Локальные конфликты последних десятилетий имеют ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать при планировании операций. Кроме того, некоторые черты современных войн предъявляют особые требования к оснащению и структуре вооруженных сил. Не так давно министерство армии США начало изучение нового перспективного направления. На этот раз взгляды военных и специалистов обращены на боевые действия под землей.
В середине декабря 2013 года американское министерство армии опубликовало очередной запрос на предоставление информации. В соответствии с этим документом любая заинтересованная организация может предоставить военным имеющуюся у нее информацию о существующих и перспективных системах вооружения или оборудования, пригодным для ведения боевых действий под землей. При этом отмечается, что запрос на предоставление информации не является предложением о сотрудничестве или приглашением к участию в какой-либо программе. Пока чиновники министерства армии намерены лишь изучить существующую ситуацию в перспективной области и сделать необходимые выводы.
Интерес министерства армии США к технологиям и оснащению для ведения боевых действий в подземных условиях обусловлен некоторыми особенностями последних конфликтов. В ходе локальных войн последнего времени некоторые противники американской армии активно использовали различные подземные тоннели и т.п. сооружения. Отмечается, что большое количество подобных объектов имеется и используется на Ближнем Востоке.
Кроме того, при помощи подземных тоннелей организованная преступность осуществляет контрабанду различных грузов через границы с Мексикой и Канадой. Для пресечения подобной противозаконной деятельности и для эффективного противодействия вражеским вооруженным формированиям армия США может нуждаться в специальных подразделениях, оснащенных необходимым оружием и оборудованием и способных работать в условиях подземелий.
Министерство армии желает получить сведения о существующих и перспективных системах, позволяющих повысить боевой потенциал «подземных» подразделений армии. Чиновники готовы рассмотреть любые предложения, которые отвечают общим требованиям, а также не противоречат наложенным ограничениям. Особо отмечается, что оружие и оснащение для ведения боев под землей не должно представлять опасности для бойцов. В них не должны присутствовать или использоваться токсичные компоненты, а применение не должно быть связано с образованием опасных отходов или появлением иных факторов, от которых боец не может быть защищен.
Одно из главных требований, предъявляемых к перспективным системам, – мобильность. Все компоненты вооружения или оснащения должны иметь малые размеры и вес, которые позволят переносить их в одиночку. Кроме того, оборудование и оружие не должны мешать солдату двигаться. К примеру, в состав оснащения бойца может входить некоторое альпинистское снаряжение, а отряд может получить роботизированную транспортную систему.
Бойцы должны быть защищены от автоматического оружия калибра 7,62 мм и ручных гранат противника. Для этого в состав перспективной экипировки должны входить соответствующие средства защиты. Боевые действия в замкнутом пространстве подземного тоннеля или сооружения связаны с большими нагрузками на органы слуха. В связи с этим требуется предусмотреть соответствующую защиту.
В состав экипировки солдат должны входить различные средства разведки, позволяющие изучить обстановку и действовать в соответствии с ней. Бойцы должны вовремя находить и распознавать различные угрозы, в том числе химические, ядерные и биологические. Для выполнения подобных задач солдаты могут использовать различные газоанализаторы, системы анализа целостности окружающей породы и т.д.
При действиях под землей имеющиеся системы радиосвязи могут иметь недостаточные характеристики. По этой причине министерство армии требует предоставить сведения о перспективных системах связи, способных работать в подземных условиях. «Подземным» отрядам требуется коммуникационная система, обеспечивающая голосовую связь, передачу видеосигнала и информации о тактической обстановке.
Для проникновения в обнаруженный тоннель или выхода из него бойцы должны иметь возможность применить системы разрушения. Для этого могут использоваться взрывчатые, механические, баллистические или тепловые средства. В качестве примера подобных систем приводится механические или гидравлические инструменты различного назначения, в первую очередь режущие. Кроме инструментов для разрушения в экипировку «подземных» подразделений должны входить средства защиты. Особо отмечается, что средства разрушения не должны представлять опасность для бойцов.
Обязательной составляющей оснащения подразделений должны стать системы жизнеобеспечения. В ходе ведения боевых действий под землей возможно возникновение ситуации, при которой окружающий воздух будет непригоден для дыхания из-за низкого содержания кислорода или присутствия отравляющих веществ. Для этого в экипировке солдат должны присутствовать системы оценки качества воздуха, а также средства индивидуальной защиты: противогазы или изолирующие дыхательные аппараты. Кроме того, бойцов нужно оснастить системами эвакуации, при помощи которых они смогут быстро покинуть опасную зону.
Подземные тоннели и сооружения, в которых придется действовать солдатам, могут быть не оборудованы освещением. По этой причине бойцы должны иметь собственные источники света, способные обеспечивать приемлемое удобство работы. Кроме того, возможно включение в экипировку инфракрасных устройств подсветки, пригодных для совместного использования с приборами ночного видения.
Бойцы должны иметь полную информацию о структуре подземного сооружения, в котором они должны работать, а также о подъездных путях, маршрутах эвакуации и т.д. «Подземный» отряд должен иметь актуальные сведения о расположении дружественных и вражеских подразделений. Для обеспечения подобных возможностей отряд должен иметь возможность собирать информацию самостоятельно, при помощи собственных средств разведки, а также получать ее из иных источников.
До конца мая 2014 года министерство армии США принимает предложения заинтересованных организаций. Последним предлагается присылать свои предложения о тех или иных технологиях, отвечающих предъявляемым требованиям. В отправляемых документах государственным или коммерческим организациям предлагается описать, как именно предлагаемое ими оборудование или технология могут использоваться военными в боях под землей. Кроме того, возможные подрядчики должны предоставить список ограничений при использовании предлагаемой технологии в условиях боев. Наконец, министерство армии желает знать, какие испытания и тесты уже прошли предлагаемые оборудование или технологии.
Сейчас министерство армии США собирает общие сведения, касающиеся перспективного направления. Сбор информации завершится в конце весны этого года, после чего стартует анализ полученной документации. Таким образом, первые сведения о дальнейших работах в этом направлении появятся не раньше середины лета. Вероятно, проанализировав полученные данные, чиновники министерства армии инициируют начало новой программы, в ходе которой полученные предложения будут проверены на практике. Сроки завершения подобных работ, по понятным причинам, пока остаются неизвестными.
Пока продолжается прием документации, перспективы нового направления до конца не понятны. Нельзя исключать, что по результатам анализа собранных сведений министерство армии откажется от существующих планов и не будет развивать средства ведения «подземной войны». Однако более вероятным выглядит иное развитие событий. Скорее всего, чиновники министерства соберут определенную информацию, которая позволит провести определенные исследовательские и конструкторские работы. Если предложенные идеи оправдают себя, то в составе вооруженных сил США могут появиться специальные подразделения, способные эффективно действовать в подземных условиях.
Появление подобных подразделений в первую очередь представляет опасность для различных террористических формирований, с которыми на протяжении последних лет активно борются Соединенные Штаты. К примеру, в некоторых провинциях Афганистана американским солдатам приходилось бороться с отрядами талибов, скрывавшимися в разветвленной системе тоннелей и пещер. Подобные системы, по имеющейся информации, имеются и в ряде других нестабильных регионов. Таким образом, работы над экипировкой бойцов для «подземной войны» оказываются ответом на одну из особенностей современных войн.
Необходимо отметить, что возможное создание специальных подразделений, способных работать в подземных сооружениях, тоннелях и коммуникациях, представляет определенную опасность для третьих стран. Оборонная доктрина большого количества государств подразумевает подземное размещение важных объектов: от бункеров командования до шахт баллистических ракет. Таким образом, целью новых американских подразделений могут стать не только укрывающиеся в тоннелях террористы, но и важные объекты стран-противников.
Пока нельзя говорить об этом с уверенностью, но в будущем специальные подразделения, способные вести боевые действия в условиях подземелий, могут не только стать средством борьбы с зарывшимся в землю противником наподобие террористов, но и выполнять разного рода диверсионные функции. Подобные возможности таких отрядов могут быть серьезным аргументом в пользу их создания. Это означает, что по окончании приема и анализа документации следует ожидать появления сообщений о начале работ над перспективным проектом.
/Кирилл Рябов, topwar.ru/
Любителей лазить по канализационным люкам и у нас много…Учет и своевременный призыв в армию….