В начале октября 2013 года Общественная палата Российской Федерации под руководством Александра КАНЬШИНА провела расширенное заседание по вопросу «Об общественном контроле за ходом реализации государственных программ по обеспечению жильем военнослужащих». С основным докладом выступил Сергей ПИРОГОВ, возглавивший в сентябре этого года Департамент жилищного обеспечения Минобороны России.
В настоящее время Министерство обороны рассматривает в качестве основных следующие формы обеспечения военнослужащих жильем: государственные жилищные сертификаты (ГЖС), накопительно-ипотечную систему (НИС) и единовременную денежную выплату (ЕДВ) на приобретение и строительство жилого помещения.
Государственные жилищные сертификаты (ГЖС)
Несмотря на то, что такая форма предоставления военнослужащим жилья, как ГЖС, сохраняет определенные минусы, сегодня ее выбрали более 2300 человек. Кроме того, обеспечению сертификатами подлежат 2074 жителя закрытых военных городков и 302 гражданина во исполнение судебных решений.
Поскольку финансирование федеральной целевой программы «Жилище» не позволяет в текущем году исполнить обязательства по обеспечению сертификатами военнослужащих и жителей военных городков, министр обороны Сергей Шойгу направил обращение в Минрегион с вопросом о выделении министерству необходимых бюджетных денежных средств. К сожалению, в 2013 году Минобороны при наличии более четырех тысяч человек, нуждающихся в жилье, получило только один сертификат.
С разрешения руководства я встречался с Игорем Николаевичем Слюняевым, министром регионального развития, а также его заместителем Владимиром Анатольевичем Дедюхиным и заместителем руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Еленой Одулиовной Сиэррой. Понимание было найдено и в ближайшее время вопрос, возможно, будет решен.
Серьезная проблема – выполнение обязательств по обеспечению ГЖС жителей закрытых военных городков. Финансирование этой федеральной целевой программы недостаточное, и Минобороны и Минрегион должны совместными усилиями искать выход из создавшегося положения.
Не менее серьезная проблема – открытые военные городки. В настоящее время в соответствии с руководящими документами основанием, дающим гражданам право на получение ГЖС, является наличие у территории проживания статуса закрытого военного городка. Предоставление государственных жилищных сертификатов по указанному основанию обусловлено необходимостью отселения граждан из закрытых военных городков.
Граждане, которые были уволены с военной службы в период до 1 января 2005 года, подлежали обеспечению жильем для постоянного проживания за пределами закрытых военных городков органами местного самоуправления в соответствии с нормами законодательства, регулирующего в указанный период вопрос жилищного обеспечения военных пенсионеров.
В настоящее время у нас складывается довольно напряженная ситуация по ряду открытых городков, таких как Рощинский, Самарская область, Серпухов-15, Московская область, Ашулук, Астраханская область, Тоцкое-2, Оренбургская область и других.
По мнению Министерства обороны, вопрос жилищного обеспечения указанных категорий граждан имеет чрезвычайно высокую социальную значимость и требует скорейшего разрешения, в том числе путем создания новых правовых основ, предоставляющих военным пенсионерам, уволенным со службы до 1 января 2005 года, возможность получить от органов местного самоуправления жилье за счет средств федерального и муниципальных бюджетов.
Министр обороны вышел с предложением по законодательному урегулированию жилищного вопроса военных пенсионеров, проживающих в бывших закрытых военных городках. С 2001 года у нас открыто больше тысячи военных городков.
Заместителем председателя правительства Дмитрием Рогозиным 7 августа 2013 года дано поручение проработать возможные варианты решения жилищного вопроса военных пенсионеров, проживающих в закрытых городках. Ответственным исполнителем данного поручения определен Минрегион России.
В целях всесторонней проработки данного вопроса Минобороны полагает необходимым создание рабочей группы с участием представителей органов федеральной, исполнительной, законодательной власти, а также наших общественников.
Накопительно-ипотечная система (НИС)
Накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения набирает в последнее время ускоренные темпы. Ежемесячно мы прирастаем более чем на две тысячи военнослужащих – участников этой системы. Если в 2010 году количество приобретенных квартир военнослужащими посредством НИС составляло меньше четырех тысяч, то в 2011-м – уже больше шести тысяч, а в 2012-м – восемь с половиной тысяч. На первое полугодие 2013-го у нас имелось пять тысяч и к концу года мы планируем получить не менее десяти тысяч квартир, приобретенных военнослужащими путем использования накопительно-ипотечной системы.
В Московской области военнослужащие приобрели 2260 квартир, в Краснодарском крае – около тысячи, в Ростовской области – 555 квартир. Безусловным плюсом ежегодного накопительного взноса, то есть суммы, перечисляемой на индивидуальный накопительный счет участника НИС, является его рост. Для примера: в 2005 году он составлял 37 тысяч рублей, в 2013-м – 222 тысячи.
Участие в накопительно-ипотечной системе может быть обязательным и добровольным. Например, офицер, окончивший военное образовательное учреждение и заключивший первый контракт после 1 января 2005 года, включается в эту систему в обязательном порядке.
Право военнослужащего – участника накопительной системы на жилищное обеспечение может быть реализовано уже через три года после участия в ней путем приобретения жилья в собственность с использованием средств целевого займа. Максимальный размер – около 2,4 миллиона рублей. Это ориентировочные цифры, поскольку здесь все зависит от возраста и выслуги военнослужащего.
Участие в системе не зависит от обеспеченности жильем самого военнослужащего и членов его семьи, не требует признания нуждающимся в жилых помещениях. Приобретение жилья в собственность разрешено в любом населенном пункте по выбору военнослужащего (через три года участия в НИС).
Система дает возможность приобретения жилья, как на первичном, так и на вторичном рынке, а также участия в долевом строительстве или приобретения дома с земельным участком. Предусмотрена значительная ежегодная индексация. Сохраняются права на служебное жилье за время прохождения службы и возможность решить свои жилищные проблемы путем не только получения займа на приобретение жилья в собственность, но и использования своих личных семейных накоплений.
К недостаткам накопительной системы относятся:
— невозможность выхода из нее (выйти можно только путем увольнения из Вооруженных Сил или при определенном скорбном событии);
— отсутствие права на дополнительную площадь и повышающих региональных коэффициентов.
Кроме того, для жителей Москвы и Московской области сумма на жилищное обеспечение недостаточна для приобретения жилья площадью, равной норме предоставления, то есть 18 квадратных метров на члена семьи.
Министерство обороны считает, что к 2024 году накопительно-ипотечная система станет единственным способом жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах.
Служебное жилье
По состоянию на 1 октября 2013 года специализированный жилищный фонд Министерства обороны составляет чуть меньше 270 тысяч жилых помещений, из них в Москве находится 9840. Это ведомственные и муниципальные квартиры, а также жилые помещения в общежитиях.
Сегодня в список военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жилым помещением, включены 70 660 человек. За 10 месяцев 2013 года Департамент жилищного обеспечения поставил на учет 20 425 военнослужащих, нуждающихся в служебном жилье. Согласно плану деятельности Департамента жилищного обеспечения, утвержденному заместителем министра обороны Российской Федерации Русланом Цаликовым, показатель обеспечения служебным жильем для департамента в этом году составил 19.835 военнослужащих, это 30% от общего числа принятых на учет на 1 января 2013 года.
С начала текущего года мы обеспечили специализированными жилыми помещениями 13.504 военнослужащих, то есть 68% от утвержденного заместителем министра плана. То есть до конца года нам нужно обеспечить 6300 человек. Думаю, с этой задачей подразделение департамента справится.
Нельзя сказать, что у нас нет проблем с обеспечением служебным жильем. В частности, мы активно решаем вопрос высвобождения военнослужащими служебного жилья при получении договора постоянного жилья. Непросто объяснить людям, что служебное жилье нужно отдавать, потому что приходят на службу другие офицеры.
Действующее ранее законодательство предусматривало предоставление служебного жилья гражданскому персоналу Вооруженных Сил. К настоящему моменту около 30% имеющегося фонда заселено бывшими и действующими работниками Вооруженных Сил Российской Федерации, не подлежащими выселению без предоставления другого жилья. То есть у нас есть площадь, которая занята людьми, ранее не имевшими отношения к Министерству обороны. Выселить мы их не имеем права, потому что им некуда идти.
Обеспечение военнослужащих постоянным жильем – самый животрепещущий вопрос.
В 2010 году мы имели очередь 93.700 человек, в 2011-м – 79 тысяч, в 2012-м – 88 тысяч. В настоящее время она составляет 40.400 человек, в том числе 2300 человек по ГЖС.
По состоянию на 1 января 2012 года в постоянном жилье нуждались 8240 военнослужащих. В течение 2012-го включены в реестр 24.700 военнослужащих. Всего в 2012 году за счет квартир, полученных до 2010-го и в период 2010–2012-го, обеспечены постоянным жильем 49 тысяч военнослужащих. Очередь сократилась до 33,4 тысячи человек, но увеличилась в течение 2012 года на 24.700 военнослужащих.
Таким образом, очередь в настоящее время не уменьшается. Получения квартир в Москве у нас ждут 9407 военнослужащих. Всего с учетом квартир, недополученных в 2012-м, и начатым ранее строительством до конца 2013 года мы планируем обеспечить 21 400 человек. В основном в городах Московской области – Балашихе, Подольске, Мытищах, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Новороссийске и некоторых других населенных пунктах.
Департамент жилищного обеспечения стоит в конце цепочки обеспечения жильем наших военных. Чтобы военнослужащий дал согласие именно на это жилье, мы должны построить дом, ввести его в эксплуатацию, оформить соответствующие документы и заключить договор с управляющей компанией, которая будет взимать коммунальные платежи и обеспечивать управление домом.
Всеми этими функциями занимается не Департамент жилищного обеспечения. Мы учитываем и распределяем жилье, которое у нас есть, и ничего по карманам не прячем.
Единовременная денежная выплата (ЕДВ)
По мнению руководства Минобороны, выходом из сложившейся непростой ситуации с обеспечением жильем военнослужащих может стать переход на предоставление единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение и строительство жилого помещения.
Сергей Шойгу в декабре обратился с этим вопросом к президенту Российской Федерации. Владимир Путин одобрил подход к решению жилищного вопроса военнослужащих путем предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в качестве основной формы жилищного обеспечения.
С 1 января 2014 года Минобороны планирует предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения в качестве приоритетной формы обеспечения жильем. Предложение Минобороны о предоставлении ЕДВ в качестве приоритетной формы было поддержано Общественной палатой Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности.
Преимущества этого нововведения:
— возможность обеспечить военнослужащих в сжатые сроки в любом избираемом ими месте жительства вне зависимости от наличия у Минобороны готового жилищного фонда для постоянного проживания в том или ином регионе;
— предоставление военнослужащему возможности самостоятельно определить характеристики будущего жилья – этаж, проектировку, площадь;
— вид приобретаемого жилого помещения: квартира, дом, коттедж;
— возможность воспользоваться ЕДВ на приобретение строящегося жилья, то есть вступить в приобретение будущего жилья на нулевом цикле;
— во многих регионах России предлагаемые размеры ЕДВ позволят военнослужащим приобрести жилые помещения общей площадью, превышающей установленные нормы предоставления жилого помещения, без дополнительных вложений собственных или заемных средств;
— равномерное заселение регионов Российской Федерации;
возможность воспользоваться ЕДВ с привлечением средств материнского капитала, кредитных и собственных;
— оперативность предоставления ЕДВ. Единовременная денежная выплата будет считаться предоставленной с даты ее перечисления Минобороны на счет территориального органа федерального казначейства через уполномоченные банки на специализированные счета военнослужащих.
Исходя из позиций заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по результатам совещаний, состоявшихся 9 сентября у зампредседателя правительства Дмитрия Рогозина и 10 сентября у председателя правительства Дмитрия Медведева, было предложено право определения конкретной формы жилищного обеспечения предоставлять непосредственно ведомствам, в которых предусмотрена военная служба.
Предложенный проект закона в рабочем порядке согласован со всеми заинтересованными силовыми ведомствами с учетом предложений, не меняющих концепцию закона. 21 сентября законопроект с доработанным финансово-экономическим обоснованием был направлен Минобороны в правительство Российской Федерации для его последующего внесения в Государственную думу в октябре текущего года в соответствии с планом законопроектной деятельности правительства Российской Федерации на 2013 год.
Размер ЕДВ
Согласно концепции законопроекта размер ЕДВ должен быть утвержден правительством Российской Федерации. Соответствующие предложения Минобороны уже подготовлены, согласованы заинтересованными федеральными органами исполнительной власти – МВД России, МЧС, ФСБ, ФСО, СВР, ГУСП.
При разработке подходов к определению размера ЕДВ я исходил, прежде всего, из принципа равенства прав военнослужащих вне зависимости от места прохождения военной службы, а также избранного места жительства. Этот принцип положен в основу подходов к определению целесообразности ЕДВ и стоимости квадратного метра.
Размер ЕДВ должен учитывать существующие реалии, соотноситься с нормой выплат по военной ипотеке, превосходить ее и определяться исходя из норматива стоимости одного квадратного метра жилой площади по Российской Федерации, установленного Госстроем России.
Также при определении ЕДВ необходимо учитывать число членов семьи военнослужащего, общую выслугу лет и наличие права на дополнительную площадь.
Практически получается некий симбиоз государственного жилищного сертификата и ипотеки. Таким образом, предлагаемый Минобороны подход к определению размера ЕДВ гарантированно позволит военнослужащему с общей выслугой 20 лет и составом семьи три человека приобрести жилое помещение по нормам, установленным законодательством, во всех субъектах Российской Федерации, в том числе новостройках города Москвы.
Процесс этот непростой. Недавно закончен определенный этап общения с Министерством финансов по этому вопросу. Несмотря на то, что законопроект Минфин согласовал, подходы к определению стоимости квадратного метра, а значит, и размера выделяемых денежных средств военнослужащим разнятся. Задача Минобороны – обеспечить военнослужащих наибольшей суммой для безболезненного решения жилищных проблем. Задача Министерства финансов – экономия денежных средств. Окончательного решения пока нет.
ЕДВ будут обеспечиваться военнослужащие, принимаемые на учет как нуждающиеся в жилье, с 1 января 2014 года. Тем военнослужащим, которые были поставлены на учет ранее этой даты, предложат квартиры. Если все пойдет так, как запланировано, задачу по обеспечению военнослужащих постоянным жильем к концу года должны выполнить.
Отдельный вопрос – согласие самих военнослужащих на приобретение жилья. Например, мы распределили 7100 квартир по Центральному федеральному округу, 37% военнослужащих жилье не удовлетворило. Причины отказов совершенно разные: неудобство, не устраивает этаж, инсоляция, северная сторона, хлопающая дверь.
В среднем военнослужащий ждет возможности получения жилья от Министерства обороны от пяти до семи лет – это страшная цифра. Мы прогнозируем, что ЕДВ как форма жилищного обеспечения будет востребована военнослужащими и позволит не ждать очереди, а получить выплату с момента принятия решения.
Принцип, который заложен в системе ЕДВ, один: военнослужащие независимо от места службы имеют равные права. Очень бы не хотелось, чтобы идея превратилась во что-то громкое и ненужное. Мы настроены на серьезный разговор и будем отстаивать свою позицию. Военнослужащие должны быть обеспечены необходимым жильем и по определенной цене. Мы не можем принять другую цифру, кроме той, что утвердил Госстрой. Она меняется раз в полгода. На второе полугодие 2013 года она составляет 34 350 рублей за квадратный метр.
Но мы идем по пути введения неких коэффициентов, которые зависят от состава семьи, выслуги военнослужащего (мы постарались так построить таблицу, чтобы заинтересовать военнослужащих в продолжении службы), получения ученой степени и пр. В настоящее время идет спор с Минфином за сотые доли этих показателей. Посмотрим, что будет дальше.
/Сергей Пирогов, полковник запаса, государственный советник РФ 2-го класса, vpk-news.ru/
10 лет календарный и 27 лет услуга вайенна служишший власти сержант мне не обспечьваеть хачу узнат пачему помогите
Должен быть уволен по одной из трех причин. 1. По возрасту 2. По состоянию здоровья 3. Или попал под сокрашение. Еще причиной может быть наличие оформленного на вас жилья.