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, противоракетной, а в перспективе и противокосмической обороны. Все эти подсистемы функционируют в единой системе боевых алгоритмов, и организационный разрыв их и подчинение двум различным объединениям нецелесообразны.
Предлагается создать отдельное оперативное объединение, в состав которого включить соединения предупреждения о ракетном нападении, разведки космической обстановки, противоракетной, а в перспективе и противокосмической обороны, которые прикроют Москву и Центральный промышленный район.
Для решения задач противовоздушной и нестратегической противоракетной обороны на каждом из основных направлений («Запад», «Юг», «Центр», «Восток») необходимо создание оперативных объединений ВКО. Поскольку успешное решение задач возможно только совместными организованными действиями зенитных ракетных, радиотехнических войск, истребительной авиации, сил и средств РЭБ, предлагается в состав объединений наряду с соединениями ВКО, дислоцирующимися в округах, включить воинские части истребительной авиации и радиоэлектронной борьбы.
В перспективе для решения задачи нестратегической ПРО, прежде всего объектов, которые осуществляют сдерживание агрессии, необходимо в состав каждого объединения включить отдельные полки, на вооружении которых имеются средства эффективной борьбы не только с аэродинамическими, но и с баллистическими целями. То есть ЗРК С-500.
Достоинство предлагаемого варианта организационной структуры заключается, прежде всего, в том, что состав Войск ВКО в этом случае будет соответствовать возлагаемым на них задачам, определенным Концепцией ВКО и указом президента о совершенствовании ВКО РФ, а элементы этой структуры (объединения ВКО) получают четкий перечень не только задач, но и обороняемых объектов.
В целом предложенным составом Войска ВКО способны уничтожать все классы существующих и перспективных СВКН на стратегических направлениях, вести борьбу с орбитальной группировкой противника, обеспечивать ПРО наиболее важных объектов страны.
Очевидно, что планируемое оснащение частей и соединений перспективными системами вооружения приведет к качественному революционному скачку и значительно расширит возможности Войск ВКО в борьбе с воздушно-космическим противником. Это зенитные ракетные системы С-400 и С-500, комплексы противоспутниковой борьбы, средства кинетического и силового поражения и функционального подавления СВКН, а также перспективные станции разведки, комплексы средств автоматизации, средства предупреждения о ракетном нападении и контроля космического пространства.
В этом случае Войска ВКО будут способны выполнять самостоятельно и во взаимодействии с другими родами войск и видами ВС задачи, при решении которых в системе стратегических действий ВС РФ должна быть предусмотрена операция соответствующего оборонительного характера. Как вариант для обсуждения это отражение воздушно-космического нападения противника (ОВКНП).
Основная роль в данной операции будет возложена на Войска ВКО. А силы, способные осуществлять борьбу с СВКН других видов и родов ВС РФ, на период проведения должны быть оперативно подчинены органу, управляющему отражением ВКН и отвечающему за ее результат – командованию Войск ВКО, в перспективе – стратегическому командованию ВКО.
Операция может вестись одновременно или последовательно на нескольких или всех стратегических воздушно-космических направлениях. Целями могут быть:
— срыв (отражение) воздушно-космического (воздушного) нападения противника;
— нанесение поражения его силам и средствам в воздушном и околоземном космическом пространстве;
— прикрытие пунктов управления государством и Вооруженными Силами, объектов СЯС, важных объектов экономики и инфраструктуры, группировок войск (сил) на театрах военных действий;
— завоевание господства (превосходства) в воздухе и стратегической космической зоне.
В перспективе произойдет наращивание противоракетного и противокосмического потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации за счет принятия на вооружение средств стратегической и нестратегической ПРО с возможностями поражения баллистических целей всех типов на дальностях и высотах до 200 км, средств кинетического и силового поражения, функционального подавления СВКН.
Это приведет к тому, что в ближайшее время в качестве возможных форм применения Войск ВКО следует рассматривать противокосмическую и противоракетную операции, проведение которых целесообразно не только при ОВКНП, но и в других формах стратегических действий Вооруженных Сил РФ в военное время.
В более отдаленной перспективе, видимо, назреет необходимость и будут созданы условия для подготовки и проведения силами ВКО стратегической операции по завоеванию (недопущению завоевания противником) превосходства в воздухе и космической зоне. При выработке и обосновании форм и способов боевых действий следует исходить из решаемых задач, которые во многом определяются возможностями, а также формами и способами действий противника.
/Андрей Гончаров, полковник, доктор военных наук, vpk-news.ru/