Главная Армия России

АПЛ «Борей» и МБР «Булава» не могут служить отдельно друг от друга

2
403

Ракеты и подлодки нужны для ВМФ России не сами по себе, а как единый комплекс современного вооружения — с заявленными и подтвержденными во время государственных испытаний характеристиками. Это, пожалуй, главный мотив совещания по вопросам развития ядерных подводных сил России, которое провел 27 ноября в Сочи президент и Верховный главнокомандующий Владимир Путин.

Уже декабрь наступает, ледовая обстановка в северных морях с каждым днем тяжелее, и сам собой возникает вопрос, когда же наконец передадут флоту давно обещанные корабли? В сдаточной программе этого года, напомним, два стратегических ракетоносца («Александр Невский» и «Владимир Мономах» — соответственно, второй и третий в линейке стратегических «Бореев» с ракетным комплексом «Булава») и подводный крейсер «Северодвинск» — головной в серии многоцелевых АПЛ проекта «Ясень».

АПЛ «Александр Невский» перед выводом из стапельного цеха

Про «Ясень» запоздалый, который семнадцать лет строился, три года проходил испытания и сейчас предъявлен, наконец, государственной комиссии, мы неоднократно рассказывали. Поэтому с новыми подробностями повременим — дождемся вердикта госкомиссии.

С «Бореями», вопреки ожиданиям и прогнозам, ситуация на конец ноября тоже оставалась неопределенной. «Юрий Долгорукий», головной корабль этой серии, в январе 2013 года отправлен таки к месту базирования — в гарнизон Гаджиево на Северном флоте. Чем и как он там вооружен и какие выполняет задачи, в открытой печати не сообщается.

Место «Юрия Долгорукого» у достроечной набережной «Севмаша» теперь занимает «Александр Невский». Его даже и не пытались прикрыть от посторонних глаз, когда пару недель назад тут при большом скоплении VIP-гостей и прессы передавали индийским морякам авианосец «Викрамадитья». Привычный ко всему экипаж подлодки и потом еще дней десять прикрывал соседа с севера, хотя на корме и над трамплином летной палубы авианосца уж развивались флаги другого государства.

Пути индийского авианосца и нашего подводного ракетоносца почти наверняка пересекались во время испытаний в море. Для «Александра Невского» они начались осенью 2011 года и, по тогдашним прогнозам, не предвещали больших осложнений. Ведь все принципиальные вопросы по вооружению и ключевым системам корабля, их взаимодействию между собой отрабатываются, объясняли нам, на головном заказе.

АПЛ «Юрий Долгорукий» вывели из стапельного цеха в апреле 2007-го. А передали ВМФ только в январе 2013-го. К тому времени миновали и дважды переносившиеся сроки сдачи следующего за головным «Александра Невского». Проектанты, руководители верфи и предприятия-смежники, поставляющие на эти «заказы» наиболее сложные комплексы оборудования и вооружений, включая интеллектуальные системы боевого управления, всякий раз находили таким отсрочкам оправдания. Случалось — кивали друг на друга.

После неудачных пусков «Булавы» винили в задержках разработчика ракет — Московский институт теплотехники. Там, в свою очередь, требовали разобраться с производителями «Булавы» — и на Воткинский завод в Удмуртию ехала очередная комиссия из Москвы. А когда «Булава» уходила штатно, в том числе при ракетном дуплете с «Александра Невского» в сентябре 2012 года, вдруг выяснялось, что и сама подлодка — как носитель стратегического боекомплекта из 16 МБР в ядерном снаряжении — не вполне готова к несению такой службы и, следовательно, не может быть принята в боевой состав.

Швартовка в зимних условиях АПЛ «Александр Невский»

В последние недели и дни на этот счет было сделано особенно много противоречивых, а то и взаимоисключающих заявлений. Во второй половине сентября и в октябре, после неудачного ракетного пуска с АПЛ «Александр Невский», на все лады толковали требование министра обороны Сергея Шойгу приостановить государственные испытания сдающихся кораблей этой серии и провести еще не менее пяти контрольных пусков «Булавы» для подтверждения ее надежности. Кто-то называл это перестраховкой, другие, напротив, отмечали принципиальность министра обороны — не позволяет в угоду конъюнктуре навязывать своим подчиненным «сырое» вооружение.

Тогда же в виде пробного шара была вброшена идея принять ракетные подлодки в состав флота как многоцелевые — пусть не околачиваются на заводской акватории, а несут службу в местах базирования. Для отработки экипажами практических навыков нахождение там гораздо полезнее, утверждали доброхоты. На что из главного штаба ВМФ последовала гневная отповедь: «Это все равно, что самолеты стратегической авиации Ту-160 и Ту-95МС использовать в качестве фронтовых бомбардировщиков или штурмовиков!».

Еще через пару недель, когда ведомственная комиссия обнародовала причины сбоя во время сентябрьского пуска «Булавы», замминистра обороны Юрий Борисов и академик Юрий Соломонов из Московского института теплотехники встретились за «круглым столом» и солидарно заявили, что технический брак, допущенный производителями одной конкретной партии ракет, устранен и нужды в дополнительных контрольных пусках «Булавы» нет. А значит, нет и причин «сваливать» на других какие-то недостатки самого корабля и отказы его систем во время испытаний…

В ЦКБ «Рубин», где спроектирован головной и все последующие «Бореи», дали свою трактовку текущей ситуации. Руководитель группы Сергей Суханов сообщил   журналистам, что с учетом выводов комиссии по «Булаве» решение министра обороны о приостановке испытаний АПЛ проекта «Борей» пересматривается. А количество дополнительных пусков и подлодка, с которой они будут произведены, уточняются. Прямого отношения к судьбе «Александра Невского», по словам Суханова, все это не имеет. «Задача подлодки «Александр Невский» сейчас — поднять флаг и в этом году уйти к основному пункту базирования», — заключил представитель «Рубина».

В среду, 27 ноября, Интерфакс-АВН со ссылкой на источник в кораблестроительной отрасли сообщил, что АПЛ «Александр Невский» совершила короткий выход в море (чтобы снять последние замечания госкомиссии) и вернулась на завод. «Все задачи контрольного выхода выполнены, — цитирует агентство своего анонимного собеседника. — Впереди — подписание акта о передаче субмарины Военно-морскому флоту».

Источники «Российской газеты» на самом «Севмаше» неофициальным образом подтвердили лишь тот факт, что контрольный выход «Александра Невского» в море действительно состоялся. И не более того.

А уже 28 ноября на лентах упомянутого агентства появилось утверждение представителя Главного штаба ВМФ о том, что подводный крейсер стратегического назначения «Александр Невский» будет передан флоту «не раньше января». По информации того же источника, контрольный выход в море позволил выявить ряд «несущественных замечаний, которые, тем не менее, требуют устранения». А что касается отложенных пусков МБР «Булава», то они «будет осуществляться с борта ракетоносца уже после его приема в состав ВМФ».

Подводный крейсер «Юрий Долгорукий» уходит на испытания в Белое море

Если следовать сообщениям Интерфакса, по такой же — отложенной — схеме могут поступить и с третьим ракетоносцем из семейства «Борей», который носит имя «Владимир Мономах» и всего полтора месяца назад, в октябре 2013-го, первый раз вышел в море — на заводские ходовые испытания.

Опыт постройки и морских испытаний двух предшествующих кораблей, конечно, имеет большое значение, но все же не дает оснований для несбыточных прогнозов. И специалисты «Севмаша», с которыми довелось напрямую общаться в последние дни, трезво смотрят на ситуацию: сдать флоту в этом году еще и «Владимира Мономаха» — не реальное дело.

Думаю, их сильно удивили слова заместителя главкома ВМФ контр-адмирала Виктор Бурсука, которые привел на днях корреспондент Интерфакса-АВН. Он повстречал высокопоставленного собеседника в Петербурге, когда там спускали на воду дизель-электрическую подводную лодку «Новороссийск», построенную на Адмиралтейских верфях для Черноморского флота. По версии Интерфакса, контр-адмирал Бурсук отказался комментировать ситуацию со сдачей флоту АПЛ «Александр Невский», но при этом заявил, что «Владимир Мономах» будет передан ВМФ «в декабре».

Правда, год не уточнил. И если допустить, что ответ военачальника остроумнее вопроса журналиста, все встанет на свои места.

Так в итоге и вышло: уже к вечеру 29 ноября представитель Минобороны по ВМФ официально уведомил прессу: «Стратегические атомные подводные лодки «Александр Невский» и «Владимир Мономах» будут приняты в состав ВМФ в 2014 году». По его словам, на «Владимире Мономахе» еще только планируют начать в декабре государственные испытания.

В отношении «Александра Невского» заявления тоже весьма обтекаемые: «комиссия государственной приемки корабля приняла решение о завершении морской части госиспытаний», «процесс подготовки этой подводной лодки к передаче в состав ВМФ уже начат», «подписание приемного акта и подъем флага на АПЛ «Александр Невский» запланированы на начало 2014 года».

Дословно

«Не нужно много говорить, насколько для нас важна морская часть в триаде стратегического сдерживания», — заявил на совещании в Сочи президент России и Верховный главнокомандующий Владимир Путин. И напомнил, что в январе на вооружение поступил новый атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий», а в ближайшее время ожидаются еще два — «Александр Невский» и «Владимир Мономах». К 2020 году на флоте должно быть до восьми таких подлодок.

При этом глава государства указал на необходимость выдерживать сроки и цены, и потребовал синхронизировать строительство и модернизацию флота с его специальным оснащением. «Вооружение должно поступать синхронно с выходом самих носителей — подводных лодок», — подчеркнул президент.

/Александр Емельяненков, www.rg.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Святослав72

    Расклад такой: Корабелы забили; ракетчики забили; Флотоводцы положили; Правительство проматрёшило процесс.
    В итоге: есть корыто и есть «китайская петарда», которые плохо взаимодействуют.
    Если эти клоуны, «дерьмоделы», не доведут всё до логического завершения (полноценного изделия), то пусть они в этом корыте и живут, а так-же и запускают своих «летающих змеев» пока это корыто с ними и не утонет.
    В существующем положении РФ, невозможно позволить заниматься мистификацией обороны и «доить» бюджет под свои личные интересы.