Главная Вооружение и техника

Южнокорейский эсминец «Седжон Великий»

0
1282

В 1945 году, после изгнания японских колонизаторов, корейцы жили беднее аборигенов Новой Гвинеи. В Сеуле не было ни одного человека с высшим образованием, а американские временные власти не могли найти корейца, способного водить трамвай. Разразившаяся братоубийственная война окончательно превратила юг Корейского полуострова в край тотального хаоса и разрухи.

Страну терзал острейший энергетический кризис — все гидроэлектростанции остались на территории КНДР. К концу 50-х треть трудоспособного населения страны не имела работы, а ВВП на душу населения составлял 79 долларов — меньше, чем в странах Африки и Латинской Америки.

Сейчас, глядя на сияющие небоскребы Сеула, трудно поверить, что полвека назад здесь все было иначе. Захолустная окраина мира превратилась в ведущего мирового экспортера морской и автомобильной техники, электроники и товаров народного потребления.

Одним из локомотивов южнокорейской промышленности считается судостроение. К примеру, «Хундай» известен в мире не только как производитель дешевых автомобилей, но и как лидер крупнотоннажного судостроения — океанские линейные контейнеровозы, супертанкеры, паромы… Всего на долю «Хундай Хэви Индастриз» приходится 17% объема всего мирового судостроения и 30% объема производства судовых двигателей!

Корейцы не сидят на месте и агрессивно завоевывают новые рынки, поглощая своих конкурентов. Не секрет, что российский «Мистраль» де-факто строит южнокорейская корпорация STX, которой принадлежит верфь в Сен-Назере.

Обитатели Корейского полуострова обеспечивают морской техникой добрую половину мира. При этом они никогда не забывают о собственных интересах: военно-морской флот Республики Корея является четвертым по силе в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ключевым вектором развития выбраны «продвинутые» технологии — без ущерба для численности корабельного состава. Флот мощен, современен и многочислен.

В отличие от японцев, придерживающихся строго оборонительной концепции развития своих ВМС, южнокорейские моряки активно экспериментируют с крылатыми ракетами морского базирования. Ведутся работы в области создания области ПКР и противолодочных ракетоторпед, на вооружение принята установка вертикального пуска собственной разработки и аналог «Томагавка» (КРМБ Hyunmoo-IIIC).

Усилия корейцев были щедро вознаграждены — в 2008 г. на вооружение южнокорейских ВМС был принят корабль, считающийся самым сильно вооруженным кораблем в мире.

Sejong the Great (DDG-991). Проект Korean Destroyer eXperimental-III (KDX-III)

Конечно, со стратегической точки зрения, эсминец «Седжон Великий» необходимо сравнивать с кораблями КНДР — основного геополитического противника Южной Кореи. По понятным причинам, сделать подобное сравнение затруднительно. Южнокорейский суперэсминец категорически не похож на деревянные фелюги и сторожевики постройки 60-х годов.

По количеству установленных на нем ракет «Седжон Великий» имеет смысл сравнивать с другим морским чудовищем — атомным крейсером «Пётр Великий» (оба корабля, несомненно, заслуживают приставку «великий»).

144 ракеты различного назначения против 124 ракет «Петра Великого» (не считая боекомплектов ЗРК самообороны — «Кинжал», «Кортик», RIM-116). Если же учесть все зенитные ракеты малой дальности, то соотношение станет 165 ракет у «корейца» против 444 ракет нашего крейсера.

Конечно, сравнение кораблей по количеству ракет похоже на курьез. Как можно ставить в один ряд 7-тонную П-700 «Гранит» и дозвуковую ПКР Hae Sung, имеющую в 10 меньшую стартовую массу?

Тем не менее, боекомплект южнокорейского корабля на треть превышает б/к любого американского или японского Иджис-эсминца. А по числу зенитных ракет большой дальности, противолодочных ракетоторпед, ПКР и КРМБ — «Седжон Великий» оставляет позади даже российский суперкрейсер. Фактически, по этому показателю, он не имеет равных в мире (до вступления в строй модернизированного ТАРКРа «Адмирал Нахимов»).

В отличие от российского корабля, «Седжон Великий» способен нести высокоточное оружие для нанесения ударов по целям в глубине побережья. Второе преимущество «Седжона» — как и любой Иджис-эсминец, он оснащен мощной РЛС AN/SPY-1 (наиболее современной модификации «D»), идеально подходящей для контроля воздушного пространства на больших дистанциях, в т.ч. на заатмосферных высотах. Впрочем, в отличие от японских ВМС, корейцы пока не планируют оснащать свои эсминцы космическими ракетами-перехватчиками SM-3.

Вообще, возможности системы ПВО Иджис-эсминцев заметно преувеличены. Универсальный радар AN/SPY-1 и низкое расположением антенных решеток — неустранимый недостаток всех «Арли Берков» и их японских и южнокорейский клонов. Радар, как оказалось, совсем не «универсальный» и плохо различает низколетящие ракеты.

Не меньше сомнений вызывают системы управления огнем — «Седжон» оснащен стандартным комплектом из трех радиолокаторов подсветки AN/SPG-62 с механическим сканированием по азимуту и углу места. Система надежная, но с момента её создания прошло уже 30 лет. На многих флотах появились куда более продвинутые СУО на основе радаров с ФАР и активных РЛГСН для зенитных ракет. Лишь янки и их союзники продолжают «крутить старую шарманку».

Помимо стандартных радаров, в комплекс средств обнаружения «Седжона» входит французская ИК-система обнаружения Sagem IRST.

Зенитный боекомплект «Седжона» состоит из 80 ЗУР большой дальности SM-2MR Block IIIB производства США. Сравнение этих боеприпасов с зенитными ракетами «Петра Великого» дает следующий результат: SM-2MR превосходят по дальности стрельбы С-300Ф и, примерно, соответствует по данному параметру С-300ФМ.

Американская ракета компактнее и имеет в два раза меньшую массу, как результат — её скорость полета почти в два раза меньше, чем у отечественной ракеты 46H6E2, к тому же, SM-2MR оснащена БЧ меньшей массы. В то же время, SM-2MR Block IIIB, помимо обычной РЛГСН, имеет режим активного наведения в ИК-диапазоне (режим предназначен для обстрела «стелсов» и прочих целей с низкой ЭПР).

Из других зенитных средств на борту «Седжона» имеется ЗРК самообороны RIM-116 Rolling Airframe Missile — 21-зарядная ПУ на подвижном лафете, в носовой части надстройки. Технически, ракеты RAM представляют собой авиационные УР малой дальности «Сайдуиндер» с инфракрасными ГСН от ПЗРК «Стингер». Макс. дальность пуска — 10 000 метров. Любопытно, что «Седжон» стал первым из Иджис-эсминцев, получившим на вооружение такую систему.

Кормовые углы прикрывает другая система самообороны — семиствольная автоматическая пушка «Голкипер». Благодаря качественным приводам и средствам управления огнем, высокой скорострельности и могуществу 30-мм снарядов, голландский «Голкипер» считается одной из лучших систем данного назначения.

Конструктивно «Седжон» представляет собой увеличенный «Арли Берк» серии IIA с усиленным боекомплектом и расширенными боевыми возможностями. Южнокорейский эсминец на 10 метровдлиннее и на метр шире своего американского «прародителя». Полное водоизмещение «Седжона» достигло 11 тысяч тонн и соответствует в/и ракетного крейсера «Москва»!

Внешний облик с элементами технологии «стелс», компоновка, оружие и ГЭУ в составе четырех газовых турбин LM2500 — «Седжон» унаследовал большинство черт типичного Иджис-эсминца. Со всеми его несомненными достоинствами и недостатками.

Резерв водоизмещения был рационально потрачен на увеличение боекомплекта и запаса топлива на борту: дальность плавания «Седжона» на крейсерском 20-узловом ходу возросла на 600 миль (5500 миль против 4890 у самых современных «Арли Берков»).

Отдельный интерес представляют подпалубные установки вертикального запуска (УВП/VLS). По сравнению с оригинальной конструкцией, носовая секция УВП была увеличена с 32 до 48 ячеек Mk.41. Кормовой пусковой ракетный комплекс также претерпел большие изменения — число ячеек Mk.41 сократилось до 32 единиц. Взамен, чуть дальше в корму, разместились 48 ячеек УВП K-VLS собственного корейского производства. Таким образом, общее число ячеек УВП на ракетном эсминце достигло 128 единиц.

Боекомплект размещен следующим образом: по данным из открытых источников, все 80 оригинальных Mk.41 используются дл хранении и запуска зенитных ракет SM-2MR. В ячейках корейской K-VLS «вытянулись во фрунт» 32 крылатые ракеты Hyunmoo IIIC и 16 противолодочных ракет «Красная акула» (также известные, как K-ASROC).

«Красная акула» представляет собой типичную ПЛУР с противолодочной торпедой в качестве боевой части. Основным отличием от американского ASROC-VL является малогабаритная торпеда: вместо Mk.50 используется 324-мм торпеда собственной разработки K745 «Синяя акула».

КРМБ Hyunmoo IIIC — аналог «Томагавка». Согласно заявлением корейцев, ракета способна запускаться на дальность 1000…1500 км. Оснащена 500-кг боевой частью, но, в отличие от «Топора», она способна выходить на сверхзвук (1,2М). Маршевая высота полета — 50…100 м. Наведение — ИНС и GPS.

Запуск КРМБ Hyunmoo с одного из кораблей ВМС Республики Корея

Также в состав вооружений корейского эсминца входят:
— 16 противокорабельных ракет SSM-700K Hae Sung. Малогабаритная дозвуковая ПКР, очередной «национальный» клон американского «Гарпуна». Ракеты размещены в счетверенных ПУ в средней части корабля;
—127 ммуниверсальное орудие Mk.45 (новейшая модификации Mod.4 с длиной ствола 62 калибра);
— две противолодочные системы с малогабаритными торпедами «Синяя акула» (всего шесть единиц);
— вертолетная площадка, ангар на два вертолета — используются британские «Супер Линкс» или Сикорский SH-60 «Сихок».

Эпилог

Феномен превращения отсталой аграрной страны в одну из ведущих экономик мира получил название «Чудо на реке Ханган». Не менее удивительно прозвучит другой факт: в период с 2007 по 2012 годы корейцам удалось построить три суперэсминца!

Sejong the Great (DDG-991) и Seoae Ryu Seong-ryong (DDG-993) строились на мощностях «Хундай Хэви Индастриз».
Yulgok Yi I (DDG-992) построила компания «Дэу Шипбилдинг и Марин Инжиниринг».

В ближайшем будущем в планах корейцев построить еще шесть Иджис-эсминцев по проекту KDX-IIA. В отличие от крупных «Седжонов», новые корабли будет иметь полное водоизмещение в пределах 5500…7500 тонн и будут ориентированы на ведение боевых действий в прибрежной зоне. Передача кораблей флоту состоится в период 2019 — 2026 гг.

/Олег Капцов, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ