Главная Иностранные армии

Развитие турецких оборонных возможностей

0
1310

За прошедшие три десятилетия Турция постепенно построила фундамент стабильной местной оборонной промышленности. Рассмотрим прогресс этой страны в области некоторых наземных систем для армии. Ожидается, что в следующие 20 лет Турция будет получать почти всю свою военную технику из местных источников, завершив длительный этап инвестирования в технологии и инфраструктуру.


Стандартный вариант ACV-15 с установленной башней Sharpshooter, вооруженной 25-мм автоматической пушкой

Халук Булучу, директор по развитию бизнеса в компании FNSS, сообщил: «За последние 20 лет вместе с правительством и Секретариатом оборонной промышленности (SSM) мы прошли путь от обучения до понимания того, как управлять крупными проектами, как изготавливать и, наконец, как проектировать свои собственные машины».

Это сотрудничество позволило местной промышленности к 2011 году удовлетворить потребности вооруженных сил Турции на 54%. «Я считаю, что в следующие 20 лет Турция будет закупать всё свое вооружение у собственной промышленности», — продолжил он.

Основательная работа

Путь в направлении развития местной военно-промышленной базы начался в 1985 году с создания Секретариата оборонной промышленности (SSM), задачами которого стали развитие турецких оборонных возможностей и модернизация национальных вооруженных сил. Для того, чтобы дать стране необходимые возможности Секретариат сосредоточился на выполнении потребностей вооруженных сил за счет сочетания промышленного участия и офсетных программ.

В результате этих усилий была основана устойчивая промышленная структура из более чем 100 оборонных предприятий, а SSM рассмотрел большое число проектов общей стоимостью 30 миллиардов долларов. Этот успех также привлек внимание зарубежных заказчиков и турецкая промышленность превратилась в конкурентоспособную на международном уровне отрасль.

Наземный сектор, в частности, является основной сферой роста. Хотя прошедшее десятилетие определялось потребностями США и их союзников, развернутых в Ираке и Афганистане, в наземных транспортных средствах, но теперь положение дел может измениться. Вывод войск из этих стран вкупе с ограничениями западных оборонных бюджетов и изменением политического пространства, может вполне вероятно стать причиной сокращений в этой части рынка.

Впрочем, в предстоящее десятилетие большая часть инвестиций будет определяться постафганским расчетом. Ясно, что страны подобные Турции могут сыграть важную роль в содействии росту; с их точки зрения ряд развивающихся сил, включая трения с соседней Сирией, укрепят потребности страны в эффективных наземных машинах, способных соответствовать асимметричным угрозам современного поля боя.


Вариант машины Pars 8×8 был заказан Малайзией; компания FNSS оптимистична насчет дальнейших экспортных продаж

Для того чтобы поддержать и возглавить развитие в этой сфере, SSM опубликовал Стратегический план на 2012 – 2016 годы. В его рамках осуществляется управление программами индустриализации, технологии и закупок с целью дальнейшего развития возможностей в сфере обороны и безопасности, что привлечет не только местных покупателей, но и множество зарубежных заказчиков. Его приоритетами являются создание устойчивого роста в промышленности, достижение зрелости в управлении программами и развитие технологической компетентности.

Турецкие танки

Признаки прогресса Турции в наземном секторе можно увидеть на примере одного из ее крупнейших проектов, программе Altay, предусматривающим создание, разработку, производство, испытания и квалификацию нового ОБТ с целью соответствия требованиям турецких сухопутных сил. SSM подписал контракт в июле 2008 года с компанией Otokar стоимостью примерно 500 млн. долларов на первый этап программы.

Согласно контракту компания будет работать со своим южнокорейским партнером Hyundai Rotem и субподрядчиками, а также турецкими компаниями Aselsan, MKEK и Roketsan. На начальном этапе продолжительностью семь лет будут разработаны, изготовлены, испытаны и квалифицированы четыре прототипа Altay. Если они успешно пройдут испытания еще 250 машин будут изготовлены на этапе серийного производства, по которому будут заключены отдельные контракты.

Одним из условий контракта является наибольшее вовлечение в проект местных компаний, но при этом технология на эти машины будет получена у компании Hyundai Rotem. Конструкция Altay базируется на танке K2 Black Panther корейской армии. Это первая экспортная модель Hyundai, победившая европейских соперников.

Компания Otokar завершила концептуальный проект Altay в 2010 году и представила полномасштабный макет на выставке IDEF 2011. На выставке Eurosatory 2012 компания объявила о том, что она закончила рабочий и предварительный этапы и начала третий и последний этап – разработку прототипа и квалификацию. Первые два прототипа Altay были изготовлены в ноябре 2012 года.

По этой программе компания Aselsan поставит свою СУО наряду с коммуникационным оборудованием, компания MKEK поставит 120-мм гладкоствольную пушку, а компания Roketsan изготовит комплект модульного бронирования по лицензии от Hyundai Rotem.

Построение отношений

Отношения между Южной Кореей и Турцией очень важны для обеих стран. Компания Korea Aerospace Industries подписала в 2007 году контрактов на 400 миллионов долларов на поставку экспортного варианта своего учебного самолета KT-1T в турецкие ВВС. Ранее в 2001 году Турция купила самоходную гаубицу Samsung Techwin K9 (в турецкой армии получила обозначение T-155 Firtina (Шторм)).

Обе эти сделки стали крупнейшими оборонными контрактами, подписанными южнокорейской промышленностью на данное время. Они способствовали расширению собственной оборонной отрасли, а также внедрению современной технологии в Турции.


Конструкция ОБТ Altay базируется на проекте корейского танка K2 Black Panther

Гаубица T-155 была поставлена компанией Samsung Techwin по соглашению о передаче технологий стоимостью один миллиард долларов. Анкара заказала в общей сложности 300 систем, начальная партия поставлена компанией Samsung, а оставшаяся часть была изготовлена по лицензии. Некоторые электронные системы, включая инерциальную навигационную систему и СУО, были разработаны турецкой компанией Aselsan.

Эти схемы показывают, как технологии могут быть привнесены в страну за счет использования программ с низким риском, что, несомненно, будет способствовать росту промышленности. Aselsan в настоящее время поставляет СУО для танка Altay и также разрабатывает автоматическую систему транспортировки боеприпасов для транспортно-заряжающей машины Firtina ARV, базирующейся на южнокорейской ТЗМ K10.

Наряду с Firtina машина ARV также вызывает интерес потенциальных зарубежных покупателей, включая Азербайджан и Саудовскую Аравию. MKEK успешно провела демонстрационные стрельбы своей буксируемой гаубицы155 мм Panter и самоходной гаубицы Firtina в Саудовской Аравии в 2012 году.

Турция также успешна в разработке гусеничной бронированной машины ACV (Armored Combat Vehicle). В конце 80-х годов турецкая армия имела потребность в нескольких тысячах платформ, базирующихся на бронированной БМП AIFV, которая в свою очередь базируется на американском БТР M113. Компания FNSS выиграла тендер на разработку платформы в рамках соглашения о передаче технологии. При этом первые 285 корпусов были поставлены в страну в сборе, а остальные полностью изготовлены в Турции.

Компания FNSS была первоначально основана как совместное предприятие между турецкой компанией Nurol Holding (51%) и BAE Systems (49%) с целью производства 1698 ACV для турецких сухопутных сил, начиная с 1991 года. Первоначально получив обозначение ACV-300, где 300 относилось к двигателю Detroit Diesel 6V-53T мощностью 300 л.с., все машины в настоящее время делятся на семейства ACV-15 и ACV-19 исходя из категории по массе (15 и 19 тонн соответственно). Первый вариант машины вышел с завода в 2000 году, второй ACV-19 создан в этом же году, но выпущен в 2004 году.

Булучу добавил: «Когда мы выиграли тендер по ACV, мы отправили группу специалистов в США для обучения сборке и сварке машин; вся компания FNSS сформирована вокруг изготовления машин по лицензии и своевременной их поставке с качеством необходимым турецкому заказчику».

Повышение возможностей

Программа ACV стала важной вехой в развитии местных возможностей по изготовлению гусеничных машин.

«Турецкий заказчик имел свое видение по созданию оборонной промышленности в Турции и мы (в FNSS) вокруг себя сформировали базу поставщиков, инвестируя в обучение, закупая машинное оборудование и повышая требования к качеству», — продолжил он. «За один год началась локализация проекта, в течение двух лет изделие было локализовано с нуля до 73%».

За основу было взято шасси AIFV и затем была спроектирована высокоподвижная машина ACV-15 среднего класса с низким силуэтом. Она имеет дополнительные места установки вооружения и оборудования, что позволяет иметь различные конфигурации. 13–15 тонная машина способна проводить высокоскоростные операции в условиях пустыни и на дорогах со скоростью до 65 км/ч.

Стандартная конфигурация ACV-15 включает 25-мм автоматическую пушку M242, 7,62-мм пулемет, 12 стандартных пусковых установок дымовых гранат и стабилизированную башню Sharpshooter. В ней установлен дизельный двигатель мощностью 350 л.с.; машина доступна в различных вариантах включая БТР и БМП.

ACV-19 имеет увеличенное внутреннее пространство и большую грузоподъемность, сохраняя при этом унифицированность с ACV-15. Машина вооружена 12,7-мм пулеметом и восемью пусковыми установками дымовых гранат. Главное отличие состоит в том, что она имеет удлиненный корпус, более мощный бортовой редуктор и усиленную подвеску для увеличенной грузоподъемности. Корпус также обеспечивает защиту против бронебойных боеприпасов и мин.

«Мы не только выполняем требования турецкой армии, но еще в 1997 году мы начали экспортировать наши боевые машины и ОАЭ стали первым покупателем», — объяснил Булучу. «Первые поставки в ОАЭ включали машины различных конфигураций, а затем последовали экспортные поставки в Малайзию и на Филиппины».

Естественное движение вперед

Движение в сторону колесных боевых машин было естественным движением вперед для компании FNSS, которая впоследствии разработала семейство машин Pars (Леопард).

«В 1998 году мы увидели потребность в колесных машинах и тогда мы начали думать о внедрении в этот сектор», — добавил Булучу. «Мы на то время изготавливали ACV по лицензии, и мы получили большой опыт по колесным машинам, организовали сотрудничество и разработали наше семейство Pars в 2000 – 2010 годах».


Турецкая армия выдала контракт на закупку мобильного штурмового моста Pars

Семейство машин Pars 6×6 и 8×8 было выбрано турецкой армией, компания также получила контракты на разработку и производство двух специализированных вариантов, мобильного штурмового моста и бронированной боевой землеройной машины. Обе машины входят в стратегический план Секретариата оборонной промышленности Турции.

Компания также работает с малазийской DefTech по поставке машины AV8 на базе Pars малазийским вооруженным силам.

«Поддержка правительства сыграла здесь большую роль, и задача состоит в том, чтобы, в конечном счете, удовлетворить все потребности турецких военных, но мы подходим к уровню насыщения и рост будет теперь замедляться, поскольку мы движемся в более сложные технологические сферы», — сказал Булучу.

С экспортной точки зрения Булучу считает, что Турция создала определенные параметры, которые будут способствовать преумножению успеха, которого она уже и так достигла: «Конкурентоспособность европейского рынка под вопросом, тогда как в Турции у нас есть молодая рабочая сила, развивающаяся энергичная и амбициозная промышленность. Поэтому в следующие 20 лет мы увидим наших партнеров из Европы и Америки с надеждой стремящихся к сотрудничеству с нами, чтобы внедриться на рынки Азии и Ближнего Востока».

Он считает, что подобно Турции другие страны также хотят развивать свои собственную промышленность. Вместо сохранения только лишь местной производственной базы Булучу хочет сформировать партнерские отношения на новых рынках, передать знания и «разделить выгоды». Этот подход отличается от отношения западных компаний, которые хотят продавать из своих собственных стран.

Поставщики электроники и систем вооружения

Вдобавок к основным программам по машинам, SSM инвестирует в местные компании с целью продвижения электроники и систем вооружения. Компанией MKEK выполняется проект по современной винтовке для пехоты с целью соответствия требованиям турецких вооруженных сил.

Компания изготовила 5,56-мм штурмовую винтовку HK-33 по лицензии и на выставке IDEF 2007 она показала новый прототип винтовки T-50, имеющий общий корпус с HK33E. Компания MKEK также заключила контракт с SSM по разработке пулемета.


Турецкая 5,56-мм штурмовая винтовка HK-33

Компания Aselsan изготавливает прицелы Python/Boa для турецкой армии. Легкий и прочный, неохлаждаемый (на оксиде ванадия) тепловизор с матрицей 384×288 работает в длинноволновом диапазоне; он был разработан для индивидуального оружия или оружия отделения или приложений наблюдения. Он может различать цели в плохую погоду, работать в полной темноте, он не отключится или засветится при попадании прямого солнечного света.

Компания также разработала систему управления огнем Eagle Eye, предназначенную для стрелков и командиров машин с возможностью захватывать цели в движении. Она может работать в плохую погоду или в боевых условиях, даже когда используется визуальный камуфляж.

За счет тщательно выверенных инвестиций в выбранные области секретариат SSM успешно заложил основы сильной и устойчивой оборонной промышленности Турции. За счет создания международного партнерства, использования офсетных программ и передачи технологий, а также сильной культуры НИОКР, Турция уже создает технологию, конкурирующую на международном уровне. При постоянном руководстве SSM и высокой квалификации его подрядчиков будущее турецкого наземного сектора выглядит блестяще.

/Alex Alexeev, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ