Сегодня России целесообразно сосредоточить усилия на разработке и принятии на вооружение беспилотных летательных аппаратов самолетного типа авианосного базирования и малогабаритных БЛА вертолетного типа для кораблей класса крейсер и меньше, которые контролировали бы воздушную и надводную обстановку.
Последние два десятилетия со страниц военной прессы, а также других изданий, освещающих для широкого круга читателей проблемы современной вооруженной борьбы, не сходят публицистические и аналитические материалы, посвященные роли и месту в будущих войнах и вооруженных конфликтах беспилотных летательных аппаратов. Это неудивительно, поскольку их значение в современной вооруженной борьбе год от года растет.
В России создание отечественных беспилотных летательных аппаратов, отвечающих всем современным требованиям, является одной из важнейших задач текущего этапа развития Вооруженных Сил. Предполагается, что этот вид вооружения должен найти применение практически во всех видах ВС нашей страны.
Главнокомандующий ВМФ России адмирал Чирков, характеризуя перспективы развития корабельного состава нашего флота и его морской авиации, указывал, что беспилотные летательные аппараты должны стать одним из важнейших видов вооружения будущих кораблей основных классов. Это вполне соответствует общему направлению развития морской авиации передовых стран мира. Так, на вооружение палубной авиации США принимается беспилотный летательный аппарат, предназначенный для базирования на авианосцах США. Недавно прошли его успешные испытания с палубы авианосца.
Однако в открытой печати, как специальной, так и рассчитанной на широкий круг читателей, никаких публикаций, посвященных облику будущих беспилотных летательных аппаратов для нашего ВМФ, их возможным характеристикам, пока нет.
В этой связи весьма интересно проанализировать, каковы могут быть роль и место беспилотных летательных аппаратов в составе нашего ВМФ, какие задачи на них целесообразно возложить и соответственно какими тактико-техническими характеристиками они должны обладать.
Ниша беспилотников
Определяя роль и место беспилотных летательных аппаратов в системе вооружения ВМФ России, следует исходить из того, что они должны использоваться там, где применение пилотируемых летательных аппаратов невозможно или нецелесообразно. По крайней мере, на первом этапе развития этого вида вооружения.
Во-первых, беспилотники целесообразно применять для решения задач, сопряженных с высоким риском потерь авиации от воздействия сил и средств ПВО противника. Относительная простота беспилотников определяет их более низкую цену по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами.
Для современной вооруженной борьбы в воздухе особенно важно устранение риска потерь летного состава. Боеспособность группировок современной авиации в решающей степени определяется наличием подготовленного летного состава. Между тем на подготовку квалифицированного летчика необходимо более десяти лет, тогда как на производство одного летательного аппарата, даже самого сложного и дорогого, нужно максимум несколько недель.
Во-вторых, БЛА разумно использовать в интересах обеспечения деятельности таких кораблей, которые, не располагая возможностями базирования на борту достаточного количества летательных аппаратов, нуждаются для применения своего оружия в воздушной поддержке. Наличие на борту таких кораблей беспилотников позволит сделать их (и группы) независимыми от поддержки береговой авиации.
В-третьих, БЛА можно применять для решения относительно простых задач, позволяющих формализовать процессы выработки и принятия решения в ходе их выполнения и не требующих обязательного присутствия человека.
В-четвёртых, беспилотные летательные аппараты способны обеспечить более высокую оперативную напряженность их использования, чем пилотируемые. Поэтому они могут найти применение для решения таких задач, которые требуют действий авиации с высокой напряженностью в течение длительного времени.
Рассмотрим основные тактические и оперативные задачи, в ходе решения которых целесообразно применять беспилотные летательные аппараты.
Против надводных кораблей и катеров
Одной такой задачей является борьба с соединениями надводных сил противника, прежде всего авианосными. Для этого создаются разнородные ударные соединения, включающие надводные корабли, подводные лодки и морскую авиацию.
Главная ударная сила таких соединений – противокорабельные ракеты большой и средней дальности, применяемые с надводных кораблей, подводных лодок и самолетов морской авиации. Их использование на полную дальность возможно только при условии своевременного получения целеуказания от внешних источников.
Решающим условием успешности действий таких соединений является своевременное обнаружение авианосной группы противника и длительное слежение за ней, без чего весьма проблематично создать необходимое оперативное построение разнородного ударного соединения, позволяющего организовать одновременный удар групп кораблей и подводных лодок с разных направлений.
Для решения задач разведки и целеуказания современные российские океанские флоты располагают лишь несколькими единицами самолетов-разведчиков, а также атомными подводными лодками.
Между тем авианосные соединения вероятного противника обладают мощной ПВО, эшелонированной по глубине до 500 и более километров от ядра их боевого порядка. Поэтому, действуя одиночно или мелкими группами, самолеты-разведчики, оказавшись в дальней зоне ПВО такого соединения, под воздействием истребительной авиации противника будут быстро уничтожены и не смогут решить возлагаемые на них задачи.
Атомные подводные лодки для надежной классификации ордера противника должны будут войти как минимум в среднюю зону противолодочной обороны противника, откуда им еще предстоит периодически выходить на связь для передачи данных наведения или целеуказания. Это делает их весьма уязвимыми, а задачу обеспечения своевременными и точными разведданными боевых действий разнородных ударных соединений трудновыполнимой.
В этих условиях создание беспилотных летательных аппаратов, способных вести разведку соединений надводных кораблей противника в условиях противодействия ПВО (наряду с воссозданием системы морской космической разведки), является наиболее эффективным путем разрешения этой проблемы.
Такой беспилотный летательный аппарат самолетного типа должен иметь дальность полета не менее 2000–3000 км. Его радиоэлектронное вооружение должно включать мощную радиолокационную станцию, позволяющую обнаруживать надводные цели на дальности не менее 400–500 км, средства обнаружения истребителей, ракет класса «воздух-воздух» и «земля-воздух», радиоэлектронного подавления самообороны, а также дальней связи, дающие возможность передавать разведывательную информацию в реальном масштабе времени на корабли соединения.
Диапазон высот полета такого беспилотного летательного аппарата должен позволять ему действовать как на предельно малых высотах, так и в стратосфере, на высотах 25–30 км и выше. Это весьма затруднит действия против него истребительной авиации противника, а также позволит реализовать предельные дальности обнаружения надводных целей.
Такой беспилотный летательный аппарат за вылет (пять-шесть часов) сможет обследовать оперативно важный район площадью до 800 тысяч квадратных миль или обеспечить наблюдение за корабельным соединением противника и выдачу разведывательных данных о нем в течение двух-трех часов.
При возможной напряженности применения три-четыре вылета в сутки для решения задачи разведки корабельного соединения противника потребуется около четырех беспилотных летательных аппаратов. Масса одного беспилотника при использовании современных технологий и материалов может составить от 5–7 до 15–20 тонн в зависимости от дальности полета и состава радиоэлектронного вооружения. Соответственно он может базироваться на авианосце или на наземном аэродроме.
При таких габаритах и весе БЛА теоретически возможно запустить из пусковой установки ракетного комплекса типа «Базальт»/«Гранит». Однако возникает проблема его возврата на корабль. Без ее решения беспилотник станет фактически одноразовым – после первого же пуска он либо будет потерян, либо вынужден возвратиться на береговой аэродром (или авианосец).
Не менее важной задачей является разведывательное обеспечение борьбы с легкими силами противника, прежде всего его ракетными катерами. Особенности действий последних – из засады, внезапно, малыми группами в прибрежной зоне делают ключевой в организации противокатерной обороны задачу непрерывного контроля морского пространства на глубину до 200–300 километров от ордера надводных кораблей.
Существующими средствами группы надводных кораблей, особенно не располагающими возможностями группового базирования корабельной авиации, этого сделать не могут. Решить задачу способен малогабаритный беспилотный летательный аппарат вертолетного типа. При дальности полета 600–800 км и скорости патрулирования 100–120 км/ч БЛА на удалении 100–150 км сможет патрулировать два – четыре часа.
Если дальность бортовой РЛС позволит обнаруживать малоразмерные надводные цели на расстоянии до 100–150 км, то будет обеспечен контроль надводной обстановки на требуемом удалении на угрожаемых направлениях. При этом для обеспечения непрерывности наблюдения достаточно до четырех таких беспилотников на кораблях ордера.
Малые размеры и небольшое удаление от кораблей ордера районов патрулирования сведут к минимуму угрозу со стороны системы ПВО противника, а также существенно снизят требования к возможностям системы связи, которая должна передавать данные об обстановке на удалении до150 километров.
Соответственно габариты, в которых может быть выполнен такой беспилотник, будут относительно невелики – в пределах 500–700 килограммов. Это даст возможность иметь на каждом корабле классов эсминец, большой противолодочный и фрегат по два-три беспилотных летательных аппарата.
Могут быть использованы такие беспилотники и на кораблях классов корвет или малый ракетный корабль при одиночном базировании, что позволит создать полноценную боевую противокатерную систему на основе группы из трех-четырех кораблей, которые, используя свои беспилотники, смогут самостоятельно и своевременно обнаруживать группы ракетных катеров противника и наносить по ним упреждающие ракетные удары.
БПЛА в системе контроля воздушного пространства
Другой важнейшей задачей, которая может быть возложена на морские беспилотные летательные аппараты, является контроль воздушного пространства в интересах обеспечения ПВО корабельных соединений.
Для ввода в бой корабельной истребительной авиации из положения дежурства на палубе необходимо иметь возможность обнаружить авиагруппы противника на удалении не менее 600–700 км и обеспечить наведение на них истребителей. Это позволит ввести их в бой на удалении 250–300 км от охраняемых кораблей, то есть до рубежа пуска самолетами противника противокорабельных и противорадиолокационных ракет.
Сегодня эта задача в ВМФ России решается за счет использования самолетов ДРЛО и У берегового базирования А-50 и его модификаций или вертолетов ДРЛО и У корабельного базирования Ка-31. Первые из них могут участвовать в обеспечении ПВО корабельных соединений только в пределах ближней морской зоны. Вторые обладают весьма ограниченными возможностями по дальности обнаружения воздушных целей, времени и дальности патрулирования. Поэтому в дальней морской и океанской зонах полноценное радиолокационное поле в интересах применения корабельных истребителей создать не удается.
Проблема может быть решена с помощью беспилотных самолетов РЛД. Их функции в системе ПВО корабельного соединения целесообразно ограничить только обнаружением на большом удалении воздушных целей и наблюдением за ними с трансляцией этих данных на корабельные посты управления средствами ПВО и истребительной авиацией. Это позволит минимизировать объем радиоэлектронного оборудования на борту беспилотного летательного аппарата. Его бортовая РЛС должна обеспечивать обнаружение воздушных целей типа истребитель на таком удалении, чтобы дать возможность уклониться беспилотнику от атак истребителей противника, то есть составлять не менее 300–400 км. Дальность трансляции данных наблюдения на корабли должна быть не менее300 км.
Беспилотному летательному аппарату необходимо иметь такие скоростные данные, чтобы он мог уклониться от атак истребителей противника своевременным входом в зону действия своих сил и средств ПВО. Для этого достаточно иметь максимальную скорость до1000 км/ч. Продолжительность патрулирования на удалении 200–250 километров от корабля базирования должна составлять не менее двух-трех часов.
Средствами самообороны такой беспилотный летательный аппарат оснащать необязательно, поскольку его боевая устойчивость будет обеспечиваться в общей системе ПВО корабельного соединения. При подобных характеристиках для возможности непрерывного патрулирования двух таких беспилотных самолетов на угрожаемых направлениях необходимо иметь четыре-пять машин. Масса этого беспилотного самолета может составить не более 15 тонн, что определяет его базирование на авианосцах.
Использование такого самолета в составе авиагруппы авианосца имеет ряд преимуществ по сравнению с пилотируемыми самолетами. В числе важнейших из них следует отметить более высокую боевую устойчивость, устранение риска потерь летного состава при решении задач контроля воздушного пространства, сравнительно низкую стоимость, а также значительно меньшие занимаемые ими объемы корабельных ангаров, что позволит разместить на авианосце большее количество летательных аппаратов.
Еще одной важной задачей обеспечения ПВО корабельных соединений, особенно не включающих в свой состав авианосцы, является своевременное обнаружение групп атакующих средств воздушного нападения, следующих на малых и предельно малых высотах. Для своевременного ввода в действие максимального количества средств ПВО (исходя из известных по открытым источникам их тактико-технических характеристик и противокорабельных ракет противника) они должны быть обнаружены на удалении не менее 200–250 километров от ордера. Имеющиеся на вооружении надводных кораблей средства наблюдения за воздушным пространством не позволяют это сделать – их дальность обнаружения ограничена радиогоризонтом.
Решить сегодня эту задачу возможно за счет разработки и принятия на вооружение малогабаритного беспилотного летательного аппарата вертолетного типа. Его радиоэлектронное вооружение вполне может быть ограничено РЛС обнаружения воздушных целей с дальностью действия по маловысотным малоразмерным целям до 100–120 км и аппаратурой связи, обеспечивающей трансляцию информации о воздушной обстановке на удаление 150–200 километров.
Требования по дальности и продолжительности полета аналогичны тем, которые предъявлялись к малогабаритному беспилотнику для контроля надводной обстановки в интересах противокатерной обороны корабельных соединений. Это позволяет возложить эти две функции на один и тот же летательный аппарат.
Другие задачи, которые могут быть возложены на беспилотные летательные аппараты, не являются в настоящее время столь критичными. Поэтому сегодня целесообразно сосредоточить усилия на разработке и принятии на вооружение трех приоритетных типов беспилотных летательных аппаратов:
1. Самолетного типа авианосного базирования для воздушной разведки крупных корабельных соединений.
2. Самолетного типа авианосного базирования для контроля воздушной обстановки в дальней и средней зонах ПВО корабельных соединений.
3. Малогабаритный вертолетного типа для контроля воздушной и морской обстановки для кораблей класса крейсер и меньше.
В дальнейшем, по мере накопления опыта применения беспилотников и совершенствования технологий их создания возможна разработка широкого спектра таких летательных аппаратов не только разведывательного, но и ударного предназначения.
/Константин Сивков, доктор военных наук, vpk-news.ru/
Время БПЛА в виде самолетных и вертолетных клонов уходит. Будущее за ударными конвертопланами. Их нет до сих пор по той причине, что нет подходящих двигателей. Вернее не было, но уже есть. Одна маленькая компания разработала планетарный двигатель внешнего сгорания — идеальное решение для конвертопланов. Процесс пошел!
Не мню себя экспертом в данной области, но «погадаю на кофейной гуще».
Судя по прессе, ударные БПЛА, которые могли бы быть эффективны против противника, обладающего современными средствами ПВО и РЭБ, это пока далекая перспектива.
Сейчас БПЛА могли бы быть полезны, в первую очередь, как средства длительного патрулирования, разведки, для обеспечения поисково-спасательных операций и для ретрансляции узконаправленной радиосвязи.
При длительном патрулировании, не последним ограничивающим фактором является человек: ему требуется отдых, питание и санитарно-гигиенические процедуры. Для обеспечения приемлемых для человека условий работы, требуется достаточно много «обитаемого пространства» и это сильно влияет на компоновку аппарата, увеличивая парусность (как понимаю, очень важную для летательных аппаратов морского использования). Радиоэлектронное оборудование проще разместить в объемах аппарата, удовлетворяя противоречивым требованиям аэродинамики и радиолокационной незаметности. Наконец, экипаж (это 2-3 человека) немало весит, а это лишнее топливо.
БПЛА может десятки и даже сотни часов находиться в воздухе, а в центре управления спокойно сменяются операторы, находящиеся в комфорте и безопасности (что, наверняка положительно влияет на их способность к наблюдению). БПЛА можно использовать при погоде, при которой полеты пилотируемых аппаратов слишком опасны.
Такие БПЛА нужны не только военным: поисково-спасательные операции в океане, после катастроф самолетов и кораблекрушений тоже требуют длительных поисков. Так же они будут полезны экологам, исследователям океанов и рыбакам. Т.е. производителям будет выгодно создавать похожие по летным характеристикам аппараты двойного назначения (все зависит от состава средств наблюдения и требуемой степени радиолокационной незаметности БПЛА).