США – Китай: новая стратегия сдерживания

В одном из выступлений, посвященных формированию стратегической доктрины США в январе 2012 года, президент Обама заявил, что американские интересы в сфере экономики и национальной безопасности тесно связаны с процессами различного характера, которые происходят в пространстве между западной частью Тихого океана, Южной Азией и Индийским океаном. Он отметил, что Соединенные Штаты будут уделять этой части планеты пристальное внимание и как следствие изменят предполагаемую тактику использования американских войск и их союзников в случае начала вооруженного конфликта в регионе.

Необходимость таких изменений в Восточной Азии была описана в научной литературе, в которой возможность США защищать и отстаивать свои интересы в этой части мира ставилась под сомнение. На протяжении нескольких лет некоторые специалисты доказывали, что Китай путем размещения вооружений, преграждающих доступ к отдельным районам (anti-access/area-denial, A2/AD), представляющим жизненно важный интерес для американцев и их союзников, изменил стратегический баланс в регионе западной части Тихого океана в свою пользу. По мнению других аналитиков, за счет прогресса в области вооружений региональные державы могут существенно угрожать доминированию американцев (в том числе и на глобальном уровне).

США – Китай: новая стратегия сдерживания

В результате американская армия в настоящее время внедряет различные новые концепции, которые позволят гарантировать стабильный военно-стратегический баланс в сфере обычных вооруженных сил. Одной из них является «Эйр Си Бэтл» (Air Sea Battle), объединяющая усилия ВМС и ВВС США по защите американских баз в регионе от угрозы ракетных атак, изменению баланса в сфере наступательных вооружений, улучшению стабильности подводных операций, устранению уязвимостей различного рода спутниковых систем управления, контроля, разведки и наблюдения, улучшению взаимодействия различных родов и видов войск, усовершенствованию возможностей ведения электронной разведки и кибернетических операций.

Основным методом осуществления концепции «Эйр Си Бэтл» будет интеграция сухопутных войск, ВМС, ВВС, космической техники, подразделений по ведению кибернетической войны для сдерживания и в случае необходимости уничтожения войск предполагаемого противника, использующего усовершенствованные вооружения для преграждения доступа и блокирования определенной зоны (A2/AD).

Несмотря на то, что подобные вооружения наземного базирования играют значительную роль в стратегии A2/AD, их роль в проведении концепции «Эйр Си Бэтл» в настоящее время полностью не исследована. Вместе с тем они могли бы существенно и с относительно небольшими затратами увеличить возможности американских вооруженных сил в этом регионе. Один из подходов состоит в развитии аналогичных недорогих вооружений для значительного увеличения военных затрат Китая и в том случае, если система сдерживания провалится и конфликт перейдет в открытую стадию, для уменьшения того ущерба, который КНР может нанести азиатским государствам.

Эффективность применения ПКР в АТР

В связи с упомянутыми выше изменениями в стратегиях США и Китая является актуальным вопрос об использовании противокорабельных ракет (ПКР) наземного базирования. Если американские войска, расположенные в регионе, получат возможность их потенциального использования, они могут быть применены при выполнении широкого спектра боевых задач: от защиты интересов государств – союзников и партнеров США в регионе до создания морской блокады потенциального агрессора в случае начала ведения боевых действий.

В настоящее время в регионе расположено около 45 типов ракет, стоящих на вооружении армий КНР, Индонезии, Малайзии, Вьетнама, Брунея. Тактико-технические характеристики наиболее распространенных из них и планирующихся к принятию на вооружение указаны в таблице.

США – Китай: новая стратегия сдерживания

Аналитики компании «РЭНД» (RAND) оценили эффективность применения ПКР, опираясь на их технические возможности и воздействие американской стратегии блокирования доступа ВМС НОАК в том случае, если они предпочтут ведение активных боевых действий против союзников и партнеров США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).

Основным подходом аналитиков стало положение, согласно которому максимальное сдерживание ВМС НОАК в территориальных водах КНР (то есть ПКР наземного базирования должны размещаться на первой гряде островов, блокирующих дальнейший доступ Китая в Тихий океан) окажет решающее влияние на ведение ими боевых действий в регионе. Аналитики признали, что подход к сдерживанию ВМС НОАК с использованием только ПКР наземного базирования является неэффективным, и вследствие этого проанализировали роль, которую этот тип вооружений сможет играть в комплексной стратегии сдерживания.

По мнению корпорации «РЭНД», использование ПКР наземного базирования существенно осложнит действия армии и ВМС НОАК при начавшемся открытом конфликте с государствами – союзниками и партнерами США. Это вооружение является высокомобильным (за исключением тех случаев, когда оно применяется стационарно) и его относительно просто использовать. Как следствие ВМС НОАК придется использовать гораздо большее количество военных ресурсов для обнаружения и перехвата ПКР наземного базирования. Помимо этого, противокорабельные ракеты окажут существенную помощь, если США и их союзники решат установить дальнюю морскую блокаду КНР.

Специалистами «РЭНД» был проведен комплексный анализ роли упомянутого выше типа вооружения в стратегии военного сдерживания Китая. Считается, что в ходе оснащения контингента США, который может быть размещен в странах – союзниках и партнерах в Восточной Азии, ПКР наземного базирования будут затрачены относительно небольшие материальные средства. Для их нормального функционирования помимо американских военнослужащих потребуется участие армий тех стран, на территории которых эти ПКР разместятся.

Также станет необходимым доступ к тем системам этих государств, которые станут обеспечивать идентификацию целей, управление ракетами на основе полученной информации, функционирование батарей ПКР.

Предполагается, что упомянутые выше комплексы на основе американских и локальных элементов будут защищать все проливы, к которым может иметь доступ Китай. Помимо ПКР наземного базирования в случае установления морской блокады КНР придется использовать средства перехвата и досмотра торговых судов, такие как вертолетная авиация или суда прибрежной охраны региональных государств. В том случае, если в ходе обсуждения стратегии выбор падет на использование местных, а не американских ПРК наземного базирования, их придется интегрировать в рамках единой системы управления.

Читайте также  Соотношение сил России и Японии на ДТВД

В ходе анализа вероятности введения режима блокады КНР специалистами была тщательно изучена возможность прикрытия ПКР наземного базирования каждого из проливов, через которые ВМС НОАК в случае начала боевых действий могут прорваться в Тихий океан.

Малаккский, Зондский и Ломбокский проливы

Относительно узкий Малаккский пролив имеет стратегическое значение. У расположенных рядом Индонезии и Малайзии есть значительные арсеналы ПКР наземного базирования, которые могут эффективно перехватывать цели на протяжении всей длины пролива в730 км. Хотя батареи ПКР могут быть уничтожены, но гарантированное уничтожение этих вооружений без участия сухопутных войск НОАК будет очень затруднительным ввиду малого размера пусковых установок (ПУ) ПКР.

Противокорабельные ракеты наземного базирования, которые обладают большей дальностью стрельбы, такие как C-802 ASM Индонезии (адаптированная версия китайской ПКР YF-2), способны оказывать более эффективное сопротивление. ПКР C-802 ASM может поразить цель на дистанции120 км, что делает ее самой дальнобойной ПКР наземного базирования, развернутой в регионе. ПКР PJ-10 «БраМос», являющаяся совместной российско-индийской разработкой, может увеличить дистанцию поражения кораблей потенциального противника до1500 км.

Вместе с тем закрытие Малаккского пролива не гарантирует поддержания стабильной морской блокады КНР в этом регионе. Для ее обеспечения необходимо предпринять аналогичные меры в Зондском и Ломбокском проливах. Так как их ширина является относительно небольшой, специалисты не видят никаких проблем в их защите ПКР наземного базирования.

Япония, Тайвань и Филиппины

Если Тайвань и Филиппины окажутся вовлеченными в предполагаемый конфликт, ПКР наземного базирования, размещенные на их территории, также будут служить средством ограничения свободы действия ВМС НОАК. Например, ракета, находящаяся на острове Тайвань и обладающая радиусом действия100 км, вместе с ракетами, которые могут поразить цели на дистанции200 км, обеспечит контроль за движением судов к югу от острова Окинава. Другим вариантом защиты этого района является базирование ПКР с 200-километровым радиусом действия на острове Рюйкю.

Пространство между Окинавой и Японией может быть перекрыто ПКР со 100-километровой дальностью, расположенными на японской территории. Лузонский пролив, район острова Борнео и Филиппин возможно защитить ПКР, установленными на острове Тайвань и территории Малайзии и/или Филиппин.

Однако, по мнению специалистов, неприкрытым в данном случае остается водное пространство, расположенное между Австралией и Индонезией. Данная проблема может быть решена при помощи использования ПКР PJ-10 «БраМос» в наземной версии, размещенной на территории Индонезии и/или Австралии.

Корея и Япония

ВМС НОАК также могут использовать для транзита судов между Южной Кореей и Японией Корейский пролив. Его легко перекрыть при помощи ПКР наземного базирования с радиусом действия 100–200 километров, расположенных на территории этих двух государств. По мнению специалистов, для достижения оптимального уровня безопасности этого пролива необходимо одновременное использование ПКР наземного базирования, находящихся на вооружении этих двух государств.

Оптимальный вариант размещения ПКР

Специалисты считают, что расположить ПКР наземного базирования на всех вышеуказанных территориях на временной основе будет сравнительно нетрудно. Напротив, размещение этого вида вооружений на постоянной основе вызовет отрицательную реакцию со стороны Китая и предположительно окажет негативное воздействие на американо-китайские переговоры различного рода.

Для нормального функционирования ПКР наземного базирования в качестве средств сдерживания необходимо тесное сотрудничество с теми государствами, на чьей территории они располагаются, что также является фактором, ради которого США, по мнению экспертов, не стоит обострять отношения с КНР.

Таким образом, наиболее оптимальным вариантом для использования ПКР является подготовка мест, из которых планируется их запуск, и размещение складов этого вида вооружения на территории азиатских государств или же подготовка к экстренной переброске ПКР наземного базирования из США.

США – Китай: новая стратегия сдерживания

Ряд ПКР может быть установлен не только в наземной, но и в ряде других версий, что позволит увеличить степени гибкости их применения. Вместе с тем встает вопрос о мобилизации и создании эффективной структуры управления батареями ПКР, расположенными в разных условиях.

По мнению специалистов, оптимальной является схема мобилизации и переброски подразделений ЗРК «Пэтриот», разработанная армией США. Минимальный состав одного подразделения этого комплекса насчитывает две пусковые установки с четырьмя пусковыми контейнерами на каждой, восемь машин снабжения, РЛС, пункт управления, дополнительное оборудование, необходимое для нормального функционирования комплекса, соответствующий расчет. Все эти компоненты могут быть переброшены на пяти самолетах C-5 или же на семи C-17. При перемещении комплекса также реально задействовать быстроходные суда.

Учитывая высокий уровень развития рынка ПКР различного базирования (в том числе и наземного), специалисты полагают, что подобная вышеописанной структура подразделения ПКР может быть создана для любого типа этих ракет без особых усилий.

Оценивая влияние международной обстановки на стратегию использования ПКР наземного базирования в сдерживании ВМС НОАК, аналитики отмечают, что не все государства АТР являются в полной мере государствами – союзниками и/или партнерами США. Наиболее яркий пример – Индонезия, которая, несмотря на предоставление американской военной помощи, укрепляет отношения с КНР. Возможно, необходимость убедить подобные страны размещать на своей территории ПКР наземного базирования станет крупной проблемой американской внешней политики в регионе.

Сотрудничество в рамках создания общей оборонительной системы ПКР наземного базирования может существенно улучшить взаимодействие США и государств АТР в области обеспечения национальной безопасности. Вместе с тем актуален вопрос, смогут ли эти страны эффективно использовать ПКР наземного базирования для обеспечения блокады ВМС НОАК. Специалисты считают, что так как у американской армии нет достаточного опыта и материально-технической базы для их максимально эффективного использования, сотрудничество со странами Азии в этом направлении может быть существенно затруднено.

Читайте также  Аппендикс ЕвроПРО грозит острым воспалением

Сегодня ВВС и ВМС США обладают средствами, которые могут осуществлять сдерживание устремлений ВМС НОАК без использования сухопутных войск. Однако они большей частью являются дорогостоящими и их размещение может быть затруднено усилиями Китая. ПКР наземного базирования, которая запускается из относительно небольших по габаритам установок, расположенных в труднодоступной местности, способна существенно улучшить систему американского сдерживания без применения дорогостоящей техники. Использование этих ракет может облегчить задачи патрулирования силами американских ВВС и ВМС.

Массовое размещение пусковых установок на территории государств – союзников и/или партнеров США осложнит работу китайских систем управления и контроля и разведывательных органов. Применение ПКР наземного базирования в рамках стратегии «Эйр Си Бэтл» позволило бы значительно увеличить американские возможности по противостоянию китайской стратегии преграждения доступа к отдельным районам (A2/AD). Также это облегчит сотрудничество со странами АТР в рамках размещения и потенциального применения этого вооружения, считают в корпорации «РЭНД».

Устрашающий отчет

Идея потенциального применения ПКР наземного базирования США и их союзниками и партнерами в АТР как существенного фактора сдерживания особенно актуальна в свете увеличения потенциальных возможностей ВМС НОАК.

Военно-морские средства ядерного сдерживания КНР впервые за всю историю страны достигают уровня начальной боеготовности. Отчет с этой информацией был опубликован в конгрессе США подкомиссией, занимающейся Китаем.

Согласно черновику отчета, подготовленному американо-китайской комиссией по экономике и безопасности (US-China Economic and Security Review Commission), китайская твердотопливная баллистическая ракета для запуска с подводных лодок (БРПЛ) JL-2 может достигнуть уровня начальной боевой готовности в конце 2013 года. Дальность полета этой БРПЛ составит предположительно 4000 морских миль (7408 км). В комплексе с атомной подводной лодкой с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) проекта 094 (шифр «Цзинь» – Jin) ракета JL-2 будет представлять угрозу непосредственно для территории США. В настоящее время ВМС НОАК обладают тремя ПЛАРБ данного типа, планируется размещение еще двух лодок к 2020 году.

В отчете содержатся сведения, согласно которым Китай разрабатывает два новых проекта атомных подводных лодок (АПЛ) – атомную подводную лодку с ракетно-торпедным вооружением (ПЛАТ) проекта 095 и ПЛАРБ проекта 096. Ожидается, что ПЛАРБ проекта 096 существенно увеличат дальность применения, мобильность, скрытность и эффективность китайских средств ядерного сдерживания.

Сооружения, принадлежащие американским вооруженным силам на острове Гуам, в ближайшее время будут находиться под угрозой со стороны китайских ракет наземного базирования, подчеркивают эксперты.

Несмотря на то, что в настоящее время Китай не может использовать крылатые ракеты наземного базирования, ВМС НОАК, считают специалисты, разрабатывают возможность нанесения ударов по наземным целям при помощи морских крылатых ракет. Особую роль в данном контексте будут играть ПЛАТ проекта 095 и эсминец с управляемым ракетным оружием (УРО) проекта 052D (шифр «Луян-3» – Luyang III). Это облегчит китайской стороне атаку целей, расположенных в западной части Тихого океана, в том числе и на острове Гуам.

Как указано в упомянутом выше отчете, ВВС НОАК приобрели 15 новых бомбардировщиков H-6K (усовершенствованный вариант машины H-6). Самолеты H-6K могут нести на борту крылатые ракеты для поражения наземных целей и имеют увеличенную дальность по сравнению с предыдущим вариантом. Крылатые ракеты воздушного базирования позволят ВВС НОАК наносить удары практически по всем объектам в западной части Тихого океана.

Отчет содержит информацию, согласно которой КНР в настоящее время разрабатывает улучшенную версию баллистической ПКР DF-21 – DF-21D. Ее предполагаемая дальность полета составит 810 морских миль (1500 км). Как следствие она не сможет поражать цели на острове Гуам, удаленного от территории Китая на 1600 морских миль (3000 км).

Среди других нововведений ВМС НОАК аналитики обращают особое внимание на сооружение первого китайского авианосца «Ляонин», с палубы которого совершил взлет и посадку истребитель J-15 «Флаинг Шарк» (Flying Shark). В июне 2013 года в ходе учений была аттестована первая группа летчиков палубной авиации и офицеров управления взлетом и посадкой для авианосцев, а в сентябре 2013-го осуществлены проверки взлета-посадки палубных самолетов на корабль. Предполагается, что обучение экипажа продолжится до того момента, как на вооружение ВМС НОАК в 2015–2016 годах поступит первый авиаполк, оснащенный истребителями J-15.

В отчете также содержится информация по другим новым кораблям ВМС НОАК. В 2012 году Китай ввел два новых класса надводных кораблей: эсминец УРО «Луян-3» и фрегат «Цзяндао» (проект 056). Возобновлено строительство эсминцев УРО «Луян-2». Продолжается серийное производство фрегатов УРО «Цзянкай-2» (проект 054А).

Аналитики считают, что большая часть этих кораблей войдет в строй к 2015 году. По их мнению, к этому времени Китай станет второй в мире державой по числу спущенных на воду крупных кораблей, а к 2020-му, несмотря на увеличение производства американского флота, – самым крупным строителем военных судов в мире и будет ежегодно производить наибольшее число подводных лодок и надводных кораблей.

Позиция специалистов, выраженная в рассматриваемом отчете, следующая: в течение ближайших 5–10 лет военные приготовления Китая существенно изменят стратегический баланс в Азии. Наряду с укреплением американо-китайских отношений КНР наращивает свои возможности для удара по базам и кораблям США и их союзников в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

/Дмитрий Федюшко, vpk-news.ru/

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Китаю надо выходить на стратегический простор. Все один в один как с СССР. Но один Китай не одолеет США, надорвется как СССР, ведь он еще уязвимее СССР. Победить США можно лишь в одном случае — перенести боевые действия на его территорию. Вот этим вопросом и надо заниматься Китаю, если он хочет удовлетворить свои амбиции….. Тем более у них эта возможность есть….

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя