Главная Аналитические статьи и мнения

Авианосная авиация США вступает в эпоху роботов

0
359

14 ноября 1910 года впервые в истории американского и мирового флота пилотируемый летательный аппарат тяжелее воздуха совершил взлет с палубы боевого корабля. Спустя столетие, 14 мая 2013-го с палубы авианосца в воздух поднялся прототип боевого беспилотного летательного аппарата, созданного в рамках программы UCLASS. Американская палубная авиация вступила в новую эпоху – эпоху роботов.

Программа UCLASS (Unmanned Carrier-Launched Surveillance and Strike) предусматривает создание высокотехнологичной разведывательно-ударной беспилотной авиационной системы (БАС) авианосного базирования. По первичному замыслу она должна была предоставить командирам авианосных групп и соединений возможность круглосуточно получать всеобъемлющую разведывательную информацию при одновременной возможности оперативного нанесения авиационного удара по наиболее приоритетным (опасным) целям.

В интересах государства

В презентации «Программа создания демонстратора беспилотной боевой авиационной системы: новая эра военно-морской авиации?», подготовленной еще несколько лет назад вице-президентом по стратегическим исследованиям Центра стратегических и бюджетных оценок Робертом Уорком и старшим научным сотрудником центра Томасом Эрхардом, подчеркивалось: «В интересах нашего государства сохранить и даже расширить боевые возможности авианосцев по влиянию на окружающую обстановку.

Включение боевой беспилотной авиационной системы в состав корабельных авиакрыльев позволит перевести авианосец из разряда ударной системы, характеризующейся глобальной мобильностью, но слишком малым радиусом досягаемости, в полноценную глобальную разведывательно-ударную систему большой дальности действия, устойчивую к многочисленным вызовам XXI века».

В свою очередь в запросе на предоставление информации по программе UCLASS от 19 марта 2010 года указано: «Заместитель начальника военно-морских операций (то есть командующий ВМС в российской терминологии) обозначил потребность в авиационной системе авианосного базирования, которая должна решать задачи по ведению разведки, наблюдения и рекогносцировки, а также выполнять ударные задачи, что позволит повысить универсальность авианосцев по решению боевых задач.

В течение следующих 10 лет ВМС намерены сосредоточить свои усилия на определении необходимых потребностей, а также на разработке беспилотной авиационной системы, которая сможет обеспечить данную универсальность. В этой связи ВМС заинтересованы в информации по возможности создания малозаметной беспилотной авиационной системы авианосного базирования, оптимизированной для действий в условиях иррегулярных и смешанных сценариев ведения боевых действий, при условии обеспечения к концу 2018 года возможности ее ограниченного применения в таких сценариях совместно с пилотируемыми системами корабельного авиакрыла авианосца.

Данная беспилотная авиационная система должна повысить уровень обеспечения информацией и сократить время на поиск, обнаружение, сопровождение, выдачу данных целеуказания и уничтожение приоритетных целей. Данный запрос на предоставление информации призван определить наличие разработчиков, способных предоставить ограниченное количество таких систем, которые могут обслуживаться военнослужащими ВМС и будут способны решать вышеизложенные задачи».

В состав участников тендера по программе UCLASS вошли компании:
— «Нортроп Грумман», представляющая БЛА, который будет создан на базе БЛА-демонстратора Х-47В;
— «Боинг», предлагающая флоту БЛА на базе своего уже облетанного БЛА-демонстратора «Фантом рэй» («Призрачный скат»);
— «Локхид Мартин», специалисты которой создают БЛА «Си гост» («Морской призрак»), разрабатываемый, вероятно, на базе сверхсекретного разведывательного БЛА RQ-170 «Сентинел» («Часовой» или «Страж»), принятого на вооружение ВВС США;
— «Дженерал атомикс аэронотикал системс», предлагающая БЛА «Си эвенджер» («Морской мститель»).

При всей важности программы создания перспективной разведывательно-ударной БАС авианосного базирования командованию ВМС и руководству Минобороны США длительное время не удавалось устранить имеющиеся разногласия по ряду важных пунктов. Окончательный запрос на предоставление технической и финансовой информации был направлен компаниям лишь летом 2013 года.

Долгожданный контракт

14 августа 2013 года после достаточно длительной задержки командование ВМС США наконец выдало контракты на выполнение работ по этапу эскизного проектирования БЛА корабельного базирования в рамках программы UCLASS.

Достаточно неожиданным стало решение выдать контракты сразу всем компаниям-участницам, допущенным к конкурсу. Во-первых, программы этих компаний находятся на существенно отличающихся по степени технической готовности стадиях, а во-вторых, предлагаемые проекты БЛА корабельного базирования радикально отличаются по схеме исполнения – три компании предлагают беспилотники, выполненные по схеме «летающее крыло» и во многом схожие с прототипами, разработанными в рамках закрытой некоторое время назад программы UCAS-D, а один БЛА выполнен по классической схеме со стреловидным крылом и V-образным двухкилевым хвостовым оперением.

В итоге заказчику придется делать выбор не только между идейно схожими проектами БЛА от разных производителей, но и между двумя противоположными подходами к созданию БЛА, предназначенного для базирования на американских авианосцах. Хотя в июле 2013 года в интервью журналу «Флайт» контр-адмирал Матиас Уинтер, с июля 2012-го исполняющий обязанности руководителя программ разработки беспилотных авиационных и ударных систем вооружений командования авиационных систем ВМС США, подчеркивал, что поскольку одно из требований к перспективному палубному БЛА – обеспечение максимально возможной малозаметности, у разработчика просто не остается ничего иного, как использовать в беспилотнике схему «летающее крыло».

Стоимость контрактов указана в размере 15 миллионов долларов каждый. Срок исполнения работ по ним – девять месяцев. Речь пока идет именно о БЛА, а не о БАС в целом. «Этап эскизного проектирования позволит командованию ВМС США оценить степень технического риска, стоимость и степень завершенности проекта в части, касающейся авиационного сегмента системы (Air Segment, то есть именно БЛА. – А. Щ.), а также даст возможность группам проектировщиков наилучшим образом понять и оценить требования, предъявляемые ко всей программе UCLASS в целом, и таким образом обеспечит максимально быструю передачу данной системы флоту», – разъяснил руководитель программы от ВМС США Чарли Нэва.

Процесс выбора варианта перспективного БЛА авианосного базирования, как утверждает контр-адмирал Уинтер, проходит в усложненном варианте – в два этапа. На первом четырем компаниям-претендентам выдали запрос на предоставление информации первого уровня, на основании которого все согласившиеся принять участие в тендере разработчики получили в августе 2013 года указанные выше контракты на подготовку эскизных проектов перспективного БЛА.

После изучения данных проектов заказчик выдаст претендентам запрос на предоставление информации второго этапа, согласно которому предстоит уже подготовить демонстрационный образец и показать его работоспособность (так называемый этап разработки технологий). Запрос второго этапа, по словам контр-адмирала Уинтера, планируется направить во втором квартале 2014 финансового года (соответствует первому кварталу 2014 календарного года).

После изучения членами конкурсной комиссии результатов работы компаний по обоим этапам командование ВМС США, по данным контр-адмирала Уинтера, до конца 2014 года выберет главного подрядчика по программе. В первом квартале 2015-го будет окончательно одобрен проект БЛА и в том же году основной фазе программы UCLASS дадут официальный старт. Постройку первого БЛА нового типа, возможно, начнут в 2016-м. Одновременно с собственно БАС начнет осуществляться и разработка отдельных систем управления и базирования новых БЛА на американских авианосцах.

Согласно обнародованным данным в период 2014–2020 финансовых годов командование ВМС США намерено выделить на программу UCLASS сумму 3,7 миллиарда долларов, при этом если в 2014 финансовом году намечается выделить 146,7 миллиона долларов, то в 2015-м – уже 522,5 миллиона.

По расчетам специалистов командования авиационных систем ВМС США, от момента начала разработки перспективного БЛА до момента достижения им состояния оперативной готовности пройдет три – шесть лет. Первый полет опытного БЛА планируется осуществить на рубеже 2016–2017 финансовых годов, а программу летных испытаний на борту авианосца – в конце 2019 финансового года.

Согласно требованиям командования ВМС США с каждого авианосца должны в обязательном порядке выполняться два боевых вылета перспективных БЛА продолжительностью по 24 часа в сутки при условии соблюдения круглосуточной оперативной готовности системы и обеспечения возможности действовать на достаточной с тактической точки зрения дистанции от авианосца базирования. Причем в каждый конкретный момент в различных районах планеты в воздухе на боевом задании обязаны находиться от трех до шести таких разведывательно-ударных БЛА, а стоимость двух боевых вылетов в сутки на один авианосец, по словам контр-адмирала Уинтера, не должна превышать 150 миллионов долларов.

В данную сумму, вероятно, входят стоимость самих аппаратов, их систем управления и обеспечения, расходы на топливо и команду управления и обеспечения и пр. По оценке ряда американских военно-морских экспертов, при таких требованиях в боевом составе авиагруппы каждого авианосца должно находиться от четырех до шести разведывательно-ударных БЛА.

Новый зигзаг

В сентябре 2013 года в ведущих зарубежных специализированных изданиях появилась информация о том, что Пентагон отныне планирует считать приоритетом для перспективного БЛА авианосного базирования не разведывательно-ударные операции против хорошо защищенных объектов, а борьбу с террористами.

Основные причины такого решения, как утверждают американские специалисты, – возросшая угроза со стороны международного терроризма и необходимость сократить расходы по программе (создание антитеррористического БЛА обойдется реально дешевле комплекса, предназначенного для войны с более или менее сильным в военном отношении государством).

При этом представители Пентагона на условиях анонимности сообщили западным изданиям: потребность в антитеррористическом БЛА авианосного базирования объясняется тем фактом, что его применение будет возможно без необходимости получения разрешения от какой-либо страны на использование ее территории. Находящийся на авианосце «беспилотник-убийца» может в любое время отправиться на задание, а после его выполнения вернется на корабль, находящийся в международных водах.

«Действия с территории какой-либо страны позволяют последней накладывать на наши операции любые ограничения, – утверждает Чарльз Данлэп, генерал-майор ВВС США в отставке, – но при базировании в море таких ограничений почти не будет».

Конгрессмены Рэнди Форбс, председатель подкомитета конгресса по вопросу морской мощи и экспедиционным силам, и Майк Макинтайр уже направили министру ВМС США Рэю Мэйбасу письмо с просьбой рассмотреть возможность расширения списка задач, возлагаемых на создаваемую в рамках программы UCLASS авиационную платформу.

Вполне вероятно, что именно такое радикальное изменение «философии» программы UCLASS привело к имевшим место задержкам с выдачей запросов и контрактов, а также в какой-то мере объясняет получение контракта компанией «Дженерал атомикс аэронотикс системс», предлагающей БЛА обычной схемы «Си эвенджер». Сегодня за террористами охотятся именно ее дроны, а морской вариант данного БЛА создан на базе «более продвинутого» охотника под названием «Эвенджер».

Впрочем, данный ход может быть просто уловкой, направленной на отвлечение внимания других стран, особенно тех, что не входят в число «друзей Америки», от истинного предназначения БЛА, создаваемого в рамках программы UCLASS. Тем более что представители ВМС США активно выступают против применения перспективного БЛА авианосного базирования в качестве только «терминатора террористов», справедливо указывая на то, что использовать авианосец стоимостью более 10 миллиардов долларов лишь в качестве передовой базы для контртеррористических подразделений совершенно неприемлемо.

Свои опасения по данному поводу уже высказали и представители промышленности. Причем ряд американских аналитиков даже предположили, что при такой постановке вопроса компании-претенденты просто откажутся от участия в программе – слишком дорого им обойдется переделка своих проектов БЛА под новые требования.

Контролеры недовольны

26 сентября 2013 года Управление подотчетности правительства конгресса США (Government Accountability Office – GAO), которое можно рассматривать в качестве аналога российской Счетной палаты, обнародовало доклад «Стратегия ВМС США в области беспилотной авиационной системы авианосного базирования не соответствует основным требованиям механизма надзора», в котором призвала конгрессменов к более тщательному контролю за реализацией программы UCLASS.

В частности, авторы доклада на основании результатов проведенного в июле – сентябре 2013 года тщательного анализа информации о программе указывают: притом что командование ВМС США планирует начать выделение с 2014 финансового года по статье разработка, постройка и принятие в эксплуатацию от шести до 24 беспилотных летательных аппаратов и подготовку под их базирование от одного до четырех авианосцев суммы 3,7 миллиарда долларов, провести окончательный анализ программы по так называемому контрольному сроку Б (Milestone B review), после которого обычно официально начинается этап полноценной разработки конкретной системы вооружения, оно намерено не ранее 2020 года. Но к тому времени БЛА авианосного базирования уже должны как минимум поступить в опытную эксплуатацию авианосных сил ВМС США.

В итоге министру обороны Чаку Хагелу предложено дать указание командованию ВМС и руководству Министерства ВМС в обязательном порядке провести в 2015 финансовом году полноценное рассмотрение программы по «контрольному сроку Б», что позволит конгрессу более эффективно осуществлять контроль за ее практической реализацией (контроль стоимости и сроков реализации, а также соответствие требованиям заказчика). В противном случае конгрессу было рекомендовано ограничить финансирование программы UCLASS.

Авторы доклада также указали и на ряд других рисков. В частности, серьезным недостатком, по их мнению, является то, что претворение программы в жизнь требует одновременной реализации не только трех самостоятельных подпроектов (создание БЛА, адаптация авианосцев ВМС США к базированию перспективных разведывательно-ударных БЛА и разработка соответствующих систем управления и контроля), но и осуществления в то же время целого ряда других программ ВМС США, предусматривающих необходимость разработки 22 отдельных систем и пакетов программного обеспечения, включая создание и постановку в производство новой системы катапультного запуска летательных аппаратов (ЛА) с палубы авианосцев и перспективной единой автоматизированной системы обеспечения высокоточного захода на посадку и непосредственной посадки ЛА на авианосец, задержки с разработкой которых поставят под угрозу успешность плановой реализации всей программы UCLASS.

Также авторы доклада согласились с мнением представителей ВМС США о том, что штат сотрудников отдела, отвечающего за реализацию программы UCLASS, следует увеличить со 150 специалистов до 300.

/Владимир Щербаков, vpk-news.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ