Главная Аналитические статьи и мнения

Крым начал приемку военного имущества и личного состава

2
310

Утро в Крыму вчера, 20 марта, началось с развязки конфликтной ситуации, случившейся накануне. Прокуратура полуострова сообщила о том, что временно задержанный начальник Военно-морских сил Украины контр-адмирал Сергей Гайдук и еще семеро активистов из числа сторонников новой киевской власти отпущены. Передача адмирала, буквально как в шпионских детективах, произошла в районе поселка Чонгар у блокпостов.

Ранее ночью министр обороны России Сергей Шойгу официально попросил руководство Крыма освободить Сергея Гайдука. «Министр обороны Российской Федерации генерал армии Сергей Шойгу обратился к руководству Республики Крым с просьбой освободить задержанного командующего Военно-морских сил Украины, контр-адмирала Сергея Гайдука и не препятствовать его выезду на территорию Украины», — сообщили корреспонденту «РГ» в военном ведомстве России.

Напомним, что накануне, после того как адмирал Гайдук покинул штаб ВМС в Севастополе, его попросили проехать в прокуратуру Крыма. Следственные органы республики сообщили, что у них есть вопросы к адмиралу, который «транслировал в воинские части Украины пришедший из Киева приказ применить оружие в отношении мирных граждан».

При этом глава российского военного ведомства Сергей Шойгу в обращении к крымским коллегам обратил внимание на то, что Сергей Гайдук вынужден был выполнять приказы своего руководства, подчиняясь воинским уставам Вооруженных сил Украины.

Судя по всему, вслед за адмиралом Крым покинут и другие украинские военнослужащие, отказавшиеся оставаться на полуострове. Причем им придется отправиться без техники и вооружения. Премьер Сергей Аксенов объявил этот арсенал собственностью республики и распорядился провести инвентаризацию находящегося на полуострове армейского и флотского имущества.

Судя по всему, какое-то время бывшие военные городки украинской армии вместе с их штабами, казармами, техническими парками и складами будут находиться в ведении и под охраной сил отрядов самообороны. А по мере формирования в Крыму новых структур Минобороны России гарнизонное хозяйство передадут в руки его представителей.

Это вовсе не значит, что солдат и офицеров, присягнувших на верность республике, заменят военными с «материка». Те, кто пришел в строй всерьез, надолго и имеет соответствующие профессиональные навыки, продолжат службу теперь уже в российской армии, в том числе на командных должностях. Однако ясно, что только этим контингентом полуостров надежно не прикроешь, там в любом случае придется создавать разновидовую армейскую группировку со своей авиацией, системой ПВО, сухопутной и прочими составляющими.

Меньше всего проблем ожидает моряков. Черноморский флот имеет в Крыму инфраструктуру, давно утверждены планы развития его корабельной и наземной группировки. Скорректировать их с учетом находящейся на полуострове украинской морской техники и инфраструктуры нашим адмиралам наверняка не составит труда. До признания независимости Крыма здесь в составе ВМС Украины находилось 15 надводных кораблей и вспомогательных судов, а также одна дизельная подводная лодка «Запорожье» типа «Варшавянка».

Кроме того, на вооружении береговых частей числилось примерно 40 танков, около 180 БМП, БМД и МТЛБ, а также 230 БТР-80 и еще около 100 различных артиллерийских установок. В составе морской авиации было около 10 самолетов, 60 многоцелевых Ми-8 и противолодочных вертолетов Ка-25, Ка-27 и других машин. Что из этого арсенала реально находится на полуострове, сейчас сказать сложно.

Поэтому, прежде всего нашим военным предстоит четко понять, какое «наследство» им досталось. Как выяснил корреспондент «РГ», этим вопросом, скорее всего, займется специальная комиссия Минобороны. Туда включат представителей различных видов и родов, а также промышленников. Первые оценят состояние военных городков, вторые — кондицию находящихся там техники и вооружения. Не исключено, что армейская инфраструктура крымских гарнизонов потребует какой-то переделки. Что же касается арсенала, тут «косметическими» мерами дело явно не ограничится.

О том, в каком плачевном виде держали свой боевой парк украинские генералы, легко судить по теперь уже бывшей 204-й истребительной авиабазе в Бельбеке. Напомним, что из 45 имеющихся там самолетов МиГ-29 и четырех учебных Л-39 летать могли всего пять машин — звено «мигов» и одна «элка». Возможно, что-то из этой авиатехники наши военные после ремонта включат в боевой состав ВВС. Все будет зависеть от степени износа истребителей.

Но «спарки» Л-39 Минобороны вряд ли понадобятся. В военно-авиационных училищах России таких летных парт почти не осталось, их сейчас активно заменяют современным учебно-боевым самолетом Як-130. Тратить деньги на восстановление старых «элок», перегонять эту рухлядь на аэродромы вузов ВВС нет смысла. Поэтому в лучшем случае самолеты передадут в ДОСААФ, а, скорее всего, просто утилизируют.

Ситуацию с украинской сухопутной техникой, системами и комплексами ПВО эксперты оценивают не так критически. Они говорят, что при соответствующем ремонте и обслуживании она может служить не один год. Однако окончательное слово тут за военными и промышленниками.

В последние дни на полуострове много говорят о местных солдатах-призывниках. Несколько тысяч таких парней сейчас тянут лямку в украинской армии, и местные власти вместе с их родителями ломают голову, как вернуть ребят домой. Из частей крымчан не отпускают и всячески «прессуют» тех, кто не хочет служить самопровозглашенным киевским начальникам. Можно предположить, что майдановцы сделают ребят предметом торга: например, согласятся их отпустить в обмен на ту же военную технику. Именно так, напомним, в свое время поступал с пленными российскими солдатами террорист Хаттаб. А бандеровцы далеко от него не ушли.

Гораздо более ясная ситуация со службой молодых крымчан в Российской армии. В Минобороны корреспондента «РГ» заверили, что нынешней весной никого из них в строй не позовут. Призывной план в Генштабе утвержден, и править его никто не станет. Тем более что поставить ребят в строй «автоматом» в любом случае не получится. На полуострове вначале нужно переналадить систему воинского учета, каждый будущий солдат должен получить гражданство РФ, пройти другие обязательные в такой ситуации процедуры. А вот осенью-2014 крымские призывники вполне могут пополнить вооруженные силы.

Глазами очевидца

Ворота украинских частей посыпались словно карточные домики. Причем некоторые части самостоятельно принимали решение спустить жовто-блакитный стяг. Например, в Бахчисарае личный состав построился на плацу. Под украинский гимн был спущен флаг. Аккуратно упакован. И личный состав промаршировал последним парадом на выход. А на флагштоке уже поднимался триколор и играл гимн России.

На аэродроме в Джанкое осталась только рота обеспечения. Когда отряды самообороны провели переговоры, командир собрал личный состав на плацу и предложил: «Прошел референдум. Результаты очевидны. Хотим мы этого или нет, Крым — российская территория. У нас два выхода: оставаться служить Украине и выехать за пределы Крыма или присягнуть новому руководству. Каждый должен выбрать свой путь».

«Я 25 лет служу на аэродроме, — говорит старший прапорщик Владимир Иванович. — Нас так же 23 года назад построили и предложили служить Украине. Мы плакали, но остались. Потому что дом. Потому что семья. И сейчас я понимаю этих молодых лейтенантов. Сложный выбор. Но мы-то возвращаемся в нашу армию».

Из 22 тысяч украинских военнослужащих на территории Крыма перешло на сторону правительства Аксенова чуть больше половины. Держится боевая часть в Перевальном, хотя то и дело появляются сообщения, что и она вот-вот спустит флаг. Стоят у причальных стенок 10 военно-морских кораблей и одна подводная лодка «Запорожье» в Севастополе. Штаб ВМСУ уже сдался на волю обстоятельств. Кстати, чтобы поднять боевой дух, Минобороны Украины прислало в этом месяце своим военнослужащим в Крыму двойную зарплату. Может, и этот фактор работает на упорство?

Как мне рассказал один из командиров отряда самообороны, украинские военнослужащие, которые пожелают служить в Крыму, остаются в местах дислокации. Им выдаются новые шевроны и погоны. Присягать они, скорее всего, будут уже Российской армии, которая будет здесь только тогда, когда закончатся все конституционные формальности. В дежурстве или иных операциях эти военнослужащие до присяги не задействованы. Одним словом, карантин.

Те же, кто решил оставаться верным украинской присяге, садятся в поезда и беспрепятственно едут на Украину на новые места службы. Даже билеты в плацкартный вагон им покупаются бесплатно согласно договоренности Минобороны Украины и Минобороны России. Одно маленькое условие — без оружия.

Третий путь — писать заявление об увольнении и становиться гражданским человеком. Многие контрактники так и поступили вначале. Но потом, погуляв по Крыму, записались в отряды самообороны. Сейчас они комплектуются новенькой формой. Довольствие обещают уже в рублях.

/Юрий Гаврилов, Иван Егоров, Юрий Снегирев, www.rg.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Игорь

    Мы русские с удивительным упорством постоянно создаем себе проблемы….

  2. Гатс

    А почему нельзя обменять военнослужащих Украины, пожелавших остаться верными присяге, на украинских военнослужащих крымского происхождения, желающих вернутся на родину?