Территориальная оборона в России не обеспечена и требует нетрадиционных путей решения этой проблемы. Решение вопроса территориальной обороны страны может быть достигнуто созданием специального компонента в ВС РФ – территориальных войск, формируемых на милиционной основе, то есть путем реального воссоздания казачества как военно-служилого сословия.
Крушение власти на Украине со всей ясностью показало, что опора только на силовые структуры и поддержку неорганизованной массы населения не дает гарантий стабильности власти и устойчивости государства. Когда происходят массовые выступления населения, особенно распределенные на большой территории, правоохранительные органы просто не успевают обеспечить своевременное реагирование на все акции.
Вместе с тем до сих пор существует проблема территориальной обороны, которая в нашей стране на должном уровне не решена.
Вопрос территориальной обороны
В военной теории территориальная оборона определяется как «система правовых, военных и общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых дислоцированными на определенной территории РФ разнородными силами для защиты объектов и коммуникаций как в мирное, так и в военное время от действий противника, совершения диверсионных и террористических актов, а с вводом режима военного положения – его установления и поддержания».
Территориальная оборона организуется по территориально-зональному принципу. Основным органом ее в мирное время является военный округ, а с началом военных действий – военный округ военного времени. В пределах округа заранее выделяются зоны территориальной обороны, в границах этих зон – районы.
Вся ответственность планирования и организации территориальной обороны возлагается на командующего округом и его штаб. Военные комиссариаты, органы Министерства внутренних дел и управления ФСБ России, другие органы исполнительной власти участвуют в планировании и выполнении задач по плану территориальной обороны.
Исходя из определения территориальной обороны и в соответствии с современными взглядами на ее содержание, спектр ее основных задач весьма широк. Прежде всего, это охрана и оборона важных военных, государственных, хозяйственных объектов и объектов на коммуникациях.
Вторая важнейшая задача территориальной обороны, особенно актуальная в военное время и, как показал опыт Украины, в условиях возникновения социально-политической нестабильности в стране – это активное противодействие в пределах зоны ответственности и на ее границах тем силам, которые могут нанести ущерб защищаемым объектам. В первую очередь это борьба с десантами, диверсионно-разведывательными группами, террористическими группировками и бандформированиями.
Еще одной важной задачей территориальной обороны является обеспечение установления и поддержание особых правовых режимов, военного или чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее регионах. В этих условиях большое значение приобретает охрана общественного порядка и общественной безопасности. Для этого только патрулей на улицах в крупном мегаполисе может потребоваться до двух-трех тысяч и более. А еще необходимо будет усилить охрану особо важных государственных и иных объектов.
Еще одна важнейшая задача территориальной обороны – ликвидация последствий различных разрушительных воздействий.
Чтобы выполнить такой объем задач, необходимо соответствующее количество личного состава и технических средств.
У силовиков недостаточно личного состава
Сегодня количество Вооруженных Сил России оценивается не более чем в 800 тысяч человек. Из них численность Сухопутных войск (которые только и могут участвовать в решении задач территориальной обороны) не превышает 300 тысяч человек. Число собственно линейных мотострелковых частей не выше 100 тысяч человек.
Для территориальной обороны даже при условии полного мобразвертывания ВС РФ могут быть выделены разве что отдельные подразделения общей численностью не более пяти – восьми тысяч человек в военное время и до 30–40 тысяч – при решении задач во внутреннем вооруженном конфликте. Остальные будут решать вопросы борьбы с внешним противником и прикрытия границы на других стратегических направлениях.
Численность внутренних войск МВД России – около 180 тысяч человек. При этом их основные задачи в значительной степени совпадают с задачами территориальной обороны. Однако из них к решению задач в пределах одного округа могут быть привлечены, по грубой оценке, не более 30–40 тысяч человек.
Помимо внутренних войск от МВД к решению вопросов территориальной обороны будут привлекаться региональные формирования, такие как ОПОН, а также местные подразделения полиции. Общую численность (основываясь на общей численности МВД России) этих сил, которая может быть привлечена для решения задач территориальной обороны в пределах одного округа, можно оценить не более чем в 15–20 тысяч человек.
МЧС призвано выполнять главным образом задачи ликвидации последствий. Органы ФСБ, решая вопросы контрразведывательного характера, не смогут внести заметный вклад в наращивание численности группировки сил территориальной обороны.
Таким образом, общая численность группировки территориальной обороны в пределах одного военного округа составит в зависимости от условий от 50–60 до 100 тысяч человек. То есть силовые структуры государства неспособны сформировать требуемую группировку войск (сил) для эффективного решения задач территориальной обороны даже в пределах одного военного округа.
Решение – возрождение казачества
К основным требованиям, которые сегодня целесообразно предъявить к такому роду войск, можно отнести:
1. Экономическая автономность с минимизацией нагрузки на государственный бюджет.
2. Самовоспроизведение за счет специфической системы воспитания детей.
3. Поддержание назначенного уровня боеготовности, исправности вооружения и военной техники главным образом за свой счет при минимальной государственной поддержке.
Наиболее полно этим требованиям соответствует территориальный милиционный принцип формирования таких войск, который предполагает пребывание личного состава (причисленного к действительной службе в территориальных войсках) в районах постоянного проживания при наличии у них в местах шаговой доступности складов хранения вооружения, боеприпасов и военной техники. При этом некоторая часть легкого стрелкового оружия может храниться в домашних условиях, как это имеет место в Швейцарии.
К основным задачам, возложенным на такие войска в рамках территориальной обороны, следует отнести те, которые, с одной стороны, требуют большой численности личного состава и его хорошей выучки, а с другой – не предъявляют высоких требований к качеству вооружения и военной техники. Это, прежде всего, борьба с диверсионно-разведывательными группами, террористическими группировками и бандформированиями, а также обеспечение установления и поддержания особых правовых режимов, военного или чрезвычайного положения на территории региона.
Плата государства за такую службу может осуществляться путем создания льготных условий для экономической деятельности – предоставлением бесплатно и по чрезвычайно льготным ценам земельных наделов, материалов для строительства и развития бизнеса, в виде различных банковских и налоговых льгот, в иных формах. Как исключение возможны денежные выплаты за определенные виды службы.
Первичной организационной основой может быть военно-производственное поселение (малый город, поселок, станица). За каждым таким поселением закрепляется зона ответственности, в пределах которой личный состав, проживающий в нем, решает возлагаемые на него задачи территориальной обороны.
Требование экономической автономности предполагает в качестве основной предпринимательскую деятельность, осуществляемую в масштабе как отдельных семей, так и поселения в целом (экономической базой такого поселения может быть коллективное предприятие). Как ключевые сферы экономической деятельности возможны сельское хозяйство, транспорт, перерабатывающая промышленность, а также лесозаготовка.
В зависимости от численности личного состава, набираемого поселением в территориальные войска, можно говорить о поселках (станицах) ротного, батальонного и полкового масштаба, которые должны быть способны набрать людей, которыми можно укомплектовать соответственно роту, батальон и полк.
За каждым таким поселением должна быть закреплена база хранения вооружения и военной техники, за которую несет личную ответственность глава поселения и коллективно – все поселение. Вооружение и военную технику необходимо хранить под жестким контролем со стороны территориальных органов военного управления, МВД и ФСБ. В частности, руководитель такого поселения и часть его аппарата могут назначаться военным командованием.
Территориальные войска должны иметь такие виды вооружений, которые необходимы для решения возлагаемых на них задач: легкое и тяжелое стрелковое оружие, легкобронированную технику, автомобили повышенной проходимости. Исходя из специфики задач, это может быть вооружение и военная техника устаревших образцов, в изобилии имеющаяся в настоящее время на складах МО.
В административном отношении военно-производственное поселение должно подчиняться администрации соответствующего района, а в оперативном – территориальному органу военного управления или командованию ближайшей войсковой части.
Общее количество таких поселений и их жителей определяется потребностями полноценного кадрового обеспечения решения всех задач территориальной обороны. Если в пределах одного военного округа для достижения требуемого числа личного состава территориальные войска должны иметь на чрезвычайный период порядка 100–150 тысяч человек, то соответственно общая сумма жителей военно-производственных поселений округа может составлять 400–500 тысяч человек, проживающих в 50–80 поселках (станицах). Для наших огромных округов это совсем немного, особенно если учесть большое количество имеющихся на балансе нашего МО брошенных военных городков.
То есть по сути дела речь идет о воссоздании казачества как реальной вооруженной опоры государства вместо современной его имитации.
Ограниченный объем статьи не позволяет дать более или менее полную оценку экономической и оперативной эффективности такой концепции. Можно отметить лишь следующие положительные стороны:
1. Появляются достаточно многочисленные контингенты действительно настоящих профессионалов, подготовленных буквально с детских лет.
2. Жизнь таких поселений будет целиком связана с военной службой, которая станет смыслом их существования, формируя специфический уклад. В результате возникнет особое сословие (а может, и народность), неразрывно связанное с военной службой государству. Менталитет его членов, сформированный специфической высокопатриотической средой воспитания молодежи, сделает это сословие одной из самых надежных опор государства.
3. Стоимость содержания такого казака несопоставимо меньше, чем призывника и тем более контрактника.
4. Будет решена проблема комплектования войсковых контингентов, прежде всего для решения задач территориальной обороны, а также и других.
Опасения, что вооружение и военная техника могут попасть в недобрые руки, не должны рассматриваться как серьезные, поскольку сегодня имеется большое количество баз и складов с вооружением и военной техникой, для охраны которых в условиях недостатка войск Минобороны вынуждено прибегать к помощи гражданских организаций. Так неужели казаки, состоящие на службе государства, будут менее надежными хранителями этого имущества, чем частные организации.
/Константин Сивков, доктор военных наук, vpk-news.ru/
Казачество не сделало выводов из истории и машет нагайкой на народ.Создавая негосударственные военизированные структуры с наделением их государственными правами,государство само себя ставит вне правового поля.Ведь и депутаты государственной думы,и члены правительства,да и Президент,в глазах определенного количества народа,совершают ,по их мнению,незаконные антинародные действия.И вдруг они решат такими же методами воздействовать на них с воспитательной целью.Ремнем не серьезно,нагайкой не обучены.Догадались тогда чем?Поумерьте пыл, граждане казаки,оглянитесь в прошлое,очень много черных пятен у казачества.Были и заслуги,но не ваши.Хотите защищать интересы страны,идите в армию,в разведку и т.д. А самодеятельность прекращайте и форму казачью снимите,никем ни данного вам права на ее ношение….И вообще,без обид,нафталином попахивает.Хотя,зная некоторых,нормальные люди,в войну не наигрались что ли…………как дети малые…Вот только один раз кто нибудь махнет нагайкой моих родственников или друзей и…знаю точно…будет кровь …и немалая….
А насчет территориальной обороны просто ложь.Государственных военизированных сил достаточно.Вот МВД для этого не годятся с их чисто полицейскими функциями.Офицеры МВД не имеют ни малейшего понятия в этом вопросе.Почему?Кто мешает восполнить это пробел.А ведь все офицеры,а подготовлены хуже солдата.Да и во ВВ насадили жандармские функции,забыв про свое истинное предназначение.И неудивительно,видя у кого они в подчинении.А непосредственных руководителей территориальной обороны-военкоматы-сделали гражданскими.Зато в МЧС контролеров для мониторинга в форме-плюнуть некогда.И ладно бы офицеры в возрасте.Так нет,на каждом шагу молодые.На одного реального спасателя как минимум пять контролеров.Да и форма им с погонами армии не нужны.Наведите порядок.И все встанет на свои места.Необходимо два раза в год организовать сборы со всем личным составом МВД,МЧ с целью их подготовки и совершенствования практических знаний при организации территориальной обороны.А ВВ вывести из подчинения министра ВД и заняться подготовкой с проведением как плановых так и внеплановых проверок.
Это утопия создания каких-то банд формирований на общественной основе это полная чушь, какая мера ответственности у этих людей, кто будет контролировать их деятельность, кто будет это все финансировать, общественная инициатива это хорошо, но какая перспектива, а если возникнет конфликт интересов с федеральной властью, кто его решит, я так думаю что кому-то не дает покоя слава «Правого сектора»
в Украине якобы общественной инициативы,если мы хотим сохранить порядок и спокойствие в нашей стране никакие казаки нам не нужны, в конце концов само слово казак это такой атипод слову москаль, почитайте класику. Очень опасна нициатива чтобы так не случилось что на Кавказе у нас не появились свои казаки.
М-дя! Константин Сивков как военный аналитик неплох, умно и красиво говорит но, не сейчас.
Причина:
1. РФ — это федерация без единого народа, «национального костяка стабильности». Территориальная Оборона в таких условиях — это ещё одна легальная ОПГ или рассадник территориального сепаратизма.
2. По военной практике только 10% от всех участников в зоне боевых действий способны активно принимать участие в боевых действиях. А! по утверждению какого-то военного психиатра, только 2% могут спокойно переносить психологические перегрузки боя. Жаль что не исследовались современные офицеры, на нарцисизм и фетишим, уж больно современные Армии стали декоративными и бесполезными. Так что наряжать в форму всех по желанию просто глупо и неадекватно.
3. Во времена развала СССР и появления Независимой Ичкерии именно Донские Казаки поддержали Дудаева подписав договор о дружбе и сотрудничестве. Это к особому и исключительному Патриотизму казаков относится, как он выглядит в реальности.
4. Во времена 2-ой Чеченской, будучи Патриотично настроенным и невозможности легально попасть на войну, пытался попасть в Батальон Ермолова, но по причине не казачьево происхождения получил отказ. Это к тому что, казак русскому не товарищ.
5. Что касается особого воспитания то будучи в рядах СА, был свидетелем как Ставропольцы демонстрировали свой особый шовенизм и очень негативно относились к славянам в общее.
Считаю что Правительство РФ неспособна адекватно реагировать на вызовы и кризисы, сама их провоцирует и правильно не использует Национальный Фактор считая его угрозой своей Власти.
Давно забытый план по Национальной Гвардии, реализовали на Украине. По мимо него был параллельный вариант Национальный Легион, они не противоречат друг другу и могут дополнять друг друга как смешанно, так и параллельно.
Соглашусь с предыдущими комментариями, хотя сам по происхождению казак. По мне так настоящее казачество было уничтожено во времена гражданской войны, а те кто сейчас шашками машут не более чем ряженые клоуны цепляющиеся за традиции и живущие прошлыми подвигами своих предков. Современный казак должен выглядеть как настоящий профессиональный военный, прошедший обучение в соответствующих учебных центрах и постоянно несущий службу в рядах ВС и имеющем особую боевую специализацию в различных родах войск. По настоящему все эти традиции шашкомахания и наконяхскакания в современной войне абсолютно бесполезны, ну разве только физуху держат на уровне, но ведь её можно и поддерживать постоянными армейскими тренировками. А традиционные костюмы вообще нужны только в музеях и на патриотических концертах. Боевые соединения находящиеся на самообеспечении ну это совсем уже феодальный строй, а опыт военных поселений у нас уже был и чем дело кончилось помнят все кто не спал в школе на уроках истории. Казачье ополчение пригодно только в случае оккупации нашей страны и открытой партизанской войне против захватчиков, а задача наших ВС как раз не допустить иностранной оккупации нашей Родины, а партизанить должны силы самообороны. Так что казачество реально опорой государства никогда не будет, а в некоторых случаях оно может быть и дестабилизирующем фактором(вспомни ту же гражданскую войну).
Вы правы,каждый по своему,но вы правы.Добавить нечего.