У перспективного ПАК ДА будет весьма трудная судьба

Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), призванный заменить дальний Ту-22М3 и стратегические Ту-160 и Ту-95МС, стал жертвой ведомственных амбиций и закулисной борьбы. Не успев совершить свой первый полет, он поменял «родителей», перейдя от КБ «Туполев» к департаменту Объединенной авиастроительной корпорации.

Первым о планах создания новейшего бомбардировщика сообщил в 2008-м генерал-полковник Александр Зелин, тогда главнокомандующий Военно-воздушными силами России. Правда, он не уточнил, какое конструкторское бюро возглавит проект. В следующем году руководство КБ Туполева на авиасалоне «МАКС» заявило о заключении контракта с Минобороны на научно-исследовательскую работу по проекту, получившему название ПАК ДА. В начале прошлого года стало известно, что новый самолет будет дозвуковым «летающим крылом», примерно как американский бомбардировщик В-2 «Спирит».

Безотцовщина

В феврале нынешнего года директор Департамента авиационной промышленности Минпромторга РФ Андрей Богинский рассказал, что военное ведомство, наконец, подписало контракт с КБ Туполева на разработку перспективного авиационного комплекса дальней авиации. По словам директора, финансирование проекта было начато еще в 2013-м и бомбардировщик включен в Госпрограмму вооружения на 2016–2025 годы.

У перспективного ПАК ДА будет весьма трудная судьба

Но в самом конструкторском бюро газете «Военно-промышленный курьер» пояснили, что деньги поступили только в конце прошлого года. Из-за задержек финансирования разработчики не смогли весной 2013-го заказать научно-производственному предприятию «Звезда» проектирование катапультных кресел, средств спасения и снаряжения для экипажа.

Сотрудникам бюро не совсем понятна ситуация с самим «Туполевым», так как, по некоторым данным, КБ подлежит скорому переформированию: ближе к лету оно покинет Москву и переедет в Татарстан. Там на базе Казанского авиационного производственного объединения имени С. П. Горбунова сейчас разворачивается основа нового объединенного конструкторского бюро – инженерно-технологический центр, куда вольется туполевское КБ. В связи с административными перетрясками судьба стратегического бомбардировщика, на который ВВС возлагают большие надежды, теперь теряется в тумане.

Много споров у специалистов вызвало решение создавать не сверхзвуковую, а дозвуковую машину по схеме «летающее крыло». Проектировщики объясняли это такими соображениями. Поскольку ПАК ДА должен заменить не только стратегические Ту-160 и Ту-95, но и дальние Ту-22М3, то есть практически всю ударную воздушную мощь России, новому комплексу требуется хотя бы минимально соответствовать летным характеристикам, в том числе и Ту-22.

«У дозвукового самолета легче обеспечить большую дальность полета и время патрулирования. Не секрет, что Ту-95 держится в воздухе гораздо дольше, чем сверхзвуковой Ту-160. Парк самолетов-заправщиков ВВС недостаточно большой, а заморских баз у России нет. Поэтому во главу угла выходит не скорость, а дальность полета и масса перевозимых авиационных средств поражения», – сказал независимый военный эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров.

Он отметил, что сейчас дальность полета крылатых ракет авиационного базирования доходит до трех – пяти тысяч километров и у стратегических бомбардировщиков больше нет необходимости прорывать эшелонированное ПВО противника, чтобы поразить цели. В то же время идею сделать ПАК ДА более скоростным поддерживал оборонный вице-премьер Дмитрий Рогозин. Весной прошлого года он заявил, что самолет может быть даже гиперзвуковым. Его высказывания специалистов не воодушевили.

«Работы по проекту начались еще в 1995 году, когда ВВС заказали ряд научно-исследовательских работ военному институту, ЦАГИ и КБ Туполева. Со стороны КБ ВВС были предложены три варианта машины, включая один, разработанный создателем Ту-160 Валентином Близнюком. Он предложил многорежимный самолет относительно малой массы, но при сохранении стратегической дальности полета. Однако ЦАГИ поддержал дозвуковой вариант, поскольку по расчетам этого института такой вариант представлялся наиболее оптимальным», – рассказал еженедельнику «ВПК» инженер-авиастроитель, участник работ.

По его словам, в 2003 году КБ Туполева завершило выполнение научно-исследовательской работы и было готово выйти на защиту аванпроекта, но из-за прекращения финансирования со стороны Минобороны разработка ПАК ДА прервалась. Ее продолжили только в 2008 году после возобновления финансирования и проведения соответствующего конкурса, который выиграло КБ Туполева.

Читайте также  «Туполев» готов к строительству опытных образцов ПАК ДА

«В итоге защита состоялась в 2012-м, а еще через год был заключен контракт на проведение опытно-конструкторских работ. Но почему-то не с КБ Туполева, получившим положительное заключение по аванпроекту, а с ОАК», – сообщил инженер-авиастроитель. Сейчас КБ, только начавшее готовить эскизный проект ПАК ДА, оказалось фактически отодвинутым от работ.

«В конце прошлого года на перспективный авиационный комплекс выделили порядка девяти миллиардов рублей, но до КБ дошел только один миллиард. Остальные деньги остались в ОАК. В январе нынешнего на совещании руководство ОАК объявило о создании в структуре корпорации нового департамента во главе с первым заместителем гендиректора «Туполева» Сергеем Богатиковым, который и будет вести все работы. Руководство ОАК решило привлечь к проектированию ПАК ДА специалистов-авиастроителей из корпорации «Иркут». «Туполев» будет выполнять только вспомогательные работы, передав всю документацию в новый департамент», – поделился с «ВПК» на условиях анонимности представитель КБ, знакомый с ситуацией.

Также собеседник издания пояснил, что вся кооперация по новой машине будет организована только в рамках предприятий, входящих в Объединенную авиастроительную корпорацию, с минимальным привлечением сторонних соисполнителей.

«Конечно, решение забрать разработку ПАК ДА у «Туполева» и отдать кооперативу ОАК – «Иркут» беспрецедентно для авиастроительной отрасли. Но руководство ОАК понять можно. Сейчас «иркутяне» ведут работы по самолету Як-242 (он же МС-21), который должен летать на «черном» крыле», – проинформировал «ВПК» высокопоставленный представитель авиационной отрасли. «Черное» – это принятое у авиастроителей сленговое название крыла, построенного из композитных углепластиковых элементов, для получения которых могут быть использованы специальные волокна из каменноугольных песков.

«Полностью композитных крыльев пока ни у нас, ни у иностранных авиастроителей нет. В местах максимальной нагруженности все равно используются дюралевые конструкции», – заметил собеседник газеты. По его словам, первый Як-242 все же будет с крылом из обычных сплавов. С композитным перспективный пассажирский авиалайнер, по планам авиастроителей, поднимется в воздух не раньше 2018 года.

«В выбранной конструкции ПАК ДА необходимо применить «черное» крыло. Поэтому «Иркуту» будет легко одновременно вести работы по двум машинам, проводя необходимые исследования и нарабатывая опыт», – добавил он. С этим решением не согласны в Конструкторском бюро Туполева. С 50-х годов фирма была ведущим разработчиком и создателем тяжелых и стратегических бомбардировщиков. Монополию «Туполева» смогли ненадолго подвинуть только самолеты 3М Владимира Мясищева, и даже знаменитый сверхзвуковой Т-4 «Сухого» так и не стал серийной машиной.

«В КБ сложился уникальный коллектив «прочнистов», «аэродинамиков» и других специалистов, имеющих опыт проектирования тяжелых бомбардировщиков. Ничего подобного в других КБ нет. Научить специалистов создавать авиационный комплекс за пару лет не получится. Если КБ Туполева понадобится не менее 8–10 лет, то другим КБ – вдвое больше, если вообще получится», – высказал свое мнение инженер-авиастроитель.

По словам собеседника, десятилетний провал в финансировании работ может негативно сказаться на состоянии дальней авиации. Важно успеть восполнить парк до списания стремительно стареющих машин. Поэтому сейчас нужна не технически прорывная машина, а простой и легкий в производстве летательный аппарат.

«В отличие от композитных материалов алюминиевые сплавы хорошо отработаны и изучены. К примеру, в сотовых панелях зачастую образуется конденсат, который при замерзании приводит к разрушению конструкции. Поэтому для дешевого и легкого в производстве бомбардировщика выбор материалов с сохранением преимущественного использования в конструкции алюминиевых сплавов, очевидно, будет более оправданным», – отметил высокопоставленный источник в авиационной отрасли.

Читайте также  О своеобразии текущего момента в российском авиастроении

Отцы-командиры

Но на этом беды конструкторского бюро не заканчиваются. По словам нескольких собеседников, знакомых с ситуацией, 26 марта должно пройти собрание акционеров ОАО «Туполев», где будет принято решение о слиянии с Казанским авиационным производственным объединением имени С.П. Горбунова в единую научно-техническую структуру. Предполагается, что создаваемый с прошлого года в КАПО инженерно-технологический центр станет сердцем новой организации, а специалисты КБ, покинув комплекс зданий, находящихся на московской набережной имени академика Туполева, переедут в Казань.

У перспективного ПАК ДА будет весьма трудная судьба

«Даже если мы останемся на месте, с нами будут заключать новые трудовые договоры. Многие мои коллеги, да и, признаться, я сам опасаемся, что останемся без работы», – говорит «Военно-промышленному курьеру» сотрудник КБ. Пока руководство компании не огласило официальных планов по реорганизации «Туполева». Авиационные эксперты считают объединение «Туполева» и КАПО правильным и своевременным шагом.

«По линейке Ту-204 и Ту-214 «Туполев» так и не создал серийный самолет, нравящийся авиакомпаниям. Последний проект, который мог быть реализован c «нуля», – Ту-334, но и он так и не был выведен в «серию», – рассказал независимый авиационный эксперт Сергей Стариков. По его словам, авиакомпания «Ред Вингс», став первым заказчиком восьми Ту-214, часто сталкивалась с проблемами в их эксплуатации.

«У «Ред Вингс» при вводе в эксплуатацию лайнеров данного типа возникало множество претензий к качеству самолетов. К сожалению, они решались с трудом. Казанский завод не имел права вносить изменения в конструкторскую документацию. Приходилось все доработки согласовывать с «Туполевым», после чего передавать в КАПО. Малейший вопрос превращался в длительный процесс согласования, а каждый день простойки самолетов приносил авиакомпании убытки», – пояснил Стариков.

По мнению эксперта, такая ситуация сложилась из-за разрыва связей между конструкторским бюро и заводом. «К примеру, компании «Гражданские самолеты Сухого» и «Суперджет» с такими проблемами не сталкиваются, так как оперативно исправляют выявленные авиакомпаниями и пользователями недостатки», – подытожил Стариков.

За последние пять лет это уже не первое слияние авиапредприятий и конструкторских бюро в единый авиационно-технический комплекс. В 2010 году ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г. М. Бериева» было объединено с ОАО «Таганрогская авиация» (бывший Таганрогский авиационный завод им. Г.М. Димитрова). Процессу помогло то, что оба предприятия находятся в одном городе.

«Советский опыт авиастроения показывает, что одно конструкторское бюро может работать с несколькими авиазаводами. И на заводе могут одновременно строиться самолеты разных фирм. В той же Казани в 60–80-е годы в одном цехе строились сверхзвуковые бомбардировщики Ту-22 и Ту-22М всех модификаций, а рядом собирались пассажирские дальнемагистральные Ил-62. «Ильюшин» работал и с казанским авиазаводом, и с ташкентским, где собирали транспортные Ил-76», – напомнили «ВПК» на одном из предприятий.

Можно долго спорить, кто виноват в ситуации, сложившейся с разработкой перспективного авиационного комплекса дальней авиации. У Объединенной авиастроительной корпорации есть свои доводы и резоны, и они кажутся на первый взгляд обоснованными и логичными. С другой стороны, уникальное конструкторское бюро – единственный разработчик стратегических и дальних бомбардировщиков – осталось без своего «ребенка» и фактически выдавлено из проекта. Ждет «Туполева» и болезненная процедура объединения.

Даже при самом мягком варианте развития событий новый научно-технический комплекс, объединивший Конструкторское бюро Туполева и Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова, не сразу сможет включиться в работу. Остается только надеяться, что ведомственные игры и борьба за финансирование не сорвут важнейшую для безопасности России программу ПАК ДА.

/Алексей Рамм, vpk-news.ru/

20 КОММЕНТАРИИ

  1. Сорвут,будьте спакойны. ОАК абсолютно не интересует безопасность страны,ее интересует «бабло»….что уже неоднократно было видно и давно Следственному комитету необходимо было заняться этим,но бояться тронуть гениальное детище гениального руководителя……
    А универсального хорошего самолета АК не получиться,и это тоже из исторического опыта….
    Повторяю-АК должен летать на всех скоростях(до 2,5-3 МАХ),на всех высотах,иметь экономичные,боевые и реверсные скорости с возможностью выхода в космос.
    Ну неужели не найдется думающий человек и объяснит Верховному простые вещи,что прошлое не стоит делать,надо смело идти в будущее,поменьше слушать бездарей а самому иногда послушать настоящих специалистов-патриотов страны.И главное-необходимо иметь несколько КБ.Только конкуренция и соревнование между ними позволит создать действительно перспективный многоцелевой с возможностью дальнейшей модернизации ПАК ДА.

    • Мужики! Я не специалист, но мне кажется, что вы несете ахинею. Такой самолет, как вы предлагаете, создать просто не возможно. Летать на дозвуковых и сверх звуковых скоростях, на малых и больших высотах одинаково хорошо, самолет не может. Планер будет очень и очень дорогущим, а про двигатель и говорить не стоит. Нет таких авиационных двигателей.

    • Я извиняюсь но Рогозин «настаивал на гиперзвуковом бомбардировщике» на него «посмотрели» пальцем у виска крутить не стали, но и так было понятно, что они (профессора, академики и все прочие «светила» об этом думают. Они «передумают» когда начнут испытания «гиперзвукового бомбера» в сша. Тогда они будут бегать как рыжие тараканы и «вымаливать финансирование на разработку», а якобы перспективный дозвуковой малозаметный «бомбер» станет «бесперспективным» вот и сказочке конец.

  2. Погосяна давно пора гнать в шею, на Кулоне сыночка приставил — династия получается, Зенит загибается. Когда же этому беспределу придёт конец?

  3. Что я вижу:-Очень примитивный подход, практически добивание Туполевского КБ. Сам заводской комплекс был «удачно урезан» постройкой на его территории жилых домов, полный цикл создания самолётов был уничтожен. Конструктора «скинули» свою первичную экспериментальную базу за коммерческую выгоду, сборочных площадей нет. Что стало с двумя авиационными базами в Томилино и Жуковском одному Богу известно, видимо кто-то не плохо «заработал» и «отличился на благо Родины».
    Мало того, что Боевые проекты сильно отличаются от Гражданских, тем более с развитием новых технологий и новых материалов. Старый подход не работает, это не начало эры аэропланов.
    Далее! есть очень большое отличие Патрульного самолёта(Ту-95) от Реактивного Стратега(Ту-160) и Дальнего сверхзвукового ракетного бомбардировщика(Ту-22).
    Такое ощущение что здесь очевидный злой умысел, это всё равно что стрелять из Пушки по воробьям и останавливать танк кидаясь бисером. Нельзя! по лестнице залезть на Луну. Но! видимо для тех кто это создает(задумал), можно.
    Сама задумка нового варианта чистый бред, замысел прост, выжать бабло на не создаваемый проект и прожрать его в своё усмотрение. Другого варианта нет, всё очевидно.

    • Святослав вы «изучите» досье на фамилию Погосян и всё станет вам понятно. Этот «нелюдь» специально всех мочил, и будет мочить. Чтобы все госконтракты доставались одной фирме «Сухой». За всю авиацию после 2020 года хочет отвечать «Сухой» это и Пак Фа, Пак пво, Пак ша, беспилотники, истребитель 6 поколения, вообще бред сивой кобылы. ТТЗ на 6 поколение нет, двигателей 6 поколения нет, беспилотных систем дополненных «защитой от кибератак» нет, вооружения 6 поколения нет. Считайте и самолёта 6 поколения нет. Это пиар чистой воды. «Мы круче всех». Мы круче Локхида и Боинга вместе взятых. Как бы вы Сухие не обосрались со своим 6 поколением. Вот это и есть «злой умысел». Только куда смотрит ГЕНПРОКУРАТУРА, СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ??? ФСБ, МВД. Никто даже мизинцем не пошевелил: Одна банда. Это наша Россия, неуправляемая.

    • Мужики! Я не специалист, но точно знаю,что Верховный любит летать на различных самолетах,а в целом об авиации/гражданской и военной/ он не думает. Все происходящие события в этой сфере, с участим Мантурова и Пагосяна, это подтверждают.Гражданскому авиастроению приходит конец. Для вышеназванных товарищей есть всего один проект /отверточной сборки/ — «Суперджет». Все остальное они губят на корню. Я же считаю, что Россия должна быть авиационной державой и строить самолеты как военного, так и гражданского предназначения.Каждый в стране должен заниматься своим делом. Меня очень удивляет отсутствие позиции Верховного по данной теме.Почему разработку перспективного ПАК ДА передали Пагосяну? Ведь КБ Туполева имеет огромнейший опыт проектирования и строительства бомбардировшиков. Обсуждался ли проект создания ПАК ДА со всеми заинтересованными лицами,включая Верховного? Определились ли они — какой бомбардировщик нужен России? Чтобы не было ахинеи типа-все скоростной, все высотный и тд.Бомбардировщик с самого первого штриха конструктора должен создаваться под конкретные цели и задачи,а не переделывался в дальнейшем под новые тенденции,как Су-27. На это уходит время и наши деньги — деньги налогоплательшиков. Как создавлся Су-27/методом проб и ошибок/, в нынешнее время не допустимо.

  4. Уровень современного прогресса уже позволяет и всевысотный и всескоростной. Взрывная волна от взрыва скинутого бомбового боеприпаса не должна догнать и повредить бомбордировщик. Тем более, если предполагаются термобарические и водородные ОМП. А на этих бабло-вымогателей должна быть приметивная дубина, благо, что уровня прогресса для этого не требуется.

  5. Они моторчик ПАК-ФА то довести до ума не могут…
    Что касается дальнего бомбардировщика, то это ещё один мистраль…
    Пусть сначала замену «Воеводе» сначала сделают!
    Потом можно вложиться в создание гиперзвукового движка для крылатых ракет и беспилотников.

  6. Вот вы ещё увидите какой на самом деле «управленец» Погосян. Помните до чего до «управлялся» Сердюков??? Армия была в «коме», сейчас вся авиация и ОАК тоже будут в коме. На самом деле у Погосяна интерес один-бабло. Косвенно эту идею можно услышать от Путина который пальчиком грозит, но ничего не делает. Что же касается бомбардировщика как конструкции в целом это бред сивой кобылы. Почему. По тому что: 1. Дозвуковой. 2. Масса 226 тонн. 3. Больше 6 тонн керосина в час сгорает. 4. Стоимость работ по созданию этого «стелса» $ 35 000 000 000. 5. К 2030 году будет 6 поколение истребителей (ГИПЕРЗВУКОВЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ), как он от них «уворачиваться» будет?, ах да у него будет РЭБ, глушилка по нашему, ну смешно же, право. У него будет маленький отсек для ракет средней и малой дальности!!!, против истребителя 6 поколения???, вы господа конструкторы «Туполевцы» спайсов обкурились???, ха, ха, ха. Теперь вместе подумаем о перспективах этого летающего крыла. Невесёлая однако перспектива. Я напомню первый полёт махины весом более 190 тонн (без боевой нагрузки) в 2019 году. Дорабатывать его надо до 2025, может до 2028 года, а потом??? Ну да можно «охрану» организовать в виде «сверхдальнего» перехватчика, но это совсем другие деньги, плюс возможное отставание перехватчика от истребителя 6 поколения, и по авионике, и по заметности, по скорости, по манёвренности. Уже сейчас видны «перспективы» нашей «дальней» авиации, и вывод: Распил бабла не избежен, отсталость от США по многим направлениям, упорное не желание делать «мега работу» (Гиперзвук чрезвычайно сложен, проблемы прямоточных двигателей до конца не изучены; тепловой барьер), остаётся надеяться что за океаном тоже «бабло» распилят, и по воздуху развеят. В смысле полный провал как было с SR71, крайне сложная и капризная машина, были катастрофы, не известно чем окончится история с проектированием SR 72. А если они нас обгонят (до скорости 3,5 тысячи километров в час будет работать ТРДДФ, затем включат ракетный ускоритель, вот вам и ГИПЕРЗВУК), тогда выражаясь словами Путина «Мы пыль замучаемся глотать», при своих скоростных показателях 810 км/ч. Умора. И катастрофа одновременно.

  7. Судя по всему всё движется к тому, что если счётная палата,генпрокуратура, не будут рыть под ОАК, наша авиация накроется медным тазом. Я не разоблачитель, я хорошо представляю себе возможности «молниеностного гиперзвукового удара». По порядку 1. В течении двух часов можно будет «наносить» удар по любой точке земного шара. 2. Даже хвалёные системы С-500 которые должны будут якобы сбивать цели в ближнем космосе, ничего не сделают с мишенью летящей со скоростью 16 000км/ч, на данный момент это сделать НЕВОЗМОЖНО. 3. Вполне возможно нам просто «нечем» будет ответить. (ракеты в шахтах скорее всего будут уничтожены). 4. Якобы перспективный малозаметный бомбардировщик ОКБ Туполева долетит до побережья США за… правильно 17 часов, он настолько БЕСПЕРСПЕКТИВЕН что его можно несколько раз уничтожить. 4. У него два мотора по 30 000 л.с, теперь представьте какой «тепловой» след они за собой оставят, да конечно, он набирает высоту, и вместо 60 000 л.с, будет 11500 л.с, но тепловой след никуда не исчезнет. 5. К 2025 году так называемые «кибератаки» станут повседневностью, это как вечером «телевизор посмотреть», и представьте, если у Туполевской машины нет «защиты от кибератак» (перехват систем управления воздушным судном при помощи массированной кибератаки, могут приземлить машину где захотят, или двигатели «выключат», или ещё что нибудь «вырубят»). Ну как вам, перспективный у нас комплекс дальней авиации?????. По моему ОЧЕНЬ СОМНИТЕЛЬНО. Даже если за океаном и не реализуют проект «глобального молниеносного удара», для меня «тупость» чиновников Минобороны, и леность конструкторов «Туполева» видна не вооружённым глазом. Если в былые годы наши «проектировали» например Миг 31, да в такие сроки, что в голове не умещается, как такую машину, да в такие сроки сделать можно было, то сейчас наметилась «тенденция» не хочешь, и не надо, это прямой путь, к безнадёжному ОТСТАВАНИЮ. Люди ВСЕГДА ставили перед собой задачи, намного превосходившие время, тем более кандидаты, и доктора технических наук, но сейчас, увы, меня не поймёт 95% прочитавших этот комментарий, ибо на первом месте «бабло», а не научные достижения.

  8. Мужики, Пасаны, Рогозин всё-таки «протолкнул» идею Гиперзвукового «Бомбардировщика», и это понятно, и вот почему: 1. Ту 95 феноменально старый. 2. Не может один «Стратег» спроектированный по образу и подобию B-2, заменить всю нашу дальнюю авиацию 3. Нужно не «отстать» от «гиперзвуковых технологий». 4. Наиболее оптимальным оказывается во времена СССР был парк из двух «сверхзвуковых бомберов» (Ту 22М3, и Ту 160), и одного «дозвукового» Ту 95. Сейчас необходимо «сочетать» «Один Гиперзвуковой бомбер, и Один дозвуковой бомбер». Кстати в США есть «Сверхзвуковой бомбер B1B, и есть «дозвуковой B-2». Китай тоже проектирует свой «бомбер». Так что это «тенденция» времени. Хочешь жить в мире… Тьфу,тьфу, тьфу, чтоб мне язык откусить и собакам выбросить. Но, после 1945 года, мы были вынуждены, обороняться, не так ли??? Понятное дело, что всё это десятки миллиардов стоит, но уж чистое небо над головой. Прочитал я о новом «проекте Рогозина» на сайте — infoniac.ru

  9. Да Погосян это «бомбардировщик конкурентов» 21 века. Всех разбомбил. Никого в «живых» не осталось. Остались «живые трупы». Надо ли их перечислять???. Тот кто знает, сам догадается. Сердюков и Погосян вот коррупционеры и «бомбардировщики» 21 века. Но правда есть эффект «бумеранга» вначале летит вперёд, затем возвращается, и даёт в лоб Сердюкову, Погосяну, всем ворам взяточникам коррупционерам. Получите в лоб, к вам «бумеранг» уже подлетает.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя