Главная Немного из истории

7 фактов о Тихоокеанском флоте России

0
1284

21 мая 1731 года был издан указ Сената об учреждении в дальневосточном форпосте Охотске военной флотилии. Этот день считается Днем Тихоокеанского флота России, который стоит на страже восточных рубежей страны.

1. На задворках империи

Военная флотилия создавалась не на пустом месте. В 1649 году на побережье Охотского моря русские казаки построили крепость. Отсюда отправлялись в плавание исследовательские экспедиции, а также купеческие суда. К 1731 году здесь работала верфь, на которой строилось до десяти судов в год.

Вполне понятно, что для обеспечения безопасного судоходства в дальневосточном регионе необходимо было сформировать регулярный военный флот. Именно для этого в 1731 году и был издан сенатский указ. Он присваивал Охотску статус города (сейчас это рабочий поселок), назначал коменданта порта и ставил перед флотилией стратегические задачи по поддержки в регионе экспедиционной и торговой деятельности Российской империи.

Город Охотск

В виду отсутствия на Дальнем Востоке «конкурирующих» военных флотов, флотилия состояла преимущественно из военно-транспортных кораблей, имевших незначительное вооружение для борьбы с неорганизованными пиратами. К концу 30-х годов количество судов Охотской военной флотилии было доведено до 60 единиц. К середине века их число перевалило за сотню.

Однако экономическая отсталость региона и отсутствие горнорудной и металлургической промышленности способствовали отставанию Охотской флотилии на фоне российского военно-морского флота. Ситуацию усугубляли не только невысокое качество построенных кораблей, но и низкая подготовка судовых команд. Это, например, проявлялось в высокой аварийности: более трех десятков судов пошли на дно из-за ошибок судовождения, не имевших отношения к ведению боевых действий.

2. Боевое крещение

Поворот в истории флотилии произошел в 1835 году, когда она была переведена в Петропавловск-Камчатский. Повысилось качество судов, улучшилось их оснащенность вооружением, начал укрепляться личный состав. Пополнялось и количество военных кораблей за счет частичного перевода их из Балтийской флотилии.

И в 1854 году флотилия с честью выдержала первое крупное боевое крещение. В ходе Крымской войны, когда боевые действия велись на всех морских театрах, объединенная англо-французская эскадра попыталась захватить Петропавловский военный порт и уничтожить российский дальневосточный флот.

Фрегат «Аврора»

Шести судам, оснащенным 218 орудиями, противостояли наши фрегат «Аврора» и транспорт «Диана» при 67 орудиях. Интервенты, потеряв 450 человек убитыми и ранеными, были вынуждены отступить.

Английский журнал «Юнайтед сервис мэгэзин» так прокомментировал это сражение: «Борт одного только русского фрегата и нескольких батарей оказались непобедимыми перед соединенною морскою силой Англии и Франции, и две величайшие морские державы были осилены и разбиты ничтожным русским местечком».

В 1856 году флотилия была переименована в Сибирскую.

3. Цусимская трагедия

В истории Тихоокеанского флота существуют не только героические, но и драматические, более того – трагические эпизоды. Таковым стала русско-японская война 1904-1905 годов.

В конце XIX века большая часть судов Сибирской флотилии была перебазирована в арендованный у Китая Порт-Артур. К началу войны Россия еще не успела создать должную инфраструктуру главной базы дальневосточного флота. Например, в Порт-Артуре не было ремонтных доков. Что сыграло значительную негативную роль в поражении России в войне.

Соотношение российского и японского флотов накануне войны было практически паритетным. Однако японские корабли были оснащены более мощной артиллерией. Мощность японских фугасных снарядов превосходила мощность российских почти в 3 раза.

Соотношение судов было следующим (на первом месте число российских кораблей, на втором – японских):
Эскадренные броненосцы: 7 – 6
Броненосные крейсера: 4 – 6
Бронепалубные крейсера: 7 – 19
Минные крейсера: 4 – 2
Канонерские лодки: 10 – 9
Эскадренные миноносцы: 22 – 19
Миноносцы: 17 – 28

Первое же столкновение с японской эскадрой, в результате которого три российских корабля были выведены из строя, показали неготовность России к войне на море. Не спасло положение даже экстренное назначение адмирала Макарова командующим Сибирским флотом. Адмирал просто не успел реализовать необходимые для поднятия боеготовности меры.

В конце концов, все закончилось роковым двухдневным Цусимским сражением. В первый же день российская эскадра понесла решающие потери в виде трех из семи эскадренных броненосцев. По истечении второго дня российская эскадра практически прекратила свое существование. В «живых» остались крейсер «Алмаз», миноносцы «Бравый» и «Грозный», большой транспорт «Анадырь». Корабли были либо потоплены, либо уничтожены командой, либо интернированы.

Во время Первой мировой войны частично восстановленная Сибирская флотилия усилила Северный флот, а также была использована для боевых действий на Средиземном море.

4. По новому слову техники

Интенсивное строительство Тихоокеанского флота началось в 30-е годы ХХ века. После того, как флот получил и новое имя — Тихоокеанскмй, и материальные и людские ресурсы. Однако на период участия Советского Союза во Второй мировой войне наибольшая часть ресурсов флота была перебазирована в северные моря, а также в Черное море. Морской десант и морская авиация ТФ принимала активное участие в сухопутных боевых операциях. Например, при обороне Москвы. На дальнем Востоке был оставлен минимум ресурсов на случай, если бы Япония объявила войну СССР.

В шестидесятые годы началось оснащение Тихоокеанского флота судами нового поколения, на которых использовались последние достижения науки и техники. Вооружение флота атомными подводными лодками с ядерным боезапасом началось в 1961 году с атомной ПЛ «К-45» с крылатыми ракетами на борту.

Вскоре началось наращивание ударной мощи за счет атомных ПЛ стратегического назначения с баллистическими ракетами. Были приняты на вооружение крейсеры «Дмитрий Пожарский», «Адмирал Сенявин», «Адмирал Фокин», оснащенные новейшей техникой эскадренные миноносцы «Возбужденный» и «Вдохновенный», большие противолодочные корабли.

Крейсер «Адмирал Сенявин»

В советский период своего существования Тихоокеанский флот помимо боевого дежурства на дальневосточных рубежах страны осуществлял целый ряд уникальных операций. Среди них очистка бангладешского порта Читтагонг от затонувших кораблей, мин и неразорвавшихся бомб и снарядов. Боевое траление в египетском Суэцком заливе. Охрана судоходства в Персидском заливе и Ормузском проливе.

5. Горькие плоды перестройки

90-е годы были разрушительны для флота. И не только Тихоокеанского. В том смысле, что были не только прекращены разработки новой техники, но и строительство уже заложенных, а порой и спущенных на воду кораблей. Нулевые годы, несмотря на некоторое оживление ВПК, существенно не изменили печального положения вещей.

В результате Тихоокеанский флот России скатился в регионе на третье место. Сейчас он не только уступает базирующемуся в дальневосточном регионе флоту США, но и пропустил вперед флот Китая. А некоторые эксперты настаивают на пятом месте – после флотов Японии и Южной Кореи. Пятое место, конечно, можно попытаться оспорить на том основании, что подводные флоты этих двух стран оснащены только дизельными ПЛ. В тоже время их надводные флотилии выглядят вполне достойно.

Практически все корабли Тихоокеанского флота введены в строй в 80-е годы. Часть из них нуждается в ремонте, часть уже находится в ремонтных доках с весьма туманными сроками возвращения в строй. Сравнительно «молоды» разве что некоторые ракетные катера.

Главная ударная сила представлена следующими кораблями:
— 3 атомные ПЛ стратегического назначения;
— 3 атомные ПЛ с крылатыми ракетами;
— 2 торпедные атомные ПЛ
— 4 дизельных ПЛ
— ракетный крейсер «Варяг»;
— 1 эсминец;
— 4 больших противолодочных корабля;
— 9 малых противолодочных кораблей;
— 4 малых ракетных корабля;
— 11 ракетных катеров;
— 9 тральщиков;
— 4 больших десантных корабля.

В отстое, в резерве или в долгосрочном ремонте с неопределенными перспективами находятся:
— 2 атомные ПЛ с крылатыми ракетами;
— 4 торпедные атомные ПЛ;
— 4 дизельные ПЛ;
— атомный ракетный крейсер «Адмирал Лазарев»;
— 3 эсминца.

Для сравнения приведем главные ударные силы американского и китайского тихоокеанских флотов:
США: 8 атомных ПЛ стратегического назначения, 30 атомных ПЛ, 6 атомных авианосцев, 12 крейсеров, 33 эсминца, 8 фрегатов.
Китай: 5 атомных ПЛ стратегического назначения, 8 атомных ПЛ, 25 эсминцев, 48 фрегатов.

6. Восстановление разрушенного

В последнее время Тихоокеанскому флоту России придается большое значение в связи с тем, что политический, экономический и демографический вес Азиатско-Тихоокеанского региона стремительно растет. Флот получает значительные финансовые вливания, что способствует повышению его боеготовности. Соответственно, запланировано увеличение входящих в него боевых кораблей различного класса.

Сейчас к флоту приписана атомная ПЛ стратегического назначения последнего поколения «Александр Невский», построенная по проекту «Борей». После завершения испытаний и изготовления боекомплекта из 16 баллистических ракет «Булава» она заступит на боевое дежурство. Произойти это должно в 2015 году.

Крейсер «Адмирал Нахимов»

Наконец-то обретет флот и собственный атомный ракетоносец. В прошлом году было принято решение о передаче в распоряжение флота «Адмирала Нахимова», который сейчас проходит модернизацию.

Совсем скоро флот пополнится двумя французскими вертолетоносцами «Мистраль». Это событие способствовало сокращению срока ремонта и модернизации двух эсминцев – «Бурного» и «Безбоязненного», — которые должны осуществлять эскорт «Мистралей».

До 2024 года лишь на одном Амурском судостроительном заводе должны построить для Тихоокеанского флота 4 корвета, 3 фрегата, 7 тральщиков, 6 дизельных ПЛ, а также провести модернизацию одной торпедной атомной ПЛ. На эту программу выделено 30 млрд. рублей.

7. Новое партнерство

При этом нельзя забывать, что сила и эффективность флота не в последнюю очередь зависит от расстановки политических сил и выбора партнеров. В последнее время командование Тихоокеанского флота налаживает военные связи с ВМФ Китая. И началось это не сейчас, когда между Россией и США наметилась конфронтация, а раньше.

В июне прошлого года в Японском море состоялись первые совместные учения флотов России и КНР. Сейчас – с 20 по 27 мая – в акватории Восточно-Китайского моря проходят уже третьи совместные учения. Со стороны Тихоокеанского флота России в них принимают участие ракетный крейсер «Варяг», эсминец «Быстрый», большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев», большой десантный корабль «Адмирал Невельский», морской танкер «Илим» и морской буксир «Калар», эскадрилья вертолетов и подразделение спецназа морской пехоты.

При этом контакты между командованием осуществляются на самом высоком уровне: Россию на учениях представляет заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков. Несомненно, эти учения следуют считать «торжественно-церемониальными», поскольку они приурочены к визиту Путина в Шанхай. Именно в порт Шанхай войдут российские корабли. Именно Путин и лидер КНР Цзиньпин откроют учения «Морское взаимодействие – 2014».

/По материалам warfiles.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ