В данной статье рассмотрим один старый образец огнестрельного оружия еще с кремневым замком. Знаю, что такое оружие может показаться скучным и совершенно неинтересным, но если бы это было так, то и статью о нем я бы не писал. Данный образец, а вернее сама идея, так как применялось такое решение в самых разнообразных моделях оружия и даже нашло применение тогда, когда появился патрон с металлической гильзой, но об этом чуть позже, позволял многократно увеличить скорострельность оружия, а значит и сделать его более эффективным в руках солдата.
При этом сама идея была простейшей и только ее реализация по тем временам была достаточно затруднительной, что и не позволило подобному оружию распространиться повсеместно. Речь идет о системе Лоренцони.
Кремневые ружья само по себе оружие очень интересное и красивое, просуществовавшее достаточно долгое время, однако одним из его главных недостатков было то, что оно было неспособно стрелять достаточно быстро. 4 выстрела в минуту, вот такая вот «огромная скорострельность большинства образцов. При этом если еще добавить что и точность и эффективность попадания была, мягко говоря, не очень, то нет ничего удивительного что конструкторы, обладая даже тем минимальным запасом возможностей, которые у них были, искали выход и пытались создать более точное, скорострельное «убойное» оружие. Одним из таких конструкторов был Микеле Лоренцони, проживавший в XVII веке в Италии.
Основным направлением работы оружейника было создание оружия, которое бы могло стрелять с более высокой скорострельностью, однако конструктор даже не смотрел в сторону решений этой проблемы путем увеличения количества стволов или других методов, которые были просто неприемлемыми. Ведь будь даже сто стволов у винтовки, после того как все они выстрелят все эти стволы нужно было заряжать.
Основной целью конструктора было сохранение габаритов и веса оружия, при этом он хотел добиться скорострельности вплоть до 15-20 выстрелов в минуту. Задача казалось бы была невыполнимой, однако нет предела человеческому гению и цель, поставленную перед собой, конструктор решил.
Так как главным условием было создание оружия, которое бы не выделялось своими габаритами и весом или хотя бы делало это незначительно, то конструктор начал искать, что в оружии используется «вхолостую» и нашел. «Лишней» деталью оказалась рукоять у пистолета и приклад. Собственно, натолкнуло на это конструктора то, что многие оружейники делали в прикладах и рукоятях пистолетов отделения для хранения пороха и пуль. Оружейнику удалось развить эту идею дальше, а начал он с пистолетов.
В рукояти оружия было проделано два канала, в одном из которых помещались сами пули, в другом порох. Между этими каналами и стволом оружия имелась вращающаяся деталь с ручкой, в которой были сделаны два углубления, одно для пули, другое для пороха. Так, после выстрела для перезарядки оружия необходимо было наклонить оружие вперед, взявшись за ручку повернуть ее вокруг своей оси сначала в одну сторону, подхватив пулю, а после в другую сторону, при этом пуля «вываливалась» в ствол оружия.
Доведя ручку до упора, при повороте в обратном направлении, во второе углубление во вращающейся детали насыпался порох, после чего рукоять возвращалась на свое место, и можно было произвести выстрел. В последующем конструктор сделал подачу пули и пороха одновременно, так что нужно было просто повернуть ручку и вернуть ее в исходное положение.
При достаточно хорошей тренировке получался настоящий пулемет по тем временам. Сообразив, что он сделал, Лоренцони поспешил применить свое нововведения и к винтовкам, чем навсегда внес свое имя в историю.
Однако далеко не все так гладко было с оружием. Находившийся в рукояти или прикладе порох при воспламенении в одном случае мог напрочь оторвать кисть руки, в другом же — и вовсе убить человека. Конструктор понимал, что такое расположение пороха опасно, но не хотел ничего менять, да и затруднительно это было при сохранении веса и габаритов оружия. Впрочем, даже в случае если бы оружейник перенес и пороховой заряд и пули под ствол, то в пистолетах это может быть и было бы приемлемо, а вот в длинноствольном оружии проблема осталась бы, так как удерживается при стрельбе оно двумя руками.
Решением проблемы воспламенения пороха в прикладе или рукояти оружия стало то, что детали конструкции подгонялись с очень большой точностью, которая была удивительной для того времени. На создание подобного образца оружия уходили не часы, а дни, и это при хорошо налаженном производстве. В результате оружие приобрело статус элитного, а повсеместного распространения в армии не получило. Впрочем, конструктора это вполне устраивало, его оружием пользовались и за него платили деньги, причем немалые. Ну, а сколько такие образцы стоят сейчас, то тут даже цифры страшно называть.
Несмотря на то, что идея получила малое распространение в свое время, она активно использовалась в последующем. Я уже неоднократно видел, когда вроде бы однозарядная винтовка имела описание многозарядной, и только когда была видна ручка подобная той, которая была на кремневых пистолетах все становилось на свои места. Магазин оружия просто располагался в прикладе.
Да и сама вращающаяся деталь, подающая пули и порох нашла новую жизнь даже в современных образцах, например пистолет-пулемет Р90, о котором недавно говорили, с не самым традиционным расположением магазина или же можно взять штурмовую винтовку G11 с еще более близкой конструкцией.
В общем, я уже неоднократно говорил, но повторюсь еще раз. Когда в описании оружия есть слова «нет аналогов в мире», то стоит обратить внимание на образцы конца девятнадцатого-начала двадцатого века или еще старше, как в данном случае, и аналоги сразу найдутся. Пускай, не в точности повторяющие новый образец, но сама идея уже когда-то была, ведь не одно столетие человечество живет.
Вообще, у современных конструкторов имеется такая обширная база знаний, что и придумывать особо ничего не надо, достаточно только хорошо поковыряться на задворках истории, и можно делать изобретения хоть каждый день, адаптируя под современные требования и улучшая современными возможностями.
/Кирилл Карасик, topwar.ru/
Спасибо. Интересно.