Главная Вооружение и техника

Битва титанов: «Джеральд Форд» против «Замволта»

3
3522

Как известно, быть богатым и здоровым лучше, чем бедным и больным. Существующий порядок вещей, при котором флот одного государства по количеству и качеству на порядок опережает флот другой стороны, породил искаженное понимание силы и слабости военно-морских сил. Стало привычным восторгаться всей мощью Шестого флота и смеяться над одиноким СКР «Сметливый» с системами ПВО образца 60-х годов.

Спору нет, мыслить категориями «линкор «Ямато» против восьми авианосцев 58-го оперативного соединения» легко и просто — ведь исход боя очевиден заранее, без проведения каких-либо сложных расчетов.

За последние 100 лет океаны бороздили множество достойных флотов — каждый со своими особенностями и приемами ведения боя. Случалось, что они дрались друг с другом — и тогда предугадать исход сражения оказывалось невозможно. В настоящий момент американские моряки не имеют равного по силе противника. Но всемирная гегемония — явление временное. Что произойдет, когда лихие Капитаны небес нарвутся на таких же безбашенных Спасителей галактик?

Что, если сопоставить мощь двух современных кораблей различных классов, если оба соперника — «продвинутые» боевые единицы, созданные на одном технологическом уровне, с самыми современными средствами обнаружения и оружием? Не возникнет ли ситуации, что, несмотря на 8-кратную разницу в размерах и стоимости, их боевая ценность окажется одинаковой?

Цель данного метафизического сравнения — попытаться найти ответ о наиболее эффективном и сбалансированном облике флота. Флота, который предстоит построить России в ближайшем будущем (вне зависимости от мнения автора, надводная компонента ВМФ РФ нуждается в скорейшем обновлении).

К большому сожалению, необходимая для сравнения техника пока имеется лишь по одну сторону океана — суперавианосец USS Gerald R. Ford (CVN-78) и ударный стелс-эсминец USS Zumwalt (DDG-1000). Спущенные на воду осенью 2013 года, оба корабля представляют собой квинтэссенцию самых прогрессивных технологий в области кораблестроения, радиоэлектроники, металлургии, физики композитов и всех смежных областей науки и техники

Суперавианосец USS Gerald R.Ford

Самый крупный и дорогой военный корабль в истории человечества. Его длина составляет337 метров. Полное водоизмещение 112 тыс. тонн. Экипаж 4660 человек.

«Форд» открыл собой новую эпоху в истории суперавианосцев — оптимизированная компоновка с тремя подъемниками и уменьшенной надстройкой-островом. Электромагнитные катапульты EMALS. Система посадки Advanced Arresting Gear (AAG) с «интеллектуальной» абсорбцией энергии летательного аппарата — что снижает нагрузки на конструкцию палубных самолетов и позволяет безопасно сажать «беспилотники».

Ядерный реактор A1B, не требующий перезарядки в течение 50 лет. Двухдиапазонный радар системы DBR. Плазменная система PAWDS для сжигания бытового мусора — немаловажный элемент для корабля с многотысячным экипажем. Системы самообороны на основе ПУ Mk.29 (ESSM), RIM-116 и автоматических зениток «Фаланкс».

Наконец, могучее авиакрыло — многоцелевые истребители F-35B, F/A-18E/F, специализированные самолеты РЭБ EA-18G, разведывательно-ударные БПЛА X-47B, самолеты ДРЛО E-2D, эскадрилья противолодочных и поисково-спасательных вертолетов семейства MH-60… Грозная сила!

Цена вопроса — 17,5 млрд. долларов. С учетом всех проведенных НИОКР, но без учета стоимости авиатехники.

USS Zumwalt — дредноут XXI века

Неподражаемый стелс-эсминец, будто сошедший с экранов фантастических фильмов. Длина «Замволта» достигает183 метров, полное водоизмещение — 14,5 тыс. тонн. Штатный экипаж 142 моряка. Удивительные внешние формы — завал бортов, нос-волнорез, отсутствие мачт и дымовых труб, надстройка, напоминающая по форме усеченную пирамиду — «Замволт» словно кричит невольному наблюдателю: Обрати на меня внимание!

Конечно же, это шутка — при прочих равных условиях радиолокационная заметность этого корабля должна быть в разы ниже, чем у аналогичных по размерам крейсеров и эсминцев других стран. Радары противника не смогут засечь присутствие «Замволта» с большой дистанции. По заявлению Пентагона, его эффективная площадь рассеяния соответствует ЭПР рыбацкой лодки.

Благодаря специфическим обводам корпуса у «Замволта» будет слишком тусклый и слабо выраженный кильватерный след. Пенный бурун оборвется сразу за кормой корабля, что сделает «Замволт» почти неразличимым с космических орбит. А эффективная система подвода воздуха к нижней части корпуса, вкупе с обтекаемыми обводами и малошумными механизмами сделает «Замволт» труднообнаружимым для шумопеленгаторов подводных лодок. Стелс-эсминец бесследно растворится на фоне океана.

Секреты «серебряной пули Пентагона» не ограничиваются малозаметностью — больших успехов янки добились в создании средств обнаружения. Одно из главных ноу-хау — многофункциональный радар AN/SPY-3 с тремя активными ФАР. Помимо слежения за горизонтом, радиоэлектронное чудо фирмы «Рейтеон» позволяет в автоматическом режиме сканировать морскую поверхность на наличие мин и перископов подводных лодок, выполнять функции навигационного радара и комплекса радиотехнической разведки.

Помимо прочего, SPY-3 выполняет функции РЛС наведения зенитных ракет — радиокомандное управление автопилотом на маршевом участке и «подсветка» цели. И благодаря АФАР количество одновременно подсвечиваемых целей может достигать многих десятков!

…На этом месте сюжет о суперэсминце «Замволт» делает неожиданный вираж, и мы окончательно съезжаем в жанр «альтернативной истории». Хотя как знать — может и не такой уж альтернативной…

Дело в том, что комплекс радиоэлектронных средств обнаружения «Замволта» был изначально построен по схеме DBR (Dual Band Radar). В этом нет ничего удивительного — на боевых кораблях функции общего обзора и поиска низколетящих целей обычно выполняют два специализированных радиолокатора. У «Замволта» таковыми должны были стать AN/SPY-3 (сантиметровый диапазон) и обзорный AN/SPY-4 (дециметровый, тоже с тремя АФАР).

Действующие образцы обоих радаров существуют в реальности, под них были зарезервированы места в надстройке эсминца — увы, в 2010 году, янки встали перед необходимостью жестких финансовых сокращений.

Было решено сэкономить и отказаться от AN/SPY-4, т.к. на американском флоте нет недостатка в кораблях с радарами дальнего обнаружения (AN/SPY-1 системы «Иджис»). В результате, эсминец «Замволт» позиционируется как ударный корабль с объектовой ПВО.

В нашем абстрактном сравнении «кита со слоном» полагаю допустимым предположить, что «Замволт» был достроен по первоначальному проекту — с полным комплектом радиолокационных станций для контроля дальней и ближней зоны. Пусть это добавит лишние сотни миллионов к конечной стоимости корабля, но эсминец сможет обеспечить зональное ПВО театра военных действий — как и предполагали янки, до финансовых ограничений 2010 года. В дальнейшем мы будем рассматривать именно этот вариант.

То же самое касается боекомплекта — в реальности, в ячейках периферийных УВП Mk.57 будут стоять ЗУР самообороны RIM-162 ESSM, с максимальной дальностью пуска 50 км (более дальнобойное оружие бесполезно, ввиду отсутствия радиолокатора дальнего обзора). Но это не означает запрет на оснащение эсминца более тяжелыми и дальнобойными боеприпасами — УВП Mk.57 позволяют нести практически весь спектр ракет, стоящих на вооружении ВМС США, включая тяжелые 2,7-тонные контейнеры с «Томагавками». В нашем случае «Замволт», как и задумывалось изначально, будет вооружен ЗУР семейства «Стендерд» — с дальностью стрельбы свыше 200 км.

Теперь всё в порядке, можно двигаться дальше…

Цена

Цена чрезвычайно велика. Постройка эсминца «Замволт» влетела американскому бюджету в 3,5 млрд. долларов, а с учетом разработки суперкорабля и его супероружия достигла невероятных 7 млрд. долларов!

Advanced Electric Demonstrator — корабль-макет, построенный по программе «Замволт». Его стоимость входит в конечную стоимость эсминца. При серийной постройке затраты на НИОКР будут не так чувствительны — стоимость эсминцев должна неизбежно уменьшиться

Казалось бы, разница в стоимости авианосца (17,5 млрд.) и эсминца совсем невелика. Авианосец дороже в 2,5 раза, при несопоставимых размерах и боевых возможностях. Но это лишь вершина айсберга…

«Замволту», в отличие от авианосца, не требуется авиакрыло — полсотни истребителей «Супер-Хорнет» по цене 80 млн. долларов за штуку. Можно ради интереса посчитать F-35C— но тогда расчет примет совсем комичный вид.

Стоит учесть, что самолеты — дорогой расходный материал, за 40-50 лет жизни корабля его авиакрыло обновится как минимум дважды (моральное и физическое старение, аварии и боевые потери). Красной строкой выделены затраты на авиатопливо, инфраструктуру, запчасти и человеко-часы тех. обслуживания, квалификация пилотов и их регулярные тренировки.

Согласно расчетам каперанга ВМС США Генри Хендрикса, стоимость доставленных таким образом бомб превышает 2 млн. долларов за штуку — в локальных конфликтах дешевле стрелять «Томагавками» (при том, что существует еще более простой и эффективный способ, к которому мы вернемся чуть ниже).

Любопытно, что для управления «Замволтом» требуется в 30 раз меньший экипаж — что это означает, вероятно, пояснений не требует. Зарплаты — одна из основных статей расходов флота, укомплектованного на 100% контрактниками.

Косвенный расходы — далеко не каждый причал сможет обеспечить базирование 337-метрового корабля. Авиакрылу требуется береговая авиабаза — для размещения авиатехники на время докования и проведения ремонтных работ на авианосце. Дополнительные сборы при проходе Суэцким каналом — за проводку атомного боевого корабля чудовищных размеров и связанных с этим рисками с американцев «сдерут» по полной. И т.п. «мелочи» на все случаи жизни.

Наконец, расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание «Замволта» в разы ниже расходов на обслуживание гигантского «Джеральда Форда» — точными цифрами не располагаю, но это очевидно, как белое и черное.

Чужой против хищника

2020 год. Место действия — Саргассово море (переносить действия в северные широты было бы несправедливо по отношению к авианосцу). В «сферическом вакууме» сражение «Форда» с «Замволтом» будет напоминать попытку поставить шахматный мат двумя конями. Одинокий черный король может проиграть, лишь допустив череду грубых ошибок.

Погоня за «Замволтом» — смертельно опасное задание: в любую минуту охотник рискует сам превратится в дичь. Чтобы разглядеть стелс-эсминец, самолетам дальнего радиолокационного обнаружения придется сблизится с ним на дистанцию менее100 миль— летящий на большой высоте медленный и неуклюжий E-2D «Хоукай» станет отличной мишенью для корабельных ЗРК. При том сам эсминец может до последнего момента использовать пассивные системы сбора информации, ничем не выдавая свое присутствие.

Лишившись целеуказания, ударная группа окажется в щекотливом положении — лететь вперед, в неизвестность, означает верную гибель — они повторят судьбу «Хокая». Залп ракетами HARM, наводящимися на излучение вражеской РЛС, означает выбросить в океан несколько миллионов зеленых фантиков — для запуска HARM нужно с высокой точность знать пеленг на цель.

В конце концов, сам HARM и его носитель могут быть уничтожены средствами ПВО корабля, а система наведения HARM может быть нейтрализована переключением радаров «Замволта» в пассивный режим. Функция запоминания координат места, откуда в последний раз шло излучение, бесполезна — к тому времени, когда HARM достигнет расчетной точки, корабль удалится от неё на многие сотни метров.

Легкие дозвуковые ПКР авиационного базирования (а у янки других нет) столкнутся с похожими трудностями, притом, что они еще более уязвимы при прорыве ПВО корабля. Использовать бомбы с лазерным наведением при неподавленной системе ПВО «Замволта» — самоубийство.

В свою очередь, эсминец «Замволт» также не сможет обнаружить и догнать «Форд» — вероятность их «близкого знакомства» друг с другом стремится к нулю. Ничья.

Гораздо интереснее реальная ситуация: в момент начала атаки оба противника находятся на расстоянии вытянутой руки, в пределах прямой видимости. Именно таким видели морской бой советские стратеги — отечественный ВМФ практиковал слежение за кораблями «вероятного противника», постоянно «держа пистолет» у виска ВМС США.

Всего за несколько минут «Замволт» перебьет из своих пушек любую эскадру противника. Современным кораблям нечего противопоставить шестидюймовым снарядам — всего одно попадание в полетную палубу «Форда» грозит тому огненной катастрофой.

Баллада о пушках

Супергерою требуется супероружие! Выстрел! Выстрел! Перезарядка. Выстрел! В автоматизированных погребах «Замволта» тускло поблескивают наконечники 600 снарядов. В дополнительной укладке хранятся еще 320 этих смертоносных штучек.

Согласно статистике, 30% населения Земного шара проживает не далее50 кмот морского побережья. В приморской полосе шириной200 кмсосредоточено более половины городов всего мира! Гамбург, Стамбул, Токио, Нью-Йорк, Шанхай, Мадрас, Рио-де-Жанейро…

Американцы признают, что большинство операций, в которых участвовали АУГ за последние 30 лет, могло быть успешно проведено с помощью корабельной артиллерии.

Две 155-мм морские пушки AGS способны ежеминутно посылать в цель 24 снаряда. Благодаря полной автоматизации и эффективному охлаждению мощность артиллерии «Замволта» эквивалентна батарее из 12 сухопутных гаубиц аналогичного калибра.

Заявленная дальность стрельбы AGS — до160 км(даже если реальная дальность стрельбы окажется вчетверо меньше — это будет достойным результатом). Корректировка огня — наземные группы TacP, беспилотники и собственные корабельные СУО. Страшно представить, что произойдет с прибрежными городами, портами и военно-морскими базами противника, если к его побережью приблизится эскадра из пяти «Замволтов».

В сравнении с авиацией «Форда» морская артиллерия проигрывает в точности, но взамен обладает рядом выдающихся способностей: пушки одинаково эффективны днем и ночью, они не боятся плохой видимости, тумана, пурги и песчаных бурь. Работают оперативно — им не нужно взлетать, и набирать высоту: поступил вызов — через минуту указанный квадрат смешают с камнями и песком. Им нет дела до ПВО противника — артиллеристы «раскатают» позиции С-300 и сожгут любой стратегически важный объект (электростанцию, аэродром, ж/д узел), невзирая на все принятые меры по их защите.

Зимой 1983-84 гг. года авианосная ударная группа ВМС США не смогла подавить позиции сирийских ЗРК в долине Бекаа (Ливан). На помощь был вызван линкор «Нью-Джерси» — стреляя на дальность 45 км, ветеран выпустил по берегу 300 снарядов, и разнес там все, включая КП с командующим сирийским контингентом в Ливане.

Наконец, стоимость доставленных таким образом боеприпасов оказывается на два порядка ниже, чем стоимость авиабомб и крылатых ракет. Пилоты авианосца «Форд» лишь щелкают зубами от досады.

У авиагруппы «Форда» остается два последних преимущества — повышенная эффективность при атаке движущихся целей и возможность нанесения ударов вглубь континента. Но и «Замволт» не прост — на его борту 80 ракетных пусковых установок, в каждой из которых может храниться «Томагавк». Боевая часть ракеты —340 кг мощного бризанта. Маловысотный профиль полета. Дюжина алгоритмов атаки. Дальность пуска 1200…1600 км.

В конце концов, боевые действия в глубине суши — прерогатива армии и ВВС, а у моряков есть свои, не менее важные задачи. Например — противолодочная оборона. Однако, для решения этой задачи «Форд» бесполезен.

Для эффективной ПЛО необходима гидроакустическая станция с подкильной и буксируемой низкочастотной антенной, а также комплект противолодочных ракет (в данном случае RUM-139 ASROC-VL). Все это есть на борту эсминца. Никакой вертолет не сравнится по времени реакции с ASROC, и никакие буи и опускаемые ГАС не сравнятся по чувствительности и надежности работы с гидролокатором в носовом бульбе эсминца. Кстати, о вертолетах — на борту «Замволта» базируются два противолодочных «СиХоука».

Из дополнительных возможностей эсминца «Замволт» следует отметить:
— возможность интеграции в систему ПРО, запуск ракет-перехватчиков для уничтожения целей на околоземных орбитах;
— повышенный уровень защищенности в виде периферийных бронированных УВП, выполняющих роль своеобразного «бронепояса»;
— наличие на борту БПЛА и необитаемых подводных аппаратов — для ведения разведки, проделывания проходов в минных полях и др. специфических функций;
— просторная вертолетная площадка в кормовой части эсминца;
— мощная и экономичная ГЭУ, построенная по типу FEP (полное электродвижение);
— данное качество будет иметь значение для России — в отличие от классической АУГ, ракетно-артиллерийский «Замволт» способен успешно действовать в водах Арктики и др. районах Земного шара с экстремальными климатическими условиями;
— неатомный «Замволт» может без ограничений перемещаться по акваториям Черного и Балтийского морей. Эсминец ловко обходит все международные запреты, притом, что представляет едва ли не большую угрозу, чем «Нимиц» и «Форд» вместе взятые.

Эпилог

Развивая идею каперанга ВМС США Генри Хендрикса, следует задать такой вопрос: насколько увеличится боевой потенциал флота, если вместо одного атомного супергиганта «Джеральд Форд» построить пять эсминцев «Замволт» — при аналогичной стоимости программы и жизненного цикла кораблей.

Эсминцы представляют собой автономные боевые единицы. В отличие от авианосца, формации из пяти таких кораблей не потребуется никакой дополнительный эскорт. Они сами эскорт — их возможностям в плане ПВО/ПЛО позавидует любой Иджис-эсминец. Им нет равных по эффективности огневой поддержки и бомбардировок вражеского побережья (в этом их превзойдет лишь старый линкор «Нью-Джерси», что с 2001 года стоит на консервации на р. Дэлавер).

Что касается классического морского боя, то в этом вопросе «Замволт» и «Форд» одинаково неэффективны. На морских коммуникациях правят бал подводные лодки — невидимые беспощадные киллеры, готовые в два счета расправиться с любым противником.

«Джеральд Р.Форд» в ноябре 2013 г.

Разумеется, сейчас прозвучит авторитетное мнение, что для «сбалансированного» флота необходимо иметь и «Замволт», и «Джеральд Форд». Остается лишь напомнить народную мудрость, что быть богатым и здоровым несомненно лучше, чем таковым не быть. Следует понимать, что по возможностям ВПК Россия заведомо уступает США, которые строят флот на деньги всего мира и оттого мало задумываются над его стоимостью. Нам же придется идти на компромисс. Тщательно выбирать лучшее из лучшего — чтобы при меньших затратах иметь сравнимые возможности.

/Олег Капцов, topwar.ru/

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Егор

    Сравнивать боевую эффективность указанных в статье боевых кораблей, сказать мягко, глупо.Авианосец без АУГ существовать не может, а ЭМ в одиночку воевать-легко.И цели у них разные в зависимости от решаемых задач. Одно важно-и то и другое оружие требует совершенства. США это и делают постоянно.

    • анонимус

      Это статья для тех, кто хочет навязать нам авианосцы

  2. Андрей

    Один артиллерийский снаряд Зумволта стоил 750 килобаксов. От него отказались. Зумволт ломается везде и потом никуда не плывет. У авианосца регулярно глючит фановая система и экипаж гадит, вывесив задницы через борт. Кто круче-слон или кит. Сферическая сова, натянутая на глобус. Потом пришел лесник и дал всем брендлюлей.