Лучшая ситуационная осведомленность стала первостепенной для солдата на передовой, будь он в пешем строю или в транспортном средстве. Таким образом, акустические сенсоры, способные сообщить солдату, откуда противник ведет огонь, стали обычным явлением на поле боя.
Возможности носимых солдатом систем неизбежно ограничиваются их размерами, хотя новые технологии приходят на выручку и в этой сфере, в то время как созданные для машин акустические системы стали «ушами» самих машин. Защита военных баз — еще одна важная сфера применения акустических систем определения выстрела.
С 2008 года Swats (Shoulder-Worn Acoustic Targeting System — носимая на плече акустическая система целеуказания) от компании QinetiQ North America является самой распространенной системой ситуационной осведомленности американских солдат, развернутой в низших эшелонах. В общей сложности почти 17000 систем было продано американской армии, где они известны как индивидуальный детектор выстрела (Individual Gunshot Detector). Система также применяется морской пехотой США.
Основу системы составляет 300-граммовый наплечный сенсорный блок, который имеет в своем составе микрофоны, приемник GPS, гироскоп, магнитный компас и акселерометры. Имея точность по азимуту ±7,5° и по дальности 10% (максимальная заявленная дальность400 метровна открытой местности), это устройство оказалось очень надежным: возврат по гарантии из войсковых частей составляет менее 1%. Swats предоставляет солдату не только относительную позицию источника выстрела, но также записывает координаты в систему не только с целью обновления этой относительной позиции при перемещении солдата, но и их распределения среди других бойцов отделения. Информация доступна через слуховое устройство или дисплей, весящий110 граммов.
Доступная также для стран НАТО через программу NSPA система Swats стоит на вооружении Франции, Австралии и неназванной азиатской страны, а недавно была заказана ближневосточной страной. Активные торги проводятся в Европе и на Ближнем Востоке. QinetiQ NA постоянно обновляет систему за счет программного добавления новых языков и характеристик; новые алгоритмы применяются с целью увеличения дальности обнаружения, а более эффективное использование компонентов в настоящее время увеличило время работы аккумуляторов примерно до 14 часов.
Впрочем, компания QinetiQ уже работает над совершенно новой системой, отличающейся водонепроницаемостью, большим разрешением экрана с упрощенной структурой меню, новым более легким сенсором меньших размеров со скоростью обработки данных большей в 50 раз и в 100 раз большей памятью, что позволяет вместить более сложные алгоритмы.
Компания QinetiQ разработала Ears FSS (Fixed Site System — система для стационарного объекта), которая начинает привлекать интерес как система защиты военных баз, а также устройство Ears VMS (Vehicle Mounted System — устанавливаемая на машину система), которое в настоящее время уже затребовано некоторыми заказчиками (фото вверху). Впрочем, компания параллельно разрабатывает новую систему для транспортного средства с повышенной угловой и дистанционной точностью, обеспечивающую также 3D изображение сцены, что позволяет использовать ее в качестве прицельного устройства для дистанционно управляемых боевых модулей.
В настоящее время обе системы имеют уровень готовности TRL 6-7 (этап разработки системы), но еще в 2012 году они были показаны американской армии. Компания QinetiQ ни для одной из своих новых систем не назвала дату выпуска.
Система Boomerang
Еще одним крупным игроком в этой области является компания Raytheon BBN, продавшая более 10000 систем Boomerang в разные страны (большая часть развернута в районах боевых действий). Со времени последнего обзора не было сделано никаких значительных сообщений, но тем временем Raytheon BBN разработала систему Boomerang Warrior-XP (здесь «Р» означает «Периметр») для защиты бивуаков и лагерей. Устройство весит менее6 кг, оно гораздо легче и меньше чем оригинальная система Boomerang, и состоит из сенсора и блока «питание/сеть», который позволяет к системе ситуационной осведомленности Boomerang подсоединять множество сенсоров и таким образом покрывать 360° (хотя Warrior XP может работать и как отдельное устройство).
Система работает на упрочненном лэптопе под ОС Windows 7 и обеспечивает локализацию стрелка по азимуту, дальности и углу места наряду с 10-разрядной координатной сеткой; данные автоматически объединяются для более точного решения, которое выводится на интуитивно понятный экран в виде карты. Система также показывает зону обнаружения пули, то есть потенциально опасный сектор. Данные о вражеском стрелке могут сохраняться для разведывательных целей или последующего просмотра.
По данным компании BBN, система Warrior XP обнаруживает свыше 90% всех выстрелов. Характеристики этой системы: определение пролетевшей пули от 1 до25 метров, частота ложных срабатываний менее 1% и время реакции 1,5 секунды, энергоснабжение обеспечивается посредством канала Ethernet, время работы не ограничено.
Компания также разрабатывает еще и систему, ранее имевшую обозначение Haltt (Helicopter Alert and Threat Termination — Acoustic, предупреждение и определение угрозы для вертолета — акустическое), но сейчас известную как Boomerang Air. В ней используется модифицированное программное обеспечение для отфильтровывания собственного шума и вибрации воздушного судна. Ее сенсоры интегрируется с корпусом вертолета и таким образом систему нелегко идентифицировать. Количество сенсоров ограничивается типом вертолета и размером, хотя в компании отказываются озвучить любые дополнительные подробности.
Система PDCue для транспортных средств
Еще одна система для транспортных средств, PDCue от AAI Textron (сокращение от Projectile Detection and Cueing — определение выстрела и сигнализирование), базируется на четырех сенсорах установленных по углам крыши, что обеспечивает полное покрытие на 360°. Разделение сенсоров обеспечивает высокую точность по азимуту и углу места, ошибка для обоих углов составляет порядка ±1°, ошибка по дальности — менее 25%, но уменьшается на дальностях свыше350 метров(максимальная дальность составляет1,2 км).
Система PDCue устанавливается на бронированные M1151 Humvee и интегрируется с боевым модулем Crows II с целью проведения оперативных оценок. Компания не предоставила каких-либо дополнительных комментариев по новейшим разработкам, поскольку участвует в настоящее время в нескольких «чувствительных» заявках.
Видеопрезентация систем от компании Acoem-Metravib
Устройство Pilar
В середине 2012 года компания Acoem-Metravib добавила новое изделие в свою линейку акустических сенсоров. Устройство Pearl (Personal Equipment Add-on for Reactive Localization — дополнение к личному снаряжению для реагирующей локализации) уже было продемонстрировано на этапе прототипа. Оно предназначено для обеспечения одиночного бойца недорогой системой обнаружения и локализации выстрела, устанавливаемой на направляющую Пикатини пулеметов, штурмовых и снайперских винтовок.
Система представляет собой однокорпусное устройство, которое включает миниатюрную акустическую матрицу чувствительных элементов со встроенной электроникой, встроенный процессорный блок с гирометром и человеко-машинный интерфейс, показывающий солдату направление выстрела по азимуту и углу места посредством зеленых и красных светодиодов. При движении солдата в сторону от своей начальной позиции система Pearl позволяет осуществлять непрерывное слежение за целью, пока оператор не перезагрузит систему.
Три кнопки позволяют переключать систему: «вкл./выкл.», «день/ночь» и «следующий выстрел/сброс». Масса устройства Pearl составляет400 грамм, оно обнаруживает сверхзвуковые боеприпасы калибра 5,45 —20 мм.
По данным Metravib, вероятность обнаружения выстрела более 95%, ошибки локализации по азимуту и углу места ±10° и по дальности ±20%, время реакции менее одной секунды. При работе от двух стандартных батареек (AA 1,5 В) низкое энергопотребление (менее 2 Вт) устройства гарантирует продолжительность работы свыше 12 часов. Порты RS232 или RS485 предназначены для экспорта индикаций потенциальных целей в электронный прицел, что позволяет солдату сохранять свою прицельную позицию.
Компания фактически уже интегрировала свое изделие с прицелом Sagem Sword TI. Предусматривается дальнейшая интеграция устройства с системами локализации целей (например, Sagem Sophie) для оснащения разведчиков снайперов, а также с недорогим дистанционно управляемым вооружением. Компания Metravib готова сконфигурировать свою систему для установки на шлемы, плечи или в ранцы или, например, в виде отдельного наручного дисплея, и уже показала систему Pearl интегрированную с нашлемным дисплеем.
Первый заказ на 20 устройств Pearl, уже находящихся в производстве, был получен от Брунея, а дальнейшие объемные заказы ожидались осенью 2013 года. Поскольку использование Pearl может привести к смене доктрины, компания Metravib разработала вариант «Blue Pearl», отличающийся специальным ПО для применения совместно с холостыми боеприпасами во время боевой подготовки.
Безусловно, компания Metravib и по сей день предлагает свою систему Pilarw для транспортных средств и стационарных объектов. По сравнению с оригинальной системой Pilar, развернутой в Сараево в 1995 году, нынешняя система способна точно идентифицировать в реальном времени источник огня не только стрелкового оружия, но также РПГ, минометов и противотанковых ракет. Новейший вариант для транспортных средств Pilarw Vehicle имеет время реакции менее двух секунд и обеспечивает точность по азимуту ±2° на стоянке и ±5° в движении. Точность по углу места составляет ±5°, тогда как точность при активном обстреле по дальности составляет от 10 до 20%.
Система Pilarw также определяет калибр и выдает звуковое предупреждение. Поскольку эта система создана для транспортных средств, она может обеспечить координаты источника огня при подсоединении к инерциальной и/или GPS навигационной системе. Очевидно, что она может интегрироваться с дистанционно управляемым вооружением, добавляя возможности автоматического наведения и поражения целей по внешним командам целеуказания. Доступны два режима: городская местность (только для активного обстрела) и сельская местность для всех типов выстрелов.
Вариант для транспортных средств имеет массу2 кг, для работы он раскладывается и становится высотой не более50 см. Расчетный интерфейсный модуль установленный на машину весит3,6 кг. Самый последний успешный заказ по системам Pilarw поступил от французской армии по программе модернизации машин VAB, которая получила обозначение TOP. Во Франции система получила обозначение Slate (Système de Localisation Acoustique de Tireur Embusqué — система акустической локализации стрелка в засаде), она была интегрирована с ДУБМ Kongsberg Protector M151 для автоматического переброса на цель. С февраля 2012 года было поставлено 80 таких комплектов.
Система Pilarw Area со своей стороны является новейшим вариантом, который позволяет подсоединять до 20 антенн к одному электронному блоку, и таким образом охватывает район площадью 1×1 км, имея при этом повышенную точность. Система была продана Италии и Германии, и в настоящее время развернута в Афганистане. Были проведены многочисленные показы варианта Pilarw Helicopter, на него ожидаются заказы, особенно из Южной Америки. Комплект из двух антенн может устанавливаться на легких вертолетах, а комплект из четырех антенн на тяжелых.
В зависимости от создаваемого вертолетом шума, зависящего от его размеров и скорости полета, система может обеспечить грубую индикацию источника огня, впереди, сзади, слева, справа, или более точную индикацию, выдавая «круговую локализацию», дальность и калибр. Компания Metravib не исключает дальнейшего развития системы, например, в сетевые системы для транспортных средств, но находится в поисках основного интегратора для завершения проекта.
Компания Avisa
Используя опыт, полученный в автомобильной промышленности, голландская компания Microflown Avisa разработала инновационные акустические векторные сенсоры AVS (Acoustic Vector Sensor) для обнаружения и локализации выстрелов стрелкового оружия, огня артиллерии, воздушных судов и транспортных средств. AVS может не только измерить звуковое давление (типичное измерение, производимое микрофонами), но также выдает акустическую скорость частиц. Одиночный датчик базируется на технологии Mems (микроэлектромеханические системы) и измеряет скорость воздуха через две крошечные, резистивные полоски платины, нагревающиеся до200°C.
При прохождении потока воздуха через пластинки первая проволочка немного охлаждается и благодаря переносу тепла воздух получает определенную часть тепла. Следовательно, вторая проволочка охлаждается уже нагретым воздухом и, тем самым, охлаждается меньше по сравнению с первой проволочкой. Разница температур в проволочках меняет их электрическое сопротивление. Возникает разница напряжений пропорциональная акустической скорости, а эффект является направленным: при повороте воздушного потока область разницы температур тоже поворачивается.
В случае звуковой волны поток воздуха через пластинки изменяется в соответствии с формой волны и это приводит к соответствующему изменению напряжения. Таким образом, может быть изготовлен очень компактный (5x5x5 мм) сенсор AVS массой несколько грамм: сам датчик звукового давления и три ортогонально размещенных сенсора Microflown в одной точке.
В компании Microflown Avisa подчеркивают, что ее технология обеспечивает лучшую точность по сравнению с микрофонными системами по азимуту и дальности, хотя и не обеспечивает углы места (см. табл.). Тесты, проведенные в Нидерландах и Германии, показали, что система на базе AVS может идентифицировать место минометного выстрела с точностью 2% по дальности и менее 0,5° по азимуту.
После интенсивных разработок компания Microflown Avisa получила первый контракт на приложения практического целеуказания и определения вражеского огня, за ним последовал второй контракт на мобильную систему и подобные же задачи, а третий включал поставку системы локализации вражеского огня для защиты посольства Нидерландов в Кабуле.
Еще один контракт предусматривает разработку решения AVS для установки на транспортные средства. Контракт на НИОКР стоимостью один миллион евро был подписан в начале 2013 года сроком на два года. Это решение, получившее обозначение Whelac (wheeled acoustics — колесная акустика), обеспечит транспортные средства всеракурсной акустической 3D-системой ситуационной осведомленности. AVS способна определить местоположение и классифицировать стрелковое оружие, ракеты, артиллерию, минометы и РПГ, а также вертолеты и наземные машины.
Система должна, несмотря на шум двигателя, обеспечивать полные возможности обнаружения целей в машине, движущейся на скорости до80 км/ч. Так как акустическая информированность внутри бронированных машин сильно ухудшена, решение Whelac могло бы повысить безопасность экипажей за счет выдачи предупреждений об атакующих угрозах. Среди прочего, рассматривается также применение сетевого варианта. Уменьшенные размеры, масса и энергопотребление систем обнаружения выстрела, базирующихся на технологии AVS, делает их превосходным решением для других систем, например легких БПЛА.
Разрабатывается приложение, известное под названием «Walking Ears» (шагающие уши). Компания процветает, 40 сотрудников трудятся в Microflown над несколькими инновационными программами. Индия является первым потенциальным покупателем изделий этой компании для своих БПЛА.
Sniper Egg (снайперское яйцо)
В ответ на инициативу британского минобороны «Конкурс идей» и неотложные оперативные требования компания Ultra Electronics использовала весь свой богатый опыт в акустике при разработке винтовочного локатора выстрела. Устройство Sniper Egg (первоначальное обозначение RMGL) является моноблочной системой способной определить и локализовать источник высокоскоростных пуль калибра 5,56 —12,7 мм.
Система массой450 граммможет устанавливаться на направляющую Пикатини с правой стороны винтовки. Она отличается характерным блоком микрофонов в виде «яйца» и дисплеем 160х128 пикселей служащим в качестве человеко-машинного интерфейса.
При выстреле устройство Sniper Egg показывает солдату направление на индикаторе часового типа и в то время как солдат поворачивается в направлении угрозы, миниатюрная, трехосная, инерциальная, следящая система обеспечивает постоянную компенсацию движения и стрелка движется в направлении 12 часов. Для точной подстройки по азимуту и углу места часовая стрелка на экране меняется на визирные нити в момент, когда при повороте в сторону выстрела угол между винтовкой и целью становится меньше 30°.
Номинальная точность по азимуту и по углу места составляет ±5° и по дальности 15% (дистанция показывается в нижнем правом углу экрана, а число обнаруженных событий можно увидеть в нижнем левом углу экрана). Доступен звуковой сигнал. Дальность обнаружения составляет от 30 до1200 метров. В компании Ultra заявляют о вероятности корректного обнаружения и локализации свыше 90% при низкой частоте ложных сигналов. Для плавности перемещения графических элементов на дисплее частота его обновления составляет 10 Гц.
Устройство Sniper Egg водонепроницаемо и питается от двух батареек AA, обеспечивающих до семи часов автономной работы (заряд батарей показывается в верхнем правом углу экрана). Простое меню позволяет устанавливать системные параметры, например яркость дисплея (дисплей совместим с очками ночного видения), максимальную и минимальную дальности.
Компания Ultra Electronics на основе доступных технологий в настоящее время работает над системой индикации вражеского огня для вертолетов, однако информации по статусу этой программы не было представлено. Компания также получила финансирование на исследование в области акустического обнаружения низкоскоростных боеприпасов, например РПГ.
Акустическая система PinPoint
Американская компания Cobham в сотрудничестве с BioMimetic Systems (BMS) разработала новое семейство акустических систем обнаружения выстрела, получившее обозначение PinPoint. Было изготовлено два варианта, один для спешенной пехоты и второй для транспортных средств или стационарных объектов. Первый идет в форме плечевого блока датчиков, который обеспечивает дальность, направление и вертикальный угол.
Данные представляются в виде звукового сообщения или выводятся на дисплей в виде наручных часов размером 45×51 мм. Это могут быть либо дальность, направление и угол места, либо координатная сетка. Две батарейки AA для системы с энергопотреблением 1 Ватт позволяют работать от 10 до 12 часов. Размеры наплечного сенсора 89x89x26 мм, а общая масса менее400 грамм.
Специалист по акустике, компания BMS разработала приложения, в которых объединены аналоговые и цифровые аппаратные средства с методом асинхронной сигнализации, известным как обработка события и который работает по образцу неврологической функции. Это позволяет обеспечить сенсорам широкий динамический диапазон, устойчивые характеристики и высокую адаптируемость к внешним условиям.
По данным компаний Cobham и BMS, система демонстрирует высокие характеристики в шумном и гулком городском пространстве. Через сто миллисекунд после обнаружения информация об источнике выстрела выводится на дисплей; благодаря встроенным сенсорам при движении солдата обновляются данные относительного положения. Цифры по точности компанией Cobham не представлены.
Вариант для солдата PinPoint Dismount может обнаруживать и показывать выстрел каждые 30 миллисекунд благодаря быстрым алгоритмам обработки сигналов во временной области; система может хранить в памяти до 1000 выстрелов. Впрочем, в целях практичности система пехотинца позволяет вызывать последние 15 выстрелов. Система PinPoint Vehicle имеет схожие характеристики касательно времени реакции, но точность выше благодаря более крупным сенсорам.
Система представляет собой низкопрофильную пирамиду, которая имеет четыре микрофона (по одному на каждой вершине). Общий сенсор имеет размеры 337x356x108 мм и массу2,27 кг. Система мощностью 3 Вт питается от бортовой сети, допускаемое напряжение от 8 до 28 В. Как и вариант Dismount, система имеет несколько разъемов: последовательный порт, аудио, GPS, USB и питание.
Для показа информации по локализации стрелка используется стандартный упрочненный планшет с ОС Windows, при этом система может подсоединяться к общей сети через Ethernet или радиостанцию. Она также может хранить 1000 выстрелов, хотя непосредственно в машине можно вызвать последние 250 выстрелов. В настоящее время доступны обе системы, а компания Cobham уже получила заказы от военных заказчиков и полувоенных организаций.
Акустическая система ASLS
Компания Rheinmetall Defence Electronics разработала акустическую систему локализации стрелка ASLS (Acoustic Shooter Locating System) с целью повышения уровня защиты экипажей машин. Она состоит из круглого основания, вмещающего энергоэкономичную систему обработки сигналов и аккумулятор, и «антенны» состоящей из восьми специальных микрофонов, созданных для высоких уровней звукового давления и обеспечивающих круговое покрытие.
Первоначально, каждый микрофон устанавливался на вертикальной оси, но на выставке Idex 2013 была представлена новая схема. От одной вертикальной несущей оси отходят восемь горизонтальных стержней с микрофонами, при этом их относительное положение в пространстве осталось прежним. Это решение было принято для упрощения и удешевления производства, а для большей надежности микрофоны теперь защищает каркас из стальных труб.
Дальность обнаружения на 20% больше дальности обнаружения самого вооружения, тогда как угловая точность во время остановки и в движении составляет соответственно менее 2° и 5°. Частота обновления составляет менее 1,5 секунд, а точность по дальности обычно ± 10%. По данным компании Rheinmetall, частота ложных срабатываний ниже, даже при работе системы в городском окружении и стесненном пространстве. Антенна потребляет менее 15 Вт, напряжение составляет 10 — 3 В, а аккумулятор в основании позволяет работать независимо от сети машины, но при этом естественно необходим выносной дисплей.
Основание системы ASLS также содержит датчики положения в пространстве и GPS-приемник для компенсации движения машины. Сигналы, полученные от ASLS, подаются на специальный дисплей, в систему управления боем, а также в боевой модуль для автоматического переброса на источник угрозы, при этом экипаж получает также звуковое предупреждение. Во время испытаний в немецкой армии система подтвердила свои характеристики, но ее габариты по высоте создают проблему разнесения с боевым модулем при установке на легкие машины.
Система ASLS почти полностью доработана и при появлении первого покупателя могло бы быстро начаться ее производство. Впрочем, компания Rheinmetall, основываясь на своем богатом опыте, в настоящее время предлагает новую систему. Восемь микрофонов установлены в контейнер, имеющий такую же форму, как и контейнер системы ситуационной осведомленности SAS (Situational Awareness System) — оптоэлектронной системы для бронированных машин, обеспечивающей ближнее наблюдение. Акустический сенсор, таким образом, может устанавливаться наверх оптико-электронной станции.
Однако акустическая система гарантирует круговое покрытие 360° и как правило устанавливается впереди машины, тогда как оптико-электронная станция обеспечивает покрытие 180°, таким образом необходимо два таких модуля. По данным экспертов компании Rheinmetall, новый сенсор сохранил такую же точность по азимуту как у ASLS, хотя уменьшенная высота снизила его точность по углу места. Новая антенна весит4 кг, ее ширина280 мм, глубина260 мми высота180 мм.
Миниатюрная версия AkSL (Akustusches Schützen-Lokalisationssystem) также разработана Rheinmetall. Эта компания представила свою заявку Бундесверу в конце апреля 2013 года в ответ на запрос предложений, на который ответили несколько конкурирующих компаний. AkSL задумывалась как отдельный модуль, но она легко интегрируется в компьютерные системы. Она представляет собой носимый на плече акустический сенсорный блок, в котором размещаются датчики положения и ориентации, которые позволяют сохранять местоположение угрозы даже при движении солдата.
Данные азимута, вертикального угла и дальности высвечиваются на дисплее в виде наручных часов (к нему подсоединен кабель исходя из немецких требований). Дисплей также показывает схему локализации и ее ориентацию, время события и заряд батареи. Звуковое сообщение — ссылка на направление цели и дистанцию — также посылается в наушник под слухозащитным приспособлением или напрямую в активную систему защиты слуха, например Peltors; эти требования были разработаны совместно с немецкими специальными силами.
В лаборатории уже была протестирована беспроводная связь с наручным дисплеем посредством стандартного канала ZigBee. На задней стенке сенсор имеет две кнопки: правая кнопка «вкл.» и «выкл.» также контролирует состояние системы, а левая управляет громкостью и магнитной калибровкой. Третья кнопка на лицевой стороне сенсора позволяет повторить уже зафиксированные события и выбрать внешние условия, а точнее тихий сценарий или городской сценарий. В этом случае выбираются алгоритмы представляющие собой компромисс между коэффициентом ложное срабатывание/обнаружение и дальностью.
Как правило, система AkSL обеспечивает точность по азимуту ± 5°, по дальности ± 10% и имеет максимальную дальность на 20% выше по сравнению с дальнобойностью выстрелившего оружия. По данным Rheinmetall, точность этой системы меньше точности более крупной системы, но полностью соответствует потребностям пехотинца.
В своей нынешней конфигурации (сенсор, дисплей и кабель) система AkSL весит менее500 грамми питается от двух батарей CR123. В конце 2012 года AkSL также успешно была испытана на вертолетах (два сенсора с каждого борта) при различных режимах полета, начиная от зависания и заканчивая скоростью200 км/ч. Вертолеты пролетали над тренировочными зонами, откуда велся огонь в особых режимах.
Компания Databuoy
В Соединенных Штатах институт комплексных программных систем Вандербильта (Institute for Software Integrated Systems — Isis Vanderbilt) несколько лет работал над противоснайперскими системами. Последние его разработки направлены на создание сетевых сенсоров. Он недавно объединился с компанией Databuoy LLC с целью производства и продажи системы ShotPoint. Она состоит из нескольких узлов, каждый из которых имеет четыре чувствительных микрофона, GPS и инерциальную систему, электронную панель со встроенным программным обеспечением, радиопередатчик и соответствующий блок аккумуляторов.
Исходя из своего положения относительно стрелка, узел может принять вспышку с дульного среза и ударную волну, либо только ударную волну. Узлы формируют особую сеть и передают информацию об обнаружении по сети к контрольному блоку, который объединяет все поступившие данные в единое оптимальное решение. Контрольный блок затем посылает данные на интернет-узел и они выводятся на соответствующий дисплей. Данные о событиях обнаружения с нескольких узлов объединяются с целью более точной локализации стрелка, вычисления траектории пули и оценки калибра.
По данным компании Databuoy, средняя ошибка системы ShotPoint составляет по азимуту менее 1° или трех метров, и по дальности менее7 метровпри развертывании узлов с рекомендуемым расстоянием 50 —150 метровмежду каждым. Вероятность обнаружения превышает 95%, а время реакции составляет менее секунды.
В настоящее время каждый узел представляет собой цилиндрический контейнер диаметром170 мми высотой120 мм, в нем помещаются складная антенна и радиостанция, работающая на частоте 2,4 ГГц, а также четыре аккумулятора 4D. Они весят треть от массы всей системы1,68 кг; благодаря низкому энергопотреблению (0,5 Вт) каждый модуль может автономно работать пять дней. Впрочем, для соответствия различным требованиям заказчиков компания Databuoy готова предложить комплекты разного состава.
Узлы ShotPoint легко устанавливаются, сами определяют свою положение и самостоятельно создают свою сеть. Программное обеспечение слияния данных и контроля совместимо с ОС Android и может работать на планшетах. ISIS Vanderbilt и Databuoy начали маркетинг системы ShotPoint в начале 2013 и приняли участие в нескольких заявках. Shotpoint может также использоваться для защиты войск в боевом охранении и на небольших временных объектах инфраструктуры. Потенциальный заказчик рассматривает эту систему для наземных роботов, которые могут следовать за лидером.
/Alex Alexeev, topwar.ru/