Стоимость строительства для ВМС США трех новых эсминцев (ЭМ) проекта DDG-1000 «Замволт» (Zumwalt) за последние пять увеличилась более чем на два миллиарда долларов, в том числе на 450 миллионов за последний год. Такие данные приводятся в отчете Исследовательской службы конгресса США CRS (Congressional Research Service).
Согласно данным бюджета 2015 финансового года стоимость программы «Замволт» составляет сегодня 12,069 миллиарда долларов, что на 17% превышает расчетные оценки (9,993 миллиарда долларов) по стоимости трех кораблей 2011 финансового года. Как отметил помощник министра ВМС США по НИОКР Сиан Стэкли, увеличение стоимости кораблей связано с изменением графика работ для ускорения поставок эсминцев и влиянием секвестрирования военного бюджета.
Фактически крейсеры
Первоначально командование ВМС планировало построить свыше 30 эсминцев нового типа, но из-за резкого роста стоимости программа полностью пересмотрена в 2010 году и количество кораблей в серии сокращено до трех единиц.
Разработка концепции эсминца начата в 90-е годы в рамках программы DD(X), которая 7 апреля 2006-го трансформирована в программу DDG-1000.
Строительство ЭМ типа «Замволт» стартовало в 2007 году. Головной корабль «Замволт» DDG-1000 заложен в 2010-м на судостроительном заводе (ССЗ) компании «Нортроп Грумман» в городе Пескагола, второй – «Майкл Монсор» DDG-1001 на ССЗ компании «Дженерал дайнэмикс Бат Айрон Уоркс» в городе Бат. Ввод их в строй ожидается в 2015 году. В 2012-м началось финансирование строительства третьего эсминца.
В 2002 году серийный корабль оценивался в 0,8–1 миллиард долларов, а в 2008-м стоимость головного корабля – 2,8 миллиарда долларов (в настоящее время – 3,5 миллиарда долларов). Степень готовности корабля после спуска на воду 28 октября 2013 года – 87%. Сдача DDG-1000 флоту планируется на конец 2014-го, а достижение начальной боеготовности намечено на 2016 год.
Новые эсминцы фактически являются крейсерами и в составе ВМС будут опытно-боевыми кораблями. В ВМС США неоднократно строились один-два корабля, на которых отрабатывались новые технологии, широко применявшиеся в дальнейшем. В 50-е годы так отрабатывалась новая главная энергетическая установка (ГЭУ), затем – концепция фрегатов УРО, позже переквалифицированных в крейсеры, и ряд других.
На эсминце нового поколения предполагается реализовать:
— концепцию малозаметности в максимальном объеме, что даст ему возможность уничтожить любой самолет до того, как будет обнаружен сам. Таким образом, в этом ЭМ может быть реализован принцип равнозащищенности от средств воздушного нападения (равные дальности взаимного обнаружения и поражения), что позволит ему стать кораблем-невидимкой XXI века. В связи с этим большое внимание уделено отработке внешних архитектурных форм (форма корпуса «прорезающая волну», интегральная одноблочная надстройка и др.);
— новые подходы к обеспечению защиты ЭМ, а именно применение двухслойной схемы надводной конструкционной защиты (НКЗ), когда внутренний борт является цитаделью, а наружный выполняет функцию взводного экрана. Полупогруженное положение корабля увеличивает его живучесть, по мнению экспертов, в два-три раза;
— автономную схему вентиляции, обеспечивающую абсолютную защиту экипажа от химического и бактериологического оружия в условиях возрастания угрозы со стороны международного терроризма;
— наряду с традиционными системами вооружения типа крылатых ракет большой дальности и ЗУР имеются принципиально новые системы вооружения. Это оперативно-тактические ракеты LASM и ALAM, 155-мм артиллерийская установка с управляемыми снарядами, БЛА, бортовые боевые катера многоцелевого назначения, система противоминной обороны RMS, средства обнаружения воздушных и наземных целей, средства связи с конформными фазированными антенными решетками;
— применение ГЭУ с полным электродвижением и винторулевыми колонками;
— повышение степени автоматизации процессов управления техническими средствами и вооружением для сокращения численности экипажа до 142 человек, в то время как на ЭМ типа «Арли Берк» и крейсерах типа «Тикондерога» численность экипажа достигает 300 человек.
Система вооружения
Головной корабль DDG-1000 «Замволт» назван в честь адмирала Элмо Рассела Зумвалта, который начинал службу на эсминце «Робинсон» во время Второй мировой войны и отличился в битве за залив Лейте.
Эсминцы типа «Замволт» предназначены для оказания огневой поддержки в десантных операциях и ведения боевых действий на приморских направлениях, нанесения ракетно-артиллерийских ударов по наземным целям, в том числе и в глубине территории противника. Важнейшей задачей кораблей станет обеспечение зональной ПВО и ПРО авианосных многоцелевых групп.
На эсминце установлена двухвальная главная энергетическая установка с полным электродвижением – единая электроэнергетическая установка. При этом главные электродвигатели – погруженные электродвигатели (ГЭД – ПЭД) размещены в гондолах винторулевой колонки. В качестве основных двигателей для привода генераторов будут использованы два ГТД RR WR-21 или два – четыре ГТД LM2500 новой модификации.
В состав системы вооружения корабля входят многофункциональная комплексная система с многофункциональной РЛС AN/SPY-3 с фазированной антенной решеткой и универсальной вертикальной пусковой установкой (УВПУ) типа Mk.41 на 80 ячеек, размещенных по бортам (по две группы в носу и в корме). В УВПУ будут загружаться крылатые ракеты морского базирования, зенитные и противолодочные управляемые ракеты. Противовоздушную оборону обеспечивает зенитный ракетный комплекс типа «Стандарт» в составе МФКС.
Артиллерийское вооружение должно состоять из двух 155-мм АУ, стреляющих управляемыми артиллерийскими снарядами с ракетными ускорителями типа LRLAP (Long Range Land Attack Projectile) на дальность 185 км, и двух 57-мм малокалиберных зенитных артиллерийских комплексов (МЗАК). Эсминец может иметь боекомплект в 600 УАРС LRLAP (по 300 снарядов на каждую АУ), а также дополнительные снаряды.
Корабль предполагается оснастить гидроакустическим комплексом с антенной в бульбовом обтекателе и с гибкой протяженной буксируемой антенной (ГПБА), гидроакустической станцией миноискания (ГАСМИ) и двумя необитаемыми подводными аппаратами RMS.
Авиационное вооружение представлено двумя вертолетами МH-60R или одним МH-60R+3 БЛА.
Полное водоизмещение ЭМ «Замволт» составляет 14 564 тонны, максимальная длина – 182 метра, ширина – 24 метра, осадка – 8,4 метра. Мощность главной энергетической установки – 104 тысячи л.с., скорость полного хода – 30 узлов, дальность плавания – более 10 тысяч миль, экипаж – 142 человека.
Военно-морские эксперты отмечают инновационность нового эсминца. В частности, аналитик по вопросам вооружений Лексингтонского института Лорен Томпсон полагает, что «Замволт» является своеобразным мостом между славными традициями и новыми реалиями тотальной информатизации и широкого распространения высокоточного вооружения. «Концепция этого корабля не отличается радикальными изменениями, основной задачей стало воплощение в жизнь идеи многоцелевого применения эсминца, который стоит одной ногой в настоящем, а другой – в будущем», – отметил Томпсон.