Главная Аналитические статьи и мнения

Кто строит российский вертолётоносец «Мистраль»?

4
3347

О происхождении «Мистралей» известно в мельчайших подробностях. Универсальные десантные вертолетоносцы-доки, принятые на вооружение ВМС Франции в количестве трех единиц. Крупные корабли полным водоизмещением свыше 20 тыс. тонн со сплошной полетной палубой, ангаром для размещения авиатехники и кормовой доковой камерой для десантных катеров.

Строятся по модульному принципу в соответствии со стандартами гражданского судостроения, что положительным образом сказывается на снижении стоимости и ускорении темпов их постройки. Максимальная длительность постройки УДК «Мистраль» с учетом всех выявленных проблем и неизбежных задержек не превышает 34 месяцев. Стоимость покупки двух кораблей в рамках «российского контракта» составила 1,2 млрд. евро, что соответствует стоимости одного десантного транспортного корабля-дока типа «Сан Антонио» (США). Впечатляет.

Использование в конструкции УДК норм и технологий гражданского судостроения представляется оправданным решением — концепция применения УДК не подразумевает прямого участия в боевых действиях. Высокая живучесть, стойкость к гидродинамическим ударам и боевым повреждениям, наличие ударного вооружения — все эти пункты к «Мистралю» не относятся.

Задачами корабля-парома являются:
— доставка экспедиционного батальона морской пехоты в любую точку мира;
— загоризонтная высадка личного состава и техники в конфликтах низкой интенсивности с использованием вертолетов и морских десантных средств;
— участие в гуманитарных миссиях;
— выполнение функций госпитального корабля и командного пункта.

Боевой информационный центр на борту французского «парома» оснащен на уровне БИЦ крейсера с системой «Иджис».

Насколько «Мистраль» является «французским»?

Проект УДКВ «Мистраль» появился на свет благодаря усилиям Генеральной делегации по вооружениям (Délégation Générale pour l’Armement) и французской государственной оборонной компании DCNS (Direction des Constructions Navales) с привлечением ряда зарубежных подрядчиков:
— финской Wärtsilä (судовые дизель-генераторы),
— шведского отделения Rolls-Royce (винторулевые колонки типа «Азипод»),
— польской Stocznia Remontowa de Gdańsk (блоки средней части корпуса, образующие вертолетный ангар).

Разработка боевой информационной системы и средств обнаружения корабля была доверена международной промышленной группе Thales Group — мировому лидеру в разработке радиоэлектронных систем для авиакосмической, военной и морской техники. ЗРК самообороны поставила европейская компания MBDA.

Мультинациональный формат проекта ничуть не смущает французов — единое европейское пространство с единой валютой, живущее по единым законам и правилам. Общие цели и задачи. Флот, строящийся по единым стандартам НАТО.

Но, что самое удивительное, проект «Мистраль» не ограничивается европейским континентом: нити этой истории тянутся далеко на восток, в южнокорейский Кёнсан-Намдо. Туда, где находится штаб-квартира STX Corporation.

«Мистрали» для ВМС Франции стоились по следующей схеме: корпус УДК в конечном итоге формировался из двух крупных секций — носовой и кормовой. Кормовая часть и надстройка «Мистраля» строилась на собственных мощностях DCNS при участии множества субподрядчиков: остов стоящегося корабля регулярно буксировался с одной французской верфи на другую, где происходило его постепенное насыщение оборудованием.

Основная часть сборочных работ была произведена в Бресте, двигатели и винторулевые колонки «Роллс-Ройс Мёмейд» смонтировали в Лорьяне. Окончательным насыщением готовой секции корпуса, установкой электроники и радиотехнических систем занимались специалисты судоремонтного завода в Тулоне. Всего на долю DCNS пришлось порядка 60% выполненных работ.

Носовая часть десантного вертолетоносца строилась в Сен-Назере, на знаменитой верфи «Шантье де л’Атлантик», принадлежавшей в то время французскому промышленному гиганту Alstom. Это место стало колыбелью для самых впечатляющих проектов в области крупнотоннажного судостроения — отсюда отправился в свой путь легендарный лайнер «Куин Мэри 2». Здесь, в 70-е годы строилась серия супертанкеров типа Batillus с дедвейтом более полумиллиона тонн! Здесь же собирались носовые части каждого из УДК «Мистраль».

В 2006 году верфь «Шантье де л’Атлантик» перешла в собственность норвежской промышленной группы Aker Yards. Однако вскоре, в 2009 году верфь, как и вся группа Aker Yards, была поглощена южно-корейской корпорацией STX. Третий по счету корабль типа «Мистраль» — Dixmude (L9015) — достраивали уже корейцы.

Вертолетоносцы «Мистраль» строили всем миром. Франция при участии Польши, Швеции, Финляндии… — весь Евросоюз в сборе! На французских и южнокорейских верфях. Несмотря на столь сложную промышленную цепочку и огромное количество зарубежных контрагентов, новые УДК, в целом, оправдали ожидания командования ВМС Франции — универсальное и сравнительно дешевое средство для доставки гуманитарной помощи и экспедиционных частей в страны Африки и Ближнего Востока.

К примеру, УДК «Диксимьюд» принял участие в операции «Сервал» (подавление беспорядков в Мали,2013 г.), доставив из Франции на Африканский континент подразделения 92-го пехотного полка.

«Мистраль» — корабль без Родины

С французскими «Мистралями» все предельно очевидно — корабли построены совместными усилиями стран-партнеров. Тесные экономические, политические и военные связи между странами Еврозоны и даже такой далекой, но на деле близкой, Республикой Кореей не подлежат сомнению. Единые международные стандарты и транснациональные компании стирают границы государств, объединяя под своим началом научный и промышленный потенциал многих стран.

Но где и как строятся УДК «Владивосток» и «Севастополь» — два десантных вертолетоносца, предназначенные для ВМФ России?

Согласно контракту, ставшему крупнейшей военной сделкой между Россией и странами Запада с момента окончания Второй мировой войны, в 2014 и 2015 году корабельный состав отечественного ВМФ должен пополнится двумя импортными УДК российско-французской постройки. От слов быстро перешли к делу:

1 февраля 2012 года в Сен-Назере началась нарезка металла для первого корабля, получившего название «Владивосток». 1 октября того же года начались работы на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге — согласно контракту, отечественные судостроители должны построить 20% секций кормовой части вертолетоносца.

Нетрудно догадаться, что генеральным подрядчиком стала южнокорейская STX — именно она, при поддержке французской оборонной компании DCNS и ряда сторонних поставщиков, строит вертолетоносцы для ВМФ России на верфи «Шантье де л’Атлантик» в Сен-Назере.

26 июня 2013 года Балтийский завод выполнил в срок запланированный объем работ, спустив на воду корму нового «Мистраля» — спустя месяц кормовая секция была благополучно доставлена в Сен-Назер для последующей стыковки с основной частью корабля.

15 октября 2013 десантный корабль «Владивосток» был официально спущен на воду. После завершения всех работ на французской верфи, он перейдет к достроечной стенке завода «Северная верфь» (Санкт-Петербург) для окончательного насыщения отечественным оборудованием.

Ожидается, что новый вертолетоносец войдет в состав ВМФ России в конце 2014 — начале 2015 гг. Менее трех лет с момента закладки! Невиданный результат для отечественного кораблестроения, где один фрегат может строиться на протяжении 8 лет.

Второй корабль «русской серии» — «Севастополь» — был заложен 18 июня 2013 года. Он будет строиться по аналогичной схеме, лишь с той разницей, что Балтийский завод обеспечит строительство 40% корпуса УДК. Корабль должен войти в строй до конца 2015 года.

Также договор между Россией и Францией включает в себя опционы на постройку третьего и четвертого вертолетоносца по лицензии на собственных промышленных мощностях — предполагается, что для этих целей будет сооружена новая верфь на о. Котлин. Но, как стало известно в конце 2012 года, планы по реализации данных опционов были перенесены с 2013 на 2016 год, что придает всей истории туманный оттенок неопределенности.

Среди поставщиков и контрагентов во всемирной промышленной цепочке значатся: российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), государственная оборонная компания DCNS, верфь «Шантье де л’Атлантик» южно-корейской компании STX, финская Wärtsilä и шведское подразделение Rolls-Royce (силовые установки и движители). Чрезвычайно важным представляется участие Thales Group — оборудование и системы, поставленные этой компанией представляют наибольший интерес для российского ВПК (в первую очередь — боевая информацинно-управляющая система «Зенит-9»).

Также, российский вертолетоносец обещают оснастить инфракрасными поисково-прицельными системами Vampir-NG французской фирмы Sagem. Несмотря на обилие иностранного оборудования, французы обещают провести полную русификацию всех систем корабля во избежание возникновения каких-либо проблем при его эксплуатации в составе ВМФ России.

Авиагруппа будет представлена отечественными транспортно-боевыми вертолетами Ка-29 и ударными машинами Ка-52. Первый из российских «Мистралей» придется оснастить скоростными катерами французского производства — компоновка и размеры док-камеры изначально рассчитывались под габариты техники НАТО. Потому эффективное размещение внутри «Мистраля» существующих десантных средств российского производства не представляется возможным. Впрочем, это не самая большая проблема, к тому же, она была успешно решена.

Считая количество субподрядчиков, принявших участие в создании вертолетоносца для ВМФ России, можно спеть «Интернационал» — французский десантный корабль оказался по факту «Ноевым ковчегом», вобравшим в себя технологии и участников со всего света. И стоит признать: проект удался на все 100%.

Несмотря на гневные упреки в «растрате» государственных средств, «Мистрали» получились ОЧЕНЬ дешевыми. 600 млн. евро (800 млн. долл.) за каждую боевую единицу — даже с учетом всех дополнительных процедур, связанных с доводкой систем корабля, проведением его испытаний и устранения выявленных недостатков — стоимость «Мистраля» не превысит миллиарда долларов. Это невероятно много с точки зрения среднестатистического россиянина. Но сущие копейки по меркам современного кораблестроения.

800 млн. долларов — за такие деньги сейчас не построить даже нормальный эсминец. Американские «Арли Берк» обходятся Пентагону по 1,8-2 млрд. долларов за штуку. Стоимость маленького российского корвета проекта 20385, по словам Главкомата ВМФ, может достигать 560 млн. долл. (18 млрд. руб.)!

В данном случае мы имеем крупный вертолетоносец водоизмещением 20 тысяч тонн. К тому же построенный в предельно сжатые сроки — результат налицо, и какой-либо коррупционной составляющей здесь заметить сложно. Построить что-либо подобное за меньшую цену не представляется возможным.

«Мистраль» — особенности эксплуатации

Опасения в том, что «Мистраль» не сможет эксплуатироваться при температурах ниже +7 градусов Цельсия, совершенно безосновательны.

Россия, наряду со Скандинавией и Канадой, несомненно, являются самыми северными странами в мире. Но позвольте узнать, как это относится к «Мистралю»? Никто не говорит о его базировании на Крайнем Севере — Россия, к счастью, чудовищно велика и у нас достаточно других мест базирования с более адекватными природно-климатическими условиями. Новороссийск. Прогноз погоды на 1 декабря — плюс 12°С. Субтропики.

Владивосток холоднее. Широта крымская, долгота колымская. Тем не менее, и там эксплуатация УДК не должна столкнуться с какими-либо критическими затруднениями — операционная зона Тихоокеанского флота включает в себя весь Азиатско-Тихоокеанский регион и Индийский океан, где, как известно температура редко опускается ниже +7° по Цельсию.

«Мистраль» не годится для действий в Арктике. Но ему там попросту нечего делать. Но зато есть чем заняться в Средиземке и других южных морях.

Заявления о несоответствии инфраструктуры мест базирования и стандартов отечественной солярки европейским нормам не стоят свеч. «Мистраль» не настолько велик, как его представляют — например, он меньше атомного крейсера «Петр Великий». Длина вертолетоносца всего на 35 метров превышает длину среднестатистического БПК или эсминца. Порожнее водоизмещение этого «парома» с выгруженным авиакрылом, катерами, техникой, запасами вооружения и топлива не должно превышать 15 тыс. тонн.

УДК «Диксимьюд» (L9015) по сравнению с фрегатом типа «Лафайет» (полное в/и 3600 т.)

Единственная проблема может быть связана с обслуживанием винторулевых колонок типа «Азипод». В принципе, с этим вопросом следовало бы обратиться в судоремонтные центры на Балтике и на Севере, однако, не так давно были обозначены планы о строительстве крупного судостроительного предприятия на Дальнем Востоке в сотрудничестве с Южной Кореей — к тому времени, когда прибудут «Мистрали» все должно быть решено.

УДК «Мистраль» по размерам в два раза меньше советских авианесущих крейсеров — будем надеяться, что он не повторит их судьбу и получит вовремя всю необходимую береговую инфраструктуру.

Что касается несоответствия отечественных марок и сортов ГСМ высокотехнологичным двигателям «Мистраля»… Кого сейчас удивишь «диковинной» импортной техникой — финскими дизель-генераторами фирмы «Вяртисля»?

Самые грозные обвинения, предъявляемые к французским «паромам» — их низкий боевой потенциал и абсолютная бесполезность в рамках оборонительной концепции применения отечественного ВМФ. «Каютоносец» сам нуждается в качественном прикрытии с моря и с воздуха и не способен участвовать в морском бою. Полный ход 18 узлов. Вместо серьезных систем самообороны — ПЗРК и пулеметы. Мощные радиолокационные средства? Гидролокатор? Ударное вооружение? Противолодочные ракетоторпеды? Ничего этого нет и быть не может — оттого и столь низкая цена за столь крупный корабль. С точки зрения военно-морского флота, «Мистраль» представляет собой пустую коробку. Наличие 16 вертолетов уже ничего не значит в современном бою — Ка-52 не конкурент истребителю-бомбардировщику.

Но стоит открыть подшивку новостей за 2013 год — где и чем занимается отечественный ВМФ — все немедленно становится на свои места. «Мистраль» не годится для борьбы с АУГ «вероятного противника», зато идеально соответствует задачам обеспечения присутствия ВМФ России на просторах Мирового океана. Крупный корабль с монументальным внешним обликом и современным дизайном, способный месяцами находиться «на передовой» — у побережья Сирии или где требуется. Комфортабельные помещения для батальона морской пехоты. Грузовая палуба для бронетехники. Вертолеты. При необходимости можно доставить «гуманитарную помощь» союзникам — причем самыми разными способами. Неоверсия советского БДК!

В целом, вердикт положительный. Единственный по-настоящему стоящий вопрос: мог бы ВМФ России обойтись без покупки этих кораблей? Эксперты различного уровня сходятся во мнении, что покупка «Мистралей» — далеко не самое рациональное решение. У нас пока еще достаточно БДК из «советского задела». Строятся новые — проект 11711 «Иван Грен». Но ощущается критическая нехватка боевых кораблей I и II рангов — крейсеров, эсминцев, фрегатов. Настолько, что приходится собирать средиземноморскую эскадру со всех четырех флотов.

Наконец, если нашим специалистам так не терпелось познакомиться с «продвинутыми» западными технологиями — можно было приобрести технику интереснее, чем французский «паром». Пусть даже с БИУС «Зенит-9» и ИК-сенсорами Vampir-NG.

Например, было бы любопытно осмотреть вблизи франко-итальянский фрегат (эсминец) типа «Горизонт» — самый мощный и совершенный корабль ПВО в мире после британского «Дэринга». Если «Горизонт» окажется слишком секретным, в качестве «демонстратора» новых технологий могла подойти неатомная подлодка типа «Скопрен» с двигателем Стирлинга. То есть посмотреть то, аналогов чего у нас пока нет. Французы (DCNS) и испанцы (Navantia) с удовольствием строят такую технику на экспорт: для флотов Индии, Малайзии, Бразилии, Чили…

Увы, интересы моряков остались в тени геополитических интриг. Мы выбрали «Мистраль». Так забирайте его скорее, без лишних слов! Пока выделенные средства не ушли в оффшоры.

Тем более, кораблик и вправду вроде неплох.

/Олег Капцов, topwar.ru/

4 КОММЕНТАРИИ

  1. Святослав72

    Как-бы я покупал «Мистраль».
    1. Сумма на выставке за штуку была 150млн. Кризис в Европе, это не кризис в Россияндии, там всё дешевеет а не дорожает. Особенно на такие изделия. Куплю два! и как захочу, с чем захочу. Если — нет! Не интересно.
    2. Если это «корыто» не может функционировать от -45 до +45, нахрена оно мне сдалось? Должно плавать должно работать, тогда добро пожаловать!
    3. Скорость мала, любой пигмей на бревне от меня свалит, так не пойдёт. Либо ставим дополнительные силовые/двигательные/ установки либо уменьшаем массу при помощи уменьшения высоты. Это не парусная яхта, оно мне не для щёлканья таблом нужно, должна «летать».
    4. Это боевой корабль, система самозащиты должна быть автономной и полноценной, без всяких мухо-боек и рыбо-глушек. Мало-ли какой наркоман с торпедой/ракетой/ взумает играться. Должна стоять, и не пущать неприятности.(Безопасность превыше всего.) Точка!
    5. Высадка мор.пехов на технике должна осуществляться с кормы в прибрежных водах, пусть не у самой кромки воды, но как можно ближе. Иначе банда собирателей металлолома накрошит десант ещё у горизонта, при помощи пушек которые ядрами палят. Вертолёты(КА-52К), при большей дальности, будут менее эффективны и больше будут бесполезной нагрузкой.
    6. За потраченное бабло, можно было ПРАВИЛЬНО оформить заказ. Получить таких 4-6, после адаптации, и получить полную технологию с производством и эксплуатацией того что там стоит.
    Либо сделать проще, выкрасть технологии с образцами, вместе с разработчиками и производителями. Пусть научат производителей глупости и торговцев Государством делать хоть что-то стоящее.

  2. Игорь

    А парусники еще дешевле…..Посмотрим ,чего он стоит в наших суровых Дальневосточных краях,тогда и расставим все точки…….

  3. Константин

    Я даже не знаю что сказать… Вроде нам нужны большие транспортные корабли — аналог хоть какой-то транспортам американцев из управления стратегических перевозок. Например, экстренно нарастить контингент на Курилах когда потребуется. Но… Пожив на Камчатке 20 лет слабо себе представляю даже летом операцию по «загоризонтной высадке десанта». На ДВ такая погодка вечно что десант утопнет нахрен там же — за горизонтом. Притом сам, без помощи противника.
    Кроме того, если эти коробки использовать именно как предвоенный или военный транспорт (а ни на что другое они не способны) то и базироваться они должны оба в одном месте. Так вроде, по логике. Но ИМХО лучше бы БДК сделали пару десятков. Или уж пошли по проторенному американцами пути. То же управление стратегических перевозок использует обычные (переделанные) но очень большие и скоростные контейнеровозы и танкеры. Полагаю это ещё дешевле Мистралей, но с точки зрения стратегических транспортных операций эффективнее в разы.

    • Святослав72

      Замысел-то, с Французами, был отличный. Опять-же! цена прекрасная. То что получали, в итоге, выгодно всем.
      Но! то что последовало потом, больше как больной фантазией или лохотроном трудно назвать.
      Что ещё раз доказало:- Отсутствие здравого смысла, профессионализма и Национально-Государственных приоритетов, у тех кто там был задействован.