В базе данных Роспатента на имя легендарного оружейного конструктора Михаила Калашникова, скончавшегося 23 декабря в Ижевске, зарегистрирован единственный патент. Это исключительно мирное изобретение — охотничий карабин, отличающийся тем, что его нельзя переделать в автомат. Весной 1994 года 74-летний Михаил Калашников подал заявку и в 1996-м получил авторское свидетельство № 20066828 на оружие с новым ударно-спусковым механизмом, защищенным от такой переделки.
Эксперт по стрелковому оружию Виктор Кораблин ознакомился с патентом и пояснил сущность изобретения. В отличие от автомата АК-47 и сделанного на его основе карабина «Сайга» ударно-спусковой механизм последнего карабина М.Калашникова заключен в отдельную коробку, которую можно вытащить целиком. В обычном автомате детали механизма крепятся прямо к корпусу, поэтому, чтобы его почистить, приходится доставать каждую деталь. Но главная функция коробки — она делает невозможным кустарную доработку механизма для стрельбы очередями.
«В обычной «Сайге» можно просто вставить недостающие детали, например автоспуск, — и получится автомат. А здесь это сделать невозможно. В остальном ударно-спусковой механизм очень похож на УСМ автомата Калашникова», — пояснил Кораблин. Он добавил, что не встречал ни одного готового образца оружия с механизмом, описанным в патенте Калашникова.
Президент Федерации практической стрельбы России Виталий Крючин пояснил, что ноу-хау М.Калашникова защитит карабин от использования организованными преступными группами. «Охотникам такие переделки ни к чему, никто не будет стрелять очередями по животным. А вот бандиты активно этим пользуются. В новом механизме такой возможности нет, оргпреступности это оружие будет неинтересно, а значит, и к охотникам — владельцам такого ружья — будет меньше вопросов», — пояснил Крючин.
Эксперт В.Крючин считает неслучайным тот факт, что последним оружием легендарного Калашникова стал охотничий карабин, а не боевой автомат. Поскольку охотничье оружие — это вершина оружейного мастерства.
«Армейский унифицированный автомат стоит 200–400 долларов. Его главная задача — быть дешевым, унитарным и сертифицированным. Хороший карабин может стоить и 20 тыс. долларов, и 35 тыс. долларов, а спортивные винтовки бывают и по 120 тыс. евро. Это вершина конструкторской мысли», — пояснил глава Федерации практической стрельбы.
Срок действия патента № 20066828 закончился 22 марта 2009 года из-за неуплаты пошлины за него. Близкие конструктора М.Калашникова заявили, что заняты приготовлением к похоронам, и воздержались от комментариев по этому поводу.
В концерне «Калашников», который стал правопреемником Ижевского механического завода, где производят всю линейку автоматов Калашникова, не смогли прокомментировать судьбу патента знаменитого конструктора.
/Денис Тельманов, izvestia.ru/
Ну так-то криминалу легальное оружие в принципе без интереса
«…охотничье оружие — это вершина оружейного мастерства…». фейспалм!!! продолжая мысль — курковая горизонталка есть уберваффе и после того, как конструкторам надоест баловаться со всякими ПП, автоматами, снайперскими самозарядками и прочим — к концу жизни они наконец могут осмелиться и склепать-таки гладкоствольный дробовичок…
а если реально — о мертвых или хорошо, или правду. не зря родня не озаботилась продлением патента — хотя бабло любят, даже судиться пытались. за бренд! поскольку у «виликава канструктара» нет более ничего за душой, кроме советского пиара. даже эта корявая даже на вид поделка — не более чем компиляция ворованной в свое время у Булкина-Дементьева конструкции, только УСМ он в какую-то там коробку запихал. надо же, вот это гений… видно, ну очень хотелось настоящего признания, честного, пытался старикан, да вот, не складывалось никак, не был конструктором, а учиться и развиваться лень. так и остался кустарем-самодельщиком, а обидно, наверное! это даже если оставить за скобками вопрос о том, что мешает вообще разобрать эту «гениальную коробку» и сделать из агрегата то, что требуется пользователю, или вообще переставить УСМ с той же Сайги. ну, не сходу, но принципиально вполне решаемо…
по сути, согласившись на подлог в 1946-м, дед сам себя сделал вечным заложником ситуации. и даже липовые погоны «на пенсию» не помогли, да еще и кем врученные… ну, и хватит о грустном.