Атомный крейсер «Пётр Великий» против системы «Иджис»

Усиление присутствия ВМФ России в Мировом океане откликнулось потоком громких сообщений в СМИ: интервью, вопросы, прогнозы, комментарии и оценки отечественных и зарубежных экспертов. Главной «звездой» происходящих событий, как обычно, является атомный ракетный крейсер «Петр Великий» — самый крупный из неавианесущих боевых кораблей в мире, 26000-тонный исполин с монументальным обликом имперского крейсера и тремястами ракет на борту.

Атомный крейсер «Пётр Великий» против системы «Иджис»

Всякий раз, при упоминании имени «Петра», на форумах начинается его сравнение с зарубежными кораблями аналогичного класса и назначения. Разумеется, прямых аналогов отечественного ТАРКРа не существует – этот крейсер уникальный в своем роде технический шедевр. Но, по ряду параметров, соперников подобрать можно: возможности ПВО «Петра Великого» принято сравнивать с американскими Иджис-крейсерами (или эсминцами — что, впрочем, одно и то же). И вот здесь-то и начинается самое интересное…

— Крейсер несет на борту 200 с лишним зенитных ракет, этого хватит на всех – уверенно заявляют патриоты.

— Нет! – вопят проамерикански настроенные граждане, — боевая информационная система «Иджис» («Эгида») стоит целого мира. Ваш крейсер просто щенок по сравнению с проверенной «Тикондерогой» или «Орли Берком».

— Идите к чертям! – выходят из себя сторонники отечественного флота – на нашем крейсере стоят два комплекса С-300 — только попробуйте сунуться!

— Стреляй, дешевка! – отвечают им из-за океана — Корабли янки умеют поражать цели на низкой околоземной орбите — вот где настоящая, а не показная мощь!

Конструктивного диалога не случается до тех пор, пока кто-нибудь из бдительных граждан не замечает странности в облике российского крейсера: – Господа, отчего надстройки «Петра» выглядят, словно чернобыльский лес после аварии?

Вычурный силуэт, громоздкие пирамидальные мачты, по всюду торчат раскидистые «ветви» антенных устройств радаров и систем связи… Одно лишь перечисление этого «зоопарка» способно вызвать улыбку: комплекс радиолокационных средств «Петра Великого» включает в себя радары «Восход», «Фрегат М2», «Подкат», «Позитив», «Волна», 4Р48 с фазированной антенной решеткой, антенный пост 3Р95, радар управления артиллерийским огнем МР184 «Лев», наконец, две навигационные РЛС «Вайгач-У».

Атомный крейсер «Пётр Великий» против системы «Иджис»

Помимо общей нерациональности и сложности в согласовании работы столь большого количества радиотехнических средств, неряшливый облик «Петра Великого» здорово увеличивает его заметность – крейсер сияет на экранах вражеских радаров, подобно ярчайшей звезде. Наверняка определенную роль сыграли «отсталые большевистские технологии»… Но не до такой же степени!

Каким же ладным и современным, после этого, кажется американский Иджис-эсминец типа «Арли Берк» — чистые линии надстроек, выполненных с учетом технологии «стелс», минимум внешних декор-элементов, единственный многоцелевой радар обнаружения с неподвижными полотнами ФАР. Американский «Арли Берк» похож на гостя из других миров – настолько необычен его облик, по сравнению с кораблями российского ВМФ.

Атомный крейсер «Пётр Великий» против системы «Иджис»Эсминец типа «Арли Берк»

Но так ли это на самом деле? Какие «подводные камни» скрываются за стильным образом американского эсминца? И так ли устарел наш «Петр Великий», как это кажется на первый взгляд?

В гламуре высоких технологий, или Скупой платит дважды

Американский корабль построен вокруг боевой информационно-управляющей системы «Иджис», объединившей в себе все средства обнаружения, связь, оружие и системы борьбы за живучесть корабля. Универсальные эсминцы-роботы способны обмениваться информацией с себе подобными и принимать решения за командира. К созданию подобной системы янки шли 20 лет – по-настоящему серьезная разработка, в которой заложены самые прогрессивные идеи современного морского боя: во главе угла стоит обнаружение и мгновенная селекция целей. Американский корабль первым примет решение, первым выстрелит и первым уничтожит противника. Пентагон называет Иджис-эсминцы лучшей морской системой ПВО на сегодняшний день.

Ключевой элемент системы – радиолокационная станция AN/SPY-1, представляющая комбинацию из четырех плоских фазированных антенных решеток, закрепленных по бокам надстройки эсминца. «Спай» способен в автоматическом режиме выполнять поиск по азимуту и углу места, осуществлять захват, классификацию и сопровождение сотен воздушных целей, программировать автопилоты зенитных ракет на стартовом и маршевом участках траектории.

Атомный крейсер «Пётр Великий» против системы «Иджис»Фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1D

Применение единого многофункционального радара позволило упростить сбор и анализ информации, а также исключить взаимные помехи, возникающие на других кораблях при работе большого числа радиолокационных станций.

Однако, за видимым преимуществом SPY-1 скрывается сложнейшая техническая проблема: Как научить радар эффективному обнаружению целей на больших и на малых дистанциях одновременно? Дециметровые волны («Спай» работает в диапазоне S) хорошо отражаются от морской поверхности – шквал помех затрудняет распознавание несущихся над самой водой ракет, делая эсминец совершенно беззащитным перед сверхзвуковыми ПКР.

Читайте также  Десантные транспорты-доки типа «Сан Антонио»

Кроме того, низкое расположение антенн SPY-1 сокращает и без того небольшую дальность обнаружения низколетящих целей, отнимая у корабля драгоценные секунды, необходимее для реакции на угрозу.

Никто в мире не рискнул повторить американский фокус с «единым многофункциональным радаром» — на проектах боевых кораблей, созданных в других странах, в дополнение к радару общего обнаружения всегда предусматривается установка специализированной РЛС для обнаружения низколетящих целей:
— британский «Дэринг» (дециметровый обзорный S1850M + сантиметровый SAMPSON)
— франко-итальянский «Горизонт» (S1850M + сантиметровый EMPAR)
— японский «Акидзуки» (двухдиапазонный FCS-3A с активными ФАР. По-факту — два радара (диапазон С и X), объединенных под общим названием).
Но как обстоят дела с обнаружением ВЦ у российского атомного крейсера?

Радары крейсера «Пётр Великий»

У российского корабля все в полном порядке – обнаружение воздушных целей возложено на три радиолокационные станции различного назначения:
— мощный обзорный радар МР-600 «Восход» (расположен на вершине фок-мачты – первой мачты с носа корабля);

— трехкоординатный радар МР-750 «Фрегат М2» с фазированной антенной решеткой (располагается на вершине следующей, более низкой грот-мачты);

— специализированная двухкоординатная РЛС МР-350 «Подкат» для обнаружения низколетящих целей (две антенны расположены на площадках по бокам фок-мачты). Главной особенностью станции являются особая диаграмма излучения с зауженными «боковыми лепестками» (сканирование по малому углу места) и высокой частотой обновления данных.

Именно такого радара не хватает американскому Иджис-эсминцу.

Атомный крейсер «Пётр Великий» против системы «Иджис»На вершине фок-мачты — антенна обзорной РЛС «Восход», чуть ниже, на площадках по сторонам мачты заметны две антенны РЛС «Подкат». Впереди, на крыше надстройки, фазированная антенная решетка радара СУО ЗРК С-300ФМ «Форт-М»

Атомный крейсер «Пётр Великий» против системы «Иджис»
Схема общего вида надстройки ТАРКР Петр Великий, вид с правого борта:
1 – боевой модуль ЗРАК «Кортик»; 2 – ПУ СГ1ПП ПК-10; 3 – командный модуль ЗРАК «Кортик»; 4 – АП радиопеленгатора; 5 – стабилизированный пост ТВ системы наблюдения за ближней наружной обстановкой «Ротан»; 6 – АП РЛС «Вайгач»; 7 – ходовая рубка; 8 – АП комплекса «Кристалл-БК»; 9 – АП астрокорректора; 10 – оптический перископический визир ходовой рубки; 11 – АП РЛС СУ «Форт-М» ЗРК С-300ФМ; 12 – ходовой мостик; 13 – оптический перископический визир боевой рубки (ГКП); 14 – оперативная рубка; 15 – АП системы «Привод-В»; 16 – АП РЛС «Восход»; 17 – АП системы «Привод-В»; 18 – АП РЛС «Восход»; 17 – АП комплекса средств РЭБ «Кантата-М»; 18 – АП комплекса «Коралл-БН»; 19 – АП РЛС «Подкат»; 20 -резиновые сферические швартовые кранцы; 21 – АП РЛС «Фрегат-М2»; 22 – АП РЛС СУ «Форт» ЗРК С-300Ф; 23 – РБУ-12000 комплекса «Удав-1»; 24 – лацпорт РТПУ ПАРК «Водопад»; 25 – АП РЛС СУАО «Лев»; 26 – АП РЛС СУ ЗРК «Кинжал»; 27 – командный пункт управления посадкой (взлетом) вертолета; 28 – 130-мм АУ АК-130
.

Но обнаружить – еще не значит уничтожить. Цель необходимо взять на сопровождение, навести на неё оружие и проконтролировать весь процесс полета ракеты к цели.

У американского корабля этим занимается, как обычно, многофункциональный радар AN/SPY-1 вкупе с тремя радарами подсветки цели. Супер-радар «Спай» способен одновременно контролировать до 18…20 зенитных ракет: определять их положение в пространстве и автоматически передавать на автопилоты ЗУР корректирующие импульсы, направляя их в нужный сектор неба. Однако, система «Иджис» тщательно следит, чтобы число ракет на конечном участке траектории не превышало трех единиц.

Фокус в том, что большинство современных морских ЗРК (в т.ч. «Стэндерд» и С-300Ф) используют полуактивный способ наведения: специальный радар «подсвечивает» цель, головка ракеты реагирует на отраженное «эхо». Все просто. Но количество одновременно обстреливаемых целей ограничено количеством радаров подсветки.

Как уже отмечалось выше – у американских эсминцев всего три РЛС AN/SPG-62. Курсовые углы прикрывает одна, кормовые – две, с борта – все три сообща. У российского атомного крейсера ситуация принципиально иная: наведение ракет комплексов С-300Ф и 300ФМ занимаются две специализированные РЛС, каждая из которых обеспечивает сопровождение ЗУР с момента её пуска до попадания в цель:

— радар с фазированной антенной решеткой 4Р48 (плоская «пластина» в передней части надстройки «Петра Великого»). В отличие от американского AN/SPG-62, который обеспечивает одновременную подсветку всего одной цели, отечественная система формирует шесть каналов наведения: всего 4Р48 способна одновременно наводить до 12 ракет по 6 воздушным целям!

Читайте также  Зачем затапливают собственные корабли?

— второй радар — 3Р41 «Волна», получивший на флоте за характерный облик прозвище «сиська» (хорошо видна в кормовой части надстройки). Вообще-то, на этом месте панировали установить современный 4Р48, но, увы, при строительстве крейсера средств хватило только на «сиську», а современные 4Р48 были проданы за рубеж и установлены на борту китайских эсминцев типа «Лючжоу».

В результате, со стороны кормы «Пётр Великий» способен наводить всего 6 ракет по трем целям – но, в любом случае, это лучший результат, по сравнению с американским Иджис-эсминцем.

Помимо большего числа каналов управления, отечественная схема управления огнем на основе специализированных радаров 3Р41 и 4Р48 обеспечивает гораздо более надежное и помехоустойчивое наведение ракет на маршевом участке, по сравнению с американским многофункциональным AN/SPY-1.

Атомный крейсер «Пётр Великий» против системы «Иджис»

В отличие от американского Иджис-эсминца, где наведение всех типов зенитных ракет («стэндерд-2,3», «си сперроу», ESSM) осуществляется одной-единственной системой управления огнем (SPY-1 + три SPG-62), российский крейсер оснащен двумя типами комплексов ПВО с индивидуальными системами наведения. Кроме зональных ЗРК С-300Ф/300ФМ, на борту «Петра Великого» установлен зенитный комплекс самообороны «Кинжал» — 128 ракет малой дальности, предназначенных для отражения атак противокорабельных ракет.

«Кинжал» имеет собственный антенный пост 3Р95, находящийся в кормовой части надстройки, рядом со спаренным артиллерийским орудием. Зенитный комплекс использует 4-х канальную радиокомандную систему, обеспечивающую одновременное наведение до 8 ракет по 4 воздушным целям в секторе 60° х 60°.

Атомный крейсер «Пётр Великий» против системы «Иджис»Пуск ракеты ЗРК «Кинжал» с атомного крейсера «Фрунзе» («Адмирал Лазарев»), конец 1980-х

Последний рубеж обороны «Петра Великого» образован шестью зенитно-артиллерийскими комплексами «Кортик» — каждый боевой модуль представляет собой спаренный автомат калибра 30 мм(суммарный темп стрельбы 10.000 выстр./мин) вкупе с блоком зенитных ракет 9М311 малой дальности. Помимо собственных радиолокационных средств, «Кортики» получают целеуказание с двух антенных постов РЛС «Позитив».

У американских крейсеров и эсминцев в этом случае все намного печальнее – на борту «Арли Берков», в лучшем случае, смонтирована пара автоматизированных зениток «Фаланкс», представляющих собой комплект из шестиствольной 20 мм пушки и компактной РЛС управления огнем, смонтированный на одном лафете. В связи с попытками снижения затрат на их постройку, эсминцы ВМС США последней серии вообще лишены каких-либо зенитных средств самообороны.

Собственно, «Арли Берк» много чего лишен – фантастические Иджис-эсминцы, позиционируемые Пентагоном, как лучшие боевые корабли ПВО/ПРО, не имеют ни специального радара для обнаружения НЛЦ, ни достаточного количества РЛС подсветки целей. Именно этим объясняется приятная взору «гладкость» их надстроек и отсутствие «лишних» антенн.

Эпилог

«Фрагат», «Подкат», «Волна»… Каждый из радаров имеет свое конкретное назначение и ориентирован на выполнение какой-то своей специфической задачи. Объединить их в единую «универсальную» станцию – идея привлекательная, но труднореализуемая на практике: на пути инженеров встают фундаментальные законы природы – для каждого случая предпочтительнее работать в определенном диапазоне волн.

Неслучайно, одна из самых совершенных разработок в области морских средств обнаружения — перспективный радар AN/SPY-3 с тремя активными ФАР, планируемый к установке на американский эсминец «Замволт», изначально создавался как составная часть системы из двух радаров: сантиметрового AN/SPY-3 для поиска низковысотных целей и обзорного AN/SPY-4 (диапазон дециметровых волн).

Впоследствии, под ударами финансовых сокращений, Пентагон отказался от установки AN/SPY-4, с формулировкой «эсминец не предназначен для обеспечения зональной ПВО». Проще говоря, супер-эсминец «Замволт» не сможет эффективно поражать воздушные цели на дальности свыше 50 км(однако, в отличие от «Берка», который умеет сбивать космические спутники, «Замволт» идеален при отражении атак низколетящих ПКР).

Янки, как известно, большие любители стандартизации и унификации — вот теперь пусть выбирают, что лучше…

Атомный крейсер «Пётр Великий» против системы «Иджис»

В отличие от американских «Иджисов» и «Замволтов», русский атомный крейсер несет на борту полный комплект средств обнаружения и управления огнем для поражения воздушных целей на любых дистанциях. Даже сейчас, с учетом намеренного ослабления его характеристик, в связи с известными событиями политико-экономического характера, тяжелый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» остается сильнейшей боевой единицей, чьи возможности, в плане ПВО, равноценны двум-трем американским Иджис-эсминцам.

В конструкции этого исполина заложен огромный потенциал – замена устаревшей РЛС «Восход» на современный радар с активной ФАР, подобный европейскому S1850M и оснащения корабля ракетами комплекса С-400 с заменой части боекомплекта на зенитные ракеты с активными головками самонаведения – превратит крейсер в неприступную морскую крепость.

/Олег Капцов, topwar.ru/

14 КОММЕНТАРИИ

  1. очередная ура-статья. причем, учитывая то, что уже 2017 год, а дальше статей дело не пошло, это была всего лишь езда по ушам. слава богу!
    такие «экспертизы» вредны. мало того, что они искажают реальную картину, но и к тому же вместо того, чтобы активизировать мышление на поиски решения, создают этакую псевдореальность, где «все хорошо, прекрасная маркиза…». давно пора принять, что наш флот, точнее то, что им называется, мало того что численно в разы, а то и порядки уступает вероятному противнику, но и за два десятка лет выживания критически устарел.
    давайте сравним наш крейсер с американским эсминцем типа «Арли Берк». сравним просто — по ударным возможностям. я недостаточно хорошо разбираюсь в электронике, чтобы сравнивать радары и комплексы наведения, но просто количественные параметры понимаю. итак, наш «орлан-3»:
    зенитных ракет — 48+128+46=222 шт. ударных ракет (противокорабелок) 20 шт. итого — 242 ракеты. на все про все.
    амерский эсминец, в два с половиной раза меньший(!) по водоизмещению:
    предположим, те же 20 шт ударных ракет. тогда 80-20 ПУ по 4 шт зенитных = 60х4=240 шт. итого 260 ракет боекомплекта.
    таким образом, принятая для сравнения комплектация показывает превосходство эсминца над крейсером!!! какой максимум для «берка»? 80х4=320 шт. а для «орлана»? а все те же 242!
    допустим, надо пострелять по берегу. на эсминец полностью все ПУ загружают «томагавками». 80 шт по сухопутным целям. а крейсер? не более 20 своих «гранитов», причем исключительно по баллистической траектории, где крылатые ракеты отнюдь не вундервафля и достаточно просто сбиваются. и ничем другим загрузить пусковые крейсера невозможно! не предусмотрено конструкцией!
    общий вывод — ракетный крейсер проекта «орлан», как и проекта «антей», устарел морально. но если «антей» хотя бы в порядке цены за эксплуатацию еще пригоден, то сверхдорогой «орлан» при весьма скромных на сегодняшний день возможностях, является просто пожирателем средств. это и неудивительно — «орланы» создавались для действий в составе ударных АУГ советского типа, но из проектных авианосцев был построен только один, и тот «не очень», так что смысла в самостоятельном существовании «орланов» нет. особенно если вспомнить, что наведение ПКР «гранит» на их предельную дальность осуществляется удаленно, только на последнем этапе они работают самостоятельно, а с чего? МКРЦ «Легенда» уничтожен, а его сменщик «лиана» развернут только как прибрежное наблюдение. не слишком ли — содержать крейсер береговой обороны водоизмещением в 26000 тонн??? там, где более чем достаточно ракетных катеров? поскольку в открытом океане «орлан» будет обнаружен раньше, чем сам кого либо увидит, и атакован раньше, чем сможет ответить…
    это очень неприятно осознавать. у нас в наличии только прибрежный флот из малотоннажных судов. морского-океанского нет, исключая еще живые советские и несколько новых подлодок-атомоходов. но это надо осознавать!!! и искать пути решения, в частности, строить новые современные корабли, а не лихорадочно реанимировать все равно слабое ржавье! это стоит бешеных денег, а на выходе получится в лучшем варианте некий аналог того же «берка» по ударным возможностям! дорогой, и при этом слабый… зачем он такой нужен? никто не говорит о списании. пусть дослуживает свой срок. но нужны новые корабли, более подходящие по своим характеристикам, чем старый советский крейсер…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя