Главная Аналитические статьи и мнения

АПЛ «Северодвинск»: несостоявшийся прорыв

26
2333

Срыв программы строительства новейшей атомной подводной лодки приведет к значительной задержке всей кораблестроительной программы. По мнению заказчика – Военно-морского флота России, новейшая атомная подводная лодка проекта 885 не отвечает заданным гидроакустическим характеристикам, что значительно снижает ее боевые возможности.

Прошедшие в феврале этого года в Научно-производственном объединении машиностроения научные чтения, посвященные 100-летию великого советского конструктора Владимира Николаевича Челомея, посетили не только ракетостроители, но и корабелы. Ранее в Московском государственном техническом университете имени Баумана была установлена памятная доска, посвященная легендарному ракетостроителю. А затем представители Минобороны, Роскосмоса, различных конструкторских бюро, заводов-производителей и других структур побывали в находящемся в подмосковном Реутове научно-производственном объединении.

С благодарственными словами о созданных в НПО машиностроения морских ракетных комплексах выступили представители ВМФ России и инженеры-кораблестроители. В ходе Челомеевских чтений стало известно, что разработанный НПО ракетный комплекс 3К55 «Оникс» в конце прошлого года был успешно испытан на новейшей атомной подводной лодке «Северодвинск». Хотя еще в начале 2013-го вопрос о применении 3К55 с борта головной подводной лодки проекта 885 стоял очень остро.

По некоторым данным, озвученным в средствах массовой информации, если успешные запуски разработанного НПО «Новатор» ракетного комплекса «Калибр» прошли еще в конце 2011-го, то «Оникс» выстрелил только в конце лета прошлого года. Но, по словам офицера ВМФ России, знакомого с ситуацией, «Оникс» не единственная проблема «Северодвинска».

«В военно-морских кругах «Северодвинск» получил обидное прозвище, рифмующееся с названием этого города, из-за постоянных попыток Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) любой ценой пропихнуть лодку флоту. Хотя еще в конце прошлого года мы заняли четкую позицию – корабль к сдаче не готов, его надо дорабатывать», – рассказал «Военно-промышленному курьеру» собеседник.

По словам офицера, если проблемы с «Ониксом» сейчас уже в целом решены, то по гидроакустическим характеристикам и ядерной энергетической установке работы пока не движутся. Есть проблемы и с торпедными аппаратами.

«В прошлом году ОСК неофициально давала понять, что флот не готов принять «Северодвинск» в свой состав. У нас нет под него инфраструктуры, не отстроено место базирования, даже причал не готов. Хотя ВМФ не стремится утопить проект любой ценой, а добивается лишь заложенных в проекте характеристик. Мы и проектировщики субмарины понимаем, что в ее конструкции есть технические решения, не доведя которые до нормального «боя» сейчас, мы поставим под угрозу всю остальную программу строительства подводных лодок. Но у меня складывается мнение, что руководству ОСК надо только одно – сдать лодку ВМФ как можно быстрее, а потом уже разбираться, что делать», – пожаловался офицер флота.

Несмотря на то, что в СМИ (не только отраслевых, но и федеральных) достаточно часто проходит информация о работах по «Северодвинску», вся она носит характер дежурных новостей, взятых из пресс-релизов Объединенной судостроительной корпорации. «Вышел в море», «Прошел столько-то морских миль», «Успешно отстрелялся» – все, что можно прочесть о новейшей подводной лодке.

На фоне этих победных реляций неприятным сюрпризом стал отказ главкомата ВМФ в конце прошлого года, прямо «под елочку», от принятия корабля в состав флота, ограничившись так называемой опытной эксплуатацией, когда экипаж начинает отработку задач курса боевой подготовки, а заводчики устраняют обнаруженные недостатки. Также проводятся совместные испытания выявленных ранее проблемных узлов и агрегатов.

«Хотя не только отечественные, но и иностранные СМИ говорят о «Северодвинске» как о готовой к боевому применению субмарине, фактически это не так», – заявил в интервью «Военно-промышленному курьеру» высокопоставленный источник в ВМФ.

Так что же на самом деле происходит с новейшей атомной субмариной и как скоро она будет передана Военно-морскому флоту? Попробуем разобраться в ситуации.

От «Ясеня» к «Борею-А»

«Сейчас в «Северодвинске» заложены три технических решения, которые войдут также в проект 995А «Борей-А», хотя подлодки проекта 885 разработаны «Малахитом», а проекта 995 – ЦКБ «Рубин». Работы по головному «Борею» – «Святителю Николаю» начались в 2009 году», – проинформировал «ВПК» кораблестроитель, знакомый с ситуацией.

Речь идет о новейшем гидроакустическом комплексе (ГАК) «Амфора-Иртыш», так называемых бортовых торпедных аппаратах (ТА) и интегральной моноблочной ядерной энергетической установке (ЯЭУ), совмещающей в одном блоке реактор и паропроизводящую установку. Все это есть на «Северодвинске», и полученные результаты будут использованы при проектировании серии 995А.

«Первые три «Борея» были компромиссным решением. Они создавались из задела недостроенных субмарин проекта 971. Но с четвертого корпуса лодки проекта 995А станут такими, как первоначально планировалось», – пояснил собеседник.

Но работы по новейшим «Бореям» срываются во многом из-за проблем со сдачей «Северодвинска». «Из-за того, что главная антенна ГАК «Амфора-Иртыш» довольно большая, торпедные аппараты из носовой части надо убирать в среднюю часть корпуса и делать их так называемыми бортовыми. Первыми так поступили американцы при проектировании многоцелевых атомных подводных лодок класса «Лос-Анджелес». Сейчас такое решение стало типовым и используется не только на «Лос-Анджелесах», но и на «Си Вульфах», «Вирджиниях», а также британских «Аститьютах», – сообщил военный историк Максим Токарев.

По его словам, на советских лодках до недавнего времени таких торпедных аппаратов не было: «Даже на наиболее продвинутых АПЛ проекта 971 в носу стояли одновременно и ТА, и гидроакустическая антенна ГАС «Скат-3». Первой российской подводной лодкой с «бортовыми» торпедными аппаратами стал «Северодвинск».

Планировалось, что после отработки на «Северодвинске» торпедные аппараты должны были перейти и на «Борей», но на момент начала работ «бортовые» ТА оставались только в чертежах, ГАК «Амфора-Иртыш» перешел уже на лодки проекта «Борей-А». Хотя, по официальным данным, на «Юрии Долгоруком», «Александре Невском» и «Владимире Мономахе» установлен именно такой гидроакустический комплекс, это вызывает обоснованные сомнения, учитывая размеры главной антенны ГАК и наличие в носовой части субмарин торпедных аппаратов.

По некоторым сведениям, на указанных подводных лодках все же установлена доработанная гидроакустическая станция «Скат-3» от подводных лодок проекта 971, совмещенная с электронными системами и цифровыми библиотеками «Амфоры-Иртыша».

До недавнего времени «бортовые» торпедные аппараты на «Северодвинске» были головной болью не только кораблестроителей, но и военных моряков. Штатно производить пуски не удавалось, постоянно возникали срывы.

«Испытать ТА получилось только в середине прошлого года. Правда, сейчас они работают, как часы. Но сколько это стоило нервов экипажу, заводу и проектировщикам», – пожаловался офицер Военно-морского флота.

Если с торпедными аппаратами ситуация наладилась, то моноблочная ядерная энергетическая установка, разработанная и выпускаемая предприятиями Росатома, продолжает доставлять массу хлопот ее создателям и экипажу субмарины.

«Моноблочная схема экономит место и значительно снижает уровень шумов от работающих узлов и агрегатов. По сравнению с энергетическими установками лодок проекта 971 он в несколько раз ниже», – заметил «ВПК» инженер-кораблестроитель, знакомый с ситуацией. Правда, он отказался пояснить принцип действия и технические особенности российской моноблочной ЯЭУ, хотя и признал, что пока много проблем.

По данным «ВПК», реактор не всегда выдает требуемую мощность, есть проблемы и по шумности. «Реактор делал Росатом, хотя и к «Малахиту» есть определенные вопросы по размещению ЯЭУ в корпусе лодки. Некоторым специалистам оно кажется неоптимальным. Такие интегрированные энергетические установки получат также лодки проекта «Борей-А», – отметил офицер Военно-морского флота России.

Если проблемы с торпедными аппаратами и ГАК «Амфора-Иртыш» «Малахиту» и Севмашу решить удалось, то ЯЭУ пока остается ахиллесовой пятой всего проекта.

Скрипящие валы «ревущей коровы»

Еще одной бедой «Северодвинска» стала линия валов, вернее, ее подшипники. «Выработанный реактором пар поступает на паротурбинную установку и вращает несколько соединенных между собой валов. Из-за проблем с подшипниками возникает трение и лодка не может увеличивать скорость, чтобы линия не развалилась», – пояснил инженер-кораблестроитель.

Эта проблема преследует лодку с начала ходовых испытаний в сентябре 2011-го. За два года испытаний «Малахит» несколько раз вносил существенные изменения в конструкцию линии валов, при этом заменяли и саму линию с постановкой лодки в док. Последний раз это случилось уже на государственных испытаниях в мае прошлого года.

«Начавшиеся 27 мая испытания должны были продлиться до середины августа. 19 июля лодка из-за технических проблем вернулась на завод в Северодвинск. Правда, уже 30 июля она опять ушла в море», – говорит инженер-кораблестроитель.

На завод из отпусков была вызвана бригада рабочих, которая в авральном режиме устраняла проблемы в линии валов. «Успели быстро. Самое смешное, что даже местные газеты написали о ремонте», – вспомнил собеседник издания. Несмотря на оперативность работ, «Северодвинск» вернулся с испытаний более чем с 200 замечаниями.

Сочетание недостатков линии валов и превышение порога шумности при работе ЯЭУ на некоторых режимах привели к главной проблеме субмарины – несоответствию ее гидроакустических характеристик тем, что были заложены ВМФ в техническом задании.

«Сейчас мы обеспечили устойчивую работу всех систем лодки, поэтому уровень акустических шумов не превышает установленных. Но на некоторых режимах работы возникают так называемые всплески, когда шумность зашкаливает в разы, хотя и кратковременные», – рассказал инженер. По его словам, лодка должна пройти расширенные гидроакустические испытания, предварительно запланированные на март-апрель нынешнего года, когда в Мотовском заливе улучшится ледовая обстановка.

Сейчас подлодка находится на заводе «Севмаш». Как рассчитывают кораблестроители, к этому времени проблема всплесков будет решена.

«Из-за этих проблем мы иногда шутливо называли лодку «ревущей коровой». Хотя до настоящих «ревущих коров» – старых лодок проекта 675 ей, конечно, далеко. Но для такой продвинутой субмарины приятного мало», – заявил офицер Военно-морского флота. Он добавил, что в ВМФ уверены: в ближайшее время проблемы субмарины и всего проекта будут решены. Но военных смущает позиция руководителей Объединенной судостроительной корпорации.

«Их задача впихнуть лодку флоту любой ценой, не считаясь с проблемами и возникшими трудностями. Нам же недоделанный корабль не нужен. Все бывает, первые в серии всегда проблемные. Но нельзя передавать небоеготовую подлодку», – возмущен собеседник газеты.

С моряками сложно не согласиться, ведь переговоры ОСК с ВМФ России шли вплоть до 30 декабря прошлого года, хотя еще в конце ноября военные четко обозначили свою позицию. По данным «ВПК», подписывать акт приема АПЛ в корабельный состав должны были главком адмирал Виктор Чирков и глава ОСК Владимир Шмаков.

Неверно и утверждение, что в Западной Лице, куда должен прийти после своего принятия в состав флота «Северодвинск», ничего не готово к его приему. Еще осенью прошлого года «Спецстрой» реконструировал причал, построил дополнительные сооружения, выполнив первую очередь работ.

Остается надеяться, что запланированные на ближайшие месяцы гидроакустические испытания пройдут успешно и «Северодвинск» войдет в состав ВМФ России, а полученный технический задел, как и планировалось, будет широко использован при строительстве новейших стратегических ракетных субмарин проекта «Борей-А». Так же стоит отметить, что сейчас кораблестроение вышло на утраченные после распада СССР позиции. Самое главное, чтобы ситуация с «Северодвинском» больше не повторилась.

/Алексей Рамм, vpk-news.ru/

26 КОММЕНТАРИИ

  1. Святослав72

    Да! не всё так «шоколадно», как официально заявлялось. Правильно делают, что не принимают, если примут на недоделки забьют, так уже было.

  2. Саша

    А что может быть «шоколадного», когда ПЛА не строили 20 лет. Естественно и кооперацию пришлось всю восстанавливать и заставлять их работать в новых условиях. При всем этом ПЛА «Северодвинск» — это очень продвинутая лодка. А эти недостатки — детские болезни, которые спецы СПМБМ «Малахит» обязательно устранят. Я-то их почти всех знаю, очень квалифицированные люди. Интегральная компоновка реактора то же относительно нова, хотя по-видимому она близка к ледокольной «Ритм-200», разработанной в ОКБМ. Какие там могут быть шумы в отсутствии ЦНПК — мне не понятно. Во многом эта ПЛА действительно революционный проект, относящийся полностью к 4-му поколению.

    • Святослав72

      А! не в 90-х её начали строить? Тем более контракты с Индийцами Китайцами и другими никто не отменял. Так что про утраченные технологические цепочки, это отмазка. Особенно если учесть функционирующею рем базу. На Украине танки до сих пор хорошо делают, а в России даже моторы новые не начали делать. Зато «УрлаВаХонЗадрот» десятками лет, гробы втюхивала вороватым паркетным ГенеДралам. Ми-28 никак ночным не сделают, даже и не понятно «научили-ли» его стрелять в зависе или нет. Если покопаться, да по душам поговорить, много можно чего узнать интересного. Сразу можно всех Малютой Скуратовым постращать, может и родят чего правильное а не будут в мозг срать.

      • Саша

        Насчет танков и вертолетов ничего не скажу, их пока на ПЛ не устанавливают. СПМБМ «Малахит» не работал ни с индусами, ни с китайцами. Это прерогатива «Рубина». А кооперация была внутри СССР: Украина, Молдавия и т.д. Да что объяснять, когда Вы снова о танках…

        • Святослав72

          А! «Севмаш» здесь вообще никак не замешан, на Марсе наверно лодки делают? Отношения между КБ и заводами меня мало парит. Там каждый сам за себя, и сам себе на уме. Наверно «малахит» лодки сам из дерева рубит, или 20 лет самогонные аппараты ваял. Если сами себя так пристроили, то нехрен теперь всех обвинять и браться за то что не умеете больше.

    • Олег

      до 10 децибел можно убрать применением тефлонового порошка производства ООО Владфорум.снизите энергозатраты до 10% и тепловыделение ресурс в 5-6 раз.Применяем 15 лет.Ввели в лаки и краски за счет снижения трения добавили скорость кораблики.3-й год ходят.УСПЕХОВ.

  3. Саша

    На самом деле в «Малахите» лодки, а точнее их модели делают из дерева. Можете купить, если хватит денег. А самогонные аппараты продают прямо в холле на первом этаже. Они дешевле, чем те, что делают на Севмаше.

    • Святослав72

      Что и требовалось доказать. Лепить горбатого можно многим, Шойгу и Рогозину тоже, и тем лохам что до них «лапы грели» на обороне. Это нормально, для тех кто «сейчас на коне».
      Меня лично волнует и напрягает, настоящее и будущее, то что «крысы» всё угробили ради личной выгоды.

  4. Саша

    Растранжирование бюджетных средств идет в надстройках над отраслью. В судостроении — это ОСК — искусственно созданный орган, который вообще не нужен, а сколько там дармоедов сидит. Чтобы скрыть концы в воду они каждый год меняют директора. То же в авиапроме: самолетов нет, зато есть ОАК с Погосяном, который везде тащит свой СУ. То же в двигательной отрасли и т.д. Самое страшное, что мы отстали навсегда в станкостроении и приборостроении. У нас все станки либо немецкие, либо японские и т.д. Если введут экономические санкции, то будет худо. Одна надежда на Китай, но у них качество ниже. А воруют бюджет везде, где он огромный. В США тоже четверть бюджета разворовывается.

    • Святослав72

      В этом и была цель Западных «друзей», лишить Нас ресурсов и потенциала, которую удачно провёл Горбачёв продолжил Ельцин и завершает Путин. Что можно стащить, что нельзя разрушить.

  5. технократ

    Ну и верхогляд же этот Святослав72!Постеснялся бы давать свои коментарии если не компетентен.

    • Святослав72

      Чего мне стесняться, если модель поведения и тупёж один и тот-же?
      Сам-то не напрягаешься когда «большие дяди» откровенно трахают мозги очевидной хернёй? Нет!
      Ну! а мне эти темы интересные, не с технической стороны а с организационной и адекватной стороны дела.
      Если-бы я за что-то отвечал, чего не зная, то нашёл-бы знающих людей и желающих создать шедевр. Всё просто.

      • Аноним

        Если Вы, Святослав72, отвечаете за свои слова, то «найдите знающих людей и желающих создать шедевр» — толковый, доступный текст об оборонке. Действуйте, чего Вам стеснятся? А! то у Вас какая-то унылая жижа всё время получается. Или Вы за свои слова не отвечаете?

        • Святослав72

          Если-бы была возможность, то за мной не заржавеет. А! так, я давно не при делах, и тем более вне системы.
          Так что вдохновлять меня на «Крестовый поход» занятие бесполезное.

  6. Саша

    Сложно отвечать человеку, который к проектированию и строительству сложнейших инженерных сооружений, какими являются ПЛАТ приплетает и политику и прочую ахинею.

    • Святослав72

      Хорошо «кинул камень», а сам чего жалуешься или с логикой беда?
      Сынок! в мои времена работы на заводе, слесаря со стажем работы конструкторам объясняли что они чудаки(на букву М) и то что они нарисовали неправильно и как можно сделать проще и лучше.
      Так что не надо этой высотной поИПотины, обёрнутой в свою элитарность.
      Кстати! ваши некоторые высказывания имеют место из телепередачи, и мне очень знакомы.

      • Аноним

        Вот так, одной короткой фразой, объяснить почему пал СССР, а заодно спрогнозировать в близком будущем падение РФ: «в мои времена работы на заводе, слесаря со стажем работы конструкторам объясняли что они чудаки(на букву М) и то что они нарисовали неправильно и как можно сделать проще и лучше» — блеск! Советские конструктора оказывается были чудаками на букву «М», а ВПК держался на суперслесарях. Нынешние российские конструктора примерно такие же. А! вот слесарей приличных уже нет. Мощь анализа и безкомпромисность прогноза впечатляют.

        • Святослав72

          Всё было, это реальность. Не каждый «в теме», не каждому дано.

  7. Умник

    Да видно, что Святослав72 из черной кости. Пишет всякий бред, а может быть он под кайфом. Нормальный человек не будет ерунду писать.

    • Святослав72

      А! тебе что не нравиться, из одного клуба что-ли?
      Нет, не под кайфом, не пью и не курю и тем более не ширяюсь. В чём бред?! В том что: многие хер забили; сдали всё в аренду; разогнали людей; распродали что могли, и выпрашивают бабло на то чем не занимаются?
      Ну! так флаг в руки.

    • Аноним

      Не верите Вы в нормальных людей, уважаемый Умник. Вы полагаете, что нормальные люди способны писать бред только под кайфом, но это не так! Нормальные люди (не пьющие, не курящие и тем более не ширяющиеся) спосбны и на гораздо большие подвиги, чем писать всего-лишь всякий бред! Верьте в нормальных людей, уважаемый Умник! И не поворачивайтесь к ним спиной.

  8. Игорь

    Все просто.Руководство ОСК к нам ,в Магадан.А заместители очень хорошо начнут работать.Страх для некоторых-высочайший стимул для решения важных государственных задач.

    • Святослав72

      Не уверен. Если заместители далеки от проектирования и организации, а являются «менеджерами» с любым образованием, то эффекта не будет.
      Понятно что без Государственного контроля и организации, нельзя связать разные КБ с производителями и сборщиками, которые не централизованы и не автономны, тем более после развала СССР многие КБ заводы и технологии уничтожались намеренно.
      Опять-же! не многие способны быть «больны темой», вот без этих людей ничего не будет.

  9. Умник

    Ребята спорим мы не о том. Скоро не только лодки, но и вообще корабли проектировать и строить будет некому. Посмотрите Первый институт МО развалили, т.е. фактически уничтожили военно-морскую науку. Корабелка — некогда гордость СССР разваливается. И лет через пять исчезнет. А Вы корабли, корабли. Самое главное, кто все это разваливает? На какую страну работает. Вот был бы жив тов. Сталин, он бы этих натовских шпионов расстрелял, а так кранты нам.

  10. Саша

    Я расскажу как «эффективный» менеджер Дутов был поставлен из Москвы руководить ЦНИИ им. Крылова. Так сейчас он на правом берегу Невы закрывает уникальную лабораторию ИФЛ-4, а землю хочет продать. И ничего с ним не сделать, т.к. он приятель Мантурова. Вот где поле деятельности для ФСБ, а не мелких жуликов ловить. Тут хищение пахнет миллиардом долларов.