Через 5-7 лет на вооружение стратегических войск поступит новый стационарный комплекс с тяжелой межконтинентальной баллистической ракетой. Над ним уже работает кооперация промышленных предприятий во главе с Государственным ракетным центром имени Макеева. Об этом 17 декабря сообщил командующий РВСН Сергей Каракаев. По его словам, перспективную систему назвали «Сармат».
По своим характеристикам МБР «Сармат» не будет уступать используемым сейчас ракетным комплексам, а по некоторым параметрам — превосходить их. В «Сармат» конструкторы закладывают лучшее соотношение полезной нагрузки и стартовой массы. А высокая энергетика ракеты скажется не только на ее эффективности, но и позволит разнообразить способы противодействия средствам ПРО, в том числе, космическому эшелону ударных средств.
Надо сказать, что оружие такого типа, в частности, комплекс РС-20В «Воевода», больше известной на Западе как «Сатана», и не менее грозный РС-18 «Стилет» давно несут боевое дежурство. Их эксплуатационные сроки постоянно продлевают, но так продолжаться до бесконечности не может. Помимо временных рамок, на судьбе ракет сказывается еще и «географический» фактор.
Дело в том, что баллистические ракеты «Воевода» и «Стилет» в свое время производили на «Южмаше». Сейчас это предприятие находится на территории суверенной Украины, в Днепропетровске. Чтобы продлить жизнь ракетам, командованию РВСН каждый раз приходится договариваться с соседями. Появление в России собственной тяжелой ракеты устранит такую зависимость. И к 2020-2022 годам, как это планируется, в наших стратегических арсеналах будут находиться только отечественные комплексы.
Напомним, что в тот же период американцы хотят завершить размещение объектов своей ПРО в Европе. Появление в российских арсеналах тяжелой ракеты с повышенными возможностями ее преодоления станет в прямом и переносном смысле весомым ответом на действия Пентагона.
Все, что связано с противодействием ПРО, уже заложено в комплексы РС-24 «Ярс», «Тополь-М» и морскую баллистическую ракету «Булава». На сегодняшний день они фактически неуязвимы для американских средств поражения. На коротком разгонном участке ракеты энергично маневрируют по высоте и курсу, делая невозможным прогноз точки встречи для перехватчика. Именно на этом участке ракета наиболее уязвима. Дальше сбить ее труднее, поскольку идет разведение боевых блоков, которые надо обнаруживать и уничтожать поодиночке. К тому же, средства ПРО вынуждены преодолевать действие станций активных помех. А еще — пытаться отыскать реальную боеголовку в целом облаке ложных целей.
Сегодня в арсенале РВСН находятся около 400 пусковых установок с межконтинентальными баллистическими ракетами. Примерно сотня из них — многоголовые РС-24 «Ярс» и моноблочные МБР «Тополь-М». На мобильный комплекс «Ярс» сейчас переоснащают Новосибирскую и Тагильскую дивизии – к концу этого года там поставят на боевое дежурство 15 таких ракет. А стационарный комплекс осваивают в Козельском соединении.
Напомним, что об этом командующий РВСН доложил президенту страны на недавнем совещании в Сочи. Глава государства сказал, что главную составляющую стратегических ядерных сил России будут развивать в приоритетном порядке, и в следующем году арсеналы РВСН планируют дополнительно пополнить 22 межконтинентальными баллистическими ракетами наземного базирования.
/Юрий Гаврилов, www.rg.ru/