К 2016 году северные регионы России должны будут проводить мониторинг местности с помощью дирижаблей, оснащенных тепловизорами, лазерными датчиками, радиолокаторами и видеокамерами. Их использование включено в «дорожную карту» «Инновационный транспорт Севера», разработанную рабочей группой Военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве России совместно с НП «Сибирское машиностроение».
Этот документ подписан в ходе завершившегося 1 марта XI Красноярского экономического форума. В документе говорится об использовании летательных аппаратов для контроля нефтяных и газовых магистралей. При этом в ВПК говорят о возможностях их военного применения. Эксперты считают, что дирижабли перспективны только в случае серийного выпуска.
В «дорожной карте» программы «Инновационный транспорт для труднодоступных регионов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока» («Инновационный транспорт Севера») упоминаются две модели летательных аппаратов — беспилотный дирижабль ДП-27 «Анюта» и привязной аэростат ЭМАК. Оба спроектированы подмосковным ОАО «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» (ДКБА).
В департаменте правительства по обеспечению деятельности ВПК сообщили, что использование этих аппаратов возможно не только для мониторинга трубопроводов, но и для патрулирования границ, ретрансляции связи, обнаружения подводных лодок и поиска мин в акваториях. «Дирижабли смогут получить двойное применение. Сейчас о них забыли, но это вещь достаточно дешевая — при массовом производстве. В противном случае их эксплуатировать недешево, ведь необходима специальная инфраструктура», — сказал собеседник.
В ДКБА прокомментировать применение их разработок отказались. Представители предприятия сообщили, что производство аппаратов еще не началось. Сейчас существует единственный экземпляр «Анюты», который был показан еще на авиасалоне МАКС-2011. Дирижабль имеет наполняемый гелием дискообразный корпус объемом520 куб. м, он способен поднять200 кгполезной нагрузки на высоту1 км. Аэростат ЭМАК прошел испытания год назад.
Президент НПО «Авгуръ — РосАэроСистемы» (производит транспортные дирижабли) Геннадий Верба полагает, что для Арктики нужны принципиально иные решения, чем «Анюта» — у этого аппарата специфическая форма корпуса, напоминающая «летающую тарелку».
«Форма тарелки — тупиковая ветвь развития. Если ветер начинает дуть под определенным углом, то аппарат переворачивается. Чтобы этого не происходило, нужна сложная система стабилизации с несколькими силовыми установками, а это снизит надежность», — сказал Геннадий Верба.
При этом эксперт согласился, что в целом аэростаты и дирижабли будут намного экономичнее любых других средств аэроразведки. «Эти платформы позволяют поднять любое оборудование. При этом во много раз увеличивается радиус действия датчиков, охват территории. И не один другой летательный аппарат не может работать так долго», — подчеркнул Геннадий Верба.
Экс-главком ВВС России Владимир Михайлов подчеркнул, что в ближайшее время дирижабли снова станут частью военной авиации, как это было в начале XX века. «Когда дирижабли вывели из состава ВВС, в них использовался взрывоопасный газ. Сейчас технологии ушли вперед, и дирижабли становятся крайне перспективным направлением — они дешевы, им не нужны аэродромы, для приземления годится любое поле», — отметил Михайлов.
Председатель Военно-промышленной комиссии Дмитрий Рогозин не раз говорил о стратегической значимости арктического региона для России. В Арктике находится порядка четверти известных запасов углеводородов на планете. «Это величайшее богатство, и было бы просто тупиковой ситуацией, если бы Россия потеряла здесь свои амбиции», — заявил Рогозин на заседании Морской коллегии в конце 2013 года.
В отстаивании интересов в Арктике Российской Федерации предстоит конкурировать, прежде всего, с США, Канадой, Данией и Норвегией. О своих интересах в этом регионе заявляют и другие государства — Китай, Южная Корея, Нидерланды, Франция, Германия, Швеция и Великобритания.
Интересы США в данном регионе определяются не только ресурсами. Вашингтону выгодно разместить в Арктике системы противоракетной обороны и важно демонстрировать присутствие здесь своих вооруженных сил.
Министерство обороны России планирует в 2014 году завершить формирование группировки арктических войск. По поручению президента России восстанавливается сеть арктических аэродромов, причалов для атомных подлодок.
Возрождение отечественного дирижаблестроения началось в 1980-х годах, однако первые результаты появились только в начале 2000-х. На авиасалоне МАКС-2005 был представлен дирижабль Au-12м, построенный НПО «Авгуръ — РосАэроСистемы», в октябре 2006 года Свердловская область заявила о начале производства дирижаблей местными предприятиями.
В 2012 году резидентом кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» стал проект по созданию воздухоплавательного электроразведочного комплекса (полное название — воздухоплавательный электроразведочный комплекс с автономным мобильным полевым базированием для электромагнитного зондирования недр и поисков месторождений полезных ископаемых).
Проект подразумевает разработку и создание аэростата. Аппарат будет оснащен высокоточным оборудованием для проведения воздушного электромагнитного зондирования недр Земли для поиска в труднодоступных регионах месторождений различных ископаемых, среди которых углеводороды, цветные и благородные металлы, алмазы, а также источники пресных и термальных вод.
/Алексей Криворучек, izvestia.ru/
Какой-же идиот это решил. Может конницу вместо танков, тоже дешевле.
Надо распилить тему, может там немало государственных денег потеряется?