Главная Аналитические статьи и мнения

РВСН нуждаются в защите от высокоточного оружия

0
4105

Прошедшие летом 2013 года учения Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) показали готовность частей радиоэлектронной борьбы (РЭБ) отразить не только удары высокоточного оружия, но и атаки диверсантов и террористов.

Ракетные дивизии делятся на мобильные, оснащенные ПГРК «Тополь», «Тополь-М» и РС-24 «Ярс», и стационарные, имеющие ШПУ «Воевода» и УР-100. Шахтные дивизии наиболее уязвимы перед дальнобойными высокоточными средствами авиационного поражения, крылатыми ракетами и средствами поражения неядерного быстрого глобального удара (Prompt Global Strike), так как местоположение стартовых ракетных позиций хорошо известно.

Мобильные дивизии более защищены от межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и неядерных средств, используемых в рамках американской концепции быстрого глобального удара. ПГРК способны переместиться на десятки километров с момента старта вражеских МБР и других ударных средств, в том числе гиперзвуковых, до их расчетного времени поражения.

Но возможность уничтожения грунтовых комплексов многократно возрастает, когда целеуказания выдаются с внешних источников. Это могут быть спутники, разведывательные самолеты и БЛА, специальные датчики, разведывательно-диверсионные группы. Особенно опасны такие современные средства обнаружения, как радары американских спутников семейства «Лакрос», способные в режиме реального времени выдавать радиолокационную картинку высокого разрешения.

В ближайшее время список угроз для РВСН пополнится, например, уникальным американским беспилотником RQ-180. Созданный по технологии «Стелс», он способен на скоростях, близких к сверхзвуковым, патрулировать заданные районы на высоте от 20 до25 километровна протяжении 20–24 часов. Примечательно, что, по имеющимся данным, RQ-180 сразу создается для выполнения не только разведывательных, но и ударных задач в районах, насыщенных современными средствами ПВО, РТР и РЭБ.

По итогам войны в Ираке в 2003 году Пентагон разработал доктрину операций против критически важных и особо чувствительных объектов противника (Sensitive Site Exploitation Operations – SSEO). Под такими объектами подразумеваются те, что не могут быть выведены из строя обычными военными средствами и методами. Поэтому их нейтрализация (уничтожение, захват) возложена на высокоточное стратегическое оружие и специальные группы коммандос. В концепции большое значение придается разведывательной информации.

Согласно SSEO разведывательно-диверсионные группы в первую очередь выдают целеуказания и оценивают результаты атак. В исключительных случаях диверсанты наносят удары сами. В рамках доктрины действуют подразделения так называемого первого круга (Tier I) командования специальных операций армии США. Это «Дельта», DEVGRU, 24-я эскадрилья специальных операций и 75-й полк рейнджеров.

Резюмируем: главная опасность для РВСН ныне – разведывательные спутники с радиолокаторами и разведывательно-диверсионные группы. В ближайшее время список может пополниться малозаметными беспилотными летательными аппаратами, которыми оснащаются диверсанты, а также ударными беспилотниками. Защита от этих угроз и является основной боевой задачей подразделений охраны и обороны РВСН, прежде всего прикрытие мобильных дивизий, их маршрутов патрулирования, позиционных районов и стартовых позиций.

Универсальным средством нейтрализации угроз стало принятие на вооружение новых комплексов радиоэлектронной борьбы. Согласно открытым источникам комплексы РЭБ в ракетной дивизии входят несколькими подразделениями (ротами или взводами) в отдельную воинскую часть. Они дежурят в позиционном районе отдельными расчетами на передвижных станциях во взаимодействии с охраной – патрулями, задействованными и придаваемыми подразделениям внутренних войск, спецназа МВД, ФСБ и т. п.

По некоторым данным, в ближайшее время начнется формирование отдельных батальонов РЭБ (обРЭБ) в составе ракетных армий. Судя по официальной информации РВСН, парк средств РЭБ пополнится комплексами РП-377 и РП-377Л «Лорандит» (он же «Ветла»), МКТК-1А «Дзюдоист», по некоторым сведениям, и семейством «Красуха» (1РЛ269 «Красуха-2» и 1РЛ257 «Красуха-4»).

Мобильный передатчик помех РП-377Л «Лорандит» может быть переносным (помещается в нескольких рюкзаках) или устанавливаться на автомобильную базу. Это одновременно станция РТР – радиотехнической разведки, а также подавления средств связи УКВ-диапазона, блокирующая УКВ-рации, мобильные GSM-телефоны и каналы связи автоматизированных средств управления.

Вероятно, РП-377Л справляется с GPS-сигналом и спутниковой связью в S- и L-диапазонах, ну а сеть из двух-трех комплексов может вести пеленгование вражеских радиостанций. Такие комплексы смогут надежно прикрыть и выявить средства связи диверсантов противника в радиусе до20 километров, то есть обеспечить непроницаемый информационный колпак над позиционным районом и стартовыми позициями дивизиона или полка. В прошлом году в РВСН поступило 40 таких комплексов, и это только начало.

Автоматизированная станция МКТК-1А «Дзюдоист»

МКТК-1А «Дзюдоист» – автоматизированная станция РТР, созданная на базе МКТК-1 «Плавск». Но если «Плавск» установлен на легковом автомобиле, то «Дзюдоист» – на базе грузовика. Станция работает в КВ- и УКВ-диапазонах, является мощным средством радиотехнической разведки с помощью сети из нескольких комплексов. Главная задача – обнаружение переговоров по КВ, УКВ и спутниковой связи, пеленгация любых сторонних источников излучений, в том числе радиомаркеров, датчиков системы наведения, маяков. В общем, всего того, что могут установить агенты или спецназ противника.

Сейчас в РВСН поставлено восемь станций «Дзюдоист». Можно предположить, что теперь в ракетных дивизиях будут образованы единые координационные центры РТР в позиционном районе, способные своевременно обнаружить действия разведывательно-диверсионных групп, запеленговать, поставить помехи и навести на них собственные подразделения охраны и обороны.

Для борьбы с вражескими спутниками и беспилотниками, а также для защиты позиции от удара высокоточных средств авиационного поражения, а возможно, и ГЗЛА НБГУ в составе РВСН появятся отдельные батальоны РЭБ, подчиненные командованиям ракетных армий. По имеющейся в открытой печати информации, на «главный калибр» новых батальонов командование РВСН рассматривает семейство станций радиоэлектронной борьбы «Красуха» производства Концерна радиоэлектронных технологий, входящего в ГК «Ростех».

Семейство станций «Красуха» состоит из мощных передатчиков помех 1РЛ269 «Красуха-2» и 1РЛ257 «Красуха-4». 1РЛ269 «Красуха-2, судя по антенному посту с характерной параболической антенной, – это продолжение линейки станций помех 1Л241 «Пелена-1», ставящих мощные направленные помехи на дальности от 100 до 250 километров самолетам ДРЛО типа E-3, оснащенным РЛС AN/APY-2 S-диапазон.

Скорее всего, возможности «Красухи-2» не хуже, а вероятнее, за счет новой элементной и математической базы намного лучше. В состав комплекса 1РЛ269 «Красуха-2» входит всего одна машина, способная за несколько минут развернуться на местности, тогда как «Пелене» требовалось несколько часов.

1РЛ257 «Красуха-4» – это дальнейшее продолжение линейки станций СПН-30 (1РЛ238) и СПН-40 (1РЛ238М), но с более высокими характеристиками, улучшенными за счет новой элементной базы, оптимизации математического аппарата программного обеспечения, автоматизации работы и т. п.

Станция «Красуха-4» действует против средств обнаружения ударных самолетов (бортовых РЛС, высотомеров), радиолокаторов самолетов Е-8 «Джейстар», беспилотников RQ-4 «Глобал Хок», а также РЛ головок самонаведения авиационных боеприпасов. По данным производителя, «Красуха-4» способна ставить помехи и спутникам семейства «Лакрос».

Станция 1РЛ257 «Красуха-4»

На фотографии «Красухи-4» видны несколько параболических антенн. Вероятнее всего, средняя – это широкополосный передатчик помех, а по бокам – антенны помех «адресного» диапазона и гибкого формирования сигнала. Над ними находится антенна помех S-диапазона и УКВ-станций для подавления средств радиообмена и АСУ самолетов и беспилотников. На второй машине установлена выдвигающаяся антенна, видимо, для ведения радиотехнической разведки.

Принцип работы станций «Красуха-2» и «Красуха-4» – это сканирование РЛ-излучения (самолетов ДРЛО, спутников, беспилотников, средств обнаружения ударных самолетов и т. д.), его анализ, выработка и постановка ответных помех – как простых шумовых, так и сложных типа квазиимпульсных, когерентных и т. п.

Современные радиолокационные станции защищаются от подавления сложной сигнатурой сигнала, псевдослучайной перестройкой луча сканирования, оснащаются аппаратурой отстройки от помех и т. д.

Поэтому станции РЭБ из-за технических ограничений собственной аппаратуры для надежного и всеракурсного подавления вражеских сигналов работают совместно со станциями РТР, образующими пеленгаторную группу, способную определить не только направление и характеристики вражеского радара, но и его точные координаты.

В настоящее время в батальон радиоэлектронной борьбы общевойсковой армии Сухопутных войск входят три роты РЭБ. В каждой – автоматизированный пункт управления роты (АПУР), станция РТР 1Л222 «Автобаза», три станции СПН-2 и шесть станций СПН-4.

Вероятнее всего, батальоны РЭБ РВСН, укомплектованные «Красухами», по составу средств будут аналогичными и выглядеть примерно так: система автоматизации батальона и рот (групп станций), несколько «Красух-2» и «Красух-4», усиленных станциями РЭБ для подавления УКВ-связи и GPS, а также станции РТР «Москва-1» (современная версия «Автобазы»).

Желание командования РВСН получить РЭБ для защиты с воздуха понятно. Но если «Красуха-4» – это универсальная станция, способная работать по широкой номенклатуре РЛС, то «Красуха-2» ориентирована только на подавление станций самолетов ДРЛО типа Е-3, вероятность появления которых над позиционными районами и стартовыми позициями российских МБР равна нулю.

Батальон РЭБ, оснащенный станциями СПН-2, -4, может прикрыть участок до 100–150 километров. Но это всего лишь район базирования одной шахтной дивизии, участок патрулирования ПГРК гораздо больше. А ведь еще надо прикрыть командные пункты и узлы связи. Даже с учетом высоких возможностей семейства «Красуха» один батальон РЭБ ракетной армии с такой задачей не справится. Поэтому планы по формированию обРЭБ в РВСН выглядят не совсем оправданно.

Лучше с такими задачами справятся бригады РЭБ окружного подчинения, которые могут быть задействованы не только для прикрытия находящихся на территории округа сил РВСН, но и для подавления средств воздушного нападения противника, прикрытия боевых порядков общевойсковых соединений, позиций средств ВКО, командных пунктов, узлов связи и стратегических объектов инфраструктуры.

Командование РВСН активно закупает новейшие комплексы радиоэлектронной борьбы, способные противостоять всему спектру возможных угроз, и будем надеяться, что в ближайшем будущем наши стратегические силы будут надежно прикрыты от всех угроз.

/Павел Грачев, Дмитрий Корнев, Алексей Рамм, vpk-news.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ