Новые корабли американского флота

Нынешний год оказался чрезвычайно насыщен громкими событиями в области кораблестроения: важно покачиваясь на волне, на поверхность моря ступили сразу несколько крупных боевых единиц. С каждым из этих кораблей связана своя скандальная история. Все они знаменуют собой следующее поколение флота — смену всей предыдущей парадигмы и переход к новым концепциям применения военно-морских сил.

Например, корабельный состав ВМФ России за последние 10 месяцев пополнился ракетным корветом нового поколения «Бойкий». В сентябре в Петербурге был спущен на воду «Юрий Иванов» — большой разведывательный корабль (судно связи) проекта 18280. Чуть раньше, летом, на калининградском заводе «Янтарь» был заложен фрегат «Адмирал Бутаков». 8 ноября 2013 года завершил этап государственных испытаний К-550 «Александр Невский» — ракетный подводный крейсер стратегического назначения, построенный по новому проекту 955А «Борей». А где-то на другом конце Европы, во Франции, спущен на воду корпус вертолетоносца «Владивосток» для российского Тихоокеанского флота.

Что и говорить, сделано было немало! И еще больше дел запланировано на будущее…

Но это у нас… А как обстоят дела у заокеанских товарищей? Как поживает могучий американский флот, затраты на который превышают затраты на все остальные флоты мира вместе взятые? На что тратятся колоссальные средства? Неужели янки в тайне от всех строят звездолет?

Оказывается, нет. Звездолет так и не построен, зато в 2013 году появился боевой корабль, внешне похожий на пирамиду Хеопса.

29 октября 2013 года на верфи Bath Iron Works (шт. Мэн) был спущен на воду эскадренный миноносец USS Zumwalt (DDG-1000). Стелс-корабль, о котором так много говорят на протяжении 10 лет, наконец, перестал быть научной фантастикой и воплотился в реальность в виде 14500-тонного стального монстра с ракетами и крупнокалиберной артиллерией.

Новые корабли американского флота

«Замволт» позиционируется Пентагоном как контртеррористический корабль, предназначенный для нанесения ударов по берегу. Словно призрачная тень, он будет двигаться воль побережья противника, «поливая» базы, порты и прибрежные города ливнем шестидюймовых снарядов и крылатых ракет «Томагавк».

Необычная пирамидальная настройка, нос-волнорез, «заваленные» внутрь борта, кормовая часть, полностью отданная под вертолетную площадку. Радиолокатор AN/SPY-3 с тремя активными ФАР, 80 периферийных пусковых установок (80 «Томагавков» или до 320 зенитных ракет ESSM), а главное — две 155 мм морские пушки Advanced Gun System с расчетной дальностью стрельбы 80 миль (150 км). Боезапас — 920 «обычных» и активно-реактивных снарядов. Благодаря высокой автоматизации и эффективному охлаждению стволов, эффективность двух морских AGS эквивалентна 12 сухопутным гаубицам того же калибра.

Представители Пентагона подчеркивают, что разрушительная мощь нового «Замволта» будет подобна линкорам Второй мировой войны.

27 сентября 2013 года состоялось другое примечательное событие — верфь Austal передала заказчику четвертый по счету боевой корабль прибрежной зоны (Littoral Combat Ship) — USS Coronado (LCS-4).
Фантастический катамаран, полным водоизмещением 3100 тонн, способный перемещаться со скоростью свыше 40 узлов.

Новые корабли американского флотаСистершип «Коронадо» — USS Independence (LCS-2)

Концепция LCS подразумевала создание универсального корабля с малой осадкой, объединившего в себе функции патрульного корабля, корвета, охотника за подводными лодками, минно-трального корабля, а также десантного средства и транспортной платформы для быстрой перевозки грузов в зонах военных конфликтов.

Всю кормовую часть занимает просторная вертолетная площадка, встроенный ангар рассчитан на базирование двух вертолетов «СиХоук». Сфера применения LCS расширена с помощью наборов сменных модулей (в первую очередь — средств обнаружения), созданных под определенные задачи, а также возможностью базирования на борту LCS различных БПЛА, наводных и подводных беспилотных аппаратов.

Спущенный на воду в 2012 году, «Коронадо» целый год не мог пройти госиспытания: дважды в машинном отделении возникал пожар, на полном ходу появились трещины в корпусе. Наконец, «Коронадо» все-таки довели до ума. Окончательное принятие на вооружение ВМС США запланировано на апрель 2014 года.

Еще одно тревожное событие, оставшееся незамеченным широкой общественностью, произошло 14 мая 2013 года: в состав Командования морских перевозок был принят корабль USNS Monford Point (T-MLP-1). С виду — тихоходная неуклюжая баржа, напоминающее полупогруженное судно, порожним водоизмещением 34000 тонн. Так и есть, с технической точки зрения — это обычный танкер типа «Аляска» с вырезанными танками.

Читайте также  Удар из-под воды. Насколько сильны американские АУГ?

Новые корабли американского флота

Но первое впечатление обманчиво. «Монфорд Поинт» кажется безобидным ровно до тех пор, пока не становится известно предназначение этой адской машины. Сами янки гораздо более охотно рассказывают об авианосцах, эсминцах и универсальных десантных кораблях, чем о специальной технике Командования морских перевозок. Афишировать такие вещи не положено.

«Монфорд Поинт» классифицируется как MLP — мобильная десантная платформа (пересадочный терминал и плавбаза для десантных катеров). Во время высадки она занимает положение на удалении нескольких десятков (сотен) километров от вражеского побережья, к ней борт к борту швартуется 60 тыс. тонный ролкер-контейнеровоз с частями 3-ей бронетанковой дивизии армии США. Танки осторожно спускаются своим ходом по рампе на палубу MLP, далее загружаются на десантные катера — и вперед, в бой!

Применение «Монфорд Поинт» позволяет резко нарастить интенсивность высадки, напрямую задействуя быстроходные ролкеры и контейнеровозы Military Sealift Command. Появляется возможность скорой доставки на берег крупногабаритных грузов и тяжелой бронетехники.

Вот что такое MLP «Монфорд Поинт». И поэтому он так опасен.

Четвертый корабль, о котором стоит упомянуть в сегодняшнем обзоре — многоцелевая атомная подлодка USS Minnesota (SSN-783), переданная ВМС США 7 сентября 2013 года с опережением графика на 11 месяцев. Бесшумный подводный убийца, принадлежащий к типу «Вирджиния» (серия II).

Новые корабли американского флота

…Лодка приближается к театру боевых действий на скорости500 мильв сутки, но никто из противников даже не подозревает, насколько она близка к своей цели. Кислород и пресную воду «Миннесота» добывает из морской воды, а её гидроакустический комплекс способен отслеживать перемещения кораблей на другой стороне океана.

Система изолированных палуб, реактор S9G, не требующий перезарядки в течении 30 лет, многофункциональная мачта с телекамерами и тепловизорами, вместо привычного перископа: «Миннесота» весьма примечательна с технической точки зрения. Одна из самых совершенных лодок в мире на сегодняшний день.

Минно-торпедное оружие, 12 шахт для запуска «Томагавков», шлюзовая камера для выхода боевых пловцов, беспилотные подводные аппараты — лодки типа «Вирджиния» создавались, как ответ на угрозы нового тысячелетия. Основные задачи: морская разведка и наблюдение за побережьем противника, участие в локальных операциях, высадка диверсионных групп, нанесение ударов крылатыми ракетами по береговым целям.

В начале ноября в СМИ проскользнула информация о закладке на верфи в Паскагуле ракетного эсминца USS John Finn (DDG-113). Событие не вызвало большого ажиотажа — типичный эскадренный миноносец типа «Арли Берк» серии IIA. Помимо ударных и оборонительных (ПВО/ПЛО) функций, «Финн» будет специализироваться на решении задач национальной ПРО и проведении конвоев по насыщенным минам морским районам. Единственная маленькая особенность нового эсминца — «Финн» планирует стать первым кораблем ВМС США, оснащенным, помимо стандартной ПАЗ, системой защиты от биологического оружия.

Новые корабли американского флотаUSS Arlington (LPD-24)

Не менее тихо и незаметно в феврале 2013 г. прошла церемония вступления в строй десантного транспорта-дока USS Arlington (LPD-24). Восьмой по счету корабль типа «Сан Антонио», предназначенный для транспортировки экспедиционной группы Корпуса морской пехоты на другой конец Земли. 22 тысячи тонн полного водоизмещения, 350 человек экипажа, до 700 морских пехотинцев. Также в оснащение корабля входят 2 катера на воздушной подушке, 4 вертолета и легкое оборонительное вооружение.

Теперь настало время озвучить подробности о двух крупных проектах, о которых стало известно на прошлой неделе:

5 ноября 2013 года начались испытания универсального десантного вертолетоносца USS America (LHA-6). Головной УДКВ одноименного класса, со сплошной полетной палубой — внешне похожий на располневший «Мистраль».

Новые корабли американского флотаUSS America (LHA-6)

Вертолетоносец водоизмещением 45 тыс. тонный, по странному стечению обстоятельств появился на публике БЕЗ кормовой док-камеры. Как объяснили конструкторы, пространство было отдано под расширение авиагруппы (впрочем, на последующих кораблях док-камеру обещают вернуть на место). В результате «Америка» лишилась возможности высаживать даже грузовики и легкую бронетехнику — единственная возможность для доставки личного состава — 12 конвертопланов MV-22 «Оспри» и четыре тяжелых вертолета CH-53E. Кроме того, в состав авиакрыла УДКВ будут включены шесть истребителей F-35B, семь ударных вертолетов «Супер Кобра» и пара поисково-спасательных «Пэйв Хоук».

Читайте также  Минные заградители современных флотов

Создатели «Америки» заявляют, что при необходимости их водоплавающее чудо может быть использовано в качестве легкого авианосца (до 20 СВВП F-35B), но, увы, ситуация слишком очевидна: на этот раз американцы построили ерунду.

Даже несмотря на отсутствие каких-либо технических изысков, кормовой док-камеры и унификации 45% узлов с УДК предыдущего проекта («Уосп») стоимость постройки «Америки» влетела американским налогоплательщикам в 3,4 млрд. долларов. Для сравнения — одиозный «Мистраль» обошелся ВМФ России по цене менее 1 млрд. долл. за штуку. Но кто отважится утверждать, что десантные возможности «Америки» в три раза выше, чем у «Мистраля»? Налицо неэффективная трата средств.

Использование «Америки» в качестве легкого авианосца — также бесполезная затея. Там, где не могут справиться даже мощные «Нимицы», этот недоавианосец с 20 «вертикалками» F-35B не значит НИЧЕГО.

В то же время сам факт постройки столь крупного и сложного корабля свидетельствует о большом потенциале американской промышленности.

Наконец, финальный аккорд американской кораблестроительной программы-2013.

9 ноября на верфи Northrop Grumman в г. Ньюпорт-Ньюс на воду был спущен ударный авианосец нового поколения USS Gerald R. Ford (CVN-78).

Новые корабли американского флота

112000-тонный Левиафан, постройка которого обошлась Пентагону в 12,8 млрд. долларов (еще 4,7 млрд. долларов было потрачены на НИОКР). Авианосец «Джеральд Форд» по праву считается самым крупным, дорогим и сложным кораблем в истории человечества.

Электромагнитные катапульты EMALS и электромагнитные аэрофинишеры AAG, ядерные силовая установка на основе реакторов A1B, способная работать без перезарядки в течении 50 лет, двухдиапазонный радар с АФАР, плазменная система сжигания бытового мусора PAWDS (янки жгут в прямом и переносном смыслах), повышенная автоматизация, позволившая сократить экипаж до 3200 моряков — на 800 чел. меньше, чем на авианосцах типа «Нимиц»…

В дальней перспективе корабль планируется оснастить боевыми лазерами, динамической защитой и др. перспективными образцами энергетического оружия — новый американский авианосец рискует стать мощным демонстратором современных разработок в области электроники, кораблестроения, ядерной энергетики и других смежных областей науки и техники.

Хотя находятся и такие, кто относится к новейшему суперкораблю с некоторой долей скептицизма, и считает, что суперавианосец «Форд» превратился в пародию на своих прославленных предков, таких как авианосцы Второй мировой «Лексингтон» и «Саратога».

«Авианосцы типа «Нимиц» способны обеспечивать 120 боевых вылетов в сутки, новая «вундервафля» с помощью своих электромагнитных катапульт способна поднимать в воздух до 160 самолетов. Последний из «Нимицев» обошелся нам почти в 7 млрд. долларов. Ориентировочная цена постройки нового «Форда» — 13,5 млрд. долларов. В результате нация вынуждена платить в 2 раза больше за «вундервафлю», которая может выполнять всего на треть больше работы», — возмущаются контр-адмиралы ВМС США Уильям Моран и Томас Мур.

Мнение адмиралов разделяют капитан ВМС США в отставке Эд Мак-Нейми, а также аналитик Центра американской безопасности капитан ВМС США Генри Д. Хендрикс. Авианосные корабли стали неактуальны и неэффективны. «Форд» не более чем дорогая игрушка, созданная в угоду промышленному и военному лобби. Без него множество высокопоставленных офицеров Пентагона лишатся своих мест, а промышленные магнаты останутся без заказов.

Не совсем понятна логика оснащения авианосца дорогущим суперрадаром DBR — системой, состоящей из обзорного радара дециметрового диапазона и сантиметровой РЛС AN/SPY-3 с активными ФАР (как на эсминце «Замволт»). Авианосец — не эсминец ПВО, а всего лишь плавучий аэродром, который прикрывает целая эскадра крейсеров и эсминцев. У него имеются только примитивные системы ПВО. Даже обнаружив вражескую ракету, у него вряд ли хватит сил её перехватить. Остается только надеяться на эсминцы эскорта.

Возможности AN/SPY-3 останутся невостребованными. Как, впрочем, и сам авианосец «Джеральд Р. Форд»: за последние 60 лет не было ни одной операции, в которых эти плавающие аэродромы оказались бы хоть сколько-нибудь полезны.

/Олег Капцов, topwar.ru/

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Мания величия у этих господ доведет мир до беды: ведь весящее на стене ружье обязательно выстрелит в последнем акте.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя