Предыдущая серия новеллы о «самом лучшем флоте» вызвала неоднозначную реакцию среди читателей. Многие из комментаторов предупредили автора о недопустимости излишней самоуверенности и «шапкозакидательства» по отношению к «вероятному противнику», тем более, если речь идет о такой грозной формации, как американский флот. Военно-морские силы США не являются идеальным оружием, они, как и все, страдают от разгильдяйства и аварийности в мирное время, несут потери в зонах военных конфликтов, но при этом упрямо стремятся к поставленной цели. А если оказываются не в силах выполнить задачу, делают все, чтобы по максимуму навредить своему оппоненту.
Ежегодный бюджет размером 155 млрд. долларов — больше, чем предусматривает российский ГОЗ до 2020 года, — позволяет без ограничений наращивать численность корабельного состава и при необходимости грубо «завалить» противника техникой. В то же время научный потенциал США (где, по статистике, сосредоточено 80% исследовательских суперкомпьютеров всего мира) подразумевает, что каждая боевая единица с индексом USS (United States Ship — «корабль Соединенных Штатов») должна являться непревзойденным техническим шедевром.
«Томагавки» и «Иджисы», суперавианосцы, литоральные боевые корабли, первые в мире ПЛА 4-го поколения (тип «СиВулф»), подводные ракетоносцы «Огайо» с мощной и надежной БРПЛ «Трайдент-2» (151 успешный запуск, 4 неудачи)… Такие факты должны внушать уважение. Но отчего-то чувство уважения все чаще сменяется чувством разочарования.
К началу XXI века американский флот полностью устарел и деградировал: каким-то непостижимым образом ВМС, на развитие которых ежегодно тратятся сотни миллиардов долларов, остались без сверхзвуковых противокорабельных ракет. В это сложно поверить, но все новейшие эсминцы ВМС США вообще лишены возможности нести и применять противокорабельное оружие!
Возможностью стрельбы ЗУР по надводным целям, а также легкими «Пингвинами» вертолетного базирования можно смело пренебречь; принятие на вооружение дозвуковой LRASM — туманная перспектива будущего.
Несмотря на огромные траты на его содержание и развитие, американский флот по-прежнему остается без зенитных ракет с активными головками самонаведения (подобные ЗУР уже 10 лет стоят на вооружении многих европейских и азиатских стран в виде морского ЗРК PAAMS).
И это при том, что системы управления огнем на основе многофункционального SPY-1 и радаров «подсветки» AN/SPG-62 для ЗУР с полуактивным наведением семейства «Стэндерд»/ESSM также не блистают совершенством: механическое управление по азимуту и углу места, всего 1-2 одновременно обстреливаемые цели при атаке с одного выбранного направления.
Корабли янки остались без РЛС с активными фазированными решетками. А ведь радары с АФАР — FCS-3A, SAMPSON, EMPAR, APAR, S1850M давно применяются на кораблях ВМС Японии, Великобритании, Италии, Франции, Германии, Нидерландов… Это без учета того факта, что корабли всех перечисленных стран оснащены несколькими специализированными РЛС для каждого типа угроз — в отличие от американского фокуса, когда одна радиолокационная станция дециметрового диапазона AN/SPY-1 пытается одновременно уследить и за космосом, и за ПКР. Слежение за целями на НОО удается неплохо, в отличие от поиска низколетящих противокорабельных ракет.
Маленький японский эсминец типа «Акидзуки», оснащенный суперсовременной БИУС ATECS и двухдиапазонным радаром с активными ФАР FCS-3A. Создан специально для защиты «больших» эсминцев типов «Атаго» и «Конго» (копий американских «Арли Берк») от атак низколетящих ПКР. Именно такого «компаньона» не хватает американским крейсерам и эсминцам
У американцев нет зенитных систем для подводных лодок. Несмотря на кажущуюся абсурдность, это одна из самых интересных и актуальных флотских разработок. Все враги подводников летают неуклюже и медленно: как показали испытания, субмарина с помощью своей гидроакустики способна засечь «след» от винта вертолета на поверхности воды и расстрелять винтокрылую машину ракетами, управляемыми по оптоволоконному кабелю. В 2014 году подобную систему планируют принять на вооружение немцы (IDAS). Свой интерес выразил турецкий флот. Над тематикой работают французы и индийцы. Но как же американцы? А ВМС США вновь оказались «в пролете».
Удивительная история связана с перспективным эсминцем «Замволт»: корабль, чья стоимость с учетом НИОКР превысила 7 млрд. долларов, по странной случайности лишился обзорного радара! Американцам хватило средств на эксперименты со стелс-технологией и на разработку шестидюймовок с дальностью стрельбы150 км, но не хватило денег на установку двухдиапазонного радара DBR. В результате сверхэсминец будет оснащен лишь многофункциональной станцией AN/SPY-3, не способной эффективно отслеживать воздушные цели на большом расстоянии. Как следствие, зенитный боекомплект «Замволта» ограничен лишь ракетами малой/средней дальности ESSM.
События последних 20 лет отчетливо показали, что «самый лучший флот» бессилен перед морскими минами и дизель-электрическими подводными лодками. Шумовой фон современных «дизелюх» оказался ниже порога чувствительности американских средств ПЛО. Отсутствие грохочущих насосов и ГТЗА, воздухонезависимые силовые установки, малые размеры и мощности, системы электромагнитов, компенсирующих аномалии в магнитном поле Земли — результаты проведенных совместных учений с ВМС Австралии, Израиля, Голландии показали, что такие субмарины способны пройти сквозь любые противолодочные кордоны ВМС США.
Были срочно вызваны союзники-шведы со своей НАПЛ «Готланд». Испытания подтвердили все предыдущие опасения. Шведская лодка была немедленно взята в лизинг на два года (2006-08). Несмотря на интенсивное изучение «Готланда» и выработку мер по борьбе с такими подлодками, американское командование до сих пор считает неатомные подлодки одной из опаснейших угроз и не собираются сворачивать программу DESI (diesel-electric submarine initiative).
Если в борьбе с неатомными субмаринами был достигнут определенный прогресс — по крайней мере, янки уделяют повышенное внимание данной проблеме и активно ищут средства противодействия, — то вопрос с минной угрозой остается открытым.
ВМС США понесли ощутимые потери от вражеских мин. В 1988 году в Персидском заливе был поврежден фрегат «Сэмюэл Б. Робертс» (этот шутник подорвался на контактной мине образца 1908 года). Спустя три года на иракских минных заграждениях подорвались вертолетоносец «Триполи» (по иронии — флагман минно-тральных сил в регионе) и крейсер «Принстон» (подорвался на «расчищенном» фарватере и затем долго простоял в одиночестве — ни один из кораблей ВМС США не рискнул прийти на помощь умирающему «коллеге»).
Казалось бы, обилие запасов этих смертоносных морских ловушек (согласно подсчетам военных аналитиков и экспертов, один Китай располагает порядка 80 тыс. морских мин!), а также реальные факты знакомства с «рогатой смертью» должны были убедить американское командование в необходимости создания эффективных средств для противодействия минной угрозе. Но ничего подобного сделано не было!
Флот, который гордится восемью десятками крейсеров и ракетных эсминцев, располагает всего лишь … 13 минно-тральными кораблями!
Тральщик USS Guardian (MCM-5). 17 января 2013 года налетел на риф в море Сулу (Филиппины). Был покинут экипажем и вскоре окончательно разрушен ударами волн
В теории, помимо старых тральщиков типа «Эвенджер», для поиска и ликвидации морских мин могут быть использованы 4 литоральных боевых корабля. Впрочем, 3000-тонный LCS видится не слишком эффективным в роли тральщика. Излишне крупные размеры, обилие металлических конструкций — все это превращает поиск магнитных мин в смертельно опасную игру. А после возможного повреждения — делает ремонт избыточно сложным, длительным и дорогим.
Далее, на вооружении ВМС США остались всего две эскадрильи вертолетов-тральщиков MH-53E (сквадроны HM-14 и 15). Делаются какие-то попытки в области создания беспилотных подводных аппаратов для поиска и уничтожения мин — с весьма сомнительным результатом. Учения 2012 года в Персидском проливе отчетливо показали, что тральщики ВМС США при поддержке кораблей из 34 стран-союзников смогли за 11 суток обнаружить всего лишь половину из 29 заданных минных полей. В общем-то, позорный результат для суперфлота, который претендует на глобальную гегемонию, но при этом не в силах защитить себя от самых примитивных средств морской войны.
Вертолеты-тральщики MH-53E Sea Dragon на борту УДК «Уосп»
Если речь зашла о «примитивных средствах поражения», то это повод вспомнить о нападении на американский эсминец «Коул» в йеменском порту в октябре 2000 года. Два арабских оборванца смело причалили к борту эсминца на дырявой лодке и привели в действие СВУ мощностью от 200 до300 кгв тротиловом эквиваленте. Последствия близкого взрыва оказались ужасны — ударная волна и раскаленные продукты взрыва сквозь 12-метровую пробоину ворвались внутрь корпуса, круша на своем пути все переборки и механизмы.
Эсминец «Коул» мгновенно утратил боеспособность, потерял ход и остойчивость — взрывом разворотило машинное отделение левого борта, вырубилось освещение, был деформировал гребной вал и повреждена решетка радара. Началось интенсивное затопление помещений. Экипаж потерял 17 человек убитыми, еще 40 раненых были срочно эвакуированы в госпиталь на территории Германии.
Любопытно, что в январе того же года аналогичной атаке подвергся эсминец USS The Sullivans. Однако в тот раз террористы приобрели слишком дырявую лодку — едва они «легли на боевой курс», их хрупкий челн заполнился водой и затонул, унеся на дно незадачливых камикадзе.
Янки прекрасно осознают опасность террористических акций с использованием рыбацких катеров и фелюг — с недавнего времени все эсминцы оснащаются 25 мм«Бушмастерами» с дистанционным управлением; отдан приказ стрелять в каждого, кто попытается приблизиться к борту американского корабля (янки уже успели «завалить» по ошибке несколько египетских рыбаков и прогулочный катер из ОАЭ).
Но в чем состоит опасность подобных «ассиметричных угроз»? Ведь в следующий раз это будет не катер, но какой-нибудь другой «фокус» — например, минометный обстрел стоящего в гавани корабля (известный случай — ракетный обстрел иорданского порта Акаба в тот момент, когда там находились корабли ВМС США,2005 г.). Или атака подводных «диверсантов» (пусть даже на самом примитивном уровне, с использованием гражданского общедоступного снаряжения и экспромтов). Как показывает практика, бороться со столь гибкими угрозами в условиях отсутствия четкой линии фронта невозможно. На каждую американскую хитрость террористы непременно ответят очередной «глупостью».
Янки везет, что с ними никто всерьез не воюет — все инциденты ограничиваются мелкими вылазками исламистских группировок и развлечениями арабской шпаны. В противном случае потери были бы огромны. Каждый порт на Ближнем Востоке превратился бы в эшафот для американских моряков.
В унисон с асимметричными угрозами «Войны с глобальным терроризмом» звучит проблема низкой защищенности кораблей — ситуация, когда лодка стоимостью 300 долларов выводит из строя корабль стоимостью 1,5 млрд. долларов, звучит как минимум подозрительно. Никакими «активными» средствами обороны или полумерами в виде локального бронирования кевларом эту проблему не исправить — минимизировать последствия взрыва поможет лишь бронепояс толщиной 10 и более сантиметров стали.
Низкая защищенность — проблема всех без исключения современных кораблей, построенных по стандартам второй половины XX века. Американский флот — не исключение. Янки наклепали 62 одноразовые «лоханки» и очень гордятся достигнутым результатом. «Коул» показал, что эсминцы его типа полностью теряют боеспособность от надводного взрыва мощностью 200-300 кг тротила — любой крейсер Второй мировой войны лишь вздрогнул бы от удара и удивленно посмотрел на погнутые бронелисты в эпицентре взрыва. Периферийные бронированные УВП эсминца «Замволт», выполняющие роль своеобразного «бронепояса», также не могут считаться достаточным средством защиты.
Тем не менее, риск потерять 7-миллиардный корабль от единственного попадания малогабаритной ПКР должен непременно привлечь внимание конструкторов к данной проблеме.
Эпилог
Двухсерийная история о злоключениях американских моряков имела целью не просто посмеяться над неудачами «лучшего в мире флота». Приведенные факты — это повод задуматься о роли военно-морского флота в XXI веке и о его оптимальном облике в условиях современной геополитической обстановки.
Главная особенность ВМС США в том, что их никто не боится. Несмотря на громадное количество кораблей и блестящую (зачастую — лучшую в мире) подготовку, никто не обращает внимания на движущиеся на горизонте американские эскадры. Популистские понятия «проекция силы» или «контроль морских коммуникаций» теряют всякий смысл после знакомства с реальными историческими фактами. Те страны, кому должны были внушить ужас непобедимые АУГ и амфибийные группы ВМС США, никак не реагируют на присутствие у своих берегов кораблей под звездно-полосатым флагом, продолжая совершать недружественные акты по отношению к Америке.
Северная Корея, не моргнув глазом, взяла на абордаж американский разведывательный корабль в нейтральных водах, а через год сбила над Японским морем разведчик EC-121 Военно-морских сил США.
Иран несколько лет обстреливал танкеры и минировал нейтральные воды Персидского залива, ничуть не стесняясь присутствия американских военных кораблей. В 1979 году сторонники аятоллы Хомейни захватили посольство США в Тегеране и 444 дня продержали в плену американских дипломатов. Никакая демонстрация силы с помощью АУГ там не подействовала (как и попытка силового освобождения заложников спецназом «Дельта»).
Саддам Хуссейн вторгся в Кувейт, даже не посмотрев в сторону авианосных ударных групп ВМС США.
Полковник Каддафи 40 лет являлся бельмом в глазу американской администрации: даже после операции «Огонь в прерии» он продолжал упрямо гнуть свою линию и по-настоящему заволновался лишь после распада СССР.
Причина такой самоуверенности известна. Все эти политические, военные и религиозные деятели прекрасно понимали: настоящая война начнется лишь тогда, когда в порты соседних государств потянутся караваны транспортов с американскими танками и оружием. А все авиабазы и аэропорты в регионе загудят от сотен (тысяч) слетевшихся со всего мира самолетов ВВС США и стран НАТО. Без всего этого дефиле американских кораблей воспринимались как дешевая шутка.
В 1968 году янки сдали корейцам корабль, до краев наполненный секретной радиоэлектронной аппаратурой. Трофей до сих пор пришвартован у набережной в Пхеньяне
Мощь современного флота определяется в первую очередь не количеством кораблей, а политической готовностью эту силу применить — при тесном взаимодействии с другими видами вооруженных сил. Без всего этого флот превращается в бесполезный театр пантомимы. Это хорошо демонстрируют современные ВМС США. Чудовищно дорогой, неэффективный механизм, своим существованием наносящий больше ущерба экономике собственной страны, чем всем геополитическим противникам США.
/Олег Капцов, topwar.ru/
Уважаемый автор, потратил некоторое свое время на чтение Ваших статей. В этих статьях Вы высмеиваете американцев (я их тоже недолюбливаю, но… Вы пишете: «Янки везет, что с ними никто всерьез не воюет — все инциденты ограничиваются мелкими вылазками исламистских группировок и развлечениями арабской шпаны.», а много России помогают сверх-технологии в конфликтах? Ракетные комплексы, самолеты, танки, корабли и атомный подводный флот…Все у вас самое лучшее, самое сверх-новое, а сколько жизней унес Афганистан? Чечня? Почему в этих конфликтах гибли солдаты? Где же было все ваше «умное» оружие??? Не надо преувеличивать. В любой войне побеждает человек. У кого духа больше, воля стальная, а главное, идея, за которую он воюет, тот и выйдет победителем. Вы опубликовали фото USS The Sullivans с пробоиной в борту с ироничной фразой «допрыгался». А мало ваших вертолетов сбивали? Танков жгли? Самолетов мало превращали в груду обгоревшего металлолома????? Имейте уважение к другим странам!!! Вы — не цари МИРА!!!
Автор просто немного замечтался! По поводу состояния ВМФ России инересно почитать: murders.ru/Kyrs-s-s-sk.doc
Скучковались два гитлеровских недобитка,ну-ка потявкайте дуэтом ХАЙ-Гитлер.Выродки нацисткие.
Если нравится этот бред — читай его и дальше. Ни один: самолет, вертолет, надводный корабль противника, в условиях военного времени, не смогут подойти незамеченными к американским АУГ ближе двух тысяч км. Что касается многоцелевых АПЛ — они подойдут ближе, но далеко не на расстояние, с которого можно атаковать соединение кораблей, т.к., также будет обнаружена и уничтожена. Автор заявляет о том, что американцы не имеют средств противолодочной борьбы и современных радаров. Это чистой воды бред. На упомянутом им эсминце «Замволт» уже установлен не имеющий аналогов в мире радар AN|SPY-3 и средства совместного перехвата. Это колоссальнейшие возможности обнаружения и перехвата любых целей противника, в т.ч. и баллистических ракет на стадии стартового полета. Учите матчасть товарсчи…
короче пора бомбить пиндосов мирными ядерными ракетами а корабли сами сдадутся)
Бред, зря потрачено время!!! Автор живет в Нарнии!!!!
автор жжет
РФ самая отсталая страна мира, в страну не вкладывается ни копейки, все вложено в экономику США, Китая и Европы, а остальное разворовано чинушами. Военная техника устаревшая 60-80х годов, взять к примеру конфликт с Грузией. Новую технику продают за бабки в другие страны. Если бы не ядерное оружие, нас бы уже разбомбили как Ирак. Хотя че нас бомбить, сами вымрем от китайской жратвы. Нас уничтожить легче легкого, тупо перекрыть поставки жратвы из Китая. Нас не уважают в мире за то что мы сами себя не уважаем и живем в свинарнике с дегенератами правителями.