Зенитной ракетой — по кораблям!

10 августа 2008 года группировка кораблей Черноморского флота в составе двух БДК (флагманский «Цезарь Куников» и «Саратов») и двух кораблей охранения (МРК «Мираж» и МПК «Суздалец») находилась у побережья Абхазии.

В районе патрулирования российскими кораблями было обнаружено пять идущих на большой скорости неопознанных катеров. Они нарушили границу объявленной зоны безопасности и не реагировали на предупреждения. В 18:39 один из российских кораблей произвел предупредительный выстрел зенитной ракетой, упавшей между катерами. Грузины продолжили идти на сближение.

Зенитной ракетой — по кораблям!

В 18:41 МРК «Мираж» с дистанции 25 кмвыпустил в сторону целей две противокорабельные ракеты «Малахит». В результате попадания обеих ракет в цель грузинский гидрографический катер затонул (исчез с экранов радаров после кратковременной засветки).

В 18:50 один из грузинских катеров вновь пошел на сближение с кораблями ЧФ. МРК «Мираж» с дистанции 15 км выпустил по нему зенитную ракету комплекса «Оса-М». В результате попадания ракеты грузинский катер потерял скорость, а после снятия экипажа другим катером окончательно выгорел и затонул.

Зенитной ракетой — по кораблям!ЗРК «Оса-М», приготовления к бою. Из-под палубы выдвигается двухбалочная ПУ с ракетами

Примерно так описывается морской бой у побережья Абхазии, случившийся во время Пятидневной войны 2008 года. Несмотря на расхождения в некоторых деталях, каждый источник приводит данные об обстреле грузинских катеров с помощью ракет ЗРК «Оса-М».

Но насколько адекватно применение зенитных ракет по морским целям? Или все дело в особенностях кораблей ВМФ России, у которых на тот момент не нашлось другого, более подходящего оружия?

Ответом на этот вопрос могут стать события, произошедшие ровно за 20 лет до морского боя у берегов Абхазии.

18 апреля 1988 года. Персидский залив. Авианосная ударная группа ВМС США отважно сражается с тремя иранскими корветами и двумя нефтяными платформами в ходе операции «Богомол». С обеих сторон имеются потери.

…В девять утра соединение «Чарли» в составе ракетного крейсера «Вэйнрайт» и двух фрегатов — «Бэдли» и «Симпсон» — атаковало иранскую нефтяную платформу «Сирри» и после двухчасового артиллерийского обстрела полностью разрушило морской нефтедобывающий комплекс.

Ближе к обеду к месту боевых действий подтянулся иранский «флот». К соединению ВМС США приблизился 44-метровый корвет (ракетный катер?) Joshan, имевший самые серьезные намерения. На предложение застопорить двигатели и покинуть корабль иранские моряки ответили пуском ПКР «Гарпун». Янки лишь чудом удалось увернуться от выпущенной ракеты.

Времени на долгие раздумья не оставалось. «Симпсон» немедленно ответил двумя ЗУР RIM-66E, попавшими в надстройку иранского корвета. Вслед за этим в Joshan прилетела еще одна зенитная RIM-67 с крейсера «Вэйнрайт».

Зенитной ракетой — по кораблям!Катер ВМС Греции, идентичный по конструкции иранскому Joshan. Полное в/и 265 тонн. Вооружение: 4 ПКР, артиллерийские орудия калибра 76 мм и 40 мм.

Зенитной ракетой — по кораблям!Пуск зенитной управляемой ракеты Стендерд-1 MR (RIM-66E). Масса боевой части — 62 кг.

К этому времени почти весь экипаж Joshan был мертв. Три мощных взрыва изуродовали надстройки и полностью вывели из строя иранский корабль. Но у американцев только разгорался охотничий азарт. Не желая упускать свою порцию славы, к групповому избиению присоединился фрегат «Бэдли», выпустивший по руинам Joshan с близкого расстояния ракету «Гарпун». Однако промазал. Не желая более тратить ракеты, американские корабли приблизились к тонущему корвету и добили его из пушек.

Вот такая невеселая история с мрачным багровым оттенком.

Зенитной ракетой — по кораблям!Горит иранский фрегат «Саханд». Этот корабль был уничтожен ударом с воздуха

Примечательно, что на сегодняшний день доблестный фрегат USS Simpson остается единственным (!) кораблем в составе ВМС США, которому далось потопить вражеский корабль (пусть даже такой убогий, как Joshan). За последующие 26 лет американскому флоту более ни разу не довелось участвовать в морском бою.

Читайте также  Лучший в мире береговой ракетный комплекс «Клаб-М»

Скрытые возможности

Об этой замечательной особенности зенитных ракетных комплексов моряки знали давно. Еще полвека назад, в ходе военно-морских учений было сделано очевидное открытие: на дальности прямой видимости первыми должны быть выпущены ЗУР. Они имеют меньшую массу боевой части, но время их реакции меньше по сравнению с ПКР в 5-10 раз!

В отличие от наземных ЗРК, где обнаружение низколетящих целей ограничено складками рельефа, деревьями и строениями, морской простор предоставляет беспрецедентные возможности в плане обнаружения НЛЦ — дальность прямой видимости ограничена дальностью радиогоризонта. В случае крупных кораблей с высокими мачтами и надстройками дальность обнаружения может достигать 20-30 км. Большинство современных морских сражений (вернее — стычек) произошло именно на такой дистанции. И всякий раз для поражения надводных объектов активно применялись зенитные ракеты.

Сложно ли навести зенитную ракету на корабль?

Вне зависимости от метода наведения ЗУР (по лучу, радиокомандное I и II вида и т.д.), в конечном итоге головке самонаведения (ГСН) зенитной ракеты или станции наведения на борту корабля совершенно безразлично, от чего отражается радиосигнал. От крыла низколетящего самолета или надстроек вражеского корабля, не важно! Главное — чтобы цель находилась в пределах прямой видимости, выше радиогоризонта.

В сравнении с самолетом, колоссальные размеры (а, следовательно, ЭПР) вражеского корабля, наоборот, способствует повышению точности и уменьшению вероятности промаха.

Выходит, что любой морской ЗРК имеет режим стрельбы по кораблям?

Нет, не любой. Для эффективного поражения надводных целей необходимо выполнить одно небольшое условие — отключить неконтактный взрыватель. В противном случае сильное отражение сигнала от крупного (по сравнению с самолетом) корабля вызовет преждевременное срабатывание БЧ ракеты. Она сдетонирует в воздухе на значительном удалении, не причинив противнику серьезных повреждений.

Секрет фокуса оказался прост.

ЗУР обладает всеми полезными навыками противокорабельной ракеты, при этом в несколько раз превосходя обычную ПКР по времени реакции. Она имеет большую скорость (2-4 Маха) и исключительно высокую маневренность (располагаемая перегрузка RIM-162 ESSM — до 50g). Сокращается подлетное время. Меньшие размеры ЗУР затрудняют её перехват средствами ПВО/ПРО вражеского корабля. Стоимость большинства ЗУР, как правило, не превышает стоимости противокорабельных крылатых ракет.

В результате перед нами — система двойного назначения, способная с одинаковой эффективностью поражать воздушные и надводные цели.

Что уже не раз было доказано на практике!

Единственное ограничение для ЗРК — дальность стрельбы. При стрельбе по морским целям она не превышает 20-30 км — но, как показывает практика, этого достаточно для боя на коротких дистанциях, свойственных современным локальным войнам. В эпоху противостояния ВМФ СССР и ВМС США небольшая дальность стрельбы также не являлась препятствием для применения ЗРК в морском бою. Флоты великих держав практиковали непрерывное слежение друг за другом, регулярно сближаясь на дистанцию прямой видимости.

Зенитной ракетой — по кораблям!Зенитная ракета комплекса М-11 «Шторм». Музей Черноморского флота (Севастополь)

Что касается «слабости» боевых частей ЗУР — все зависит от конкретного комплекса. Получить в борт ЗУР В-611 зенитного комплекса «Шторм» (масса БЧ 120 кг) было едва ли приятнее, чем выдержать попадание французской ПКР «Экзосет» (БЧ 165 кг) или норвежской NSM (БЧ 120 кг).

Читайте также  Временная и достойная замена «Мистралям» найдена и требует доработки

Об этой особенности ЗРК отлично знали и за океаном. Результаты стрельб корабельного зенитного комплекса RIM-8 Talos по эсминцу-мишени потрясли всех, кто наблюдал за этими испытаниями. Гигантская сверхзвуковая ракета едва не разрубила несчастный корабль пополам!

Впрочем, другого и не ожидали — морское чудовище под названием «Талос» со 136-килограммовой БЧ и дальностью пуска 180 км представляло собой убойное оружие, одинаково опасное для воздушных и надводных объектов. Ядерные модификации «Талоса» — RIM-8B и RIM-8D, оснащенные СБЧ мощностью 2 кт, предполагалось использовать для «расчистки» побережья перед высадкой десанта в ходе Третьей мировой войны.

Тему уникального ЗРК стали развивать дальше: в 1965 году на вооружение поступила новая модификация RIM-8H Anti-Radiation Missile (ARM), наводящаяся на излучение радиолокационных станций противника. Пострелять таким оружием по кораблям не удалось, но известно, что крейсер «Оклахома Сити» запускал такие боеприпасы по джунглям Вьетнама и даже, по рассказам самих янки, сумел подавить ими вражескую РЛС.

Впрочем, данную импровизацию на базе зенитной ракеты уже нельзя рассматривать как обычную ЗУР.

Зенитной ракетой — по кораблям!Зенитная ракета комплекса «Талос». Стартовая масса этой «малышки» вместе с ускорителем — свыше 3,5 тонн!

Зенитной ракетой — по кораблям!Пуск «Талоса» с крейсера «Литтл Рок»

Завершая рассказ о необычных особенностях корабельных зенитных ракетных комплексов, стоит вспомнить трагикомический случай, произошедший в Средиземном море на международных морских учениях «Exercise Display Determination 92».

В тот раз командование Шестого флота пригласило поучаствовать в учениях турецких моряков. Польщенные таким вниманием со стороны «дяди Сэма», турки радостно согласились и выставили несколько своих «лоханок» рядом с авианосной группой ВМС США. Вот только никто туркам не сказал, что их будут использовать в качестве мишеней.

Всю ночь с 1 на 2 октября 1992 года группировка кораблей НАТО бороздила Средиземное море, а к утру выяснилось, что на турецком эсминце TCG Muavenet разбит ходовой мостик и убито 5 офицеров. Еще 22 турецких моряка после тех «учений» оказались на больничной койке.

…Офицер, управлявший системами самообороны авианосца USS Saratoga, бодро отрапортовал командиру: «Все поставленные задачи выполнены успешно. Расход — две зенитные ракеты «СиСперроу»!

Зенитной ракетой — по кораблям!Результат попадания 2 ракет RIM-7 Sea Sparrow в Muavenet

Турки были в ужасе и недоумении — как такое могло случиться? Две «СиСперроу» не могли случайно попасть в турецкий эсминец. Нужно было специально наводить их с помощью РЛС подсветки. Оператор не мог не видеть и не знать, в кого он стреляет. Случившееся выглядит недружественным актом и предательством по отношению к союзнику.

Когда стали разбираться, выяснилось, что в ту ночь американцы тренировали расчеты корабельных ЗРК, поочередно «беря на мушку» идущие на траверзе турецкие корабли (разумеется, турки об этом предупреждены не были). Далее — обычный армейский юмор: «Кто бросил сапог на ракетный пульт?!» По электрическим цепям прошла команда на запуск, с лязгом вылетели заглушки направляющих ПУ, две зенитные ракеты ушли к выбранной цели. Матросик, управлявший РЛС подсветки, не успел сказать «Oh, shit», как пара огненных молний вонзилась в надстройку идущего поблизости корабля, осветив на мгновение морской простор.

Закончилась вся история типичным образом. Семеро американских моряков получили взыскания, ВМС Турции взамен побитого Muavenet был подарен другой устаревший фрегат.

Что здесь остается добавить? Теперь даже турки знают, что корабельный ЗРК — это не фунт изюма.

/Олег Капцов, topwar.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. То, что стреляли это факт, но, мне кажется тут не всё так просто. На сколько я знаю, в зенитных комплексах используются доплеровские радары, то есть они выделяют цель по доплеровскому смещению, а скорость корабля относительно мала, водная же поверхность очень сильно отражает излучение РЛС, поэтому выделить корабль на фоне моря достаточно сложно. Как-то по другому, видать, наводят, наверно другой радар используют. А неконтактный взрыватель, по моему, только при промахе срабатывает, а при прямом попадании нет, так что с ним-то как раз проблем нет. А в остальном согласен.

    • Радиовзрыватель, автоматически взводится по команде с СНР. при нахождении ЗУР на определённом расстоянии от цели (конкретное значение зависит от метода наведения). После согласования ДН радиовзрывателя, т. е., когда его антенна направлена на цель, он начинает излучать импульсы в направлении цели и при накоплении определённого количества отражённых сигналов (конкретное значение зависит так же от метода наведения) происходит выбор точек инициирования и подрыв БЧ. Та же команда на подрыв может передаваться без накопления отражённых сигналов. А в случае промаха ракета переходит в режим СЛ при достижении определённого отрицательного значения дальности, либо принудительно с земли.
      При стрельбе ЗУР по морским целям и используется способ подрыва по разовой команде.
      Кроме того, запуск ракеты НЕВОЗМОЖЕН, пока она не прошла режим подготовки, именно тогда в ней замыкаются цепи прохождения команды «Пуск» и цепи подрыва. В противном случае, даже при «случайном» старте, ЗУР будет представлять из себя просто высокоскоростную «болванку». Таким образом поражение морской цели с подрывом БЧ случайным быть НЕ МОЖЕТ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя