Главная Иностранные армии

Морская авиация Китая: настоящее и будущее

0
1381

Летом прошлого года американский министр обороны Л. Панетта объявил, что к 2020 году на Тихом океане будут служить две трети кораблей ВМС США. Планируется перевести на новые места службы корабли и подлодки различных классов и типов, что позволит усилить присутствие американских военно-морских сил в регионе. Нетрудно догадаться, чем именно обусловлены подобные планы Пентагона.

Китай в настоящее время активно развивает свои вооруженные силы, в том числе и военный флот. В ближайшем будущем китайские моряки могут начать походы или дежурство в удаленные районы океана, что будет прямо говорить о состоянии ВМС. Таким образом, уже в обозримом будущем на Тихом океане может начаться новая холодная война между США и Китаем.

Усиление тихоокеанской группировки ВМС США, по-видимому, учитывается китайским командованием при создании планов на будущее. Естественно, китайским командирам придется не только мириться с присутствием кораблей США на Тихом океане, но и готовиться к возможному вооруженному конфликту. Китаю необходимо создать стратегию дальнейшего развития флота Народно-освободительной армии, в которой будет учитываться необходимость борьбы с американскими ВМС и в первую очередь с авианосными ударными группами (АУГ).

Xian H-6D

Как видим, китайская морская авиация пока не может выполнять все задачи, связанные с противодействием ВМС вероятного противника. Фактически она может работать лишь в пределах прибрежной зоны шириной в несколько сотен километров. Боевая работа на большем удалении от берега пока доступна лишь некоторым кораблям. В дальнейшем, после введения в строй достаточного количества авианосцев, возможно расширение зоны, в которой смогут работать самолеты китайской палубной авиации.

Новости последних лет, касающиеся строительства новой военной техники, говорят о том, что больший приоритет Китай отдает кораблям. Из-за этого продолжается активное строительство кораблей новых типов, а обновление морской авиации идет с гораздо меньшими темпами. По-видимому, командование ВМС НОАК не рассматривает самолеты и вертолеты как полноценное средство противодействия флоту вероятного противника. При этом, однако, некоторые корабли могут перевозить и использовать противолодочные вертолеты.

Есть основания предполагать, что ситуация изменится в ближайшем будущем и Китай начнет перевооружать свою морскую авиацию. Тем не менее, приоритетное положение корабельной составляющей ВМС заставляет сомневаться в возможности коренной перестройки структуры китайского военного флота. Все говорит о том, что морская авиация в обозримом будущем будет решать лишь вспомогательные задачи, связанные с поиском и уничтожением кораблей или подлодок противника и защитой береговых баз или кораблей на небольшом удалении от берега.

В последние годы министерство обороны Китая уделяет большое внимание развитию военно-морских сил, в том числе морской авиации. Из имеющихся сведений следует, что самолеты и вертолеты ВМС призваны решать ряд ударных и вспомогательных задач, выполнение которых кораблями затруднено или нецелесообразно.

Таким образом, морская авиация в ближайшие годы может стать одним из важнейших компонентов вооруженных сил Китая, способным противодействовать вероятному противнику в лице американских корабельных соединений. Однако есть повод считать, что подобные изменения состоятся лишь в отдаленном будущем.

Harbin SH-5

Ка-31

Changhe Z-8

На данный момент морская авиация Народно-освободительной армии Китая по количественному и качественному составу не имеет значительных отличий от ВВС. Самые заметные отличия заключаются в наличии многоцелевых самолетов-амфибий Harbin SH-5 и вертолетов радиолокационного обнаружения Ка-31 и Changhe Z-8. Прочие типы техники аналогичны используемым в военно-воздушных силах.

Судя по имеющимся сведениям, авиация ВМС НОАК не может эффективно бороться с подводными лодками противника. В составе китайской морской авиации имеется более полусотни противолодочных вертолетов нескольких типов, произведенных в Китае и купленных у России. Эти вертолеты способны осуществлять патрулирование и поиск подлодок противника на удалении до нескольких десятков километров от наземных баз или кораблей-носителей.

Таким образом, боевой потенциал противолодочных вертолетов значительно ограничен, а их общее количество не позволяет контролировать большие районы Тихого океана или морей, омывающих территорию Китая.

Противовоздушную оборону корабельных соединений Китая в будущем могут осуществлять палубные истребители, однако сейчас в составе ВМС НОАК имеется лишь один авианосец. Строительство новых кораблей этого класса начнется лишь в будущем и поэтому в обозримой перспективе авиация военно-морских сил не сможет защищать корабли на большом удалении от береговых баз. Что касается защиты наземных объектов, то с ней могут справиться и подразделения ВВС.

При этом нельзя не отметить, что истребители-бомбардировщики в количественном отношении являются основой ВМС НОАК. В частях морской авиации эксплуатируются самолеты типов Chengdu J-10, Shenyang J-11, Xian JH-7, Shenyang J-8 и Су-30МК2 российского производства. Несколько десятков истребителей-бомбардировщиков способны производить перехват воздушных целей или атаковать корабли противника на удалении до нескольких сотен километров от базы.

Chengdu J-10

Shenyang J-11

Xian JH-7

Shenyang J-8

Су-30МК2

Китайские истребители-бомбардировщики могут нести противокорабельные ракеты нескольких типов. Использование такого вооружения заметно увеличивает размеры зоны, в которой возможно поражение целей при полетах с береговых баз. Так, ракета C-802 способна поражать цели на дальности до 120 км, а заявленная дальность пуска ПКР C-805 достигает 500 км. Таким образом, боевой радиус истребителя-бомбардировщика JH-7 может превышать 1000-1500 км.

В составе авиации китайских ВМС имеется некоторое количество дальних бомбардировщиков Xian H-6D, способных нести противокорабельные ракеты C-301 или C-101. Эти самолеты с подобным вооружением могут поражать цели на дальности свыше2000 км. При необходимости боевой радиус бомбардировщиков H-6D может быть увеличен при помощи дозаправки в воздухе. Однако боевые возможности дальних бомбардировщиков ограничены ввиду их малого количества и невозможности постоянного сопровождения истребителями на всей протяженности полета.

/Кирилл Рябов, topwar.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ