Главная Вооружение и техника

Словацкая модернизация Т-72 «Модерна»

0
1805

Основной боевой танк Т-72, тысячи единиц которого находились на вооружении, как в пределах, так и за пределами бывшего Советского Союза, является одним из наиболее широко используемых в настоящее время танков в мире. Он имеет удачную конструкцию, вооружен 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания. Низкий силуэт и оптимальный угол наклона брони танка Т-72 делают его грозной боевой машиной, в которую трудно попасть и которую трудно уничтожить.

Однако у танка Т-72 есть значительные недостатки. Хотя его заряжаемая автоматически пушка способна обеспечивать более высокую скорострельность, чем западные аналогичные пушки, это преимущество уменьшается наличием устаревшей системы управления огнем, датчиками, оптическими приборами, вычислителями и средствами связи этого танка. Кроме того, его основная бронезащита оставляет желать лучшего при взаимодействии с противотанковыми системами оружия последнего поколения. Однако большинство армий, имеющих на вооружении танк Т-72, является либо бывшими участниками Варшавского Договора, либо армиями государств, бывших некогда постоянными покупателями техники у Советского Союза, и они не могут или не хотят закупать обладающие большими возможностями, но более дорогостоящие западные танки.

Армии бывшего Восточного блока находятся в особом положении. Стремясь найти возможности объединения с западными организациями безопасности, они начинают признавать необходимость доведения бронированных машин до уровня их бывших противников. Проблема заключается в том, что у них нет финансовых ресурсов для осуществления этого путем закупки новых машин. Единственным выходом является модернизация и «вестернизация» (модернизация по западному образцу) лучших разработанных в Советском  Союзе танков, находящихся у них на вооружении, то есть танков Т-72.

Первые три модернизированные по западному образцу танка Т-72 впервые появились на международной выставке военной техники (IDET) в Брно в Чешской  республике. Два из них являлись просто отвлеченными экспериментами чешской армии, в которых использовались главным образом «заимствованные» системы управления огнем французской фирмы SAGEM. А третий был модернизацией Т-72 М2 или «Модерна», разработанной для словацкой армии словацкими танкостроителями завода ZTS и западной группой, возглавляемой бельгийским поставщиком авиационного электронного оборудования — фирмой SABCA. Танк  «Модерна» является первым результатом взаимодействия компаньонов Востока и Запада в области военных наземных систем после окончания холодной войны.

Изготовленный для удовлетворения требований словацкой армии танк «Модерна», безусловно, разрабатывался в расчете продажи и на экспорт. Комплект оборудования для модернизации обеспечивает повышение тактико-технических характеристик до уровня большинства западных систем, требует в то же время минимального демонтажа и не требует резки башни. Модернизация может быть осуществлена за весьма короткий срок в пределах нескольких дней. При цене на порядок ниже цены танков «Леклерк», «Леопард-2», «Абрамс» или «Челленджер» модернизированные танки Т-72 могли бы оказаться жизнеспособной альтернативой западным танкам.

Предпосылка программы

По основной промышленной стратегии Варшавского Договора Чехословакия поставляла бронированные машины всем армиям стран-участниц этого договора (включая и Советский Союз) и была единственной страной-участницей, которой разрешено было сохранить местные возможности разработки боевых бронированных машин. Чехословацкие военные технические средства широко использовались также в странах Третьего мира. В восьмидесятые годы Чехословакия считалась в мире седьмым крупным экспортером вооружения, причем боевые бронированные машины составляли большую часть продажи.

Производство танков сосредотачивалось на территории, которая в настоящее время принадлежит Словакии, а база изготовления составляющих была распространена по районам как Словакии, так и Чехии. Производство тяжелого вооружения Словакии было в этот период на высоте, оно, по некоторым источникам, достигало 1000 боевых бронированных машин в год. Хотя чехословацкое производство танка  Т-72 было лишь одной из нескольких производственных линий, существующих в советском блоке, и формально идентично всем другим, его работники заявляют в настоящее время, что их танки были фактически лучшего качества, так как их производственные технологии были более современными.

После окончания коммунистического правления в 1989 г. мощная чехословацкая военная промышленность впервые столкнулась с враждебным отношением своего нового демократического правительства к ее существованию и открытым намерением немедленно ликвидировать ее. Став президентом в 1990 г., Вацлав Гавел дал обещание полностью закрыть оборонные заводы. Новое правительство также заняло позицию, которая определяла наиболее строгий в мире режим экспорта оружия.

Словацкая промышленность тяжелого вооружения, вероятно, полностью погибла бы в 1991 г., если бы новое частично измененное правительство не разрешило бы небольшой экспорт. Однако было слишком поздно; ущерб был нанесен. Такое положение вызвало возмущение словаков по отношению к Праге, вызвало антипатию чехов к экономической системе, в укреплении которой они сомневались, и в конечном счете содействовало распаду 70-летней Чехословацкой федерации.

Словакия вышла из Чехословацкой федерации в начале 1993 г. с одними из самых больших в мире возможностей по производству тяжелого вооружения, но и при большой потере заказчиков. Кроме того,  распад федерации оказал губительное воздействие на объединенную чешскую и словацкую военно-промышленную базу.

После того как в середине 1993 г. производство танков прекратилось завершением заказа на 250 танков для Сирии, завод ZTS и другие заводы расширили свою деятельность по программам невоенного производства. Завод ZTS Dubnica начал производить оборудование маслозаправочных насосов и другие изделия,  а завод ZTS TEES Martin стал выпускать сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы. Несмотря на такое положение, должностные лица заявляют, что они хотят сохранить военное производство на уровне, не превышающем 20% от всего выпуска продукции. Проблема, однако, заключается в том, что при общем мировом экономическом спаде и недостатке практических знаний и опыта в овладении рынком они испытывают трудности в нахождении новых рынков сбыта. Одно должностное лицо прокомментировало недавно сложившуюся обстановку так: «Одному танку могут равняться 79 тракторов, а мировой рынок тракторов характеризуется падением цен».

Понимание, что оборонная промышленность является ключевым элементом промышленной базы и экономического процветания республики, пришло словацкому руководству с запозданием и большинство возможностей были безвозвратно утеряны.

Новое начало

В системе Варшавского договора,  по словам руководителя специальными технологиями завода ZTS Dubnica, завод никогда не беспокоился о том, откуда поступит следующий заказ или о финансировании, о рынке сбыта или о сохранении базы поставщиков.  Все это  обеспечивалось.

Когда старый мир развалился, стало ясно, что лучше начать самим находить решения. «Если бы мы не сделали этого, все, что мы могли бы делать, это производить запасные части», -заявил руководитель специальными технологиями. И они начали планировать свою собственную  модернизацию танка Т-72.

Освобожденные от предшествующей строгой критики, мешающей новаторству и использованию зарубежных составляющих, словацкие инженеры-танкисты начали использовать моделирование с помощью ЭВМ для исследования путей совершенствования танка Т-72. «Мы создали математические модели отдельных систем,» -вспоминает руководитель специальными технологиями. «Некоторые из этих исследований на моделях с помощью ЭВМ показали, что можно добиться лучших параметров систем, даже превышающих требования армии.»

В то же время в Словакию направился поток посетителей из западных военных отраслей промышленности, стремящихся встретиться со своими бывшими противниками и поговорить на узкопрофессиональные и коммерческие темы. Сорок лет холодной войны военные промышленники Востока и Запада в значительной степени не были посвящены в планы друг друга.

Представители Запада были удивлены, обнаружив, что словацкие танкостроительные заводы соответствовали современным требованиям, использовали ЭВМ, современные производственные системы и даже промышленные автоматы. Французская экспортирующая военная фирма SOFMA была первой западной организацией, присутствие которой почувствовали в старом чехословацком оборонном обществе. В начале 1990 г. представители фирмы SOFMA появились в Министерстве обороны, заявив, по утверждению руководителя специальными технологиями: «Мы пришли модернизировать ваши танки». Они обнаружили заинтересованность чехословацких военных органов в таком сотрудничестве, однако обсуждение конкретных программ не проводилось, так как надо было преодолеть многие политические проблемы и найти пути финансирования, вследствие того, что военный бюджет был сокращен до нуля. Кроме того, продолжали действовать многие ограничения в процедуре передачи технологий, мешающие доступу к системам, которые им были нужны.

Положение начало меняться после того, как произошел раскол в начале 1993г. Словацкие военные планирующие органы быстро признали, что им требуется начать разработку новых требований к танкам, чтобы вывести их на один уровень с западными моделями. В то же время, по словам руководителя специальными технологиями, было признано, что потребности словацкой армии не так уж велики по сравнению с возможностями заводов и что она никогда не будет их самым большим заказчиком. В результате руководство позволило подрядчикам разрабатывать программу модернизации с учетом экспортного рынка.

После оценки предложений разных западных фирм французская фирма SFIM была выбрана основным партнером для сотрудничества, а бельгийская фирма SABCA-основным поставщиком. Было также подписано соглашение об участии словацкой промышленности, обеспечивающей 40% производства всех составляющих.

 Модернизация танка «Модерна»

По внешнему виду танк «Модерна» явно отличается от обычных танков Т-72 добавлением больших спаренных зенитных пушечных контейнеров, установленных снаружи на бортах машины.

Комплект оборудования состоит главным образом из блоков для усовершенствования боевой системы плюс некоторые устройства для механического усовершенствования и может быть установлен в полевых условиях без модификации башни или оборудования. Электронные блоки и электронно-оптический прибор LYRA составляют систему управления огнем VEGA, панорамный прицел командира, новый стабилизатор пушки с гироблоком, ЭВМ управления башней, бортовой приемник системы предупреждения о лазерном облучении и систему радиосвязи с быстрой перестройкой частоты и кодированием.

Система управления огнем

СУО VEGA включает тепловизионную систему (TIS), основанную на технологии спрайтовой технологии (детекторная линейка, заменяющая отдельные чувствительные элементы), которая принята для модернизации танка «Леопард-1» бельгийских сухопутных войск. Она соответствует объему имеющегося прицела ТПН-1 наводчика и сохраняет перископическую головку и органы управления последнего. ИК изображение отображается для наводчика путем использования миниатюрного ТВ дисплея с высокой разрешающей способностью и рассматривается непосредственно через большой окуляр.

Тепловизионное изображение по технологии SPRITE образуется 512 ИК строками, каждая с 790 элементами, что в сумме обеспечивает 400 000 элементов на изображение, примерно в два раза больше, чем обеспечивали модули первого поколения. В результате система TIS может обеспечивать либо лучшую разрешающую способность при том же поле зрения, либо значительно большее поле зрения при той же разрешающей способности. Система TIS оснащена также телескопическим прибором с двухкратным увеличением.

Электронный блок тепловизионной системы (TISEU) СУО VEGA объединяет баллистический вычислитель СУО с органами управления ИК прицела переднего обзора (FLIR), процессорами сигналов и узлами сопряжения для лазера, датчиков, приспособления для выбора типа боеприпасов и автоматической системы заряжания пушки. СУО VEGA имеет также встроенный комплекс проверочной аппаратуры.

Приведение в действие  СУО VEGA  осуществляется наводчиком путем включения лазерного дальномера во время наводки пушки. Баллистический вычислитель считывает баллистические параметры, рассчитывает необходимые углы прицеливания и упреждения и перемещает прицельную марку соответственно рассчитанным данным. Наводчик наводит прицельную марку на цель и производит выстрел.

Вариант СУО с полным набором датчиков, известный как VEGA Plus, дополнительно включает дублирующие блоки управления и дисплей для командира с датчиком сопровождения цели, датчиком угла крена и датчиками атмосферных условий, которые также встроены в прицел наводчика. Система VEGA Plus связана с пушкой механической  связью прицела ТПН-1, что позволяет использовать преимущества независимой системы стабилизации. Система VEGA Plus сопряжена также путем электрических связей с имеющимся лазерным дальномером ТПД-К1 и с устройством выбора типа боеприпасов.

Механизм компенсационной связи

Так как при механической связи прицела с пушкой цели часто теряются из вида, когда пушка занимает положение для заряжания, для СУО VEGA был разработан «механизм компенсационной связи», который сохраняет положение линии прицеливания, наведенной на цель, во время заряжания. Когда пушка начинает движение на угол заряжания, это устройство размыкает механическую линию связи между пушкой и зеркалом головки прицела, так что последнее остается наведенным на цель в течении всей последовательности операции. Как только пушка заряжена, она возвращается в положение наводки, механическая линия связи снова включается.

 

Панорамный прицел командира

Для удовлетворения требований словацкой армии к модернизации рабочего места командира до уровня западных танков в танке «Модерна» используется панорамный прицел VS-580 фирмы SFIM, который используется в настоящее время на бельгийском варианте танка «Леопард-1», французском танке «Леклерк»,  британском «Челленджер-2», корейском -ROKIT и на других танках. Прицел VS-580 обеспечивает полный панорамный  поворот головного зеркала на 360 град. и стабилизацию линии прицеливания в двух плоскостях, он позволяет командиру вести наблюдение, обнаруживать и опознавать цели далеко за пределами дальности действительного огня пушки даже во время движения. Кроме работы в автономном режиме наблюдения, эта система обеспечивает также работу в синхронизированном с пушкой режиме (при котором прицел следует за осью пушки) и в режиме целеуказания (при котором пушка следует за прицелом).

В СУО VEGA двухплоскостной блок гироскопов выпуска шестидесятых годов заменен блоком гироскопов 8041V фирмы SFIM, выходные данные которого по трем угловым скоростям и двум ускорениям обрабатываются вычислителем машины и вводятся в систему

Система управления башней

Система управления башней танка «Модерна» состоит из вычислителя, который выполняет баллистические расчеты и играет роль усилителя, которую раньше выполняла первая распределительная коробка К-1. Вычислитель выдает данные о скорости в двух плоскостях для пушки путем обработки сигналов, поступающих от   блока гироскопов. Он проводит также баллистические расчеты для панорамного прицела командира, обеспечивает управление положением пушки и башни, обеспечивает процесс обслуживания совместно с блоком встроенного контроля, поиск неисправностей и боевых повреждений, позволяет осуществить согласование пушки с прицелом. Кроме того, он сопряжен с датчиками системы и с объединенной системой предупреждения о лазерном облучении (ILWS).

Система ILWS обеспечивает автоматизированное обнаружение ИК прожекторов и лазерных дальномеров/целеуказателей, используемых воздушными или наземными средствами. Это устройство опознает тип воздействия и его азимут, позволяя экипажу предпринять соответствующее действие, будь то маневрирование по уклонению от наводки или пуск дымовых гранат. Будущие варианты будут включать модуль обнаружения ракет с наведением по лазерному лучу.

Связь

В танке «Модерна» используется боевая радиостанция BAMS с быстрой перестройкой частоты, которая работает в диапазоне от 30 до 108 МГц. Система BAMS включает кнопочные устройства формирования и распределения как для шифрования, так и для функций перестройки частоты. Возможны как телефонная связь, так и передача данных, последняя возможна в синхронном и асинхронном режимах при различных скоростях передачи данных, включая передачу сведений «выстрелом» или передачи в нормальном режиме. Система BAMS обеспечивает также синхронную передачу без необходимости в громоздком оригинале/процедуре синхронизации, специальных радиосигналах или предсинхронных операциях и обеспечивает возможность эффективного избирательного вызова с уникальной возможностью смещения, обеспечивающей одновременные независимые действия сети в многочисленных подгруппах на одном и том же канале. Она также обеспечивает гибридную ретрансляцию для своих абонентов.

С системой BAMS сопряжено цифровое переговорное устройство нового поколения. В этом устройстве использована технология активного снижения уровня шума для обеспечения высокой степени слышимости в условиях сильного шума в танке.

Система зенитных пушек

Для обеспечения защиты от вертолетов и других летающих на малой высоте воздушных средств танк «Модерна» оснащен спаренными зенитными пушечными контейнерами КАА-200, установленными снаружи на бортах башни. Пушки управляются через панорамный прицел командира, ведение стрельбы ночью также возможно с помощью монитора тепловизионного прицела СУО VEGA. Имея углы наведения в вертикальной плоскости от -4 до +35 град., пушки могут использоваться против легкобронированных машин, живой силы вне укрытия и других подобных целей.

Вид танка Т-72М2 «Модерна» спереди, показаны элементы динамической защиты на башне, а также новаторское размещение двух контейнеров с20-мм зенитными пушками на бортах башни

     

На усовершенствованной версии танка «Модерна»  2Х20 мм пушки по бортам башни заменены на одну 30 мм пушку, размещенную на правом борту башни. (Фото Tomas Bouchal)

 

 

Пассивная и активная защита танка

 

Характеристики комплекса динамической защиты DYNAS:

Масса динамической защиты, кг.

башня………………………900

лобовая часть корпус……440

борта корпуса……………860

полная масса……………2200

 

 

  • Защитная комбинированная окраска танка – изменяющая форму схема, противорадиолокационная, противотепловизионная, поглощающая ИК лучи
  • Взрывная реактивная броня
  • Пусковая система Galix для постановки многоспектральной дымовой завесы, инфракрасных ложных целей и осколочные выстрелы для борьбы с пехотой.
  • Прибор обнаружения лазерного облучения LIRD
  • Оборудование пожаротушения DEUGRA
  • Защита от ОМП

 

Система пожаротушения

В танке «Модерна» используется германская галонная система пожаротушения DEGURA. Она обнаруживает и тушит пожары в боевом отделении всего за 150 миллисекунд, а в моторно-трансмиссионном отделении — за 20 секунд.

 

Система управления двигателем с использованием ЭВМ

На танке «Модерна» используется система управления двигателем DSM-16 с ЭВМ, установленная на щитке приборов механика-водителя. Кроме обеспечения основной информации о работе двигателя, как число оборотов в минуту, расход электроэнергии, температура и давление масла, система анализирует также изменения в охлаждающей среде и качестве топлива, о таких изменениях подаются сигналы вспыхиванием индикаторов или предупредительными сигналами.

 

  • Новый двигатель мощностью 850 и 1000 л.с.
  • Подрессоренное сиденье механика – водителя
  • Гусеницы, оснащенные резиновыми подушками
  • Комбинированный электронный приборный щиток механика-водителя с диагностической аппаратурой эксплуатационных параметров
  • Модернизированные коробки передач для передачи более высокой мощности
  • Новая система очистки воздуха PALL
  • Система кабельной сети RAYCHEM
  • Новый пассивный прибор ночного видения механика-водителя

 

Первоначальный двигатель может быть сохранен сохранен, но модернизирован для получения более высокой эффективной мощности (850 л.с.), чтобы компенсировать увеличение массы и обеспечить повышенную подвижность (средняя скорость на пересеченной местности увеличена на 10%). Модернизированный двигатель получил обозначение S12U. Другие механические усовершенствования включают дополнение системы кондиционирования воздуха, переработанное сиденье механика-водителя, обеспечивающее повышенную защиту как от противотанковых мин, так и от толчков на неровной местности, новые гусеницы с резиновыми башмаками, которые обеспечивают превосходные ходовые характеристики, защищая в то же время поверхности мощенных дорог от повреждения.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ