На пороге гиперзвукового прорыва

В мае 2012 года газета «ВПК» опубликовала статью «Вспомним о гиперзвуковой «Лопате», в которой рассказывалось о решении возобновить на ОАО «ГосМКБ «Радуга» имени А.Я. Березняка» работу по созданию гиперзвуковой крылатой ракеты. Это ведущее предприятие ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (ОАО «КТРВ»), но по силам ли данной интегрированной структуре столь масштабный проект? Об этом и других нюансах изысканий в данной области генеральный директор корпорации Борис Обносов упомянул, подводя итоги Международного авиационно-космического салона.

Решение проблемы гиперзвука генеральный директор ОАО «КТРВ» Борис Обносов сравнил с реализацией таких крупных проектов, как запуск первого спутника и полет первого космонавта. Причем с научной и технической стороны задача может оказаться даже более сложной.

До начала 90-х годов прошлого века наши исследования и разработки в этой области ни в чем не уступали всему лучшему, что происходило в этой области за рубежом, прежде всего в Соединенных Штатах Америки. Затем наступил определенный спад. Какие-то работы продолжались, но по «Лопате» были полностью прекращены. Лишь пару лет назад удалось вновь привлечь к этой теме внимание руководства страны.

«Не пытаюсь забегать вперед, – говорит Борис Обносов, – но мы просмотрели все наши разработки и пришли к выводу, что здесь необходима консолидация всех усилий. И не только потому, что это одна из приоритетных задач для России. Говоря о гиперзвуке, надо иметь в виду, прежде всего, долговременный полет в атмосфере со скоростями, превышающими 4–5 М. У нас есть изделия, которые сегодня летают с существенно большей скоростью, но это либо баллистический спуск, либо его разновидности. А речь идет об управляемом полете в атмосфере со скоростями 6–7 М, в перспективе – 10–12 М».

Консолидация усилий

С точки зрения Бориса Обносова, это более чем амбициозный проект, реализация которого могла бы объединить всю страну. Потребуется напряженная работа огромного количества предприятий – не только тех, что входят в корпорацию «Тактическое ракетное вооружение». И это притом что основные разработчики как раз находятся в ней – НПО «Машиностроение», ГосМКБ «Радуга» и другие.

На пороге гиперзвукового прорыва

На решение задачи нацелена и главная площадка ОАО. Усилий даже таких серьезных игроков может оказаться недостаточно. Для подлинного прорыва на данном направлении нужна долгосрочная поэтапная государственная программа, когда каждый этап заканчивался бы не бумажным отчетом, а конкретным прототипом изделия в металле.

Для создания в советские времена крылатой гиперзвуковой ракеты с условным названием «Лопата» потребовались уникальные технологии, сопоставимые с настоящими научными открытиями: гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА) достиг скорости около5 М(1 М= 1230 км/час). По какой-то причине работы были прекращены по решению сверху. Довольно жесткую оценку дал этому заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Рогозин во время посещения им ОАО «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени А.Я. Березняка» в мае 2012 года.

«Решение политического руководства страны конца 80-х годов искусственно остановить наиболее передовые разработки по гиперзвуку, – заявил Рогозин, – иначе как предательством национальных интересов я назвать не могу».

Американцы оказались более прозорливыми и продолжили исследования. И сегодня особую опасность с точки зрения обеспечения обороноспособности нашей страны представляют работы, продолжающиеся в США в рамках программ Х-51, Falcon, HIFire, Boeung HyFly, ряд других. Они открывают американцам перспективу перехода от демонстрационных прототипов к созданию в 2015–2018 годах боевой многофункциональной гиперзвуковой ракеты большой дальности.

По мнению ряда экспертов, в ближайшие пять – семь лет гиперзвуковые управляемые ракеты обретут способность наносить молниеносные точные удары по пунктам управления вооруженными силами, базам атомных подводных лодок и шахтным установкам межконтинентальных баллистических ракет, местам дислокации дальних бомбардировщиков на территории противника, который, даже обладая СЯС, просто не успеет ответить. С помощью таких гиперзвуковых крылатых ракет США выстраивают новую стратегию влияния на мировую политику.

ОАО «КТРВ» есть что противопоставить этому. Ракетные системы той же «Радуги» представляют новое поколение высокоточного оружия большой дальности. Это комплекс «Овод-МЭ» с ракетой Х-59М2Э, ракета Х-59МК повышенной дальности класса «воздух-поверхность», авиационная управляемая ракета Х-59МК2, противорадиолокационная ракета Х-58УШКЭ, комплекс ракетного оружия «Москит-МВЕ» с противокорабельной ракетой 3М-80МВЕ. Аналогов этому оружию в мире нет.

Ракета Х-59МЭ снабжена системой навигации и автоматического управления. Телевизионно-командная система наведения обеспечивает ей точность попадания до двух-трех метров на дальности до115 километров. КР может лететь с огибанием рельефа местности на высоте до семи метров (над морем). Есть такие ракеты с повышенной дальностью – до285 км.

До сих пор никем не превзойден противокорабельный ракетный комплекс 3М-80Е «Москит». Он предназначен для поражения надводных кораблей и транспортов из состава корабельных ударных группировок, десантных соединений, конвоев, одиночных кораблей со скоростью хода до 100 узлов на расстоянии до240 км. Такую сверхзвуковую ракету, меняющую траекторию полета, засечь средствами ПВО практически невозможно. Американцы не смогли создать нечто подобное. «Москит» имеет скорость выше2,5 Ми практически прошивает корабль даже без боевой части.

Читайте также  Гиперзвуковые самолёты: техническая революция?

Однако и такое совершенное оружие – это разработки вчерашнего дня. Что впереди?

Первым делом – беспилотники

Известно, что восстанавливать всегда сложнее, чем строить заново. Тем не менее Борис Обносов дал понять, что работы по «Лопате» ведутся, хотя и не расшифровал, какие именно. Судя по всему, полного повторения прототипа уже не будет. Ведь старых технологий, как и специалистов, уже нет, но все исследования и наработки, как пояснил Обносов, будут учтены.

На пороге гиперзвукового прорыва

При этом гендиректор ОАО «КТРВ» достаточно скептически отозвался о достижениях американцев в этой области. По его мнению, Америка не так уж далеко ушла от нас в этом направлении и порой просто выдает желаемое за действительное. Нет, к примеру, никакой информации о том, какие скорости или максимальные температуры достигнуты в камерах сгорания. И дело тут не в секретности, поскольку весь ВПК США работает прежде всего на продажу, а значит, на рекламу.

По мнению Обносова, последние результаты испытаний внушают определенную надежду. Нужны, конечно, люди, техника, стабильное финансирование. «Тот, кто считает, что пришел, увидел и за один год победил, глубоко ошибается, – говорит Борис Викторович. – Эта работа, может быть, на десятилетия».

Немалые проблемы в любой ракете связаны с отладкой систем управления. Многое здесь зависит от чувствительности датчиков угловых скоростей, других приборов, характеристик самого летательного аппарата. На ракете, скажем, большой дальности вопрос точности крайне критичен. При малой же требования к датчикам другие. А на скоростных ракетах приходится решать еще и проблему выбора двигателей – между прямоточными твердотопливными и работающими на обычном керосине.

«Работы непочатый край, – подчеркивает Обносов. – Все зависит от скорости, которая задана. Если говорить о 4–5 М, то прямоточный двигатель с дозвуковым горением (Ramget) на сегодня вполне отработан. В корпорации его освоили, мы совместно с НПО «Машиностроение», лыткаринским предприятием «Союз» являемся здесь пионерами».

Если же выходить на более высокие скорости, то необходимо добиться нормальной работы двигателя сверхзвукового горения (Scramjet). При этом, по мнению Обносова, появляется серьезнейшая проблема: «Scramjet работает на низких скоростях, а Ramget, наоборот, не работает на высоких. Поэтому проблема – в уменьшении габаритов двигателя. Не говоря уже о температурных режимах, которые необходимо обеспечить в камере сгорания. Обычные материалы их просто не выдерживают».

Такие же вопросы возникают на высоких скоростях с обтекателем головной части ракеты. Даже если добиться его идеальной формы, то обязательно возникнет вопрос обеспечения радиопрозрачности при столь высоких температурах. Это почти неразрешимая проблема. Ведь при скоростях за 7–8 М вокруг ракеты появляется слой плазмы, который сильно мешает работе системы наведения. Значит, надо вести речь о новых материалах, двигателях, видах топлива, адаптированных к таким условиям, системах управления, новом моделировании.

Сегодня активно ведутся разговоры и о пассажирских летательных аппаратах, которые будут кратковременно выходить в стратосферу с гиперзвуковой скоростью, преодолевая огромные расстояния за минимальное время. Полет из Москвы на Дальний Восток или в Нью-Йорк может занять всего полтора-два часа. Но, по мнению Бориса Обносова, прежде чем создавать такой пилотируемый аппарат, надо отработать критичные технологии на беспилотниках. И это вопрос ближайшего будущего. «Тот, кто первым овладеет гиперзвуковыми технологиями, получит пальму первенства во многих областях, – уверен Борис Викторович. – Мультипликационный эффект будет огромен, и он пока тоже недооценен».

Объединить усилия

Не так давно скептики сомневались в способности к развитию ОАО «КТРВ». Сегодня уже нет никаких сомнений в серьезности четкой программы конкретных действий этой интегрированной структуры, намеченной на годы вперед. Указом президента корпорация расширилась за счет такого крупного холдинга, как НПО «Машиностроение», все необходимые регламентные работы по объединению уже проведены.

Это совсем не означает, что бренд НПО «Машиностроение» будет предан забвению, наоборот – делается все возможное, чтобы он стал более популярным. Несколько этапов расширения корпорации, вливания в нее новых структур только усилило их мощь как единого целого. Сегодня ОАО «КТРВ» объединяет 25 предприятий общей численностью около 40 тысяч. В соответствии с постановлением правительства в рамках корпорации идет объединение ОАО «МКБ «Искра» имени И. И. Картукова» и ОАО «Горизонт». «Искра» переведена с Ленинградского проспекта Москвы в город Химки на территорию «Горизонта». Отныне это будет единое предприятие, что позволит снизить бюрократические расходы, в том числе на содержание аппарата, и себестоимость продукции.

Существенно выросли объемы выручки корпорации «Тактическое ракетное вооружение», составив за 2012 год около 60 млрд. рублей. Хотя минувший год можно считать нетипичным, поскольку осваивалось и продолжает осваиваться большое количество новых серийных изделий, пик производства которых придется на 2014–2016 годы. Тогда можно будет ожидать двух-трехкратного увеличения объемов выпуска продукции.

Читайте также  Итальянские «солдаты будущего» для России?

Развивает корпорация и, образно говоря, дозвуковые технологии. На МАКС-2013, например, были представлены образцы продукции, которые прошли или проходят госиспытания. Они вызывали огромный интерес как у внутреннего, так и у внешнего заказчика. Например, противокорабельные, противорадиолокационные ракеты, а также ракеты класса «воздух-воздух». Представлена и новая зенитная ракета под индексом 338 – это разработка «Вымпела» в содружестве с главным заказчиком – «Алмаз-Антеем». Изделие перспективно, что подтверждено в ходе летных испытаний.

Продемонстрирована и крылатая ракета К-31АД (К-31ПД). Она только что завершила госиспытания, пошла в серию и будет поставляться на вооружение, прежде всего в Российскую армию. Сделан и экспортный вариант, все разрешительные документы уже оформлены и ведутся контрактные переговоры.

Ряд изделий корпорации готов для оснащения ПАК ФА Т-50 (перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации) и ждет испытаний с борта. Например, ракета Х-58 внутрифюзеляжного размещения. Есть все основания считать, что уже в конце 2013 года пройдут стрельбы на Т-50.

Начала работу корпорация и над созданием систем вооружения для ПАК ДА (перспективного авиационного комплекса дальней авиации). Этот вопрос обсуждался с фирмами Туполева и Ильюшина, у которых, по свидетельству Обносова, уже есть часть изделий, соответствующих заложенным требованиям, а также ряд других перспективных наработок класса «воздух-поверхность», «воздух-воздух». «Когда окончательные требования к ПАК ДА будут сверстаны, – говорит Обносов, – за ракетами дело не станет».

Хорошие перспективы относительно возможного сотрудничества с другими государствами, определенный интерес проявляется к адаптации изделий ОАО «КТРВ» к самолету Rafal. Эта работа (с корпорацией Dasso) находится на начальном этапе.

В направлении гиперзвука имеются совместные проекты с Францией. Аналогичная работа (по двигателям) ведется с Китаем. Схожая программа намечается с Индией. Борис Обносов высказывается за расширение такого сотрудничества, потому что в одиночку разработать столь дорогостоящие системы крайне сложно.

Стоит отметить, что если в начале ХХI века доля экспорта корпорации достигала 90 процентов, то сейчас наблюдается обратная тенденция. «После выхода на трехлетние контракты и достижения пика нашего производства эта пропорция наверняка окажется обратной: львиную долю будет составлять продукция по гособоронзаказу, – прогнозирует Обносов. – При этом общая доля выручки не уменьшится, а возрастет».

Что касается двигателей, то корпорация имеет надежного партнера в лице АО «Мотор Сич». «Мы не собираемся отказываться от изделий, на которых стоят его движки, – подчеркивает Обносов. – Считаю, это надежный партнер с высочайшим качеством продукции. И если будут решены вопросы ценообразования, то заказы на его продукцию продолжатся. Мы остаемся в тесном контакте с нашими устоявшимися партнерами, где бы они ни находились, будь то Украина, Азербайджан или любая другая страна, и отказываться от сотрудничества с ними не собираемся».

Человеческий фактор

Не секрет, что серьезной проблемой нашей «оборонки» все еще остается отсутствие среднего звена – итог образовавшегося в 90-е годы разрыва между поколениями. Предприятиям не хватает конструкторов, технологов, рабочих основных специальностей, будь то фрезеровщик, оператор, программист, наладчик. Это огромнейший дефицит. Обнадеживает, что на территории НПО «Машиностроение» находится целый факультет, где обучаются молодые кадры. Есть у корпорации также профильные кафедры в МАИ, МГТУ, подписано соглашение с другими ведущими вузами страны.

Но заниматься решением кадрового вопроса необходимо в масштабе всей страны. Нужна единая государственная комплексная программа обучения, адаптации и последующего закрепления молодых кадров. По мнению Бориса Обносова, сегодня на заводах «оборонки» надо возрождать в хорошем смысле слова семейственность.

В советское время, когда человек приходил на «почтовый ящик», у него была четкая перспектива. Ему сразу предоставляли общежитие, а через 6–8–10 лет – квартиру, особенно семейным. В корпорации сейчас решение жилищных проблем – приоритет номер один наряду с созданием новой техники.

«Сегодня на головной площадке в городе Королеве мы заложили четыре 17-этажных дома, что позволит немного снизить потребность в жилье, – рассказывает Обносов. – Регулярно обсуждаем проблемные вопросы с губернатором Подмосковья, мэром города Королева. Такая же политика проводится в Реутове на НПО «Машиностроение». А в Таганроге построили несколько социально ориентированных домов, где себестоимость квадратного метра – 28 тысяч рублей».

Есть серьезные наработки по привлечению кадров и в Санкт-Петербурге, где в одном из учебных заведений открыто отделение по гиперзвуку, готовят соответствующих специалистов.

Все это говорит о том, насколько основательно в корпорации «Тактическое ракетное вооружение» относятся к выполнению важнейшей государственной программы – созданию первых в мире гиперзвуковых крылатых ракет, которые по совокупному поражающему потенциалу могут стать самым грозным оружием после ядерного. И у России, судя по всему, есть неплохие шансы оказаться в числе лидеров покорения гиперзвуковых скоростей.

/Олег Фаличев, vpk-news.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста введи ваш комментарий
Пожалуйста введите свое имя