Российские подлодки могут стать невидимыми

Российские подводные лодки в ближайшее время должны получить покрытие, значительно улучшающее их маскировку от гидролокаторов противника. Сведения, содержащиеся в открытых документах по развитию ВМФ России, подтвердили в санкт-петербургском ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова. Именно здесь ведутся исследования по гидроакустике подлодок и разрабатывают ноу-хау, которые позволят превратить российские подлодки в невидимки.

В новый материал будут встроены активные датчики и пьезополимерные пластины, нейтрализующие сигналы гидролокаторов. При сохранении достигнутых в подводных кораблях четвертого поколения (проект 885 «Ясень», проект 955 «Борей») показателей шумности это позволит снизить заметность российских подлодок в три раза.

Российские подлодки могут стать невидимыми

Сегодня для скрытия подлодок от систем обнаружения используется так называемое пассивное противогидролокационное покрытие корпуса. Это материал на основе резины. При его использовании лодка остается не защищенной от обнаружения гидролокаторами, работающих на частотах ниже 1 кГц. По сведениям, приведенным в документе военного ведомства, российские лодки достаточно уязвимы для обнаружения с помощью таких локаторов.

«Современные средства обнаружения противника «скатились» ниже 1 кГц. Растет дальность обнаружения, и возникают проблемы», — пояснили «Известиям» в ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова.

Разрабатываемое покрытие будет не просто поглощать сигнал гидролокаторов (как делают нынешние, пассивные материалы), а нейтрализовывать приходящее излучение. Активное покрытие, содержащее электронику, определит частоту, на которой работает радиолокатор противника, и запустит собственный сигнал той же частоты, но в противоположной фазе. «Принимается падающий сигнал и переизлучается в обратной фазе — сигналы компенсируются», — сообщил собеседник «Известий».

Для этого в новом покрытии нужно разместить датчики и оптоволоконные трассы серверов управления системой, а также активные излучатели. Материал будет сформирован в пьезокомпозитные пластины, поэтому использовать резиновое покрытие корпусов современных подводных лодок невозможно, указывается в документах военного ведомства. Перспективная разработка станет универсальной для всех подлодок и должна будет работать с перспективными вычислительными системами для подводного флота.

Технологию создания активного гидроакустического покрытия на основе тканевого материала с использованием композитов должны разработать в течение трёх лет — первые образцы появятся к концу 2016 года. На разработку технологии активной противогидролокационной системы Минпромоторг готов потратить 200 млн. рублей.

В ЦНИИ им. Крылова сообщили, что результаты этой работы должны стать ноу-хау мирового уровня. Это подтверждает и пояснение к техническому заданию на исследование. «Технология не освоена не только в России, но и в мире. Пока используются пассивные покрытия, активные — это будущее», — подчеркнул собеседник.

Читайте также  Минобороны России споткнулось о «Мистраль»

Эксперт по отечественному подводному флоту, член совета санкт-петербургского клуба моряков-подводников Андрей Николаев отметил, что технология, о которой идет речь в документах, действительно может улучшить маскировку лодки. «Предполагается не только поглощение сигнала материалом корпуса, но гашение его за счет технических средств. Задача — не дать отразиться сигналу или исказить его — может быть решена с помощью противофазного излучения», — сказал он.

Вместе с тем, полагает эксперт А.Николаев, несмотря на значительный потенциал технологии, успех ее реализации еще не предрешен. Преимущества, которые она сулит, еще предстоит доказать.

/Алексей Криворучек, izvestia.ru/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Осталось только немного:
    1. Сохранить секрет.
    2. Обкатать технологию, в реале.
    3. Сделать покрытие дешёвым и долговечным.

  2. И как шанжарахнуть по жидомассонской пендосии чтоб не лезли куда их не просят, уроды разноцветные!!! Слава Украине! Слава героям! Хана пендостану!

  3. Проверять качество покрытия необходимо только в ледовых выходах, из которых существующие лодки приходят «ободранными». Только после такой проверки, можно будет о чём-то говорить.

  4. Западными странами и Америкой успешно используются пластины из ПВДФ для активного гашения сигнала гидролокатора. По сравнению с пьезокерамикой эта технология имеет явные преимущества к коим относится широкая полоса пропускания в интервале 0-500 Мгц, близость акустического импеданса к воде, высокая ударная вязкость пластин, низкая диэлектрическая проницаемость и, соответственно, более высокие значения пьезоконстанты и чувствительности. Более низкая теплопроводность ПВДФ по сравнению с пьезокерамикой и возможность получения тонких пленок обеспечивают более высокое поперечное разрешение при анализе пространственного распрделения приходящего электромагнитного излучения. Пьезопленки из ПВДФ успешно используются в борьбе с отложениями микроорганизмов на днищах кораблей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя