Самая таинственная подлодка российского ВМФ в очередной раз всплыла на поверхность летом 2010 года. Как сообщили представители военно-морской базы Северодвинска, на ПЛ «Саров» была проведена очередная модернизация, несмотря на то, что сама лодка передана в эксплуатацию в августе 2008 года.
Опытная дизель-электрическая подлодка («Б»») является разработкой эскизного проекта субмарины-стенда «Сарган», начатого в 1988 году ЦКБ МТ «Рубин», под руководством главного конструктора А.В.Балова (завершены работы по проекту в марте 1988 года). В марте 1989 года был утвержден технический проект и дан старт в разработке рабочих чертежей. Существует предположение, что основой несущей конструкции корпуса судна послужил проект ПЛ 877Б.
На судоремонтном заводе ОПК РФ «Звездочка» подтвердили тот факт, что дизель-электрическая большая подлодка Б-90 «Саров» в 2010 году действительно находилась на их акватории. Но от комментариев по вопросу проведенных работ деликатно уклонились. Впрочем, это объяснимо. Данный корабль, как было сообщено в день подъема на его флагштоке военно-морского флага, разрабатывался для отработки, а также проведения последующих испытаний «новых и усовершенствованных образцов глубоководной техники, вооружения и обеспечивающих их палубных систем».
Для более точного понимания, «Саров» — это универсальный испытательный стенд, который рассчитан «на предельно длительную эксплуатацию и практическую возможность неоднократных модернизаций». Впрочем, внешне это настоящая подводная лодка, обладающая типичной по форме строения ходовой рубкой, обводами внешнего корпуса чем-то отдаленно напоминающая ракетоносцы, построенные по проекту 667А.
Но есть у подлодки и очевидные отличия — например, от центральной части до носового отсека имеются продолговатые выступы корпуса, что, конечно, не делает лучшей гидродинамику корабля и как следствие отражается на его крейсерской скорости. Но, очевидно, не эти показатели поставлены в качестве главных для ПЛ «Саров».
Одна из основных задач, которая решалась при спуске на воду данной субмарины, это установка дизельной подлодке компактного ядерного реактора как резервной двигательной. Главная цель — дать флоту недорогой и вместе с тем надежный боевой корабль, обладающий возможностью длительного автономного плавания в подводном режиме, как у дорогостоящих АПЛ.
Подводный корабль должен был быть готов к сдаче в 1993 году. Но отсутствие надлежащего финансирования негативно отразилось на ходе работ, которые довольно часто прерывались, а в 1996-м году были и вовсе полностью заморожены в 40% готовности. Только спустя пять лет, после совместно принятого Минэкономразвития и Минобороны решения, строительство опытной подводной лодки было возобновлено — уже по частично скорректированному в ЦКБ МТ «Рубин» техническому проекту.
В августе 2003 года, используя Мариинскую водную систему, недостроенную подлодку перебазировали в Северодвинск. Спустя три года, 19 марта 2006 года, в день 100-летнего юбилея подводного флота Российской Федерации, в стапельном цеху «Севмаша» на данном заказе установили новую закладную доску. В марте 2007 года по ходатайству ядерного центра в Сарове экспериментальному кораблю было присвоено открытое наименование «Саров». В том же году приехавший в гости к заводчанам капитан I ранга, командир экипажа Сергей Крошкин впервые появился на страницах местной прессы, что вызвало небывалый всплеск шпионских страстей, а в дальнейшем потребовало малоприятных объяснений непосредственно от самого командира, а также его вышестоящих начальников.
Выход подлодки «Саров» в море 06.06.2011
14 декабря 2007 года подлодка была выведена с территории сборочного цеха «Севмаша» и 24 декабря 2007 года спущена на воду (в военном порту Северодвинска) без публичной огласки. Впрочем, информация в прессу, несмотря на все меры предосторожности, все равно просочилась.
В июле 2008 года лодка прошла необходимые заводские ходовые, а позже и государственные испытания и передана на баланс ВМФ 7 августа 2008 года. С 2009 года субмарина базируется на Северном флоте, город Северодвинск.
В период с 2008 года подлодка «Саров» выполнила много специальных задач, необходимо отметить, что под каждое очередное испытание судно подвергалось технической доработке и модернизации в заводских условиях. Очередная модернизация в 2010 году, по неофициальной информации, была связана с отработкой энергетической установки совершенно нового образца. Впрочем, ни на заводе, ни в КБ эту информацию не комментируют и не подтверждают.
Основные ТТХ подлодки «Саров»:
экипаж — 52 человека (офицеры и мичманы);
осадка — 7 м;
длина – 72,6 м.;
ширина – 9,9 м;
водоизмещение подводное — 3950 т;
водоизмещение надводное — 2300 т;
скорость подводного плавания — 17 узлов;
скорость надводного плавания — 10 узлов;
глубина погружения максимальная — 300 м;
время пребывания в подводном режиме — до 20 суток;
автономность штатная, не менее — 45 суток.
/Вадим Собин, topwar.ru/
Длина 72 метра — ну явно занижена раза в два, если судить по людям на рубке и палубе, в остальном не берусь судить .