Госдепартамент США отказал России в размещении на своей территории станций ГЛОНАСС. Американские СМИ сообщили, что, несмотря на первоначальное положительное решение, в вопрос вмешались Пентагон и ЦРУ, которые заявили, что русские станции корректировки спутникового сигнала в Америке позволят России наводить на американцев крылатые ракеты с точностью до одного метра, а также окажутся устройствами для проведения шпионских операций и вообще угрожают «американскому доминированию в области спутниковой навигации».
Зачем нам эти станции
Спутниковые группировки систем позиционирования что у ГЛОНАСС, что у GPS организованы одинаково. Если говорить примитивно, то на орбите постоянно висит несколько спутников, каждый из которых посылает в эфир сигналы со своими координатами, а наземные приёмники ловят эти сигналы сразу от нескольких аппаратов и по задержке сигнала рассчитывают своё удаление от каждого из них, получая точку на земной поверхности. Чем больше видно спутников, тем точнее вычисления.
Эта система способна работать и безо всяких дополнительных наземных станций, но тогда её точность была бы крайне невысокой. Добиться идеальной работы невозможно потому, что часы приёмников и спутников не синхронизированы, на прохождение сигнала влияют ионосфера и атмосфера Земли, орбита спутников не идеальна и может отклоняться даже под влиянием возмущения магнитных полей нашей планеты.
Станции дифференциальной коррекции и мониторинга необходимы для того, чтобы повысить точность позиционирования. Их располагают в выверенных до миллиметра геодезических точках, где они могут слушать и анализировать сигналы спутниковой группировки.
Точность системы GPS обеспечивается тремя зонами, в которых густо установлены наземные станции контроля. Это WAAS в Северной Америке, EGNOS в Европе и MSAS в Японии. В России сети станций GPS нет, однако единичные установки корректировки работают.
В частности, с 1998 года Санкт-Петербург имеет базовую станцию отрытого пользования, поставленную по тендеру Министерства транспорта РФ. Она посылает в эфир сигналы с дифференциальной поправкой координат, которые принимаются устройствами наравне с сигналами спутников, и таким образом способна улучшать работу всех приёмников GPS в радиусе150 км. Однако подобные станции работают лишь как заменитель спутника на ограниченной территории и не способны регулировать спутниковую группировку.
ГЛОНАСС имеет три станции контроля в Антарктиде и шестнадцать — на территории России, благодаря чему в Арктике сигнал нашей системы имеет гораздо более высокую точность. Впрочем, превзойти американцев здесь несложно, поскольку группировка NAVSTAR/GPS отклонена к югу и регулярно даёт ошибку в приполярных областях до800 метров. Однако до недавних пор в остальных частях света мелкие ошибки наших спутников корректировать было нечем и некому.
В этом году открылась наземная станция на севере Бразилии, которая нуждается в максимально точном позиционировании в своих джунглях, вскоре к ней присоединятся такая же станция на юге страны и ещё одна на Кубе. Идут переговоры с Австралией, Индонезией и несколькими европейскими странами, которые могли бы настроить EGNOS на корректировку и наших спутников тоже.
Чего стоит ожидать в будущем
Это пока единичные объекты, однако они уже способны качественно улучшить сигнал российской системы. Надо сказать, что ГЛОНАСС не обязательно ставит на территории других государств зловещие чёрные ящики с неизвестной аппаратурой, окружённые колючей проволокой и сотрудниками «КГБ». Организация работы системы такова, что наземную станцию в другой стране может обслуживать исключительно местный подрядчик, разумеется, при должном контроле со стороны России. Это полностью исключает возможность сбора каких-либо посторонних данных через устройства ГЛОНАСС, чем уже запугали свою общественность некоторые американские сенаторы.
Если исключить из уравнения американских ястребов, то противников размещения станций ГЛОНАСС в мире нет. Системы ГЛОНАСС и GPS являются конкурирующими только в реальности холодной войны, а в современном мире все геодезические приёмники и больше трети бытовых приёмников сигнала уже работают с обеими системами сразу по одной простой причине — позиционироваться по восьми-десяти спутникам куда лучше, чем по трём-четырём. Для всего мира практически существует единая совокупная орбитальная группировка спутников, и если часть её заработает с улучшенной точностью, то выиграют от этого абсолютно все.
Поэтому Госдепартамент США, заинтересованный в смягчении отношений с Россией, должен вскоре неминуемо встать на сторону лобби геодезистов и электронщиков против лобби ЦРУ и Пентагона. Иначе станции России всё равно появятся либо в Канаде, либо в Гренландии, либо на Кубе — только на этот раз Америка не сумеет ничего себе за это выторговать.
Постройки русских станций потребует святой для Америки рынок, который уже ощутил пользу от двух сосуществующих систем. Таким образом, безраздельное доминирование Америки в области спутниковой навигации также оказывается городской легендой, а не реально существующим положением вещей. Примечательно, что Россия попросила у США возможности для размещения своих станций контроля в первую очередь на Аляске. Это значит, что если GPS традиционно обеспечивает качественный приём в США и Европе, то ГЛОНАСС намерен застолбить за собой Арктику. О том, зачем и каким образом Россия возвращается в Арктику, мы регулярно рассказываем.
/Андрей Каменецкий, odnako.org/