Главная Аналитические статьи и мнения

Второй Генштаб страна не потянет

0
683

Вопрос, целесообразно ли образование в Минобороны РФ национального центра управления обороной государства, пока остается открытым. В последнее время идет активное обсуждение темы, связанной с созданием в составе Министерства обороны Российской Федерации нового, так называемого Головного офиса Минобороны России и Национального центра управления обороной государства (НЦУОГ).

Как известно, любая система управления состоит из трех основных компонентов: органов, пунктов и средств управления. В связи с этим возникает вопрос: чем же по отношению ко всей военной организации России будет этот НЦУОГ, на сооружение которого уже тратятся достаточно большие государственные ресурсы?

Что касается названия НЦУОГ, то в нем явно прослеживается аналогия с Национальным центром управления в кризисных ситуациях МЧС России (НЦУКС), Национальным антитеррористическим комитетом ФСБ России (НАК), Национальным антинаркотическим комитетом, Национальным антикоррупционным центром и другими национальными органами и пунктами, активно создаваемыми сейчас в различных министерствах и ведомствах.

Если говорить о содержании НЦУОГ, то есть его организационной структуры, состава, решаемых задач и функций, то это орган управления Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами по вопросам обороны страны. Он будет размещаться на одном из создаваемых в составе Минобороны России пунктов управления со специально оборудованным современными техническими средствами так называемым ситуационным центром, представляющим собой, по некоторым смелым высказываниям, настоящий «электронный Совет безопасности» Российской Федерации.

Следует заметить, что непосредственно в Министерстве обороны давно уже существует и эффективно в штатном режиме повседневно действует такой же, как и вновь создаваемый НЦУОГ, в целом с теми же задачами, функциями и организационной структурой орган управления обороной государства под общим руководством Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами.

Это Генеральный штаб Вооруженных Сил с Центральным командным пунктом Генштаба ВС РФ и Ситуационным центром Минобороны России, который уже сегодня решает стратегические задачи в интересах всей военной организации государства, связанные не только с обороной страны, но также и с обеспечением в основном военной безопасности, а также частично и общественной и даже государственной безопасности Российской Федерации.

Поэтому возникает много вопросов.

1. Так что же такое этот создаваемый НЦУОГ – это повтор всего уже существующего только на новом технологическом и аппаратном уровне? Но тогда как при этом предусматривается и предусматривается ли вообще решение одной из сложнейших задач, связанных с реализацией резко возрастающих требований к источникам информации, которая должна будет поступать на этот инновационный НЦУОГ?

2. Предполагается ли разработка нового функционального программного обеспечения для автоматического управления средствами ракетно-космической обороны и стратегических ядерных сил в боевых циклах и автоматизированного управления (а не простого курирования) военными, специальными и обеспечивающими силами и средствами общего назначения всей военной организации государства, начиная с принятия управленческих решений и заканчивая контролем их исполнения?

3. Достаточны ли глубина и степень технической проработки данного проекта по критерию «стоимость-эффективность» в обозначенные столь короткие сроки создания НЦУОГ – 2014 год?

4. Организована ли и каким образом будет осуществляться оперативно-стратегическая и техническая подготовка специалистов для службы и работы в создаваемом органе управления всей военной организацией государства?

Вместе с тем ни у кого не вызывает сомнения и даже официально закреплено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, что военная организация государства сегодня уже претерпевает существенные качественные изменения и развивается в направлении создания так называемой триединой системы обеспечения национальной (военной, государственной и общественной) безопасности России и обороны страны под общим руководством и непосредственным управлением президента РФ – Верховного главнокомандующего силами военных и специальных операций (то есть не только Вооруженными Силами, но и другими войсками, воинскими формированиями, органами, военными и специальными силами государства, предназначенными для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и обороны страны).

Главной и первоочередной задачей в формировании этой триединой системы является создание соответствующего национального, надведомственного, постоянно действующего штатного органа не для имитации бурной аппаратной бюрократической деятельности, бесконечных селекторных совещаний с показом по всем телеканалам (хотя это иногда и надо) и безответственного курирования, а для персонально ответственного, профессионального, оперативного и административного государственного управления всеми процессами создания, производства, функционирования и оперативно-стратегического применения всех компонентов триединой системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и обороны страны.

С учетом изложенного создаваемый центр должен быть организационно, технически и алгоритмически (по отдельным видам вооружений и средств) увязан в единую систему с различными штатными и нештатными так называемыми национальными центрами, комитетами, советами и рабочими группами, которые сегодня создаются в министерствах и ведомствах под решение каждым из них своей ведомственной задачи в интересах всего государства.

В этих целях представляется целесообразным сконцентрировать соответствующие ресурсы страны и направить их сегодня, прежде всего, на создание в администрации президента РФ постоянно действующего Верховного главного командования сил военных и специальных операций государства с его штатным надведомственным органом управления – Объединенным штабом или, другими словами, Национальным центром управления совместной деятельностью всех компонентов триединой системы обеспечения государственной, общественной, военной безопасности Российской Федерации и обороны страны под общим руководством и непосредственным управлением президента Российской Федерации – Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами государственных специальных служб (см. схемы 1 и 2).

Схема 1

Как вариант в качестве одного из наиболее подходящих мест и объектов для этого действительно можно использовать территорию и сооружения Минобороны России на Фрунзенской набережной с соответствующими дополнениями и изменениями к возводимым там сегодня Головному офису Минобороны России и очередному так называемому Национальному центру управления обороной государства.

Схема 2

В этом варианте потребуется активное участие всех министерств и ведомств, привлекаемых к совместным действиям по защите национальных интересов Российской Федерации от угроз и вызовов в сфере обеспечения государственной, общественной, военной безопасности государства и обороны страны. Необходимо будет обязательно провести дополнительное проектирование, доработки и сопряжение ведомственных центров управления с создаваемым органом управления Верховного главного командования (ВГК) и друг с другом с целью формирования из них в полном смысле единой системы управления.

При этом, конечно, понадобится также и изменение самого названия основного объекта, возводимого на Фрунзенской набережной, с целью приведения этого наименования в полное соответствие с содержанием. Например, для удобства использования в средствах массовой информации этот объект можно называть кратко – Национальный центр ВГК для управления триединой системой обеспечения национальной безопасности государства и обороны страны. В его состав естественным образом в виде отдельного компонента целиком войдет весь НЦУОГ.

Такой Национальный центр ВГК целесообразно начинать формировать с опережением строительства самого объекта уже сейчас из наиболее подготовленных, опытных управленцев, проходящих службу в высших звеньях государственного и военного управления и хорошо представляющих всю систему государственного и военного строительства и обеспечения национальной безопасности.

На первом этапе их основная задача должна заключаться в тщательном научном изучении и выдаче технического задания на разработку данного весьма сложного, ресурсоемкого и ответственного проекта, а затем – в организации эскизного проектирования и создания как самого центра, так и в целом всей системы управления военной организацией государства.

Кстати, подготовку и повышение квалификации специалистов для службы в этом органе управления ВГК и в других создаваемых надведомственных штатных национальных органах, центрах и пунктах управления оперативно-стратегического уровня триединой системы обеспечения национальной безопасности государства и обороны страны вполне можно уже сейчас организовать в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил (ВА ГШ), переименовав ее соответственно в Военную академию Верховного главного командования Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами государственных специальных служб (ВА ВГК).

Возможны еще два других названия этой академии, имеющих тот же самый смысл, например Военная академия ВГК военных и специальных сил и органов обеспечения государственной, общественной и военной безопасности Российской Федерации и обороны страны или кратко – Военная академия ВГК сил военных и специальных операций.

Такой подход к созданию Национального центра ВГК в целом позволит построить эффективную единую систему управления всей военной организацией государства, включая в нее не только силовые, но и научно-производственные компоненты, хотя и увеличит сроки ввода его в эксплуатацию по сравнению со сроками, установленными для НЦУОГ. Однако с учетом уже проделанной работы по созданию НЦУОГ это увеличение сроков может оказаться незначительным.

Таким образом, на основе Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации при долевом участии всех силовых структур государства и оборонно-промышленного комплекса страны можно в сравнительно короткие сроки при незначительном расходовании дополнительных бюджетных средств и государственных ресурсов создать полноценное, работающее в постоянном штатном режиме как в мирное, так и в военное время Верховное главное командование для оперативного управления Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами, то есть так называемыми силами военных и специальных операций, а также всеми государственными научно-производственными компонентами триединой системы обеспечения государственной, общественной, военной безопасности Российской Федерации и обороны страны (см. схему 1).

/Федор Сергеев, vpk-news.ru/

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ