Предлагаем вашему вниманию продолжение статьи Александра Мозгового «США пытаются создать антикитайский вал из государств Азиатско-Тихоокеанского региона» (начало смотрите здесь).
Зыбкий центр
Многие годы главной точкой опоры Соединенных Штатов на Дальнем Востоке был Тайвань. Мятежный остров служил генератором провокаций против КНР. Естественно, Пекин заявлял, что готов покончить с анклавом американского империализма на своей земле. Но время шло. Вашингтон был вынужден признать принадлежность Тайваня Китайской Народной Республике, но оговорил право оказывать политическую и военную помощь Тайбэю.
Китайские лидеры, в свою очередь, клялись, что вернут Тайвань в родное лоно. Иногда и сейчас можно услышать подобные призывы. Однако отношения между Пекином и Тайбэем постепенно становятся если не дружественными, то и не враждебными. Тайвань для КНР – важный экономический партнер, источник получения передовых технологий и … разведывательной информации.
Фрегаты типа «Гепард-3.9» ВМС Вьетнама
Самоуправляемый остров постоянно сотрясают шпионские скандалы. В начале января этого года бывший офицер ВВС – подполковник Юань Сяо-фен – был приговорен к пожизненному заключению за шпионаж в пользу КНР. Его подельник получил 20 лет тюрьмы. 21 февраля к десяти месяцам тюрьмы за оказание помощи КНР в создании шпионской сети на острове приговорены бывший флотский офицер Цзянь Цзинго и Лу Чунь-Чунь, служивший в командном ракетном центре. А в сентябре прошлого года на 14 месяцев был заключен под стражу отставной вице-адмирал, чье имя, очевидно, из «деликатности» не было названо.
В 2012 г. Министерство обороны Тайваня завело дело о краже с борта одного из новейших ракетных катеров типа Kuang Hua 6 ноутбука, в котором содержалась совершенно секретная информация о работе системы связи. Сам катер в это время находился в тщательно охраняемой главной базе ВМС Цзоин. «Если этот ноутбук попадет в руки КНР, Пекин получит коммуникационные коды всех ВМС Тайваня, а также данные о ракетном вооружении флота», – сообщала местная печать. Однако ни гаджет, ни его похититель обнаружены не были.
Следом за этим случаем произошла другая кража. В ходе описи имущества нескольких списанных ракетных катеров типа Hai Ou, на смену которым как раз построены РКА типа Kuang Hua 6, была выявлена пропажа секретных карт. По данным тайваньской газеты United Daily News, которая сослалась на анонимный источник в военном ведомстве, исчезнувшие карты содержали данные о развертывании кораблей ВМС Тайваня в случае войны. «Если они попадут в руки врагов, – сообщил источник, – то наш флот окажется просто голым и беззащитным перед атакой противника».
На «Адмиралтейских верфях» для ВМС Вьетнама строятся подлодки проекта 06361
Очевидно, учитывая такого рода обстоятельства, Соединенные Штаты неохотно передают или продают Тайваню современную военную технику, ограничивая ее поставки секонд-хендом или образцами хорошо известными на рынке. Так, в этом году США собирались продать острову четыре фрегата типа Oliver Hazard Perry. Однако Тайбэй решил приобрести за $187 млн. только два, поскольку эти корабли достаточно ветхие.
Но нельзя сказать, что США бросили своего союзника на произвол судьбы. Общий объем американских обязательств по обеспечению острова вооружением весьма солидный – $7,6 млрд. В том числе речь идет о поставках 12 модернизированных патрульных самолетов P-3C Orion и противокорабельных ракет подводного старта Harpoon Block II с дальностью стрельбы до 125 км.
И все-таки постепенно Тайвань переходит на самообеспечение. На острове имеется достаточно развитая военная промышленность, в том числе кораблестроительная. В составе ВМС – восемь фрегатов типа Chi Yang (Kuang Hua 1), построенных в 1990-2004 гг. на верфях местной компании China Shipbuilding Corporation. Они созданы на базе американских фрегатов Oliver Hazard Perry, но имеют более мощное ударное вооружение. Сначала они несли восемь дозвуковых ПКР Hsiung Feng II («Свирепый ветер II») с дальностью стрельбы до 160 км. Теперь они перевооружаются на сверхзвуковые (скорость 2 М) ПКР Hsiung Feng III с дальностью поражения целей 130 км (по другим данным дальность стрельбы достигает 300 км).
Патрульный корабль KD Terengganu типа Kedah Королевских ВМС Малайзии
Тайваньский флот также располагает шестью вполне современными фрегатами типа Kuang Hua 2, построенными во Франции во второй половине 90-х годов прошлого века с использованием элементов стелс-фрегатов типа La Fayette. Сейчас они тоже перевооружаются на ПКР Hsiung Feng III. Их слабая сторона – недостаточность средств ПВО, основу которых составляет пусковая установка ЗРК Sea Chaparral с боезапасом 16 ЗУР малой дальности. Эти ракеты давно сняты с вооружения в США.
В значительных количествах имеются устаревшие корабли американской постройки, в том числе четыре ракетных эсминца типа Kidd. Они строились в конце 1970-х – начале 1980-х годов в США для ВМС шахского режима Ирана. После исламской революции корабли перешли американскому флоту, а в 2005-2006 гг. за $800 млн. проданы Тайваню, что вызвало бурю негодования в Пекине.
По тем временам это были вполне современные корабли, но спустя десять лет они устарели, хотя и несут достаточно мощный арсенал вооружения (две спаренные пусковые установки балочного типа для ЗУР SM-2MR, две счетверенные ПУ ПКР Harpoon, две 127-мм артиллерийские установки, два шестиствольных автомата обороны ближнего рубежа Phalanx, два трехтрубных торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами и вертолет).
Кроме эсминцев типа Kidd ВМС Тайваня располагают еще более древними американскими фрегатами типа Knox. Их вооружение усилили за счет дополнительного размещения 10 ЗУР SM-1 и четырех ПКР Harpoon, но они нуждаются в замене, так как находятся в строю более 40 лет. Для этого на местных верфях предполагается построить шесть фрегатов проекта Kuang Hua 8, вооруженных ПКР Hsiung Feng III.
Происходит быстрое переоснащение прибрежных сил ВМС Тайваня. На замену устаревшим 50 ракетным катерам типа Hai Ou (вариант израильских типа Dvora) водоизмещением по 50 т построены 34 150-тонных РКА типа Kuang Hua 6, вооруженных четырьмя ПКР Hsiung Feng II. А в этом месяце состоялось крещение скоростного 500-тонного ударного стелс-катамарана Tuao River – головного проекта Hsun Hai («Морской стриж»).
Всего планируется построить 12 таких кораблей. Они будут вооружаться восемью ПКР Hsiung Feng II и таким же количеством ракет Hsiung Feng III, а также автоматическим 76-мм орудием и 20-мм автоматом обороны ближнего рубежа Phalanx. Эти катамараны именуют «убийцами авианосцев» и «ответом Тайваня» на строительство в КНР авианосцев. Их мощное ракетное оружие, действительно, способно отправить на дно авианесущий корабль.
Сингапурский фрегат Steadfast построен с использованием технологий stealth
А вот пополнить флот Тайваня новыми подводными лодками никак не удается. В строю – две субмарины типа Hai Lung (вариант голландских типа Zwaardvis), построенные в Нидерландах в 1987-1988 гг., и две американские типа Tench эпохи Второй мировой войны, которые используются как учебные и для тренировки противолодочных сил. В начале 2000-х президент США Джордж Буш-младший обещал Тайбэю поставить восемь новых НАПЛ.
Но Соединенные Штаты давно утратили технологии создания таких субмарин (последняя ДЭПЛ была построена в 1959 г.). Когда прикинули, во что обойдется реанимация этих технологий, то оказалось, что каждая подлодка будет стоить порядка $1 млрд., то есть почти столько же, сколько атомная. На это Тайвань не согласился.
Сейчас, по сообщению зарубежных источников, на Тайване ведется проектирование НАПЛ. Очевидно, помощь в этом деле Тайбэю оказывают западноевропейские специалисты. Планируется построить восемь субмарин национальной разработки. Но когда это произойдет, неизвестно.
Подытоживая, можно утверждать, что Тайвань обладает достаточно значительными военно-морскими силами. Но они, несомненно, уступают ВМС НОАК. И если Пекин захочет, то просто сметет мятежный остров. Но вряд ли сейчас у него есть такое намерение.
Перспективный фрегат типа SIGMA 9814 ВМС Индонезии
Другой бывший бастион США в западной части Тихого океана – Филиппины. Эта самая северная страна Юго-Восточной Азии после испано-американской войны 1898 г. стала колонией Соединенных Штатов и получила независимость только в 1946 году, но фактически еще долгое время находилась под протекторатом Вашингтона.
Филиппины – самое слабое звено антикитайского вала, выстраиваемого Соединенными Штатами. В составе ВМС – преимущественно американский хлам, давно отслуживший положенные сроки. Достаточно сказать, что фрегат Datu Sikatuna типа Cannon и шесть корветов типа PCE 827 построены еще в годы Второй мировой войны. Самые новые корабли – два фрегата типа Hamilton (бывшие куттеры Береговой охраны США) вступили в строй во второй половине 60-х годов прошлого века.
Фрегат Naresuan Королевских ВМС Таиланда построен в Китае
Очевидно, у островной республики не хватало ресурсов для укрепления флота. Но вот в сентябре прошлого года был объявлен тендер на приобретение новых современных фрегатов. О готовности принять в нем участие объявили 11 судостроительных компаний разных стран. Однако тайфун Хайян, известный также как тайфун Йоланда, обрушившийся на страну в ноябре прошлого года, нанес большой экономический ущерб Филиппинам, и с тендером пришлось повременить. Зато подсуетились США, обещав предоставить «грант» на $40 млн., который станет частью оплаты за еще два куттера типа Hamilton, если Манила решит их купить. Ясно, однако, что эти корабли не будут сколько-нибудь существенно влиять на боеспособность ВМС Филиппин.
Разные возможности Южного фланга
Казалось, еще недавно Вьетнам был противником номер один Соединенных Штатов в Юго-Восточной Азии. Сейчас же Вашингтон делает все, чтобы склонить Ханой к союзничеству, главным образом в военной сфере. Так, недавно США предложили укрепить морскую авиацию СРВ патрульными самолетами P-3 Orion. Но и без заокеанской подсказки Вьетнам укрепляет свои военно-морские силы.
Социалистическая Республика Вьетнам предпринимает энергичные меры по модернизации военно-морских сил. За последние несколько лет ВМС этой страны пополнились двумя фрегатами «Гепард-3.9» и несколькими ракетными катерами проекта 12418 «Молния». Эти корабли обладают значительной ударной мощью. Они вооружены противокорабельными ракетными комплексами «Уран-Э» (многоцелевые фрегаты несут по восемь ракет Х-35Э, а «молнии» – по 16).
Эти ракеты поражают цели на дистанции до 130 км. Возможна замена ракет Х-35Э на новейшую модификацию – Х-35УЭ «Супер-Уран» с дальностью стрельбы до 260 км и комбинированной системой наведения, включающей инерциальную систему, блок спутниковой навигации и радиолокационную активно-пассивную головку самонаведения, обеспечивающую высокую точность и помехозащищенность в условиях радиоэлектронного противодействия.
Австралийская ДЭПЛ Rankin типа Collins идет под перископом
И фрегаты, и ракетные катера, что называется, пришлись по душе вьетнамским морякам. Сейчас в России на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького строится вторая пара фрегатов типа «Гепард-3.9», а во Вьетнаме ведется серийная лицензионная сборка катеров проекта 12418.
Скоро на верфи фирмы Damen Shipyards Group в Флиссингене (Нидерланды) для ВМС Вьетнама состоится закладка корвета проекта SIGMA 9814. Его длина – 98 м, а ширина – 14 м. Он будет вооружен противокорабельным ракетным комплексом Exocet MM40 Block 3, ЗРК малой дальности MICA VL, 76-мм универсальной артиллерийской установкой Oto Melara Super Rapid, двумя 30-мм артиллерийскими установками Oto Melara MARLIN-WS и противолодочным вертолетом Ка-28. Второй корабль этого типа будет построен во Вьетнаме.
В составе ВМС Вьетнама имеются четыре патрульных корабля проекта 10412 «Светляк». Они вооружены автоматическими 76- и 30-мм артиллерийскими установками, предназначенными для ведения огня по морским, воздушным и береговым целям. То есть это небольшие, но эффективные канонерские лодки, способные и патрулировать прибрежные воды, и отражать атаки противника. По образу и подобию российских «светляков» во Вьетнаме сейчас серийно строятся патрульные корабли типа ТТ 400 ТР, которые имеют аналогичный с кораблями проекта 10412 состав вооружения.
В январе этого года на военно-морской базе Камрань был поднят флаг на дизель-электрической подводной лодке Hanoi – головной проекта 06361, а в этом месяце в Камрань доставлена вторая субмарина – Ho Chi Minh. Шесть ДЭПЛ этого типа постройки санкт-петербургских «Адмиралтейских верфей» придадут ВМС Вьетнама совершенно новое качество. Эти малошумные подводные корабли несут мощное вооружение: торпеды, мины, а также крылатые ракеты комплекса Club-S, предназначенные для поражения наводных и береговых целей на дальности до 300 км.
Позаботились ВМС Вьетнама и о береговой обороне. Подвижный ракетный комплекс К-300П «Бастион» с ракетами K-310 «Яхонт» предназначен для поражения надводных кораблей всех классов и типов, а также наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. Дальность его действия – до 300 км. То есть «яхонты» могут поражать цели и объекты военно-морской базы Санья Южного флота ВМС НОАК на острове Хайнань в Южно-Китайском море.
Вьетнамский флот – небольшой, но, бесспорно, хорошо сбалансированный. В ближайшем будущем он будет способен сдерживать любые попытки ущемить интересы страны в Южно-Китайском море.
Неплохо сбалансированы и Королевские малазийский ВМС, которые прикрывают подходы к стратегически важным проливам, связывающим Южно-Китайское море с Индийским океаном. Два фрегата типа Lekiu и шесть корветов типов Kasturi и Laksamana – корабли, способные выполнять ударные и оборонительные задачи.
Шесть патрульных кораблей типа Kedah несут по одному 76- и 30-мм автоматическому орудию, два пулемета и вертолет. Но в короткие сроки они могут быть довооружены ПКР Exocet и ЗРК обороны ближнего рубежа RAM. Таким образом, они превращаются в полноценные корветы. Кстати, это, пожалуй, единственный пример в мировой практике, когда уже в проекте OPV заложена его трансформация в боевой корабль.
Сейчас на малазийской верфи компании Bousted Holdings Berhad ведется строительство шести корветов типа Gowind. Их длина – 111 м, водоизмещение – около 3000 т, то есть фактически фрегатное. Максимальная скорость хода – 28 узлов, дальность плавания на 15 узлах – 5000 миль.
Корабли, которые начнут поступать в ВМС в 2018 г., будут вооружены двумя счетверенными пусковыми установками ПКР Exocet MM40 Block III (ими можно наносить удары и по береговым целям), ЗУР VL-MICA в 16 вертикальных пусковых установках, одной 57-мм и двумя 30-мм автоматическими артиллерийскими установками, двумя трехтрубными 324-мм торпедными аппаратами для стрельбы противолодочными торпедами и вертолетом Super Lynx 300.
УДК Canberra на ходовых испытаниях
Есть в малазийских ВМС и ракетные катера: четыре типа Perdana и четыре типа Handalan. Они построены в 70-х годах прошлого века во Франции и Швеции. Сейчас это устаревшие корабли, не отвечающие современным требованиям.
Зато две дизель-электрические подводные лодки типа Scorpene – вполне современные. Они вооружены торпедами и противокорабельными ракетами. Существенный недостаток подводных сил Королевских ВМС Малайзии – небольшое количество субмарин. Две даже современные единицы не делают погоды. Похоже, преимущественно они используются для подготовки экипажей перспективных подводных кораблей.
В этом смысле ВМС небольшого государства – Сингапура – более продвинутые. Сначала в Швеции были закуплены четыре дизель-электрические подводные лодки типа А-11В, которые служат «партой» для подготовки сингапурских подводников. Затем в Швеции были приобретены две субмарины типа А-17. На верфи Kokums была осуществлена их глубокая модернизация. На них не только заменили изношенные конструкции, но и обновили электронное оснащение, а самое главное лодки получили воздухонезависимые вспомогательные двигатели Стирлинга, что позволяет им находиться под водой без всплытия на поверхность более двух недель. Это корабли с большими возможностями.
В декабре прошлого года Сингапур подписал контракт с концерном ThyssenKrupp Marine Systems на приобретение двух субмарин типа 218SG. Об этих лодках мало что известно. Только то, что они тоже будут иметь анаэробные установки и оснащаться электроникой компаний ST Electronics и Atlas Elektronik. Стоимость сделки оценивается в 2,8 млрд. евро. Вполне вероятно, что Сингапур продолжит строительство таких лодок на своих верфях. Они придут на замену четырем субмаринам типа Challenger (А-11В).
ВМС Сингапура располагают также серьезными надводными кораблями. В первую очередь речь идет о шести фрегатах типа Formidable и шести ракетных корветах типа Victory. Последние недавно прошли модернизацию. Обновилась их система боевого управления, которая интегрирована с датчиками беспилотных летательных аппаратов ScanEagle. Однако 550-тонным кораблям пришлось расстаться с противолодочным вооружением. Но противолодочные функции выполняют одиннадцать 500-тонных кораблей типа Fearless собственной постройки. Сейчас им на замену строятся восемь более современных кораблей водоизмещением по 1200 т.
Перспективный эсминец Королевских ВМС Австралии типа Hobart
Сингапур строит десантные вертолетоносные корабли-доки не только для своих ВМС, но и для других государств региона. Это достаточно компактные суда полным водоизмещением порядка 8500 т перебрасывают более 350 бойцов морской пехоты, 18 танков, а также 20 единиц колесной техники на 12 узлах на дальность до 10400 миль.
Страна тысячи островов (на самом деле их насчитывается 17508, из которых около 6000 обитаемые) – Индонезия, чье население составляет 245,6 млн. человек (четвертое место в мире), а береговая линия имеет протяженность 54716 км (второе место в мире), просто обречена быть крупной морской державой.
Численный состав ВМС впечатляет. Но вот качество желает лучшего. Это какое-то лоскутное одеяло. Флот включает корабли голландской, немецкой, югославской, южнокорейской, сингапурской, американской, японской, советской и национальной постройки. Преимущественно все они – секонд-хенд, то есть достаточно изношенные. Такая «палитра» усложняет материально-техническое обслуживание флота и не способствует высокой боеспособности ВМС страны.
Сейчас Джакарта предпринимает энергичные усилия, чтобы выправить ситуацию за счет строительства кораблей и судов на национальных верфях. Уже пополнили флот или строятся ракетные катера типов KCR-40 и KCR-60. С помощью Южной Кореи освоен выпуск десантных кораблей. Один из двух фрегатов типа SIGMA 10514 предполагается построить в Индонезии. По своим характеристикам эти корабли будут близки вьетнамским корветам SIGMA 9814. Вероятно, все три новые ДЭПЛ типа 209/1400 будут построены в Индонезии из комплектующих, поставленных Южной Кореей.
Но всего этого явно недостаточно. Поэтому Джакарта продолжает закупки военно-морской техники за рубежом. Недавно за одну пятую от первоначальной цены, то есть за 40 млн. фунтов стерлингов за единицу, были приобретены три корвета типа F2000, построенные корпорацией BAE Systems и от которых еще в 2006 г. отказались Королевские ВМС Брунея по причине их несоответствия требованиям спецификации. Теперь после расконсервации они готовятся к переходу в Индонезию.
Достаточно пестро выглядят и Королевские ВМС Таиланда. Их основу составляют легкий авианосец Chakri Naruebet испанской постройки, два устаревших фрегата типа Knox, четыре фрегата типов 025T и 053HT, сделанные в Китае, четыре корвета, поставленные США в начале 1970-х и середине 1980-х годов, а также три – национальной постройки. В строю ВМС имеются девять ракетных катеров. Недавно принято решение о приобретении подводных лодок, но ни поставщик, ни количество заказанных субмарин пока не определены. Зато два новых фрегата типа DW 3000F будут построены в Южной Корее.
Как и во всем мире, ВМС государств Юго-Восточной Азии не минула мода на патрульные корабли открытого моря (OPV). Но, как уже отмечалось, кроме малазийских OPV типа Kedah, все их никак нельзя отнести к боевым. Вести ими бой – то же, что охотиться на слонов с помощью мухобойки.
Конечно, в странах Юго-Восточной Азии опасаются растущей китайской военной мощи. Но это еще не означает, что государства региона будут костьми ложиться ради защиты интересов Вашингтона. Тем паче у многих из них существуют прекрасные отношения с Пекином. И вооруженные силы они строят не для противостояния КНР, а скорее для возможного противодействия друг другу, поскольку между ними остаются неурегулированные территориальные споры из-за необитаемых островов, в недрах которых есть «черное золото» и газ. Поэтому антикитайский вал в ЮВА вряд ли Соединенным Штатам удастся построить.
На дальних рубежах
Поддержку своего влияния США хотят распространить и на удаленные от Китая акватории, прежде всего – Индийский океан и антарктические воды. Поэтому двинемся на юг, где находятся Австралия и Новая Зеландия. Эти два государства входят в военно-политический блок АНЗЮС (ANZUS), который три года назад отметил свое 60-летие. Правда, в последние десятилетия деятельность этого союза стала как-то затихать, особенно по военной линии. Теперь Вашингтон предпринимает усилия по ее оживлению.
В феврале этого года в Веллингтоне побывал министр ВМС США Рэй Мэйбус. Он обсудил с министром обороны Новой Зеландии Джонатаном Колманом вопросы военного сотрудничества. Дело в том, что оно было прервано почти на 30 лет после того, как в 1984 г. Новая Зеландия объявила свою территорию и примыкающие к ней воды безъядерной зоной. В ответ США запретили новозеландским кораблям заходить в американские военно-морские базы. Этот запрет был снят только в 2012 году.
Авианосец Vikramaditya значительно усилил группировку ВМС Индии
Использование новозеландских портов чрезвычайно важно для Соединенных Штатов. Ведь в годы Второй мировой войны они служили передовыми тыловыми базами для американского флота. Сегодня, когда Китай расширяет «периметр» своей обороны, в них снова возникла необходимость.
Сам же новозеландский флот чрезвычайно слаб. В его составе всего два боевых корабля – фрегаты типа Anzac, вступившие в состав ВМС в 1997 и 1999 годах. Корабли эти нестарые, способные выполнять задачи ПЛО, а также эскортные функции. Но в силу своей малочисленности они никакой «вал» укрепить не могут. В ВМС островного государства также имеются патрульные корабли открытого моря (две единицы) и патрульные катера (четыре единицы), несущие малокалиберные артиллерийские установки и пулеметы. Другими словами, их боевая ценность – нулевая.
В ноябре 2011 г. во время визита в Канберру президент США Барак Обама объявил о расширении американского военного присутствия в Австралии. Было подписано соответствующее соглашение. Стороны не делали секрета из того, что оно имеет антикитайскую направленность. Соединенные Штаты получили право на размещение в австралийском Порт-Дарвине 2500 морских пехотинцев. Договор также предусматривает увеличение числа американских боевых самолетов, развернутых на аэродромах на севере континента.
Надо сказать, что Австралия в отличие от Новой Зеландии всегда в большей или меньшей мере принимала участие в военных действиях США в Азии. Здесь и войны в Корее и Индокитае, и обе агрессии против Ирака, а также приближающиеся к бесславному завершению операции против талибов в Афганистане.
Судя по всему, Канберра перед лицом китайской угрозы взяла определенные обязательства по модернизации своих военно-морских сил. Сегодняшнее состояние Королевских ВМС этой страны, конечно, в лучшую сторону отличается от того, что имеется у Новой Зеландии, но еще далеко от совершенства. Ядро флота – шесть не очень удачных дизель-электрических подводных лодок типа Collins, больше половины из которых находится в бесконечных ремонтах, восемь фрегатов типа Anzac и четыре фрегата типа Oliver Hazard Perry, которые «по возрасту» нуждаются в замене.
Планы модернизации ВМС предполагают реализацию ряда программ. Так, в соответствии с «Проектом JP 2048» фаз 4A и 4B предусматривается строительство двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа Canberra полным водоизмещением 27500 т по типу испанского УДК типа Juan Carlos I. Корпуса этих кораблей, которые могут выполнять не только функции вертолетоносцев, но и легких авианосцев, если Австралия закупит американский истребители укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B, построены на испанской верфи Navantia. Дальнейшая их комплектация происходит на предприятии BAE Systems Australia в штате Виктория. Головной УДК Canberra уже проходит испытания в море, а второй – Adelaide – достраивается.
«Проект SEA 4000» ориентирован на строительство трех эсминцев ПВО типа Hobart полным водоизмещением по 6250 т с системой Aegis. Их сборка на верфи компании ASC ведется с участием той же испанской фирмы Navantia, поскольку эти австралийские корабли являются дальнейшим развитием фрегатов типа F-100 ВМС Испании.
На эсминцах будет размещаться пусковая установка Mk 41 с 48 ячейками вертикального старта ЗУР SM-2IIIA и SM-6 или 64 ЗУР ESSM, две счетверенные пусковые установки ПКР Harpoon, 127-мм артиллерийская установка, по два 25- и 20-мм автомата, два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата для стрельбы противолодочными торпедами и вертолет. Вступление в строй головного корабля ожидается в 2016 году.
В более отдаленной перспективе планируется построить восемь фрегатов водоизмещением по 7000 т для замены кораблей типа Anzac. Они будут вооружаться крылатыми ракетами, способными наносить удары не только по морским, но и береговым целям.
Другие «проекты» Королевских ВМС Австралии предусматривают модернизацию отдельных элементов подводных лодок типа Collins, фрегатов типа Anzac и иных боевых и вспомогательных единиц с целью повышения их боеспособности. Но, пожалуй, самый амбициозный – «Проект SEA 1000». Речь идет о строительстве 12 неатомных подводных лодок на общую сумму 36 млрд. австралийских долл. ($33,89 млрд.). Субмарины должны поступать на флот с 2025 г. для замены ДЭПЛ типа Collins.
Уделяется внимание и развитию морской авиации. 21 февраля этого года правительство Австралии заявило о намерении приобрести восемь новейших американских патрульных самолетов P-8A Poseidon. Они будут призваны усилить контроль обстановки в акваториях, окружающих континент.
Все эти «проекты» растянуты по времени, и к тому моменту, когда они будут реализованы, ВМС НОАК выйдут на новый количественный и качественный уровень. И тогда потуги Канберры в союзе с Вашингтоном «остановить» Китай будут выглядеть наивными.
Наконец, нужно сказать об Индии. ВМС этой страны развиваются динамично и требуют особого разговора. Поэтому ограничимся общими замечаниями.
Вашингтон чрезвычайно заинтересован не просто в дружественных, но и в союзнических отношениях с Дели. США готовы поставлять в эту страну любое оружие за исключением ракетно-ядерного. Но, учитывая прошлые не очень гладкие отношения с Соединенными Штатами, а также то обстоятельство, что американское оружие очень недешево, Дели проявляет сдержанность, приобретая у Америки только крайне необходимое для Вооруженных Сил. Так, на $2,1 млрд. были закуплены восемь патрульных самолетов P-8I Poseidon, затем еще четыре такие же машины за $1 млрд. Всего же, по данным индийских источников, морскую авиацию берегового базирования пополнят 24 самолета этой модели.
Поступательный характер двусторонних американо-индийских отношений был нарушен 12 декабря прошлого года, когда власти США выдвинули против заместителя индийского генконсульства в Нью-Йорке г-жи Девияни Хобрагаде не подтвержденные обвинения «в насилии» над прислугой. Женщину-дипломата в нарушение Венской конвенции посадили в каталажку вместе с преступниками и наркоманами.
В ответ по Индии прокатилась волна демонстраций протеста. В парламенте стали раздаваться требования о разрыве дипломатических отношений с Вашингтоном. Внешнеполитическим ведомствам удалось смикшировать скандал, но осадок, как говорится, остался.
Сейчас Дели делает ставку на развитие собственной оборонной промышленности и на диверсификацию импорта вооружений. И здесь имеются успехи. С помощью России создана и поступает на вооружение ракета BRAHMOS, предназначенная для поражения морских и наземных целей. Состоялись успешные испытания баллистических ракет К-15. Они поступят на вооружение первых индийских АПЛ национальной постройки типа Arihant. Можно привести и много других примеров.
Однако темпы военного кораблестроения заметно отстают от китайских. Сдача боевых единиц растягивается на годы. Так, испытания эсминца Kolkata –головного проекта 15А проходят не гладко. Задерживается сдача АПЛ Arihant и корветов типа Kamorta. На два года сдвинуты сроки передачи флоту авианосца Vikrant. Почти на три года задерживается программа строительства ДЭПЛ типа Scorpene.
И все-таки медленно, но верно ВМС Индии становятся доминирующей силой в Индийском океане. И хотя Дели наравне с Вашингтоном не заинтересован в проникновении Китая в Индийский океан, в индийской столице также без энтузиазма относятся к американскому военному присутствию в его водах.
Другими словами, антикитайский вал наравне с «американским миром» не получится.
/Александр Мозговой, oborona.ru/